СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе 2 часа в неделю

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 9 классе 2 часа в неделю»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2018 г. Приказ № ____ от

«___» _______2018 г.





Рабочая программа



Предмет: русский язык

Класс: 9

Количество часов: всего: 68; в неделю: 2

Авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М.: Просвещение, 2017 г.

Учитель: Е.С.Астраханцева, I категория.



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2018 г.









2018 – 2019 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы по русскому языку, учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской М.: Просвещение, 2017 г. в соответствии с учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.

Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В России он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы: личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;

- культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип непрерывности и преемственности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

- деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития: принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Овладение функциональной грамотностью. Функциональная грамотность – это способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить из одной систеиы приёмов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания к данному виду текстов (гибкость чтения).

Расширение активного и пассивного (включая сюда и потенциальный) словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических и вообще функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю, т.е. дальнейшее овладение самим родным языком.

Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная научная речь, устная публичная речь, письменная научная речь, письменная художественная и публицистическая речь, письменная деловая речь).

Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил: развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю; развитие навыка самоконтроля.

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста. Эта линия чётко проведена также в непрерывном курсе русского языка, в котором для чтения и анализа предлагаются художественные тексты из курса литературы и общая стратегия их чтения и понимания.

Приобретение и систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Раскрытие для учащихся культурологического и воспитательного потенциала родного языка, его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа. Включение в учебники по русскому языку информации об истории языка, его место среди других языков России.

Формирование у учащихся «общелингвистической компетенции» (т.е. представления о родном языке как одном из вариантов языка вообще) наряду с «конкретно-языковой компетенцией», что необходимо для успешного овладения и иностранными языками, и другими школьными предметами.

Формирование у учащихся чувство языка (языкового чутья, языковой интуиции, языкового сознания).

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование речевых умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа предусматривает создание оптимальных условий для выявления развития и реализации способностей одарённых детей; приобщение их к научно-исследовательской деятельности; в подготовке к участию в предметных олимпиадах, турнирах; обучение редакционной деятельности в процессе создания рефератов; ознакомление обучающихся с новинками периодических изданий; подготовка презентаций выступлений обучающихся; обучение приёмам эффективной самостоятельной работы над языком; ознакомление со способами самоконтроля с применением дисков и программ;

создание условий для успешного усвоения учебных программ всеми учащимися; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учёбе и слабой мотивации; создание атмосферы особой доброжелательности и успешности.

К программе прилагается план работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.





















Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал школьного курса русского языка по классам распределяются следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8-9 классах.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению – в 5-6 и 9 классах.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, который способствует повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. В 5 классе в разделе »Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень знаний и умений.

Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Усиление практической направленности обучения русскому языку требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора.

Важнейшим направлением является формирование навыков грамотного письма. Важное значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. В словарно-орфографической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря, необходимого для грамотного человека.

Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Особую важность приобретает контроль за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы по формированию умений и навыков учащихся.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся, они систематически выступают с устными сообщениями, различными по теме и жанру (пересказ, сообщение по плану, по опорным словам).

Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятия по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательных школ.





















































Содержание тем учебного курса

Повторение изученного в 5-8 классах

Сложное предложение

Основные виды сложных предложений

Сложносочинённые предложения

Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, разделительными, противительными). Запятая между частями сложносочинённого предложения

Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения

Сложноподчинённые предложения

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Бессоюзные сложные предложения

Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Сложные предложения с различными видами связи

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

Русский литературный язык и его стили.

Русский язык в современном мире. Место русского языка среди языков мира.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию. Культура речи

Развитие связной речи

Систематизация сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Деловые документы (автобиография, заявление).





К окончанию 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями, навыками и компетенциями:

Производить все виды разборов: фонетический, синтаксический, морфемный, словообразовательный, морфологический. Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи. Определять стиль и тип текста.

Соблюдать нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинение публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте.

