СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (по стандартам)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса русский язык составлена  на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 15.03.2004 №1089.

3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

4. Приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089».

5. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089».

6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. Обучение в 10-11 классах по учебнику А.Д.Дейкиной, Т.М. Пахновой «Русский язык. 10-11 классы» – М.: Издательство Астрель, 2012

Просмотр содержимого документа
«10 класс русский правильная программа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса русский язык составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 15.03.2004 №1089.

3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

4. Приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089».

5. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089».

6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. Обучение в 10-11 классах по учебнику А.Д.Дейкиной, Т.М. Пахновой «Русский язык. 10-11 классы» – М.: Издательство Астрель, 2012

8.Образовательная программа основного и среднего общего образования МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный на 2018-2019 учебный год.

9. Учебный план МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный на 2018-2019 учебный год

10. Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный на 2018-2019 учебный год.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа к учебнику «Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы: Дейкина А.Д. Т.М. Пахнова. М.: Астрель. - 2011 г.» предназначена для изучения русского языка в 10-11 классе на базовом и профильном уровне.

Программа рассчитана на 70 (2 часа в неделю) часов.

Цели и задачи предмета, его специфика.

Курс русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:


  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;


  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;






  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;


  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;


  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Общая характеристика предмета.


Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.


Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.


Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.


Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.


Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


  • основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной

деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.


Особое внимание уделяется углубленному повторению, систематизации и обобщению изученного, формированию особого взгляда на родной язык как национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изучении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.


Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволят реализовать взаимосвязь в преподавании русского языка и литературы, применять задания «межпредметного характера», в том числе языковой разбор текста, комплексную работу с текстом.


Языковой разбор (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический) текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Анализ художественного текста на уроках русского языка предполагает проведение наблюдений над особенностями употребления языковых средств в тех «безукоризненных образцах», какими являются произведения русской классики, выявление эстетической функции слова, своеобразия языка писателя.


Рассмотрение текста как опорного, ключевого понятия курса русского языка создает условия для систематизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последовательного осуществления как внутрипредметных, так и межпредметных связей.


Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся «открывают для себя» закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не из параграфа учебника, а в результате практической деятельности, которая носит творческий, исследовательский характер.


Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку как «явлению уникальному», «средству хранения и усвоения знаний, средоточию духовной культуры народа, основной форме проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементу художественной литературы как словесного искусства».


Включение в курс русского языка этнокультуроведческого компонента ставит задачу рассмотрения особенностей употребления слова в произведениях художественной литературы, что создает условия для осуществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы.


  • программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста, на воспитание бережного, вдумчивого отношения к слову, на формирование у учащихся умений выразительного чтения текста.


Практический курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание обращается на уроки-семинары. Предполагается включение в занятия самостоятельной исследовательской работы старшеклассников (подготовка докладов, рефератов, их рецензирование), использование различных лингвистических словарей и справочников. Эта форма занятий имеет особое значение в системе непрерывного образования «Школа — вуз».

5


Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы, слова и текста способствует использование на занятиях такого вида упражнений, как комплексная работа с текстом. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся. Одним словом, решается комплекс задач, что позволит старшеклассникам подготовиться к экзаменам (как устным, так и письменным, независимо от формы их проведения).


Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических сведений - основа для формирования речевых умений и навыков. Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста носит практический, творческий, исследовательский характер.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список литературы для учащихся, учебники.

1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. М.: Астрель, 2011.

2. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — Л., 1993.

3. Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. — М., 1993.

4. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — 2-е изд., стереотипн. — М., 1980.

5. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 1997.

6. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.

7. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.

8. Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов.1994.

9. Б. Т. Панов, Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1991.

10. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы.- 2-е стер. изд. – М, 2004.

11. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

12. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1991.


Список литературы для учителя.

1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.


2. Н.В. Егораева. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10 класс.- М.: ВАКО, 2011.

3. Куманяева А.Е. Диктанты и изложения по русскому языку: 10-11 класс.- М.: Экзамен, 2012.

4. Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Синтаксис и пунктуация. 10-11 класс.- М.: Экзамен, 2009.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:


1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8


2. http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

4. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

5. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

6. https://rus-ege.sdamgia.ru

Содержание курса русский язык в 10 классе


№ п./п.

Содержание темы

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Обязательный уровень

Повышенный уровень

1

Язык и речь

Русский язык как часть национальной культуры русского народа Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Значение языка в жизни общества. Русский язык в современном мире. Богатство и выразительность русского языка. Речь как форма существования языка. Качества хорошей речи. Типы речи. Стили речи. Художественный текст как вершина речевой культуры. Словари - наши друзья и помощник. Словари как отражение истории и культуры русского народа. Активные процессы, происходящие в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы). Функции русского языка в современном мире.


