СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (102 часа)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В основе - программа Ладыженской Т.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (102 часа)»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А .Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение); методических рекомендаций к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, О.М. Александрова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение). Программа составлена к учебнику Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.




Место предмета в учебном плане

В учебном плане школы на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 102 часа (3 часа в неделю)


Планируемые предметные результаты

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Содержание учебного предмета


Введение – 1 час.


Повторение изученного в VVIII классах (13+21)


Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.


Сложное предложение. Культура речи (3+2)


Сложносочиненные предложения (9+3)


I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.


Сложноподчиненные предложения (22+10)


I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).


Бессоюзные сложные предложения (9+4)


I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.


Сложные предложения с различными видами связи (9+4)


I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Повторение и систематизация изученного в VIX классах (10+1)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


Календарно-тематическое планирование


урока

Дата проведения урока

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности (элементы содержания)

Планируемые результаты (ЗУН)

Виды учебной деятельности и

формы контроля, самостоятельной работы

Домашнее задание

Должны знать

Должны уметь


ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)




1


Международное значение русского языка

Урок усвоения новых знаний

Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения

Содержание понятия «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; русский язык – один из мировых языков.

Ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис

Анализ текста учебника. Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Озаглавить текст. Сформулировать основную мысль текста

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о международном значении русского языка

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VIII КЛАССАХ (13+2)

2


Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

Стили речи

РР

Разновидности речевого общения, их особенности.

Литературный язык как основа национального русского языка, основа русской художественной литературы.

Языковые средства, характерные для каждого стиля.

Жанры стилей. Сфера употребления стилей

Разновидности речевого общения.

Отличия литературного языка от языка художественной литературы, понимать, что основой современного языка является литературный язык.

Названия стилей

Вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией. Различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи

Подготовить устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», упр.7,8. Заполнить схему «Стили литературного языка» с.12

Подготовить монологическое высказывание на тему «Почему так важен сегодня Интернет для российского образование?»

4-5


Входная диагностическая работа.


Анализ диагностической работы.

Урок контроля знаний.

Словосочетание. Синтаксис и пунктуация простого предложения.



Тест

Самоанализ диагностической работы, рно.

6-7


Простое предложение и его грамматическая основа




Предложения с однородными членами.


Повторение и обобщение изученного

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов – о/с, д/с. Виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них

Определения простого предложения, д/с, о/с, о/л, н/л, б/л, н

Производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему

Зрительный диктант, объяснительный диктант

Упр.31


Упр. 33



Упр. 34

8 - 9



РР Обучающее сжатое изложение текста публицистического стиля.


РР Анализ сжатого изложения

Уроки развития речи

Языковые средства, характерные для каждого стиля.

Жанры стилей. Сфера употребления стилей.


Понятие текста. Приёмы компрессии текста. Редактирование текста.

Приёмы компрессии текста. Стили и их особенности. Языковые средства выразительности.

Воспринимать текст на слух. Производить смысловую обработку текста. Создавать текст на основе услышанного. Применять приёмы компрессии текста.

Применение приёмов сжатия.

Составление собственного текста.

Редактирование текстов (карточки)

10-11


Предложения с обособленными членами


Обособленные определения и приложения.



Повторение и обобщение изученного, закрепление

Обособленные второстепенные члены предложения

Определения второстепенных членов предложения

Опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи

Письменный ответ на вопрос: «Какие члены предложения называются обособленными?»

Упр.35


Упр. 37


Упр. 39

12-13


Обращения. Знаки препинания при обращениях.


Вводные слова и вставные конструкции

Повторение и обобщение изученного, закрепление

Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями

Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания

Упр.38, с.21

Составить(выписать) предложения с обращениями, вводными слова и вставными конструкциями, составить к ним схемы // упр.40 (на выбор)

14-15


Способы оформления чужой речи. Косвенная речь.


Прямая речь. Способы её оформления.

Повторение и обобщение изученного, закрепление

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью и с косвенной речью.

Способы оформления чужой речи. Правила пунктуации.

Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания

Заполнение таблицы

Выписать из художественных текстов предложения с прямой речью. Составить схемы.

16-17


Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»


Анализ контрольной работы.

Урок контроля знаний

Синтаксис и пунктуация простого предложения

Применять правила пунктуации в осложнённых простых предложениях

Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания

Диктант и грамматическое задание.

№№ 44, 45

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3+2)

18


Понятие о сложном предложении

Урок

усвоения новых знаний.

Практикум.

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения

Классификацию сложных предложений

Отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы

Составить таблицу «Основные виды сложных предложений»

Упр.46, 47

19


Союзные и бессоюзные сложные предложения

Урок усвоения новых знаний.

Практикум.