Овладеть компетенциями:

общекультурной – особенностями национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основой жизни человека и человечества, культурологическими основами социальных, общественных явлений и традиций;

учебно-познавательной – добыванием знаний, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

информационной – формированием умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

коммуникативной - умением представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;

ценностно-смысловой – способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.













УМК

Основная литература

  1. «Русский язык. 9 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред.Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература для учащихся

  1. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

  2. «Словарь литературоведческих терминов»

  3. «Орфографический словарь русского языка»

  4. А.Н.Тихонов. «Школьный словообразовательный словарь русского языка»

  5. В.В.Одинцов. «Толковый словарь иностранных слов»

  6. М.Р.Львов. «Школьный словарь антонимов русского языка»

  7. О.С.Ахманова. «Словарь омонимов русского языка»

  8. Д.Н.Ушаков. «Орфографический словарь русского языка»

  9. Э.В.Александрова. «Словарь синонимов русского языка»

  10. Комплект таблиц по русскому языку для 9 класса

  11. Л.Н.Ситникова. «Дидактический материал по русскому языку. 9 класс». Волгоград, 2001.

  12. «Тесты. Русский язык. 8-9 классы». Учебно-методическое пособие. М. 2001.

  13. А.Б.Малюшкин. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс». М.,2006

  14. Д.П.Семенец. «Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания».М., 2007

  15. «Дидактический материал по русскому языку. 9 класс»

  16. «Опорные схемы по русскому языку. 9 класс»

  17. «Русский язык. Разрезные карточки для индивидуальной работы. 9 класс», М.,2001

  18. Л.А.Аксёнова. «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тренировочные упражнения». М., 2006

  19. Н.А.Шапиро. «Работа с текстом на уроках словесности». М., 2005

  20. Н.А.Сенина. «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2014». Учебно-методическое пособие. Легион-М, Ростов-на-Дону, 2014

Дополнительная литература для учителя

1. Александрович, Н. Ф. Практический материал по русскому языку. 7–8 классы / Н. Ф. Александрович. – Минск : Народная Асвета, 1974.

2. Балашова, Е. К. Русский язык. 9 класс : тетрадь с печатной основой. Ч. 1 / Е. К. Балашова. – Саратов : Лицей, 1999.

3. Бенцианова, Э. Ш. Сборник диктантов по пунктуации / Э. Ш. Бенцианова. – М. : Просвещение, 1974.

4. Большой справочник. Русский язык для школьников и поступающих в вузы. – М. : Дрофа, 1999.

5. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку / А. О. Орг. – М. : Просвещение, 1994.

6. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР : журн. – 1990. – № 7, 8, 11, 12.

7. Русский язык. Экзаменационные билеты и ответы. – М. : Дрофа, 2002.

8. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Яцева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998

9. «Русский язык. Сборник текстов». М., 2001

10. Л.А.Тропкина. «Русский язык. 9 класс. Поурочные планы». Волгоград, 2002

11. Н.В.Егорова. «Поурочные разработки по русому языку. 9 класс». М., 2004

12. Е.Ю.Газова. «Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах». Волгоград, 2002

13. И.В.Сиднева. «Сборник орфографических диктантов». М., 2001

14. Е.Ю.Попова. «Русский язык. Материалы к урокам и конспекты занятий. 5-9 классы». М., 2002

15. Е.И.Никитина. «Уроки развития речи. 9 класс». М., 2000

16. «Русский язык.» Приложение к газете «Первое сентября»

17. Е.К.Францман. «Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы» М., 2004

18. Т.М.Абушева. «Русский язык. Поурочные планы». Волгоград, 2012

19. Л.М.Кулаева. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс».М., «Экзамен», 2010

20. Д.А.Хаустова. «Написание сжатого изложения» М., «Экзамен», 2010

21. «Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты».Издательство «Учитель». www.uchitel-izd.ru

Интернет-ресурсы

1.»Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка». Статьи.festival.Iseptember/ruarticles/311048/

2.»Методика преподавания русского языка, прикладная наука. Воспитание, обучение, развитие учащихся». Обучение русскому языку и литературному чтению. faculties/vologda-uni-ru

3. Булохов В.Я. «Повышение орфографической грамотности учащихся».