8

Уметь: находить архаизмы, историзмы, неологизмы в тексте; производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания. Создавать текст (в устной и письменной форме). Выразительно и осознано читать и пересказывать текст. Строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов. Совершенствовать написанное.

Знать и понимать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, особенности литературного языка; компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения, качества хорошей речи, типы и стили речи, их жанры и особенности. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Уметь: производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

Знать: роль старославянского языка в развитии русского языка, формы существования русского национального языка, понятие языковой нормы, ее функций.

Контрольный диктант № 1 по теме «Язык и речь».

2

Текст – речевое произведение

Текст- результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Ключевые слова. Средства связи предложений в тексте.

Особенности построения итогового сочинения. Критерии оценивания сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика)

Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

6 ч.

Уметь проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора.

Уметь: самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержание, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.

Практикум № 1 . Проблема текста. Типы проблем. Как сформулировать проблему?


Контрольная работа № 1 по теме «Текст – результат речевой деятельности».


3.Система языка – 52 часа: 44ч.+ 8 ч. Р./р.

3.1.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие. Соотношение фонетики, графики и орфоэпии. Звуки речи и буквы. Транскрипция. Нормы русского литературного произношения, их развитие. Соотношение фонетики, графики и орфоэпии. Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм. Текст. Микротема. Способы компрессии текста. Особенности построения изложения с элементами сочинения. Орфография. Принципы русской орфографии. Орфограмма, типы и виды.

Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Орфографическая норма. Строение орфографических правил. Алгоритмы применения орфографических правил. Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова. О-ё после шипящих. Ы-и после ц. И, а, у после шипящих. Удвоенная согласная, непроизносимая согласная, сомнительная согласная, непроверяемая согласная в корне слова. Корни с чередованием гласных и согласных. Особенности построения итогового сочинения. Критерии оценивания сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста. Правописание приставок, пишущихся по традиции, приставок пре-при, про и пра. Приставки, оканчивающиеся на з-с. Правописание суффиксов чик-щик, ек-ик у существительных. Суффиксы - к – и – ск - у прилагательных. Суффиксы причастий и деепричастий. Правописание глагольных суффиксов ова - ева, ива-ыва. Суффиксы неопределенных местоимений. Суффиксы о-а на конце наречий. Правописание падежных окончаний имен существительных, прилагательных, причастий, числительных. Правописание личных окончаний глаголов.

Особенности построения итогового сочинения. Критерии оценивания сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста. Приставки и частицы не и ни и их правописание.

17 часов: 13 ч.+4 ч. Р.р.

Знать и понимать: орфоэпические, орфографические нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении; различать сильную и слабую позицию звуков; находить орфограммы на основе звукобуквенного, морфемного анализа слова; анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их). Пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов). Редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова; объяснить условия выбора орфограммы, знаков препинания; применить алгоритм при выборе написания; разрешить орфографические затруднения с помощью словаря; производить орфоэпический и фонетический разбор слова. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Знать: нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Уметь: классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих; находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь характеризовать их роль в тексте. Производить лексический разбор слова, текста. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;


Сжатое изложение с элементом сочинения № 1 Молодость - вся жизнь».


Сочинение – рассуждение № 1 по тексту В.А. Солоухина.


Сжатое изложение с элементами сочинения № 2 «Что значит быть взрослым?»


Практикум № 2 . Типовые конструкции для комментирования проблемы текста. Введение цитат в текст сочинения


Административная контрольная работа по материалам ЕГЭ.





3.2.

Лексика. Фразеология. Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Группы слов по смысловым отношениям.

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы. Группы слов по особенностям употребления и происхождения. Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности. Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Лексические средства связи между предложениями в тексте. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Словари.

4 часа: 3 ч. +1 ч. Р.р.

Знать и понимать: группы слов по смыслоотношению; лексические средства связи между предложениями в тексте. Уметь: извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические и орфоэпические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Знать: роль тропов и фигур речи в текстах разных стилей. Уметь: анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Сжатое изложение с элементами сочинения № 3 «Орфей и Эвридика».

3.3.

Морфемика и словообразование. Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

Однокоренные слова и формы слов. Морфемный анализ слов. Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа. Роль однокоренных слов в создании текста. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.


4 часа: 3 часа+

1 ч. Р.р.

