Программа составлена на основе Сборника нормативных документов Министерства образования Российской Федерации /Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2012 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.
Эта программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программ включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера»», «Проектная деятельность».
Кроме предложенных сборником разделов в рабочую программу «Технология» включён раздел «Информационные технологии», за счёт незначительных сокращений предложенных тем. В разделе «Информационные технологии» будут изучены различные средства телефонной связи, а также офисная оргтехника, использование которой крайне необходимо при дизайнерской, проектной деятельности и в дальнейшем профессиональном образовании школьника.
Обучение учащихся строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим образовательным линиям:
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. В процессе обучения рекомендуется активно использовать технические средства обучения для показа современных технологий и достижений техники: видеозаписи, мультимедиапродукты, ресурсы Интернета. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
Примерная программа разработана для обучения школьников 10-11 классов на 34 часа в год в каждом классе из расчёта 1час в неделю.
№ урока | Название темы урока | Кол – во часов на тему | Календарные сроки | Основные понятия, термины, вводимые на уроке | Виды контроля |
1 четверть |
Раздел 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры (2 часа) |
1.1 | Тема 1. Технологическая культура. Понятие «Технология» | 1 | | Технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция, наукоемкие технологии | Домашнее задание: §1стр. 6-11 |
1.2 | Тема 2. Технологические уклады. Связь технологий с наукой, техникой и производством. | 1 | | Домашнее задание: §1стр. 12-18 |
Раздел 2. Информационные технологии (8 часа) |
2.1 | Тема 1. Техника для телефонной связи. Телефонная связь в Арх. обл. и Холм. р-не Региональный компонент. | 1 | | Цифровые телефоны, аналоговые телефоны, радиотелефоны. | Домашнее задание: Записи в тетради |
2.2 | Тема 2. Мобильные средства связи Записи в тетради, работа с телефоном. | 1 | | Биппер, мобильный цифровой телефон, роуминг. | Домашнее задание: записи в тетради |
2.3 | Тема 3. Офисная оргтехника. Периферийное оборудование ПЭВМ | 1 | | Факсимильный аппарат, ксерокс, сканер, принтер, мультимедийное оборудование | Д/з Записи в тетради |
2.4 | Тема 4. Модем. Мультимедийное оборудование. Печатающие устройства. | 1 | | Модемы: встроенные, наружные, стационарные, переносные.Принтеры. | Домашнее задание: Записи в тетради |
2.5 | Тема 5. Сетевые коммуникации. Всемирная компьютерная сеть Internet | 1 | | Оптоволокно, телефонные линии.Интернет, работа в интернете. | Домашнее задание: Записи в тетради |
2.6 | Тема 6. Компьютерная поддержка в предпринимательстве. | 1 | | Локальная сеть и глобальная сеть. | Домашнее задание: Записи в тетради |
2.7 | Тема 7. Информационные технологии в маркетинге, в черчении, в производстве. | 1 | | Использование ПО на производстве одежды, в конструкторских бюро. | Домашнее задание: Записи в тетради, подготовка к Провер. Р. |
2 четверть |
2.8 | Тема 8. Проверочная работа № 1 | 1 | | | Контрольная работа № 1 «Информационные технологии» |
Раздел 3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.(3 часа) |
3.1 | Тема 1. Энергетика и энергоресурсы. | 1 | | ТЭС, ГРЭС, ГЭС, АЭС, захоронение отходов, метод кальцинации. | Домашнее задание: § 2 стр. 21-26, подготовить сообщ. об эл. станциях. |
3.2 | Тема 2. Промышленные технологии и транспорт на примере Архангельской области. Региональный компонент. | 1 | | Природные ресурсы; промышленные, транспортные, сельскохозяйственные предприятия; коэффициент использования материалов; парниковый эффект, озоновая дыра, фреон. | Домашнее задание: Записи в тетради §2 стр. 26-33 |
3.3 | Тема 3. Сельское хозяйство в системе природоиспользования. | 1 | | Экстенсивный и интенсивный путь развития сельского хозяйства, альтернативное земледелие, нитраты, диоксины, пестициды. | Домашнее задание: §2 стр. 33-38 |
Раздел 4. Природоохранные технологии (3 часа) |