Бунаков А.Н. «Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях».

Бунаков Е.Ф. «Родной язык как предмет обучения в народной школе». niro.mnov.ru?id

4. «Методика преподавания русского языка». Вопросы теории обучения школьников русскому языку по всем разделам и темам программы bibi.tikva.rubase/B358Chapter1-1-3.php

5. Урок русского языка в современной школе». Принцип развивающего обучения.fictionbook.ru

6. Гусейнова Т.В. «Теория и методика обучения русскому языку». Автореферат.dissertution.ruavtoreferts7/10/htm

7. Львов М.Р. «Чему учить?» pedlib/ru0033-1.shtml

8. Рускова Д.И. «Использование проектного метода обучения при обучении русскому языку с целью соединения учёбы с практикой и повышению мотивации учащихся». Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. Ith.edu.nstu/ruarticle4.php

9. Быкова Г.Г. «Методика блочного обучения как условие формирования орфографической грамотности учащихся в современной школе». eidos.rujournal/2005/0529-41htm



































Структура курса по русскому языку в 9 классе

На изучение предмета отводится:

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов в 1 четверти – 18 часов

Количество часов во 2 четверти – 14 часов

Количество часов в 3 четверти – 20 часов

Количество часов в 4 четверти – 16 часов



Распределение часов по разделам программы

Введение – 2ч.

Повторение изученного в 5-8 классах – 5ч. + 3ч.

Сложное предложение – 1ч.

Сложносочинённое предложение – 7ч. + 2ч.

Сложноподчинённое предложение – 18ч. + 7ч.

Бессоюзное сложное предложение – 4ч. + 4ч.

Сложные предложения с различными видами связи – 6ч. + 2ч.

Способы передачи чужой речи – 5ч.

Повторение изученного в 5-9 классах – 2ч.



















Учебно-тематический план

п/п

тема

к-во

час.

в том числе

сочинения

к-во час.

изложения

к-во час.

контрольные

работы

к-во час.

1

Введение

2ч.




2

Повторение изученного в 5-8 классах

8ч.

1

2

1

3

Сложное предложение

1ч.




4

Сложносочинённое предложение

9ч.

2


1

5

Сложноподчинённое предложение

25ч.

1

6

2

6

Бессоюзное сложное предложение

8ч.

2

2


7

Сложные предложения с различными видами связи

8ч.


2


8

Способы передачи чужой речи

5ч.



1

9

Повторение изученного в 5-9 классах

2ч.



2


Итого:

68ч.

6ч.

12ч.

7ч.

































Учебно-тематический план

п/п

те

мы

тема

к-во

час

домашнее задание

дата

план

факт

Введение – 2ч.

1

1

Общие сведения о языке. Международное значение русского языка

1ч.

упр.6, с.6-7

03.09


2

2

Понятие о литературном языке

1ч.

выучить наизусть стих. И.С.Тургенева «Русский язык»

05.09


Повторение изученного в 5-8 классах – 5ч. + 3ч.

3

1

Повторение пройденного в 5-8 классах. Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1ч.

п.1, 2; подготовить монологическое высказывание

10.09


4

2

Р/р. Стили речи

1ч.

п.3, упр.23

12.09


5

3

Простое предложение и его грамматическая основа

1ч.

упр.31

17.09


6

4

Предложения с обособленными членами

1ч.

п.5; упр.35

19.09


7

5

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1ч.

п.6, упр.39

24.09


8-

9

6-

7

Р/р. Изложение с продолжением

2ч.


26.09

01.10


10

8

Тест

1ч.


03.10


Сложное предложение – 1ч.

11

1

Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений

1ч.

п.7-10, упр.46, 47

08.10


Сложносочинённое предложение – 7ч. + 2ч.