Уметь: различать морфемы в слове и их значение; устанавливать способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая ее продуктивность; пользоваться школьными словарями (морфемным, словообразовательным, этимологическим); выполнять морфемный разбор слова; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Знать и понимать: морфемы русского языка и продуктивные и непродуктивные способы образования слов в русском языке.

Знать и понимать: роль однокоренных слов в создании текста. Уметь: объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Сочинение- рассуждение № 2 по тексту Н. Михайловой.


Контрольная работа № 3 по темам «Лексика. Фразеология. Морфемика и словообразование».

3.4.

Морфология

Самостоятельные и служебные части речи. Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств. Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки. Разряды и степени сравнения прилагательных. Правописание прилагательных и их синтаксическая роль в предложении. Числительное как часть речи. Грамматическое значение. Простые, составные, сложные числительные. Количественные (целые, дробные и собирательные) и порядковые числительные. Склонение количественных и порядковых числительных. Синтаксическая роль числительных. Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Наречие. Смысловые группы и степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречия в предложении. Глагол как часть речи. Грамматическое значение. Время, вид, возвратность и невозвратность, Переходность-непереходность. Наклонение. Спряжение глаголов и их синтаксическая роль в предложении. Причастие и деепричастие - формы глагола. Признаки прилагательного и глагола у причастий. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Правописание причастий. Причастный оборот. Признаки наречия и глагола у деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.

Самостоятельные и служебные части речи.

Развитие речи. Особенности построения итогового сочинения. Критерии оценивания сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста.

12 часов: 10 ч.+ 2ч. Р.р.

Уметь: характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор); определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи, в предложении;

склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи; пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста; распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем; извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Знать и понимать: самостоятельные и служебные части речи, их роль в речи, отличия между самостоятельными и служебными частям речи.


Уметь: употреблять слова разных частей речи в качестве языковых средств в соответствии с разными типами и стилями речи. Знать и понимать: роль звукоподражательных слов и междометий в тексте художественного стиля, многообразие модальных оттенков частиц.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Сочинение- рассуждение № 3 по тексту Л.Андреева.

Сжатое изложение с элементами сочинения № 4 «О милосердии» (Д.Гранин)



Контрольная работа №4 по теме «Морфология».

3.5

Синтаксис

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.

Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Строение грамматической основы и способы выражения главных членов. Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Дополнение, определения, приложение, обстоятельство. Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными и обособленными членами. Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте. Развитие речи. Особенности построения итогового сочинения. Критерии оценивания сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста.



7 ч.

Знать и понимать: роль синтаксической синонимии в речи, способы подчинительной связи слов в словосочетании, классификацию предложений, способы выражения главных и второстепенных членов. Уметь: производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов; строить предложения заданной конструкции; использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой; порядок слов в предложении. Соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных стилей; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для увеличения словарного запаса.

Знать и понимать: стилистические возможности предложений с однородными членами и сложносочиненных предложении; роль уточняющих и обособленных членом в речи; стилистические функции обращений и вводных слов; роль риторических обращений и опросов в текстах художественного стиля; особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей; роль сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.

Уметь: различать в текстах художественного стиля инверсию; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Практикум №3 . Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения.


Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Синтаксис».




3.6.

Пунктуация

Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания. Знаки препинания в простом осложненном и сложном союзном и бессоюзном предложениях.

8 ч.

Уметь: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей.



Контрольный диктант № 4 по теме «Синтаксис. Пунктуация».

4.

Обобщение и систематизация изученного

Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка.

Функциональные стили речи. Типы речи и особенности их построения. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке в письменной форме. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи.

4 ч.: 3 ч.+1 ч. Р.р.

Знать и понимать: основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь: производить комплексный анализ текста; целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей.


Уметь: создавать высказывание о языке как уникальной культуре русского народа.


Итоговая контрольная работа № 5 за курс 10 класса.


Итого

70


















Требования к уровню подготовки десятиклассников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе



п./п.

Сроки изучения


Тема урока

Содержание


Виды деятельности


Задания для подготовки к ЕГЭ

Вид контроля

1. Язык и речь – 8 часов.

1

1 неделя











Русский - неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.


Русский язык как часть национальной культуры русского народа Русский язык и русская литература.

Эстетическая функция русского языка.

Работа с презентацией. Синтаксический разбор предложения. Работа с таблицей «Особенности построения текста рассуждения».

Общие сведения о форме итоговой аттестации; текст-рассуждение.

Высказывание на лингвистическую тему

2

Семинар. Язык и речь. Русский язык и русская литература.