Средства связи между частями сложного предложения; ССП, СПП, БСП

Определения ССП, СПП, БСП; средства связи частей в этих предложениях

Разграничивать союзные и бессоюзные предложения; ССП и СПП в зависимости от средства связи; находить сложные союзные и бессоюзные предложения, составлять схемы

тест

Упр.49, упр.50

20, 21


РР. Подготовка и написание сочинения в форме дневниковой записи по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

РР

Текст, заголовок, тема, основная мысль. План, изобразительно-выразительные средства. Отличительные особенности дневниковых записей

Отличительные особенности дневниковых записей; изобразительно-выразительные средства

Определять тему, основную мысль сочинения, составлять план

сочинение

Самоанализ сочинения.

22


Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Урок усвоения новых знаний.

Практикум.

Передача на письме смысловых отношений между частями сложного предложения, особенностей его строения и интонации

Об авторском употреблении знаков препинания в сложных предложениях; особенности интонации простого и сложного предложения, графические способы их обозначения

Разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения; составлять схемы; интонационно правильно читать сложные предложения; интонационно правильно составлять сложные предложения из простых; составлять интонационные схемы сложных предложений

Упр.58

Упр.55, 59

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9+3)

23


Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

Урок усвоения нового материала.

Практикум.

Понятие о ССП. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП

Грамматические признаки ССП, его строение

Интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам

Подготовить сообщение на тему: «Смысловые отношения в ССП»

Упр.62, 63

24-25


ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами

Урок усвоения нового материала

Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в ССП, знаки препинания в нем

Основные группы ССП по значению и союзам

Определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Работа в группе

Упр.65








Карточки

Урок закрепления

26-27


РР Обучающее сочинение на лингвистическую тему

Урок развития речи.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения. Структура.

Комментарий лингвистического понятия. Виды аргументов.

Строить самостоятельное рассуждение на лингвистическую тему.

Написание сочинения-рассуждения по алгоритму.

№№ 67, 68

28-29


Разделительные знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Уроки закрепления изученного.

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Основные группы ССП по значению и союзам

Опознавать ССП с общим второстепенным членом; производить синтаксический разбор предложений, объяснять постановку/непостановку запятой, конструировать предложения

Разобрать предложения синтаксически, построить схемы, объяснить

Составить 5 предложений ССП с общим второстепенным членом, разобрать синтаксически, построить схемы

30


РР Сочинение-описание по воображению

РР

Структура сочинения-описания

Типы речи

Составлять план сочинения, использовать выразительные средства, соблюдая нормы литературного языка

сочинение

Самоанализ сочинения.

31-32


Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Уроки повторения и закрепления знаний

План синтаксического и пунктуационного разбора ССП

Основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП

Производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами

Тест по вариантам

Упр.77, ответить устно на вопросы с.47


№№ 79, 80

33-34


Контрольная работа по теме «ССП»


Анализ контрольной работы

Урок контроля знаний

ССП и знаки препинания в нем

Структуру ССП, средства связи его частей

Производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Диктант и грамматическое задание

№ 81

Сложноподчиненные предложения (22+10)

35


Понятие о сложноподчиненном предложении

Урок усвоения нового материала

Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей

Структуру СПП, средства связи его частей

Определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания

Устная работа по вариантам (теория)

Упр.85

36-37


Знаки препинания в СПП

Урок усвоения нового материала.

Практикум.

Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей

Структуру СПП, средства связи его частей

Определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания

Самостоятельная дифференцированная работа с карточками

тест

38-39


Союзы и союзные слова в СПП

Урок усвоения нового материала

Союзы и союзные слова в СПП


Различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания

взаимодиктант

Упр.96, 97

40-41


РР Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты»


Анализ сочинения –отзыва.

РР

Тема, основная мысль, план, изобразительно-выразительные средства

Отличительные особенности сочинения-отзыва

Писать сочинение-отзыв

Самостоятельная работа. Анализ сочинения.

№№ 99, 100

42


Роль указательных слов в СПП

Урок усвоения нового материала

Особенности присоединения придаточных предложений к главному


Опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания; составлять схемы

Цифровой диктант

Упр.103, 106

43-44


РР Контрольное сжатое изложение.


Анализ сжатого изложения.


РР

Текст, заголовок, тема, основная мысль. План, изобразительно-выразительные средства


Воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

Самостоятельная работа

№ 107

45-46


Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными

Урок усвоения нового материала

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос КАКОЙ?

Основные группы СПП и их признаки; признаки придаточных определительных; о возможности и целесообразности синонимической замены придаточных определительных

Находить придаточные определительные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова

Работа в группе

Упр.112








Упр.115

Урок закрепления знаний

47-48



СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения нового материала

Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения

Признаки придаточных изъяснительных; приемы разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом ЧТО

Определять значение придаточных изъяснительных; ставить к ним вопросы; определять место придаточных изъяснительных в СПП; строить по указанному началу предложения с придаточным изъяснительным; различать придаточные изъяснительные и определительные с ЧТО; находить придаточные изъяснительные в тексте

Комментированное письмо

Упр.120









Тестовое задание.

