Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования с изм. на 23.06.2015г.;
«Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение» под редакцией В. Д. Симоненко — М.: ―Просвещение, 2012; Учебник: «Технология. 10 – 11 классы», авторы Симоненко и др., М.: «Дрофа», 2015г.
Программа в 11 классе рассчитана на изучение технологии 1 час в неделю, всего 34 часа, 6 из которых, отведены на изучение национально-регионального компонента.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
Профессиональное самоопределение и карьера (25 часов) |
1 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства П. р. № 1 «Определение целей, задач своей будущей профессиональной деятельности» | Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда | Знать: • определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; • сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; •перспективы экономического развития региона; •отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: • приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру, развивать способность комплексного видения проблем, стоящих перед человечеством. |
2 | Специализация и формы разделения труда | Знать: • определения понятий «разделение труда», «специализация труда»; • сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»; • формы разделения труда, сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»; • формы современной кооперации труда. Уметь: • анализировать формы разделения труда на конкретном примере; •приводить примеры разделения и специализации труда; • анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии. |
3 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности |
4 | Предприятия и их объединения | Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. | Знать: • определения понятий «предприятие», «объединение предприятий»; • виды предприятий по классификациям; • классификацию предприятий; • виды хозяйственных объединений; • цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Уметь: • приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона раз личных видов | Умение находить нужную информацию, работать в группах Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
5 | Юридический статус современных предприятий | Знать: • определения понятий «юридический статус», «юридическое лицо»; • формы руководства предприятиями; • виды предприятий различных форм собственности. Уметь: • объяснять отличия различных видов предприятий |
6 | Предприятия Удмуртия | Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. | Знать: • предприятия Удмуртии Уметь: • приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона раз личных видов | Воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру, развивать способность комплексного видения проблем, стоящих перед человечеством. |
7 | Предпринимательство | Знать: • определение понятия «предпринимательство» • виды и формы предпринимательской деятельности Уметь: • определять качества для занятия предпринимательством | Умение находить нужную информацию, работать в группах Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. |
8 | Процесс профессиональной деятельности | Знать / понимать: что такое профессиональная деятельность, её цели и функции; что является факторами успеха в профессиональной деятельности; понятия разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; различие между понятиями профессии и специальности; понятие перемены труда |
9 | Нормирование и оплата труда | Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). | Знать: • определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»; • методы установления норм. Уметь: • выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ | Развивать умение устных выступлений. Уметь отвечать на вопросы. Умение находить нужную информацию, работать в группах |
10 | Система оплаты труда П. р. № 2 «Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий» | Знать: • определение понятия «оплата труда»; • сущность основных форм оплаты труда. Уметь: • сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; • определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; • выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности |
11 | Культура труда и профессиональная этика. Понятие «культура труда» П. р. № 3 «Анализ учебного дня и повышение эффективность учёбы» | Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. | Знать: • сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»; • определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация труда»; • основные компоненты культуры труда; • роль менеджмента в деятельности организаций; •возможные варианты повышения качества то варов и услуг | Развивать умение устных выступлений. Уметь формулировать и отвечать на вопросы. |
12 | Профессиональная этика | Знать: • определения понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика»; • общие нормы профессиональной этики | Умение находить нужную информацию, работать в парах Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. |
13 | Профессиональное становление личности. Этапы профессионального становления | Знать / понимать: основные этапы профессионального становления; значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»; сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»; из чего складывается профессиональная подготовка. Уметь: планировать будущую профессиональную карьеру; правильно оценивать собственные профессиональные данные |
14 | Профессиональная карьера П. р. № 4 «Составление плана своей будущей профессиональной карьеры» |
