СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по шахматному кружку "Белая ладья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по шахматному кружку "Белая ладья"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЗДВИНСКОГО РАЙОНА


Принято: Утверждено:

протокол №____ от « ___»_________ г. приказ №____от « ___»_________г.

заседания директор МКОУ ДО ДДТ

педагогического Совета Здвинского района

МКОУ ДО ДДТ Здвинского района _______________Г.Ю.Комарова








Дополнительная общеразвивающая программа

«Белая ладья»

















Составитель программы:

Рубцов Николай Алексеевич

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории








2019

  1. Полное наименование: Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья»

  2. Публичное наименование: Программа шахматного кружка «Белая ладья».

  3. Краткое описание: Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

  4. Продолжительность всей программы: 3 года обучения.

  5. Возраст: от 9 до 16 лет

  6. Размер группы: 12 человек.

  7. Форма обучения: очная.

  8. Адрес проведения: НСО, Здвинский район, село Нижний Чулым, улица Школьная 4. ( МКОУ Нижне – Чулымская СОШ).

  9. Описание: В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,  но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Шахматы учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

  1. Учебный план:

Первый год обучения(144 часа):

1.Организационное занятие. Шахматы – спорт, наука, искусство – 4 часа;

2.Шахматная доска и фигура – 4 часа;

3.Ходы и взятие фигур - 16 часов;

4. Первоначальные понятия – 14 часов;

5.Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат – 20 часов;

6.Запись шахматных ходов – 12часов;

7.Ценность шахматных фигур – 14часов;

8.Нападение и защита, размен – 16 часов;

9. Дебют – 10 часов;

10.Общие принципы разыгрывания дебюта – 12 часов;

11. Сеансы одновременной игры – 12 часов;

12. Соревнования – 10 часов.



Второй год обучения(144 часа):

1.Вводное занятие. Шахматы – спорт, наука, искусство – 4 часа;

2. Тактика игры – 16часов;

3. Стратегия игры -16 часов;

4. Эндшпиль -16 часов;

5. Дебют.- 16 часов;

6. Миттельшпиль -16 часов;

7. Конкурсы решений задач и этюдов – 20 часов;

8. Сеансы одновременной игры – 16 часов;

9. Соревнования – 20 часов;

10. Итоговое занятие – 4 часа.


Третий год обучения(144 часа):


1.Вводное занятие. Шахматы – спорт, наука, искусство – 4 часа;

2. Тактика игры – 18часов;

3. Стратегия игры -18 часов;

4. Эндшпиль -18 часов;

5. Дебют.- 18 часов;

6. Конкурсы решений задач и этюдов – 20 часов;

7. Сеансы одновременной игры – 24 часов;

8. Соревнования – 20 часов;

9. Итоговое занятие – 4 часа.

11. Цель программы: – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы, формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.

Задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры. Обучающие: познакомить с историей шахмат, дать учащимся теоретические знания по  шахматной  игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения. Воспитывающие: привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, научить
анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества
решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно, научить уважать соперника. Развивающие: развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности, ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.




12.Ожидаемые результаты:

«В результате реализации программы обучающиеся будут знать: технику безопасности во время занятий, название фигур, расстановку фигур, правила игры и турнирного поведения, историю развития шахмат. Основные шахматные определения, историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира, как разыгрываются основные дебюты и окончания правила проведения соревнований.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: решать простейшие шахматные задачи, применять полученные теоретические знания на практике, видеть и осознавать свои ошибки, записывать шахматные партии, играть в шахматы, нормы этикета при игре в шахматы.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

Личностные результаты :

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


13.Материально – техническая база:

  1. Комплекты  шахматных  фигур с досками – 10 шт.

  2. Магнитная шахматная доска с шахматными фигурами

  3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

  4. Компьютер

  5. Диски с шахматными играми: «Гроссмейстер», «Шахматист» и др. 

14.Преподаватель: Рубцов Николай Алексеевич

Квалификационная категория: высшая

Номер приказа, от какого числа приказ по категории: №10-АК, от 22.06.2016

С какого числа установлена категория: 14.06. 2016г.

Курсы повышения квалификации: сентябрь 2017 год НИПКиПРО.

15.Расписоние:

Вторник, Четверг с 17.00 до 18.40, от 9 до 16 лет, 144 часа в год.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!