МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Удельнинская гимназия _____________________/Н.А. Арюлина/ Приказ № _____от «___» ______20 __ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
9 а класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
высшей категории
– 2021 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» (Примерные рабочие программы по русскому родному языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина/ - М.: Просвещение, 2020)
Цели обучения:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формировать универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные;
формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, способствовать овладению нормами русского литературного языка и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения русского языка
Обучающийся научится
понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознавать эстетическую ценность русского языка;
уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него;
сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
пополнять достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
сохранять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка
Обучающийся научится
аудирование и чтение;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
вести самостоятельный поиск информации;
преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; у
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,
участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладевать национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметные результаты освоения учебного курса
Обучающийся научится:
«Язык и культура»:
понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Обучающийся получит возможность научиться:
«Язык и культура»:
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова.
«Культура речи»:
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени – 2 ч.
Тематическое планирование
Раздел 1. Язык и культура Раздел 2. Культура речи Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Резерв учебного времени | 11 часов 12 часов 10 часов 2 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения программы | Фактические сроки прохождения программы |
I четверть |
Язык и культура (11 час) |
1 | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа | 01.09-04.09 | |
2, 3 | Ключевые слова русской культуры | 07.09-11.09 14.09-18.09 | |
4 | Крылатые слова и выражения в русском языке | 21.09-25.09 | |
5 | Развитие русского языка как закономерный процесс | 28.09-02.10 | |
6 | Основные тенденции развития современного русского языка | 05.10-09.10 | |
7 | Новые иноязычные заимствования в современном русском языке | 12.10-16.10 | |
8 | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке | 19.10-23.10 | |
9 | Переосмысление значений слов в современном русском языке | 26.10-30.10 | |
II четверть |
10 | Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке | 09.11-13.11 | |
11 | Проверочная работа 1 по теме « Этимология слова» | 16.11-20.11 | |
Культура речи (12 часов) |
12,13 | Активные процессы в области произношения и ударения | 23.11-27.11 30.11-04.12 | |
14 -16 | Трудные случаи лексической сочетаемости | 07.12-11.12 14.12-18.12 21.12-25.12 | |
III четверть |
17 -20 | Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений | 11.01-15.01 18.01-22.01 25.01-29.01 01.02-05.02 | |
21 | Речевой этикет в деловом общении | 08.02-12.02 | |
22 | Правила сетевого этикета | 15.02-19.02 | |
23 | Проверочная работа № 2 «Грамматические нормы» | 22.02-26.02 | |
Речь. Текст (10 часов) |
24,25 | Русский язык в Интернете | 01.03-05. | |
26 | Виды преобразования текстов | 15.03-19.03 | |
27 | Разговорная речь. Анекдот, шутка | 29.03-02.04 | |
IV четверть |
28 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо | 05.04-09.04 | |
29 | Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение | 12.04-16.04 | |
30 | Публицистический стиль. Проблемный очерк | 19.04-23.04 | |
31,32 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты | 26.04-30.04 11.05-14.05 | |
33 | Проверочная работа 3 по теме «Стили речи» | 17.05-21.05 | |
ИТОГО: 33 часа |
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения
Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.. – М.: Просвещение, 2018.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь.
http://gramota.ru/slovari/info/lop Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера.
http://starling.rinet.ru/indexru.htm Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.
http://www.krugosvet.ru Культура письменной речи.
http://gramma.ru Лингвистика для школьников. U
http://www.lingling.ru Мир русского слова.
Образовательный портал Национального корпуса русского языка.
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html Первое сентября.
http://www.philology.ru Русский язык в школе.
11
Диагностические материалы
Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.
СОГЛАСОВАНО
Протокол №___ заседания кафедры
учителей русского языка и литературы
от «___» _______________2020 года
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УМР________________
от «___» _______________2020 года