15 | Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий П. р. № 5 «Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности» | Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. | Знать: • определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»; • способы изучения конъюнктуры рынка труда; • особенности регионального рынка труда; • функции Центра занятости населения. • наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда. Уметь: • объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда; • находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда | Воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру, развивать способность комплексного видения проблем, стоящих перед человечеством. |
16 | Анализ рынка труда в России |
17 | Анализ рынка труда в Удмуртской Республике П. р. № 6 «Рынок труда в УР» |
18 | Популярные профессии УР |
19 | Редкие профессии |
20 | Новые профессии |
21 | Виды профессионального образования П. р. № 7 «Изучение регионального рынка образовательных услуг» | Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений. | Знать: • виды и формы получения профессионального образования; • особенности регионального рынка образовательных услуг; • источники информации о рынке образовательных услуг. Уметь: • находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями УР | Развивать умение устных выступлений. Уметь отвечать на вопросы. Умение находить нужную информацию, работать в парах |
22 | Высшие учебные заведения Удмуртии |
23 | Средние специальные учебные заведения Удмуртии |
24 | Трудоустройство. С чего начать? Профессиональное резюме | Знать: • определения понятий «самопрезентация», «резюме»; • формы самопрезентации; • структуру и содержание резюме; •виды резюме. Уметь: • составлять резюме, используя различные его виды | Умение находить нужную информацию, работать в парах |
25 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства П. р. № 8 «Автобиография. Резюме» |
Творческая проектная деятельность (9 часов) |
26 | Проектная деятельность | Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда. Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг. | Знать: • сущность проектной деятельности; • типы проектов; • основные этапы выполнения проектов; • содержание этапов выполнения проекта. Уметь: • формулировать проблему проекта; • обосновывать актуальность проблемы; • формулировать тему проекта; • обосновывать тип проекта | Планировать деятельность по учебному проектированию; формировать банк идей для своего проектируемого изделия; графически оформлять идеи проекта. |
27 | Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» П. р. № 9 «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» | Уметь: • формулировать задачи проекта; • планировать проектную деятельность; • определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; • выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; • разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; • обосновывать выбор базового варианта проекта | Формировать умение планировать свою работу по выполнению творческого проекта. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности |
28 | Выбор объекта проектирования П. р. №10 «Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта» | Уметь: определять выбор наиболее удачного варианта проектированного изделия на основан анализа; формировать требование к объекту проектирования; делать выбор для проектированного изделия; делать выбор наиболее удачного варианта проектированного изделия Знать: проектную документацию, стандартизацию, как необходимое условие промышленного проектирования; технологический процесс проектируемого изделия. правила составления технологической карты требование эргономики и эстетики при организации рабочего места. правила техники безопасности. критерии оценки выполнения и защиты проекта, форму презентации анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку | Уметь проводить самостоятельный поиск необходимой информации. |
29 | Оформление проектной документации | Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности |
30 | Организация технологического процесса П. р. № 11 «Составление технологической карты» | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять главное и обобщать. |
31 | Организация рабочего места П. р. № 12 «Схема рабочего места» | Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, другими источниками, выделять главное и обобщать. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности |
32 | Оформление проекта | Знать: • требования к оформлению пояснительной записки проектной работы. Уметь: • оформлять пояснительную записку своего проекта |
33 | Анализ результатов проектной деятельности. | |
34 | Защита проектов П. р. № 13 «Защита проектов» | Знать: • возможные формы презентации; • особенности восприятия вербальной и визуальной информации; • методы подачи информации при презентации. Уметь: • определять цели презентации; • выбирать форму презентации; • использовать технические средства в процессе презентации; • лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта | Развивать умение устных выступлений. Уметь отвечать на вопросы. |
влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000. -191с.
2. Технология профессионального успеха: учеб. Для 10-11 кл. / (В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.); под ред. С.Н. Чистяковой. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 141 с.
3. Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобр. учреждений / Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин. - М.: Просвещение, 2005. - 159с.
4. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004. -176 с.
5. Технология: базовый уровень: 10-11 класс / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана- Граф, 2013. -224 с.
1. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-191с.
2. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004. -176 с.
3. Технология: базовый уровень: 10-11 класс / Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана- Граф, 2013. -224 с.
4. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев/ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана- Граф, 2001. – 176 с.