СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому (родному) языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому родному языку 9 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому (родному) языку»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе


Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.


Предметные результаты изучения учебного предмета«Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.


    • конце изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии

«Язык и культура»

научится:


  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;


  • понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;


  • приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;


  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;


  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с

национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;


  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);


  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;


  • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

  • понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

  • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);


  • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;


  • понимать особенности освоения иноязычной лексики;


  • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;


  • распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);


  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»

научится:


  • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;


  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);


  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;


  • употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;


  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);


  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;


  • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;


  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;


  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;


  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;


  • объяснять управление предлогов благодаря,согласно,вопреки; употребление предлогов о‚по‚из‚с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;


  • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;


  • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;


  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;


  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;


  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

  • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;


  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;


  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;


  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;


  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;


  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;


«Речь. Речевая деятельность. Текст»

научится:


  • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;


  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;


  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;


  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;


  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;


  • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;


  • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;


  • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).





Ученик получит возможность научиться

1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Содержание учебного предмета


«Русский родной язык» в 9-м классе


Раздел 1. Язык и культура (5 ч)


Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.


Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (5 ч)


Основные орфоэпические нормы современного русскоголитературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.



Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.ипичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.


Речевая избыточность и точность.автология. Плеоназм.ипичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.


Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.Управление:управление предлогов благодаря,согласно,вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш—по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге—рецензия на книгу,обидеться на слово — обижен словами).Правильное употреблениепредлогов о‚по‚из‚с в составе словосочетания (приехать из Москвы—приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм,вчастности форм родительного и творительного падежей.


Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.


Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (ноиоднако,что и будто,что и какбудто)‚повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет


Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)


Язык и речь. Виды речевой деятельности


Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.


Текст как единица языка и речи


Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.спользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.


Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.


Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.


Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.


Публицистический стиль. Проблемный очерк.


Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.


Резерв учебного времени — 2ч.


Тематическое планирование


урока

Название раздела, тема урока

Кол. час


Раздел 1. Язык и культура

5

Отражение в русском языке культуры и истории русскогонарода. Ключевые слова русской культуры

1

Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс.

1

Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

1

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

1

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.Проверочная работа № 1



Раздел 2. Культура речи

5

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Проверочная работа №2

1


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

5

Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

1

Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

1

Публицистический стиль. Проблемный очерк

1

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

1

Проверочная работа №3

1

Резервный урок

2



Календарно- тематическое планирование


урока

Тема раздела/ урока

Колич.часов

Дата проведения

Домашнее задание


Раздел 1. Язык и культура

5



Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры

1


Учить материал лекции

Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс.

1


Работа с текстом, найти крылатые слова и выражения

Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

1


Определить значения заимствованных слов

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

1


тест

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.Проверочная работа № 1



тест


Раздел 2. Культура речи

5



Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1


Задание в тетради

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.

1


Выполнить задания на платформе учи.ру

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1


Работа с текстом

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1


Работа с текстом

Проверочная работа №2

1


Выполнить задания на платформе учи.ру


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

5



Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

1


Выполнить задания на платформе учи.ру

Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

1


Работа с текстами официально-делового стиля

Публицистический стиль. Проблемный очерк

1


Работа с текстами публиц. стиля

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

1


Выполнить тестовое задание

Проверочная работа №3

1


Повторение изученных тем.

Резервный урок

2







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!