12

1

Сложносочинённое предложение и его особенности. Строение сложносочинённого предложения, смысловые отношения в сложносочинённых предложениях

1ч.

п.11-12, упр.62

10.10


13-14

2-

3

Сложносочинённое предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нём

2ч.

п.13-15, упр.69

15.10

17.10


15

4

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом

1ч.

п.16, составить 5 предложений, схемы

22.10


16

5

Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения

1ч.

п.17, упр.77

24.10


17-18

6-

7

Контрольный диктант и его анализ. Работа над ошибками

2ч.


29.10

31.10


19-20

8-

9

Р/р. Сочинение-рецензия на литературное произведение

2ч.

написать сочинение

12.11

14.11


Сложноподчинённое предложение – 18ч. + 7ч.

21

1

Понятие о сложноподчинённом предложении. Строение сложноподчинённого предложения, средства связи его частей

1ч.

п.18-19, упр.89

19.11


22

2

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

1ч.

п.20, упр.97

21.11


23-24

3-

4

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

2ч.

п.21, упр.106

26.11

28.11


25-26

5-

6

Р/р. Изложение с элементами сочинения

2ч.

подготовить устное сообщение

03.12

05.12


27-28

7-

8

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

2ч.

п.22, упр.112, 115

10.12

12.12


29

9

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1ч.

п.23, упр.120

17.12


30-31

10-11

Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения

2ч.

повторить п.23

19.12

24.12


32-33

12-13

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

2ч.

п.24, 25; упр.128

26.12

14.01


34

14

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия

1ч.

п.26, упр.133

16.01


35

15

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

1ч.

п.27, упр.163

21.01


36-37

16-17

Контрольный диктант и его анализ

2ч.


23.01

28.01


38-40

18-20

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

3ч.

п.28, упр.172, 173, 174

30.01

04.02

06.02


41

21

Повторение и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения

1ч.

готовиться к к/р; повторить п.18-28, 29-30

11.02


42

22

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»

1ч.


13.02


43

23

Р/р. Сочинение на тему «Что такое подвиг?»

1ч.


18.02


44-45

24-25

Р/р. Изложение текста «Сергей Иванович Ожегов»

2ч.


20.02

25.02


Бессоюзное сложное предложение – 4ч. + 4ч.

46

1

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП

1ч.

п.31-33, упр.186, 190, 191

27.02


47

2

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1ч.

п.34, упр.196

04.03


48

3

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

1ч.

п.35, упр.200

06.03


49-50

4-

5

Р/р. Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка»

2ч.


11.03

13.03


51

6

Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения

1ч.

п.36, упр.203, 204

18.03



52-53

7-

8

Р/р. Изложение с элементами сочинения

2ч.


20.03

01.04


Сложные предложения с разными видами связи – 6ч. + 2ч.

54-56

1-

3

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

3ч.

п.37-38, упр.216

03.04

08.04

10.04


57-58

4-

5

Р/р. Подробное изложение текста

2ч.


15.04

17.04


59

6

Публичная речь

1ч.

п.40, упр.222

22.04


60-61

7-

8

Научный и официально-деловой стили речи. Разговорный стиль речи

2ч.

подготовить доклад

24.04

29.04


Способы передачи чужой речи – 5ч.

62-63

1-

2

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь

2ч.

записать предложения; определить способ передачи чужой речи

06.05

08.05


64

3

Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании

1ч.

подобрать эпиграфы

13.05


65-66

4-

5

Контрольный диктант и его анализ

2ч.

готовиться к тестовому контролю

15.05

20.05


Повторение изученного в 5-9 классах – 2ч.

67-68

1-

2

Повторение изученного в 5-9 классах. Тест

2ч.


