СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по шахматам

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по шахматам»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Ломовка муниципального района Белорецкий район РБ

 

Рассмотрено

на заседании МО


Руководитель МО

_____О.В.Баукина        

Протокол №  ___ от «___»_____2022г.

 

 

Согласовано

 

Зам. директора по ВР

 _____С.П.Заболотских

«___»_____2022г.



Утверждаю

 

Директор 

_______ Э.Р.Камалов

Приказ № ___ от «___»_____2022г.



Рабочая программа внеурочной деятельности

по шахматам на базе «Точка роста» МОБУ СОШ с. Ломовка

на 2022/2023 учебный год 



Класс: 3а

Всего часов: 35ч

Часов в неделю: 1 час

Составил: педагог по шахматам

Косарева Виктория Петровна



Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № ____________ от «__» __________2022г.

Пояснительная записка.



Рабочая программа курса «Шахматы» для 2-10 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. Примерной программы по шахматам.

3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 2-10 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

- Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);

-  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-  приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г «О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г  № 1897» с изменениями и дополнением;



Цель учебного предмета «Шахматы»:

  1. равномерное развитие логического и физическогоинтеллекта детей.

  2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальноеразвитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи преподавания шахмат в школе:

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиямшахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.


Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.


Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств иповышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.


Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.





Описание места учебного предметы в учебном плане.





Программа разработана для учащихся 2–10 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 340 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа.



Учебно-тематический план



2 -10 класс

Содержание программного материала

часы

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

21ч

2

Практико- соревновательная деятельность

13ч


Итого

34 ч.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета


Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоенияпрограммного материала.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральнойдецентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.


Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.


Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебнойзадачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемытворческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логическихдействий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.


Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.


Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опытобучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.




























Содержание учебного предмета



3класс

Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)

Сведения из истории шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (13ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

















Календарно – тематическое планирование

Модуль 3 класс

п/п

Тема

Дата план

Дата факт

1.

Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований.

7.09


2.

Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение)

14.09


3.

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

21.09


4.

Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах»

28.09


5.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

5.10


6.

Тактический прием «завлечение»

12.10


7.

Тактический прием «отвлечение»

19.10


8.

Тактический прием «уничтожение защитой»

26.10


9.

Тактический прием «спертый мат»

9.11


10.

Сочетание тактических приемов

16.11


11.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

23.11


12.

Борьба за инициативу

30.11


13.

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

7.12


14.

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

14.12


15.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

21.12


16.

Шахматный турнир

28.12


17.

Шахматный турнир

11.01


18.

Шахматный турнир

18.01


19.

Шахматный турнир

25.01


20.

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

1.02


21.

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

8.02


22.

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

15.02


23.

Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова

22.02


24.

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

1.03


25.

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

15.03


26.

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

22.03


27.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

5.04


28.

Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

12.04


29.

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

19.04


30.

Шахматный турнир

26.04


31.

Шахматный турнир

3.05


32.

Шахматный турнир

10.05


33.

Шахматный турнир

17.05


34.

Шахматный праздник

24.05


35

Шахматный праздник





Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017

  2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017

  3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2017

  4. Трофимова А. Секреты мастерства для юных шахматистов.

  5. Ботвинник М. К достижению цели




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!