Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Ломовка муниципального района Белорецкий район РБ
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _____О.В.Баукина Протокол № ___ от «___»_____2022г. | Согласовано Зам. директора по ВР _____С.П.Заболотских «___»_____2022г. | Утверждаю Директор _______ Э.Р.Камалов Приказ № ___ от «___»_____2022г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по шахматам на базе «Точка роста» МОБУ СОШ с. Ломовка
на 2022/2023 учебный год
Класс: 3а
Всего часов: 35ч
Часов в неделю: 1 час
Составил: педагог по шахматам
Косарева Виктория Петровна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ____________ от «__» __________2022г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Шахматы» для 2-10 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. Примерной программы по шахматам.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 2-10 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г № 1897» с изменениями и дополнением;
Цель учебного предмета «Шахматы»:
равномерное развитие логического и физическогоинтеллекта детей.
формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальноеразвитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиямшахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств иповышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
Описание места учебного предметы в учебном плане.
Программа разработана для учащихся 2–10 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 340 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа.
Учебно-тематический план
2 -10 класс
№ | Содержание программного материала | часы |
1 | Теоретические основы и правила шахматной игры | 21ч |
2 | Практико- соревновательная деятельность | 13ч |
| Итого | 34 ч. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоенияпрограммного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральнойдецентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебнойзадачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемытворческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логическихдействий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опытобучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Содержание учебного предмета
3класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Календарно – тематическое планирование
Модуль 3 класс
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт |
1. | Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований. | 7.09 | |
2. | Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение) | 14.09 | |
3. | Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | 21.09 | |
4. | Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах» | 28.09 | |
5. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 5.10 | |
6. | Тактический прием «завлечение» | 12.10 | |
7. | Тактический прием «отвлечение» | 19.10 | |
8. | Тактический прием «уничтожение защитой» | 26.10 | |
9. | Тактический прием «спертый мат» | 9.11 | |
10. | Сочетание тактических приемов | 16.11 | |
11. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 23.11 | |
12. | Борьба за инициативу | 30.11 | |
13. | Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля | 7.12 | |
14. | Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля | 14.12 | |
15. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 21.12 | |
16. | Шахматный турнир | 28.12 | |
17. | Шахматный турнир | 11.01 | |
18. | Шахматный турнир | 18.01 | |
19. | Шахматный турнир | 25.01 | |
20. | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | 1.02 | |
21. | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | 8.02 | |
22. | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | 15.02 | |
23. | Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова | 22.02 | |
24. | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой | 1.03 | |
25. | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | 15.03 | |
26. | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | 22.03 | |
27. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 5.04 | |
28. | Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | 12.04 | |
29. | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | 19.04 | |
30. | Шахматный турнир | 26.04 | |
31. | Шахматный турнир | 3.05 | |
32. | Шахматный турнир | 10.05 | |
33. | Шахматный турнир | 17.05 | |
34. | Шахматный праздник | 24.05 | |
35 | Шахматный праздник | | |
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2017
Трофимова А. Секреты мастерства для юных шахматистов.
Ботвинник М. К достижению цели