22.05 27.05






















Контрольно-измерительные материалы

(КИМ)







































Повторение изученного в 5-8 классах

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

а) лаур..ат, ком..тет; б) арт..ллерия, об..лиск;

в) арх..тектура, д..плом; г) пр..вилегия, р..золюция

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

а) а..естат, кава..рия; б) пье..а, иску..ный;

в) бе..етристика, инте..ект; г) конгре.., диску..ия

А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) срЕдства, облегчИть; б) щАвель, включИм;

в) красивЕе, повторИт; г) инАче, собрАла

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

а) через сутки; б) машина нагружена; в) кресло-качалка; г) довольно жарко

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Знайте что я всегда рад помочь вам.

б) Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.

в) Команда будет выступать на своём поле.

г) Оксана любила покрасоваться.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

а) Переходите улицу внимательнее!

б) Мне вдруг сделалось страшно.

в) И на обломках самовластья напишут наши имена!

г) Маленькая комната в гостинице.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

а) Пишу, читаю без лампады.

б) Брат любит чёрный чай, а я – зелёный.

в) Мне что-то не по себе.

г) Суворов учил брать не числом, а умением.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

а) Походка, голос, взгляд (…) всё изменилось в Маше.

б) В опасности забор (…) не препятствие.

в) Твои слова (…) словно острый нож.

г) У моего дедушки пять наград (…) один орден и четыре медали.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.

б) «Моя работа кончена, Паоло, - сказал он мне однажды. – Береги себя и возвращайся домой».

в) Всё здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далёком берегу.

г) «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю» - думал я про полковника.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены).

а) Джульетта ты как день!

б) И невозможное возможно.

в) Существует кстати интересная легенда о происхождении этого названия.

г) Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем перемен нежданных.

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд.

б) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.

в) Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.

г) Сад был окружён забором, старым, ветхим.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пустив стрелу,

а) она упала на купеческий двор. б) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.

в) её долго пришлось искать.

г) Иван-царевич отправился на её поиски.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.

(1)В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. (2)Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания за возмездия. (3)Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленными бунтами, легко подавляемыми. (4)Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, министерством, департаментом или другим казённым учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу» (5)Произвол всегда оставался основным и единственным способом управления. (6)Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.

В1. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (1).

В2.Из предложения (3) выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В3. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Найдите предложение с несогласованным определением, выраженным определённо-личным предложением. Напишите его номер.

В6. Напишите цифрой количество вводных слов в данном тексте.

С1. Напишите, какие произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина вы читали. Расскажите об одном из запомнившихся вам героев.























К урокам 17–18

Тема: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ И его АНАЛИЗ.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение», умение грамотно писать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение учителем текста диктанта.

Наступление на тайгу

Остров закрывал утренний густой туман. Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы. Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. Всюду почувствовалось присутствие человека. На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1. Сделать синтаксический разбор сложносочиненных предложений, построить схемы (по вариантам). (По выбору учителя.)

2. Найти предложение с общим второстепенным членом, объяснить отсутствие в нем запятой, построить схему.

3. Найти предложение с однородными членами, разобрать синтаксически, построить схему.

4. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

VII. Итог урока.









К урокам 36–37

Тема: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ И ЕГО АНАЛИЗ

Цели: проверить знания учащихся по изученному материалу; провести анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение диктанта учителем.

Волшебные краски

Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье?

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски, которых у него было немало. Тогда он попросил новые.

Прошло много-много лет. Мальчик не заметил, как стал художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожи не огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Все восхищались его рисунками. Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. Появились и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли. Когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь, все увидели, как прекрасен мир. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека. (По Е. Пермякову.) 152 слова.

III. Грамматическое задание.

1. Произвести синтаксический разбор двух предложений (по указанию учителя).

2. Выписать сложноподчиненное предложение, построить схему.

На втором уроке проводятся анализ диктанта и работа над ошибками.























К уроку 42

Тема: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели: проконтролировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и постановка целей урока.

1. Записать текст под диктовку.

2. Озаглавить текст.

3. Выписать сложноподчиненные предложения и построить схемы.

4. Произвести синтаксический разбор двух предложений (по выбору учащихся).

III. Написание диктанта.

Бурундук

Я обернулся и увидел бурундука. Эта пестренькая земляная белка проворно бегала по колоднику (бурелому), влезала на деревья, спускалась вниз и снова пряталась в траве.

Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. Когда он уходил, его защечные мешки были туго набиты. Когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пуст. Меня это очень заинтересовало. Я подошел поближе и стал наблюдать. На колоднике лежали сухие грибы, корешки, орехи. Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу еще не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. Но зачем? Тогда я вспомнил рассказ Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит на валежнике, а к вечеру уносит обратно в свою норку. (В. К. Арсеньев.) 147 слов.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

V. Итог урока.

Учащиеся сдают работы учителю.





















К урокам 67–68

Тест

1) В каком слове 6 звуков?

а) площадь; б) расчет; в) солнца.

2) В каком слове безударный звук [а]?

а) весы; б) дозор.

3) Одинаково ли звучат слова-омографы в предложении?

А дорога к вам дорога. (А. Чехов)

а) да; б) нет.

4) Определите ряд слов с неправильным ударением.

а) баловать, занята, щавель, статуя; б) каталог, начал, ждала.

5) Выберите правильный вариант транскрипции слова печет (солнце)

а) [п’ич’йот]; б) [п’ич’эт]; в) [п’ич’от].

6) Укажите слово, не имеющее окончания.

а) пламя; б) высоко; в) громкий.

7) В каком слове нулевое окончание?

а) озноб; б) над; в) наугад.

8) Какие слова являются однокоренными?

а) Запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий;

б) краса, красивый, краска, украшение, красильня.

9) В каком слове есть приставка?

а) доблесть; б) довезти; в) высота; г) выстрел.

10) Какое слово соответствует схеме?

а) ленивица; б) львица.

11) Выберите слово, в котором лексическое значение – состояние.

а) бесконечность; б) усталость; в) словесность.

12) Укажите слово, имеющее прямое значение.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печально свет она.

а) луна; б) льет.

13) Какое слово имеет омоним?

а) стекло; б) стена.

14) Отметьте синонимы, которые принадлежат разным стилям речи.

а) блестеть, сиять, светить; б) печаль, круч; в) давно, когда-то, некогда.

15) В каком случае слова ни пуха ни пера употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмами?

Ни пуха ни пера

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши – уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час еле живой

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

16) Чем являются подчеркнутые слова?

Преступить закон – приступить к делу?

а) антонимами; б) синонимами; в) омонимами.

17) Сколько в предложении устаревших слов?

В семидесятых годах XIX века в Москве не было ни конок, ни трамваев, ни пролеток – ездили на линейках и в кабриолетах.

а) три; б) четыре.

18) Укажите имена существительные 3-го склонения.

а) память, часть, соль; б) с матерью, от любви, без боли.

19) Какую форму имеют собирательные имена существительные?

а) форму только единственного числа; б) форму только множественного числа.

20) Укажите разносклоняемые существительные.

а) под зданием; б) со временем; в) над пламенем.

21) Определите способ образования существительных:

1) бездорожье

а) приставочный; б) приставочно-суффиксальный.

2) десятиклассник

а) сложение слов; б) сложение основ и суффиксация.

22) Суффикс -чик- пишется после согласных:

а) д, т, з, с, н; б) д, т, з, с, ж.

23) Нужно ли писать ь в глагольных формах?

а) И сырые дрова загораются. б) Кто жить не умел, тому и помирать не выучиться.

24) В каком глаголе пишется буква и?

а) кле..л авиамодель; б) та..л снег.

25) Как изменяются глаголы в условном наклонении?

а) по лицам и числам; б) по родам и числам.

26) Какие прилагательные мужского рода имеют окончание -ий?

а) медвежий; б) легкий; в) великий.

27) Какие имена прилагательные пишутся через дефис?

а) (молочно) белый цвет; б) (молочно) овощная диета; в) (молочно) консервный завод.

28) Найдите подлежащее в предложении.

А через площадь, против них,

Искусными руками

Умельцев – русских крепостных –

Приподнялись два льва резных

С зеркальными зрачками.

а) Подлежащее – имя числительное два в именительном падеже.

б) Подлежащее – неделимое словосочетание два льва.

29) Найдите правильный вариант падежной формы.

а) к полуторастам; б) к полутораста.

30) Укажите слово, называющее признак действия.

а) чтение вслух; б) читать вслух.

31) Как пишутся данные наречия?

(едва) (едва), (крепко) (накрепко), (точь) (в) (точь).

а) слитно; б) раздельно; в) через дефис.

32) В какой цепочке слов местоимения пишутся через дефис?

а) (кое) (у) каких, (кое) (над) чем, (кое) (при) ком;

б) кое (какой), что (либо), кто (нибудь), чей (то).

33) Что такое причастный оборот?

а) причастие с определяемым словом; б) причастие с зависимыми от него словами.

34) Какими суффиксами обладают деепричастия?

а) -енн-, -нн-, -т-; б) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; в) -а-, -я-, -вши-, -ши-, -в-.

35) Укажите слитно пишущиеся с не деепричастия.

а) (не) вернувшись; б) (не) играя; в) (не) годуя.

36) Каким членом предложения является предлог?

а) обстоятельством; б) дополнением;

в) не  является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

37) Укажите непроизводные предлоги.

а) в, на, над, от, под, с; б) благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

38) К какому разряду относятся сочинительные союзы?

а) а, но, зато, однако; б) и, да, тоже, также; в) или, либо, то … то.

1) соединительные; 2) разделительные; 3) противительные.

39) Какие дополнительные оттенки вносят частицы?

а) Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?

б) Вот мой дом. Вон там гора.

в) Что за аромат? Куда уж тебе!

1) оттенок указательности; 2) вопросительные;

3) восклицательные: оттенок эмоциональности.

40) Определите вид синтаксической связи слов в словосочетаниях.

а) наполняла душу, б) ярко розовели, в) горная пропасть,

г) изображенные на стенах, д) строгие глаза. е) говорить серьезно

1) согласование; 2) управление; 3) примыкание.

41) Установите тип определения.

Человек в халате (1) выхватил из-за пояса громадный (2) серебряный (3) пистолет с широким стволом (4) и оглушительно ахнул из него в зрительный (5) зал. (Г. Кочетков.)

а) согласованное определение; б) несогласованное определение.

42) Определите тип односоставного предложения.

1) Мне нравится этот фильм.

2) Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

3) Не окинешь поле Куликово глазом.

4) Ночь. Вахта.

5) В монастырях отзвонили к утрене.

а) определенно-личное предложение;

б) неопределенно-личное предложение;

в) обобщенно-личное предложение;

г) безличное предложение;

д) назывное предложение.

43) Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным приложением.

а) На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом.

б) Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса.

44) Определите главное средство связи частей сложного предложения.

Когда я называю по привычке

Моих друзей заветных имена,

Всегда на этой странной перекличке

Мне отвечает только тишина.

а) подчинительный союз; б) интонация; в) сочинительный союз.

45) Следует ли разделять запятой части сложноподчиненного предложения, связанные неповторяющимся союзом и?

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье.

а) да; б) нет, так как имеется общий второстепенный член.

46) Поставьте недостающий знак в сложноподчиненном предложении.

Едва его кудрявая голова поднялась над палубой француз выстрелил.

а) запятая; б) тире; в) запятая и тире.

47) Сколько запятых следует поставить в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными?

Девочка знала, что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко.

а) пять запятых; б) четыре запятые.

48) Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

а) тире; б) запятая; в) точка с запятой.

49) Какое предложение соответствует схеме?

«П, – а, – п».

а) Подите в спальню сказал он и оставайтесь там, пока совершенно не будете знать урок.

б) Стой крикнул Пушкин.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!