СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» (Примерные рабочие программы по русскому родному языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / О. М.   Александрова,  Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина/ - М.: Просвещение, 2020)

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 9 класс»

МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Удельнинская гимназия

_____________________/Н.А. Арюлина/

Приказ № _____от «___» ______20 __ г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

9 а класс

на 2020 – 2021 учебный год













Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

высшей категории








  1. 2021 учебный год

2. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» (Примерные рабочие программы по русскому родному языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина/ - М.: Просвещение, 2020)


Цели обучения:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формировать универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные;

  • формировать прочные орфографические и пунк­туационные умения и навыки, способствовать овладению норма­ми русского литературного языка и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.


  1. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения русского языка

Обучающийся научится

  • понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознавать эстетическую ценность русского языка;

  • уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него;

  • сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • пополнять достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • сохранять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка

Обучающийся научится

  • владеть всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

  • владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • вести самостоятельный поиск информации;

  • преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо

  • определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

  • соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

  • оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; у

  • находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

  • участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

  • использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  • применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,

  • участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;

овладевать национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Предметные результаты освоения учебного курса

Обучающийся научится:

«Язык и культура»:

  • понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимать особенности освоения иноязычной лексики;

  • комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

  • объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);

  • объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

  • понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

  • употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

  • соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

  • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

  • редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Обучающийся получит возможность научиться:

«Язык и культура»:

  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

  • характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова.

«Культура речи»:

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

  • понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).



  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (12 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Резерв учебного времени – 2 ч.



  1. Тематическое планирование


  1. Раздел 1. Язык и культура

  2. Раздел 2. Культура речи

  3. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

  4. Резерв учебного времени

11 часов

12 часов

10 часов

2 часов




















  1. Календарно-тематическое планирование











№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки прохождения программы

I четверть

Язык и культура (11 час)

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

01.09-04.09


2, 3

Ключевые слова русской культуры

07.09-11.09

14.09-18.09


4

Крылатые слова и выражения в русском языке

21.09-25.09


5

Развитие русского языка как закономерный процесс

28.09-02.10


6

Основные тенденции развития современного русского языка

05.10-09.10


7

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

12.10-16.10


8

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

19.10-23.10


9

Переосмысление значений слов в современном русском языке

26.10-30.10


II четверть

10

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке

09.11-13.11


11

Проверочная работа 1 по теме « Этимология слова»

16.11-20.11


Культура речи (12 часов)

12,13

Активные процессы в области произношения и ударения

23.11-27.11

30.11-04.12


14 -16

Трудные случаи лексической сочетаемости

07.12-11.12

14.12-18.12

21.12-25.12


III четверть

17 -20

Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений

11.01-15.01

18.01-22.01

25.01-29.01

01.02-05.02


21

Речевой этикет в деловом общении

08.02-12.02


22

Правила сетевого этикета

15.02-19.02


23

Проверочная работа № 2 «Грамматические нормы»

22.02-26.02



Речь. Текст (10 часов)

24,25

Русский язык в Интернете

01.03-05.


26

Виды преобразования текстов

15.03-19.03


27

Разговорная речь. Анекдот, шутка

29.03-02.04


IV четверть

28

Официально-деловой стиль. Деловое письмо

05.04-09.04


29

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

12.04-16.04


30

Публицистический стиль. Проблемный очерк

19.04-23.04


31,32

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты

26.04-30.04

11.05-14.05


33

Проверочная работа 3 по теме «Стили речи»

17.05-21.05


ИТОГО: 33 часа




  1. Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения

  1. Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.. – М.: Просвещение, 2018.

  2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

  3. http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь.

  4. http://gramota.ru/slovari/info/lop Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера.

  5. http://starling.rinet.ru/indexru.htm Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.

  6. http://www.krugosvet.ru Культура письменной речи.

  7. http://gramma.ru Лингвистика для школьников. U

  8. http://www.lingling.ru Мир русского слова.

  9. Образовательный портал Национального корпуса русского языка.

  10. http://www.ruscorpora.ru/search-school.html Первое сентября.

  11. http://www.philology.ru Русский язык в школе.




11


  1. Диагностические материалы

Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.


СОГЛАСОВАНО

Протокол №___ заседания кафедры

учителей русского языка и литературы

от «___» _______________2020 года


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УМР________________

от «___» _______________2020 года




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!