Значение языка в жизни общества. Русский язык в современном мире. Богатство и выразительность русского языка. Речь как форма существования языка. Качества хорошей речи.

Орфографическая дуэль. Выступление учащихся с сообщениями. Дискуссия «Язык и речь». Разбор задания 1.

Задание 1- определение главной

Сообщения учащихся, участие в дискуссии.

3

2 неделя

Язык и общество. Русский язык в современном мире.

Типы речи. Стили речи. Художественный текст как вершина речевой культуры. Словари - наши друзья и помощник. Словари как отражение истории и культуры русского народа.

Синтаксическая пятиминутка. Выступление учащихся с сообщениями. Дискуссия «Русский язык и русская литература». Разбор задания 1.

Задание 1- определение главной информации текста.

Сообщения учащихся, участие в дискуссии.

4

Активные процессы в современном русском языке

Активные процессы, происходящие в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).


Работа с презентацией. Лингвистический анализ текста.

Орфоэпические, морфологические ошибки.

Лингвистический анализ текста.

5

3 неделя











Активные процессы в современном русском языке

Синтаксический разбор. Работа по таблице. Комплексный анализ текста. Выполнение задания 1 ЕГЭ.

Задание 1- определение главной информации текста.

Комплексный анализ текста.

6

Функции русского языка в современном мире.

Функции русского языка в современном мире.

Работа с презентацией. Диктант «Проверь себя!». Выполнение задания 1 ЕГЭ.

Синтаксические, лексические ошибки. Задание 1- определение главной информации текста.

Диктант «Проверь себя!»

7

4 неделя

Контрольный диктант № 1 по теме «Язык и речь».

Правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний. Не с разными частями речи. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Знаки препинания в простом осложненном, сложном союзном и бессоюзном предложении. Фонетический и синтаксический разбор.

Написание контрольного диктанта и грамматического задания к нему.


Контрольный диктант №1.

8

Работа над ошибками. Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста. Тема. Идея. Проблема текста.

Комплексный анализ текста

Задание 26- языковые средства выразительности.

Комплексный анализ текста.

2. Текс – результат речевой деятельности – 6 часов

9

5 неделя

Текст- результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Ключевые слова.

Текст- результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Ключевые слова. Средства связи предложений в тексте. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

Работа над ошибками. Задание «Понимание научного текста». Работа с таблицей «Средства связи предложений в тексте». Разбор задания 2 ЕГЭ. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 2 – средства связи предложений в тексте.

Индивидуальная работа по карточкам.

10

Абзац. Зачин.

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.


Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.


Задание «понимание научного текста». Комплексный анализ текста. Разбор задания 23-24 ЕГЭ. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 23- функционально-смысловые типы речи. Задание 24 - лексическое значение.

Задание 23-24 ЕГЭ

11

6 неделя

Практикум №1 . Проблема текста. Типы проблем. Как сформулировать проблему?

Составление таблицы «Типы проблем». Работа с текстом. Групповая работа.

Задание 27.

Практикум №1

12

Средства выразительности в художественном тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи.

Работа по таблице. Разбор заданий 24-26 ЕГЭ. Терминологический диктант

Задания 24-26

Терминологический диктант

13

7 неделя

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста. Тема. Идея. Проблема текста.

Комплексный анализ текста

Задание 26- языковые средства выразительности.

Комплексный анализ текста.

14

Контрольная работа № 1 по теме «Текст – результат речевой деятельности».

Текст. Тема, основная мысль. Микротема. Ключевые слова. Средства связи предложений в тексте. Абзац. Зачин и его виды.Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи.

Выполнение контрольной работы.

Задание 1-3, 22-26

Контрольная работа №1.

3. Система русского языка. 3.1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография – 17 часов: 13 ч.+4 ч. Р.р.

15

8 неделя

Фонетика, графика, орфоэпия.

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Орфоэпия.

Работа по таблице. Работа с презентацией. Фонетический разбор слова. Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпическая дуэль. Выполнение задания 4 ЕГЭ.

Задание 4- постановка ударения.

Орфоэпическая дуэль.

16

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Нормы русского литературного произношения, их развитие. Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.

Фронтальный опрос. Тестовая работа. Комплексный анализ текста.

Задание 4- постановка ударения.

Тестовая работа.

17

9 неделя

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Работа с презентацией «Звуковая организация текста». Комплексный анализ поэтического текста.


Комплексный анализ поэтического текста.

18

Развитие речи. Сжатое изложение с элементом сочинения Молодость - вся жизнь».


Текст. Микротема. Способы компрессии текста. Особенности построения изложения с элементами сочинения.