4.1 | Тема 1. Применение экологически чистых и безотходных производств в Арх. обл. и в Холм. р-не. Региональный компонент. | 1 | | Мониторинг, экологическая экспертиза, утилизация, устойчивое развитие, безотходные технологии, экологизация сельского хозяйства, закисление вод, биоиндикация. | Д/з § 3 стр.39-48, записи в тетради |
4.2 | Тема 2. Использование альтернативных источников энергии. Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире. | 1 | | СЭС, геотермальная энергия, термоядерная реакция, энергия волн и течений, нетрадиционные источники энергии, биогазовые установки. | Домашнее задание: §3 стр. 48-57 |
4.3 | Тема 3. Проверочная работа № 2 | 1 | | Устойчивое развитие неэгоцентрическое экологическое сознание, экологическая мораль. | Контрольная работа № 2 «Промышленные и природоохранные технологии» |
3 четверть |
Раздел 5. Перспективные направления развития современных технологий (9 часов) |
5.1 | Тема 1. От резца до лазера. Новые универсальные технологии. | 1 | | Гальванопластика, гальваностегия, электронно-ионная технология, магнитная очистка, индукционный нагрев, электродуговая сварка, контактная сварка, электроискровая обработка токопроводящих материалов(электроэррозия) | Домашнее задание: § 4 стр.57-58 |
5.2 | Тема 2. Современные электротехнологии. | 1 | | Домашнее задание: §4стр.65 |
5.3 | Тема 3. Лучевые технологии | 1 | | Лазерная обработка, электронно-лучевая сварка, резание и прошивка, электронно-лучевая плавка. | Домашнее задание: § 4 стр. 66-68 |
5.4 | Тема 4. Ультразвуковые технологии | 1 | | Ультрозвуковая размерная обработка, ультрозвуковая сварка, ультрозвуковая очистка, ультрозвуковая дефектоскопияю | Домашнее задание: § 4 стр. 68-70 |
5.5 | Тема 5. Плазменная обработка. | 1 | | Напыление и наплавка, плазменная резка и сварка; плазменные технологии в порошковой металлургии, плазменно-механическая обработка. | Домашнее задание: § 4 стр.70-75 |
5.6 | Тема 6. Нанотехнологии | 1 | | Нанотехнологии, наноматериал, ассемблер, дизассемблер, нанотехника. | Домашнее задание: §4 стр.75-79 |
5.7 | Тема 7. Новые принципы организации современного производства | 1 | | Волоконная оптика, лазерная технология, электронно-лучевая технология, плазменные технологии, микропроцессор, автомат, автоматика, автоматизация производства, гибкое автоматизированное производство, АСУТП. | Домашнее задание: § 4 стр. 79-81 |
5.8 | Тема 8. Автоматизация технологических процессов | 1 | | Домашнее задание: § 4 стр. 81-86 |
5.9 | Тема 9. Проверочная работа № 3 | 1 | | | Контрольная работа № 3 «Современные технологии» |
Раздел 6. Методы решения творческих задач ( 9 часов) |
6.1 | Тема 1. Понятие творчества. Творческий процесс. | 1 | | Изобретение, патент, формула изобретения, критерии патентоспособности, товарный знак и знак обслуживания. | Домашнее задание: § 1 стр. 87-90 |
4 четверть |
6.2 | Тема 2. Защита интеллектуальной собственности | 1 | | Полезная модель, промышленный образец, интеллектуальная собственность, рационализаторское предложение, логические и эвристические методы решения задач. | Домашнее задание: § 1 стр. 90-96 |
6.3 | Тема 3. Мозговая атака | 1 | | Мозговой штурм, генераторы идей, аналоги, инверсия, фантазия, эмпатия, «диверсионный метод», обратная мозговая атака, метод контрольных вопросов, синектика, синектор. | Домашнее задание: §2 стр. 97-100 |
6.4 | Тема 4. Метод обратной мозговой атаки | 1 | | Домашнее задание: § 2 стр. 100-102 |
6.5 | Тема 5. Метод контрольных вопросов | 1 | | Домашнее задание: §2 стр. 103-105 |
6.6 | Тема 6. Синектика | 1 | | Домашнее задание: § 2 стр. 105-109 |
6.7 | Тема 7. Морфологический анализ | 1 | | Морфологический (типологический) анализ, морфологический ящик (матрица) функционально-стоимостный анализ (ФСА), поиск скрытых резервов. | Домашнее задание: §3стр.109-115 |
6.8 | Тема 8. Эвристические методы, основанные на ассоциации | 1 | | Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объекта. | Домашнее задание: §4 стр. 116-121 |
6.9 | Тема 9. Урок-обобщение изученного за год материала. Тест. | 1 | | | Контрольная работа № 4 «Современные технологии» Тест. |
ИТОГО: | 34 | Контрольных работ: | 4 |
По плану: ВСЕГО: 34 часа.
Контрольных проверочных работ – 4 часа.
Региональный компонент – 3 часа.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются: