СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. Рыбченкова Л.М. 7класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа будет полезна учителям-предметникам,работающим в 7 классе. Рабочая программы по учебнику Рыбченковой Л.М.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. Рыбченкова Л.М. 7класс»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1) представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В результате реализации рабочей программы по русскому языку создаются условия для достижения всеми обучающимися 6 класса предметных результатов на базовом уровне («ученики научатся») и отдельными мотивированными и способными учащимися на расширенном и углубленном уровне («ученики получат возможность научиться»), что обеспечивается проведением комплексных текущих (вводный и промежуточный контроль) и итоговых работ (итоговый контроль) по текстам, в которые включены задания разного уровня сложности, дифференциацией заданий на уроках и при формулировании домашних заданий.

Планируемые предметные результаты по разделам

Речь и речевое общение

Ученики научатся:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств.

Ученики получат возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученики научатся:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Ученики получат возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученики научатся:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученики получат возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученики научатся:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученики получат возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученики научатся:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученики получат возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.


Текст

Ученики научатся:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученики получат возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученики научатся:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученики получат возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Ученики научатся:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученики получат возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученики научатся:

• проводить фонетический анализ слова;  соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученики получат возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

Морфемика и словообразование

Ученики научатся:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;  различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученики получат возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Ученики научатся:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;  подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученики получат возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученики научатся:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Ученики получат возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

Синтаксис

Ученики научатся:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученики получат возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

Правописание: орфография и пунктуация

Ученики научатся:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученики получат возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученики научатся:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученики получат возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Содержание учебного предмета


Основное содержание разработанного курса полностью со­ответствует Примерной программе основного общего обра­зования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письмен­ной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Раз­личение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание комму­никативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слуша­ние), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной ин­формации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поис­кового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информаци­онными источниками. Овладение различными видами ауди­рования. Изложение содержания прослушанного или прочи­танного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из раз­личных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль тек­ста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как сред­ство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повест­вование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мыс­ли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текс­та. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, ос­новной мысли и ситуации общения. Создание текстов различ­ного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-де­лового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговор­ной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повество­вание, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, го­сударственный язык Российской Федерации и язык межнацио­нального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль ста­рославянского (церковнославянского) языка в развитии рус­ского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функ­ционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновид­ности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диа­лектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского язы­ка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле­менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нор­мативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и без­угарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких со­гласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости со­гласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энцикло­педиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми­нимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча­ние как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со­гласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про­изводящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суф­фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру­гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразова­ния.

Определение основных способов словообразования, по­строение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словооб­разованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и эти­мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как еди­ница языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и перенос­ное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран­ных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас­сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её упо­требления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По­словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи­ческие словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значе­ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, проис­хождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и сти­листической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со зна­чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово­употребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей си­нонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в раз­личных видах деятельности.


Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значе­нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей ре­чи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в ре­чевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы сло­восочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе­мого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, пол­ные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного пред­ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси­ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль­ности, уместности и выразительности употребления синтак­сических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра­вописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи­нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа­логе.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зор­костью. Соблюдение основных орфографических и пунктуа­ционных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочни­ков по правописанию для решения орфографических и пунк­туационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус­ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев­ной жизни.



Тематическое планирование 7 класс


п/п

Раздел. Тема урока

Количе

ство часов

Дата

по плану

фактически


Введение. Общие сведения о языке

1



1

Русский язык в современном мире

1




Речь. Речевая деятельность

9



2-3

Речь. Речевое общение

2



4

Речевой этикет

1



5

Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Нужно ли соблюдать ревой этикет в интернет-общении?»

1



6

Р.р. Написание сочинения-рассуждения на тему «Нужно ли соблюдать ревой этикет в интернет-общении?»

1



7

Анализ сочинения. Функциональные разновидности языка.

1



8

Функциональные разновидности языка.

1



9-10

Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы

2




Морфология




11

Входной контроль.

Система частей речи в русском языке

1




Причастие




12-13

Понятие о причастии

2



14-15

Признаки глагола и прилагательного у причастия

2



16-17

Причастный оборот

2



18

Действительные и страдательные причастия

1



19

Р.р. Сжатое изложение (по упражнению 72)

1



20-21

Полные и краткие формы причастий.

2



22

Причастия настоящего и прошедшего времени

1



23-24

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

2



25-26

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

2



27-28

Р.р. Работа с информацией, представленной в различном виде

2



29-31

Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях

3



32

Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

1



33

Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

1



34

Морфологический разбор причастия

1



35-36

Правописание не с причастиями

2



37

Р.р. Изложение (по упражнению 139)

1



38

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1



39-40

Повторение темы «Причастие»

2



41

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1



42

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1




Деепричастие




43

Понятие о деепричастии.

1



44-45

Деепричастный оборот

2



46

Р.р. Тезисный план текста

1



47-48

Правописание не с деепричастиями

2



49-50

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

2



51

Р.р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень»

1



52-53

Рассуждение и его виды

2



54-55

Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Место деепричастий в системе частей речи»

2



56

Анализ сочинения. Морфологический разбор деепричастия

1



57-58

Повторение темы «Деепричастие»

2



59

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

1



60

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1




Наречие




61-62

Наречие как часть речи

2



63-64

Разряды наречий по значению

2



65-66

Р.р. Сочинение-рассуждение

2



67

Анализ сочинения. Степени сравнения наречий

1



68

Степени сравнения наречий.

1



69-70

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е)

2



71-72

Морфологический разбор наречия

2



73-74

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е)

2



75-76

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

2



77

Буквы о и а на конце наречий

1



78

Дефис между частями слова в наречиях

1



79

Р.р. Подробное изложение (по упражнению 241)

1



80

Анализ изложения. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

1



81-82

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

2



83

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1



84-85

Р.р. Речевая характеристика героя (по упражнению 252)

2



86-87

Повторение темы «Наречие»

1



88

Контрольная работа по теме «Наречие»

1



89

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1




Предлог




90

Предлог как часть речи

1



91-92

Предлоги производные и непроизводные

2



93-94

Р.р. Сочинение на тему «Необычно жаркое лето» или «Холодная зима» (репортаж о погоде в Брянской области)

2



95

Предлоги простые и составные

1



96

Анализ сочинения. Правописание предлогов

1



97-98

Правописание предлогов

2



99-100

Употребление предлогов в речи

2



101

Морфологический разбор предлога

1



102-103

Повторение темы «Предлог»

2




Союз




104

Союз как часть речи

1



105

Разряды союзов

1



106

Сочинительные союзы

1



107-108

Подчинительные союзы

2



109-111

Правописание союзов

3



112-113

Р.р. Сочинение-рассуждение (по упражнению 316)

2



114-116

Союзы и союзные слова

3



117-118

Союзы в простых и сложных предложениях

2



119

Морфологический разбор союза

1



120

Повторение темы «Союз»

1



121

Контрольная работа по теме «Союз»

1



122

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1




Частица




123

Частица как часть речи

1



124-125

Разряды частиц.

2



126

Правописание частиц

1



127-128

Правописание частицы не

2



129-130

Разграничение частиц не и ни

2



131-132

Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Моя малая родина»

2



133

Повторение темы «Частица»

1



134

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

1



135

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1




Междометие

2



136-137

Междометие

2




Повторение

3



138

Повторение по разделу «Морфология».

1



139

Итоговая контрольная работа

1



140

Анализ итоговой контрольной работы и работа над ошибками.

1




Всего

140 ч







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!