Работа с таблицей «Способы сжатия текста». Первичное прослушивание текста. Определение микротем и составление плана. Вторичное прослушивание текста. Запись ключевых слов. Сжатый пересказ текста. Написание сжатого пересказа текста с элементами сочинения. Редактирование написанного.


Сжатое изложение с элементом сочинения №1

19

10 неделя

Орфография. Принципы русской орфографии.


Орфография. Принципы русской орфографии. Орфограмма, типы и виды. Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Орфографическая норма. Строение орфографических правил. Алгоритмы применения орфографических правил.

Орфоэпическая пятиминутка (работа по карточкам с заданием расставить ударение в словах – задание 4 ЕГЭ). Работа с презентацией. Работа с таблицей «Исторические чередования». Составление таблицы «Принципы русской орфографии». Выборочно-распределительный диктант. Выполнение упражнения в учебнике.

Задание 4 ЕГЭ.

Работа по карточкам.

20

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова. О-ё после шипящих. Ы-и после ц. И, а, у после шипящих. Удвоенная согласная, непроизносимая согласная, сомнительная согласная, непроверяемая согласная в корне слова.

Орфографический диктант. Работа по таблице. Выборочно-распределительный диктант. Работа с электронным приложением. Выполнение задания 9 ЕГЭ.

Задание 9 - правописание корней.

Орфографический диктант

21

11 неделя

Корни с чередованием.

Корни с чередованием гласных и согласных.

Работа по таблице. Объяснительный диктант. Выполнение задания 9 ЕГЭ. Диктант «Проверь себя!»

Задание 9 - правописание корней.

Диктант «Проверь себя!»

22

11 неделя

Развитие речи. Учимся писать сочинение- рассуждение (задание 27 ЕГЭ)

Особенности построения сочинения. Критерии оценивания сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста.

Работа с памяткой. Знакомство с критериями оценивания сочинения. Выполнение задания 22 ЕГЭ.

Критерии оценивания сочинения. Задание 22- смысловая и композиционная целостность. Задание 27.

Задание 22 ЕГЭ

23


12 неделя

Развитие речи. Сочинение – рассуждение по тексту В.А. Солоухина.

Работа с методическими рекомендациями. Написание плана. Формулирование проблемы. Подбор аргументов. Формулирование вывода. Редактирование написанного. Задание «Оцени свою работу».

Задание 27 ЕГЭ.

Сочинение №1

24


Правописание приставок, суффиксов.

Правописание приставок, пишущихся по традиции, приставок пре-при, про и пра. Приставки, оканчивающиеся на з-с. Правописание суффиксов чик-щик, ек-ик у существительных. Суффиксы - к – и – ск - у прилагательных. Суффиксы причастий и деепричастий. Правописание глагольных суффиксов ова - ева, ива-ыва. Суффиксы неопределенных местоимений.

Работа по таблице. Распределительный диктант. Работа с электронным приложением к учебнику. Задание «Критерии оценки». Выполнение задания 9 по материалам ЕГЭ.

Подготовка рассказа о правописании суффиксов, работа по таблице, подбор примеров. Выполнение задания 11 ЕГЭ. Тестовая работа по материалам ЕГЭ.

Задание 9 - правописание приставок.

Задания 1-11. Задание 11 - правописание суффиксов.

Распределительный диктант,

Тестовая работа по материалам ЕГЭ(1-11 задание.

25

13 неделя

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Подготовка рассказа о правописании суффиксов, работа по таблице, подбор примеров. Тестовая работа по материалам ОГЭ. Игровое задание «Моя Вселенная».

Работа по таблице. Распределительный диктант. Работа с электронным приложением к учебнику. Задание «Критерии оценки». Выполнение задания 15 по материалам ЕГЭ (групповая работа с взаимопроверкой)

Задание 15 - правописание н и нн в суффиксах.

Распределительный диктант.

26

Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения № 2 «Что значит быть взрослым?»

Текст. Микротема. Способы компрессии текста. Особенности построения изложения с элементами сочинения.

Работа с таблицей «Способы сжатия текста». Первичное прослушивание текста. Определение микротем и составление плана. Вторичное прослушивание текста. Запись ключевых слов. Сжатый пересказ текста. Написание сжатого пересказа текста с элементами сочинения. Редактирование написанного.


Сжатое изложение с элементами сочинения №2

27



14 неделя

Правописание окончаний

Правописание падежных окончаний имен существительных, прилагательных, причастий, числительных. Правописание личных окончаний глаголов.

Синтаксическая пятиминутка. Работа по таблице. Объяснительный диктант. Работа с электронным приложением к учебнику. Выполнение задания 12 по материалам ЕГЭ (групповая работа с взаимопроверкой). Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 12- правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Индивидуальная работа по карточкам.

28

Практикум № 2 . Типовые конструкции для комментирования проблемы текста. Введение цитат в текст сочинения

Особенности построения итогового сочинения. Критерии оценивания сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста.

Работа с памяткой. Знакомство с критериями оценивания сочинения. Выполнение задания 26 ЕГЭ.

Задание 26

Практикум № 2

29

15 неделя

Административная контрольная работа по материалам ЕГЭ.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Функционально-смысловые типы речи. Лексические и грамматические нормы. Правописание корней, приставок. Правописание не и ни. Средства связи предложений в тексте. Пунктуационный анализ предложения.

Выполнение тестовой работы по материалам ЕГЭ (задания 1-24).

Задание 1-24.

Контрольная работа № 2

30

Правописание не и ни в словах разных частей речи.

Приставки и частицы

не и ни и их правописание.

Синтаксическая пятиминутка. Подготовка рассказа о правописании НЕ и НИ, подбор примеров. Распределительный диктант. Выполнение тестового задания №13 по материалам ЕГЭ. Тестовая работа.

Задание13- правописание не - ни

Тестовая работа

31

16 неделя

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание омонимичных слов и предлогов, союзов, наречий.

Фронтальный опрос. Работа с таблицей. Распределительный диктант. Выполнение задания 14 по материалам ОГЭ. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 14- слитное и раздельное написание слов.

Индивидуальная работа по карточкам.

3.2. Лексика. Фразеология – 4 часа: 3 ч. +1 ч. Р.р.

32

16.неделя

Фразеологизмы.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Лексические и фразеологические словари Пословицы, поговорки, крылатые слова. Лексические и фразеологические словари

Синтаксическая пятиминутка. Фронтальный опрос. Работа по таблице. Работа с толковым словарем. Лингвистический анализ поэтического текста.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 3- лексическое значение слова.

Индивидуальная работа по карточкам.

33-34

17 неделя

Лексические средства художественной изобразительности. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.


Лексические нормы. Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Лексические средства связи между предложениями в тексте. Лексические средства художественной изобразительности.

Орфоэпическая дуэль. Терминологический диктант. Составление таблицы. Комплексный анализ текста. Выполнение задания 6 по материалам ЕГЭ.

Задание 6 - лексические нормы.

Комплексный анализ текста

35

18 неделя

Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения № 3 «Орфей и Эвридика».

Текст. Микротема. Способы компрессии текста. Особенности построения изложения с элементами сочинения.

Работа с таблицей «Способы сжатия текста». Первичное прослушивание текста. Определение микротем и составление плана. Вторичное прослушивание текста. Запись ключевых слов. Сжатый пересказ текста. Написание сжатого пересказа текста с элементами сочинения. Редактирование написанного.


Сжатое изложение с элементом сочинения №3

3.3. Морфемика и словообразование – 4 часа: 3 часа+1 ч. Р.р.

36

18 неделя

Морфемика. Морфемы русского языка. Морфемный разбор слова.

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

Однокоренные слова и формы слов. Морфемный анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа. Роль однокоренных слов в создании текста.

Фронтальный опрос. Работа с презентацией. Морфемный разбор слова. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 11 - правописание суффиксов.

Индивидуальная работа по карточкам

37

19 неделя

Развитие речи. Сочинение- рассуждение № 2 по тексту Н. Михайловой.

Особенности построения сочинения. Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста.

Работа с методическими рекомендациями. Работа с текстом. Формулирование проблемы. Подбор аргументов. Формулирование вывода. Редактирование написанного. Задание «Оцени свою работу».

Задание 27

Сочинение №2

38

Способы словообразования. Словообразовательная норма.

Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

Словарный диктант. Работа с таблицей «Способы образования слов в русском языке. Работа со словообразовательным словарем. Словообразовательный и морфемный разбор слова. Тестовая работа - задание 22 по материалам ЕГЭ.

Задание 22- смысловая и композиционная цельность.

Тестовая работа- задание 22 ЕГЭ.

39


20 неделя

Контрольная работа № 3 по темам «Лексика. Фразеология. Морфемика и словообразование».

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Фразеологизмы. Морфемы. Способы словообразования.

Выполнение контрольной работы.


Контрольная работа № 3.

3.4. Морфология – 12 часов: 10 ч.+ 2ч. Р.р.

40

20 неделя

Знаменательные и служебные части речи их текстообразующая роль.

Самостоятельные и служебные части речи. Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Фронтальный опрос. Работа по таблице «Части речи». Заполнение недостающей информации в таблице. Распределительный диктант. Синтаксический разбор предложения.


Распределительный диктант

41

21 неделя

Знаменательные и служебные части речи их текстообразующая роль.

42

21 неделя

Имя существительное как часть речи.

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении

Фронтальный опрос. Работа с таблицей. Распределительный диктант. Морфологический разбор существительного. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 11 - правописание суффиксов существительных.

Индивидуальная работа по карточкам.

43

22 неделя

Имя прилагательное.

Прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки. Разряды и степени сравнения прилагательных. Правописание прилагательных и их синтаксическая роль в предложении.

Тестовая работа по теме «Существительное». Работа с электронным приложением к учебнику. Морфологический разбор слова. Комплексный анализ текста.

Задание 11 - правописание суффиксов прилагательных. Задание 15 - правописание н и нн в суффиксах.

Тестовая работа

44

22 неделя

Развитие речи. Сочинение- рассуждение № 3 по тексту Л.Андреева.

Критерии оценивания сочинения (задание 27). Соответствие теме. Аргументация с привлечением литературного материала. Композиция и логика. Качество письменной речи (речь, стиль). Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика). Смысловая и композиционная целостность текста.

Работа с памяткой. Знакомство с критериями оценивания сочинения. Выполнение задания 27 ЕГЭ. Написание плана. Формулирование проблемы. Подбор аргументов. Формулирование вывода. Редактирование написанного. Задание «Оцени свою работу».

Задание 26. Задание 22- смысловая и композиционная целостность.

Сочинение №3

45

23 неделя

Имя числительное как часть речи. Разряды и склонение числительных.

Числительное как часть речи. Грамматическое значение. Простые, составные, сложные числительные. Количественные (целые, дробные и собирательные) и порядковые числительные. Склонение количественных и порядковых числительных. Синтаксическая роль числительных.

Работа по таблице. Распределительный диктант. Работа с электронным приложением к учебнику. Задание «Критерии оценки». Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 22- смысловая и композиционная целостность.

Индивидуальная работа по карточкам.

46

Местоимение. Разряды и правописание местоимений.

Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Словарный диктант. Работа по таблице «Разряды местоимений». Деловая игра «Я учитель». Морфологический разбор местоимения. Комплексный анализ текста.

Задание 22- смысловая и композиционная целостность.

Комплексный анализ текста.

47

24 неделя

Наречие. Смысловые группы наречий и их роль в речи.

Наречие. Смысловые группы и степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречия в предложении.

Фронтальный опрос. Работа с таблицей. Работа с электронным приложением к учебнику. Групповая работа. Диктант «Проверь себя!»

Задание 22- смысловая и композиционная целостность.

Диктант «Проверь себя!»

48

Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения «О милосердии» (Д.Гранин)

Текст. Микротема. Способы компрессии текста. Особенности построения изложения с элементами сочинения.

Работа с таблицей «Способы сжатия текста». Первичное прослушивание текста. Определение микротем и составление плана. Вторичное прослушивание текста. Запись ключевых слов. Сжатый пересказ текста. Написание сжатого пересказа текста с элементами сочинения. Редактирование написанного.


Сжатое изложение с элементом сочинения № 4.

49

25 неделя

Глагол.

Глагол как часть речи. Грамматическое значение. Время, вид, возвратность и невозвратность, Переходность-непереходность. Наклонение. Спряжение глаголов и их синтаксическая роль в предложении.

Словарный диктант. Работа по таблице. Деловая игра «Я учитель». Распределительный диктант. Морфологический разбор глагола. Диктант «Проверь себя!».

Задание 12- правописание окончаний глаголов

Диктант «Проверь себя!».

50

Причастие и деепричастие - особые формы глагола.

Причастие и деепричастие - формы глагола. Признаки прилагательного и глагола у причастий. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Правописание причастий. Причастный оборот. Признаки наречия и глагола у деепричастий.

Фронтальная беседа. Работа с презентацией. Составление таблицы. Распределительный диктант. Синтаксическая пятиминутка. Морфологический разбор причастия и деепричастия. Групповая работа. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 12- правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Индивидуальная работа по карточкам.

51

26 неделя

Контрольная работа № 4 по теме «Морфология».

Самостоятельные и служебные части речи.

Выполнение контрольной работы.

Задания 1-15

Контрольная работа №4

3.5. Синтаксис - 7 часов.

52


26 неделя

Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.

Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.

