_____________Е.А. Чернышева
Программа разработана на основе авторской программы основного общего образования программы по технологии (базовый уровень) Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко для 10-11 класса общеобразовательной школы. Издательство: Вентана-Граф 2013г.
Преподавание учебного предмета «Технология» в 2017 – 2018 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). 6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). 9. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
10. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
11. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09. 2013 года».
12. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 05.11.2015 года № 5758 «Об утверждении организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае».
13. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенные в реестр образовательных программ, одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/
Данная рабочая программа по технологии разработана на основе авторской программы основного общего образования по технологии Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. Вентана-Граф 2013г.
Программа предполагает двухлетнее обучение ( в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета в каждом классе 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
1 Производство, труд и технологии (8 часов)
1.1 Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (8 часов)
1.1.1Влияние технологий на общественное развитие (1 час)
Основные теоретические сведения: технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения; понятие о технологической культуре; взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды] взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Практические работы: ознакомление с деятельностью производственного предприятия; анализ технологий, структуры и организации производства.
Варианты объектов труда: промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.
1.1.2 Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (1 час)
Основные теоретические сведения: взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии, рынка товаров и услуг; научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий; современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс; современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства; современные технологии строительства; современные технологии легкой промышленности и пищевых производств; современные технологии производства сельскохозяйственной продукции; автоматизация и роботизация производственных процессов; современные технологии сферы бытового обслуживания; характеристика технологий в здравоохранении, образовании, массовом искусстве и культуре; сущность социальных и политических технологий; возрастание роли информационных технологий.
Практические работы: ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.
Варианты объектов труда: описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.
1.1.3Технологическая культура и культура труда (1 час)
Основные теоретические сведения: технологическая культура в структуре общей культуры; технологическая культура общества и технологическая культура производства; формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве; основные составляющие культуры труда работника; научная организация как основа культуры труда; основные направления научной организации труда (разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места); эстетика труда.
Практические работы: оценка уровня технологической культуры на одном из предприятий или в одной из организаций; характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.
Варианты объектов труда: рабочие места представителей различных профессий; рабочее место учащегося.
1.1.4 Производство и окружающая среда (1 час)
Основные теоретические сведения: хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды; основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды; рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности] методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду (применение экологически чистых и безотходных технологий); утилизация отходов.
Практические работы: выявление источников экологического загрязнения окружающей среды; оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов; изучение вопросов утилизации отходов; разработка проектов по использованию или утилизации отходов.
Варианты объектов труда: окружающая среда в классе, школе, поселке; измерительные приборы и лабораторное оборудование; изделия, полученные с применением отходов производства или бытовых отходов.
1.1.5 Рынок потребительских товаров и услуг (1 час)
Основные теоретические сведения: особенности рынка потребительских товаров и услуг; субъекты рынка товаров и услуг; законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя; основные положения законодательства о правах потребителя и производителя; сертификация изделий и услуг; маркировка продовольственных и промышленных товаров; потребительские качества продовольственных и промышленных товаров; методы оценки потребительских качеств товаров и услуг; правила приобретения и возврата товаров; электронная коммерция в системе Интернету значение страхования в современном обществе; виды страхования; обязательное страхование; развитие системы страхования в России; страхование при выезде за пределы России; страхование жизни и имущества; выбор страховой компании.
Практические работы: ознакомление с основными положениями Закона РФ «Об охране прав потребителей»; чтение маркировки различных товаров; изучение рынка товаров и услуг в Интернете.
Варианты объектов труда: этикетки различных товаров; информация в сети Интернет.
2 Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (13 часов)
2.1 Проектирование в профессиональной деятельности (1 часа)
Основные теоретические сведения: значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции; инновационные продукты и технологии; основные стадии проектирования технических объектов (техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация); роль экспериментальных исследований в проектировании.
Практические работы: определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.
Варианты объектов труда: объекты инновационной деятельности (оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.).
2.2 Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (1 часа)
Основные теоретические сведения: определение цели проектирования; источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования; методы сбора и систематизации информации; источники научной и технической информации; оценка достоверности информации; эксперимент как способ получения новой информации; способы хранения информации; проблемы хранения информации на электронных носителях; использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов; бизнес-план как способ экономического обоснования проекта; технические требования и экономические показатели; стадии и этапы разработки; порядок контроля и приемки.
Практические работы: проведение опросов и анкетирования; моделирование объектов; определение требований и ограничений к объекту проектирования.
Варианты объектов труда: объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.
2.3Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (1час)
Основные теоретические сведения: виды нормативной документации, используемой при проектировании; унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство; учет требований безопасности при проектировании; состав проектной документации; согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Практические работы: определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.
Варианты объектов труда: эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения; учебные задачи.
2.4 Введение в психологию творческой деятельности (4 час)
Основные теоретические сведения: виды творческой деятельности; влияние творческой деятельности на развитие качеств личности; понятие о психологии творческой деятельности; роль подсознания; «психолого-познавательный барьер»; пути преодоления психолого-познавательного барьера; раскрепощение мышления; этапы решения творческой задачи; виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Практические работы: выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.
Варианты объектов труда: творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения; сборники учебных заданий и упражнений.
2.5 Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (1 час)
Основные теоретические сведения: выбор целей в поисковой деятельности; значение этапа постановки задачи; метод «букета проблем»; способы повышения творческой активности личности; преодоление стереотипов; ассоциативное мышление; цели и правила проведения мозгового штурма (атаки); эвристические приемы решения практических задач; метод фокальных объектов; алгоритмические методы поиска решений; морфологический анализ.
Практические работы: применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.
Варианты объектов труда: проектные задания школьников; сборники учебных заданий и упражнений.
2.6 Анализ результатов проектной деятельности (1 час)
Основные теоретические сведения: методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности; экспертная оценка; проведение испытаний модели или объекта; оценка достоверности полученных результатов.
Практические работы: анализ учебных заданий, подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.
Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий и упражнений.
2.7 Презентация результатов проектной деятельности (1 час)
Основные теоретические сведения: определение целей презентации; выбор формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презентации.
Практические работы: подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности; компьютерная презентация.
Варианты объектов труда: объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий и упражнений.
3 Творческая, проектная деятельность (13 часов)