ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету технология разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ , требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) и на основе примерного учебного плана 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год (письмо Департамента образования и науки Брянской области от 27.04.2018г. № 4117–04-О), учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» города Брянска на 2018–2019 учебный год, авторской программы для общеобразовательных учреждений по технологии ( «Школа России» Роговцева Н. И. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. /Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.- М.:Просвещение,2014.).
Количество часов:всего 34 ч., в неделю 1 час .
ЦЕЛИ
-Приобретение личного опыта как основы обучения и познания. - Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими представлениями, технико-технологическими способностями и проектной деятельностью. - Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способности не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование способности планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе введения текста с помощью клавиатуры, фиксации (записи) в цифровой форме измеряемых величин и анализа изображения, звуков, подготовка своего выступления и выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение способностью смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: - Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. -Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.–Развитие способности к самообслуживанию; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;- Использование приобретенных результатов и способов действий для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.- Приобретение первоначальных представлений о правилах создания предметной и информационной среды и способностей применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия жизни разных народов.Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для самообслуживания в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов ( В начальной школе учащимися могут использоваться любые доступные в обработке экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), а также материалы, применяемые в декоративно-прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.). Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов ( названия используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей , сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. 4. Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков и фотографий из ресурса компьютера, программы Word.
Процесс обучения в начальной школе строится по учебно-методическому комплекту:
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. Технология. Учебник. 2класс.-М.:Просвещение
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.-М.:Просвещение
Тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе (теме) | Название раздела, темы урока | Контроль-ные работы | Практиче-ские, лабораторные работы | Дата | Домашнее задание |
по плану | факти- чески |
| | Введение (1 час.) | | | | | |
1. | 1. | ТБ на уроках технологии. Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. | | | | | |
| | Человек и земля (23 час.) | | | | | |
2. | 1. | Земледелие. Практическая работа № 1: «Выращивание лука». Посуда. Изделие: Корзина с цветами. | | Практическая работа № 1: «Выращивание лука». | | | |
3. | 2. | Стартовый контроль | Стартовый контроль | | | | |
4. | 3. | Работа с пластичными материалами (пластилин) Изделие: Семейка грибов на поляне | | Практическая работа № 2: «Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые». | | | |
5. | 4. | Работа с пластичными материалами (тестопластика). Изделие: «Игрушка из теста». | | | | | |
6. | 5. | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) Проект «Праздничный стол» | | | | | |
7. | 6. | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше | | | | | |
8. | 7. | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись» | | | | | |
9. | 8. | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин). Дымковская игрушка | | | | | |
10. | 9. | Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование) Матрешка из картона и ткани | | | | | |
11. | 10. | Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Пейзаж «Деревня». | | | | | |
12. | 11. | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Практическая работа № 3:«Домашние животные». Игрушка «Лошадка» | | Практическая работа № 3: «Домашние животные» | | | |
13. | 12. | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы».Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» | | | | | |
14. | 13. | Промежуточный контроль | Промежуточный контроль | | | | |
15. | 14. | Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц | | | | | |
16. | 15. | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба» | | | | | |
17. | 16. | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Практическая работа № 4: «Наш дом». | | Практическая работа № 4: «Наш дом». | | | |
18. | 17. | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Композиция «Русская печь» | | | | | |
19. | 18. | Ткачество. Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Коврик. | | | | | |
20. | 19. | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Стол и скамья. | | | | | |
21. | 20. | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица» | | | | | |
22. | 21. | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы для Ани и Вани. | | | | | |
23. | 22. | Работа с ткаными материалами. Шитье. Кошелек. | | | | | |
24. | 23. | Вышивка. Виды швов и стежков для вышивания. | | | | | |
| | Человек и вода ( 3 час.) | | | | | |
25. | 1. | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка» | | | | | |
26. | 2. | Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум» | | | | | |
27. | 3. | Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Композиция «Русалка» | | | | | |
| | Человек и воздух (3 час.) | | | | | |
28. | 1. | Птица счастья. Работа с бумагой: складывание, сгибание. Оригами «Птица счастья» | | | | | |
29. | 2. | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Изделие: «Ветряная мельница».Работа с фольгой. Изделие: «Флюгер» | | | | | |
30. | 3. | Промежуточная аттестация. | Промежуточная аттестация. | | | | |
| | Человек и информация (3 час.) | | | | | |
31. | 1. | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном Изделие: «Книжка-ширма». | | | | | |
32. | 2. | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 5: «Ищем информацию в Интернете». | | Практическая работа № 5: «Ищем информацию в Интернете». | | | |
33. | 3. | Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. | | | | | |
| | Заключительный урок ( 1 час.) | | | | | |
34. | 1. | Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?» | | | | | |