Орфоэпическая дуэль. Работа с таблицей. Распределительный диктант. Конструирование синонимичных словосочетаний. Выполнение задания 8 по материалам ЕГЭ.

Задание 8- синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Распределительный диктант

53

27 неделя

Предложение. Виды предложений. Виды односоставных предложений.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.

Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей.

Синтаксический разбор предложения. Составление таблицы и подбор примеров предложения по схемам. Работа с таблицей «Виды односоставных предложений». Объяснительный и цифровой диктант. Выполнение задания 8 по материалам ЕГЭ,

Задание 8- синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Цифровой диктант

54-55

27-28 неделя

Практикум №3. Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения.

Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.


Работа по таблице. Работа с электронным приложением. Выполнение практических заданий.


Практикум №3

56


28 неделя

Простое осложненное предложение.

Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными и обособленными членами. Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.

Синтаксическая пятиминутка. Фронтальный опрос. Работа по таблице. Лингвистический анализ поэтического текста. Выполнение задания 1-17 по материалам ЕГЭ.

Задание 1-17

Тестовая работа – задания 1-17

57

29 неделя

Сложное союзное и бессоюзное предложение.

Сложное предложение. ССП и СПП. Средства связи между частями в сложном предложении. СПП с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Сложное предложение с разными видами связи.

Фронтальная беседа. Работа с презентацией. Составление таблицы. Распределительный диктант. Синтаксическая пятиминутка. Групповая работа- выполнение заданий 19-20 по материалам ЕГЭ с взаимопроверкой. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание19-20.

Индивидуальная работа по карточкам.

58

29 неделя

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Синтаксис».

Орфограммы корня, приставки, суффикса и окончания. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Не и ни с разными частями речь Мягкий знак после шипящей. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Знаки препинания в простом осложненном, ССП и СПП, бессоюзном предложении.

Написание контрольного диктанта и грамматического задания к нему.


Контрольный диктант № 2

3.6. Пунктуация – 8 часов.

59-60

30 неделя

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с обращениями и однородными членами, обособленными членами.

Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с обращениями и однородными членами, обособленными членами.

Фронтальный опрос. Работа с таблицей. Распределительный диктант. Синтаксический разбор предложений с обращениями и однородными членами. Конструирование предложений по схемам. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание16- знаки препинания в предложении с однородными членами

Индивидуальная работа по карточкам.

61

31 неделя

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и сравнительными оборотами, уточняющими членами.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и сравнительными оборотами.

Работа с таблицей. Составление предложений по схемам. Синтаксический разбор предложения. Комплексный анализ текста.

Задание 18

Комплексный анализ текста.

62

Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем.

Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем.

Работа по таблице. Распределительный диктант. Работа с электронным приложением к учебнику. Задание «Критерии оценки». Выполнение задания 16 по материалам ЕГЭ. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 16 -пунктуация в ССП и в предложении с однородными членами

Индивидуальная работа по карточкам.

63

32 неделя

Сложноподчиненное предложение и знаки препинания в нем.

Сложноподчиненное предложение и знаки препинания в нем.

Словарный диктант. Работа по таблице «Виды СПП». Деловая игра «Я учитель».Конструирование предложений по схемам. Выполнение задания 19 по материалам ЕГЭ.

Задание 19- знаки препинания в СПП

Тестовая работа задание 19

64

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Словарный диктант. Работа по таблице. Деловая игра «Я учитель». Работа с таблицей «Сложные предложения с разными видами связи». Разбор задания 20 по материалам ЕГЭ.

Задание 20- знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Словарный диктант

65-66

33 неделя

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Способы цитирования

Синтаксическая пятиминутка. Конструирование предложений по схемам. Выполнение задания 20 по материалам ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

Задание 20- знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Комплексный анализ текста.

4. Повторение изученного – 4 часа: 3 ч.+1 ч. Р.р.

67

34 неделя

Фонетические, лексические и грамматические средства языка.

Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка.

Работа с презентацией. Разбор заданий 25-26. Диктант «Проверь себя!»

Задание 25- средства связи предложений в тексте. Задание 26- языковые средства выразительности.

Диктант «Проверь себя!»

68

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке в письменной форме.

Выполнение контрольной работы


Контрольная работа № 5

69

35 неделя

Развитие речи. Стили и типы речи.

Функциональные стили речи. Типы речи и особенности их построения.

Диктант «Проверь себя!». Работа по таблице. Комплексный анализ текста.


Комплексный анализ текста.

70

Итоговое занятие. Богатые ресурсы русского языка

Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи.

Работа над ошибками. Комплексный анализ текста.








Скачать

© 2019 392 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!