Урок закрепления знаний

49-50



СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места

Урок усвоения нового материала

Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды. СПП с придаточными времени указывает на время протекания действия; СПП с придаточными места указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении

Виды придаточных обстоятельственных; определять придаточные времени и места

Находить в тексте придаточные обстоятельственные, определять средства связи, расставлять знаки препинания; ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид

Конструирование предложений по схемам

Упр.128








Упр. 130.

Урок закрепления знаний

51-52


Сочинение-рассуждение по заданному тексту

(контрольное)


Анализ сочинения-рассуждения

РР

Тема, основная мысль, план, изобразительно-выразительные средства


Формулировать тезис, доказывать его, выдвигая аргументы

Самостоятельная работа

Самоанализ сочинения.

53-54



СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия

Урок усвоения нового материала

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным

Определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия

Определять средства связи придаточного с главным; составлять схемы СПП; отличать указанные виды придаточных от других, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять их в речи

Написать сочинение-миниатюру на грамматическую тему «Что я знаю о СПП с придаточными, имеющими общее значение обусловленности»

Упр.144








Тестовые задания


Урок закрепления знаний

55-56



СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

Урок усвоения нового материала

Придаточные образа действия, меры и степени, сравнительное придаточное

Определения придаточных

Распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания

Конструирование предложений (индивидуальная работа)

Упр.163, стих-е наизусть (инд-но).







Карточки.

Урок закрепления

57-58


РР Сочинение «Что такое подвиг?» по картине В.Фельдмана «Родина»


РР Анализ сочинения

РР

Способен ли современный человек на подвиг? Согласны ли вы, что к подвигу нужно готовиться? Действительно ли прошло время подвигов?

Жанровое своеобразие сочинения-рассуждения

Определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение

Сочинение-рассуждение

Самоанализ сочинения.

59-60



СПП с несколькими придаточными и знаки препинания при них

Урок усвоения нового материала.


Урок закрепления материала.


СПП с несколькими придаточными и знаки препинания при них

Какие СПП называются многочленными; виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (соподчинение – однородное и неоднородное; последовательное подчинение), их комбинации; правила постановки/непостановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными

Составлять схемы СПП с несколькими придаточными

Работа в группе

Карточки









Тестовые задания

Самостоятельная работа.

61-62


РР Контрольное сжатое изложение текста


Анализ сжатого изложения

РР


Структуру изложения

На слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте; подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции

Сжатое изложение текста

Самоанализ изложения.

63


Синтаксический и пунктуационный разборы СПП

Урок-практикум

Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с различными видами связи

Порядок синтаксического и пунктуационного разборов СПП

Производить синтаксический и пунктуационный (устный и письменный) разборы СПП

Дифференцированная работа

Упр.182, вопросы на с.118 (устно)

№ 183

64


Повторение и обобщение изученного по теме «СПП»

Урок повторения и обобщения

Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с различными видами связи

Определения ССП и СПП

Отличать виды союзных сложных предложений; определять значения придаточных; конструировать предложения, грамотно расставлять знаки препинания

Работа с текстами по вариантам

Взаимопроверка тестов. Ответы на итоговые вопросы по теме «СПП».

65-66


Контрольная работа по теме «СПП»


Анализ контрольной работы

Урок контроля знаний

Строение СПП, средства связи в СПП, виды придаточных в СПП, знаки препинания в СПП

Определения ССП и СПП

Различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания

Тест

Самоанализ к/р, рно.

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9+4)

67


Понятие о БСП. Интонация в БСП

Урок усвоения нового материала.


Практикум

Понятие о БСП. Интонация в БСП. Постановка запятой и точки с запятой в БСП

Синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП

Опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении

Составить развернутый план изучаемой темы. Составить предложения по схемам

Упр.191, 192

68


БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Урок усвоения нового материала.



Постановка запятой и точки с запятой в БСП

Условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП со значение перечисления

Определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации; различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией и БСП со значением перечисления; составлять БСП

Объяснительный диктант

Упр.193, 195

69-70


БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Урок усвоения нового материала.


Практикум

Двоеточие в БСП

Условия постановки двоеточия в БСП

Конструировать предложения со значением причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП

Комментированное письмо

Упр.198

71-72


Контрольное подробное изложение с дополнительным заданием


Анализ изложения

РР

Текст, тема текста, основная мысль, проблемы, позиция автора. Изобразительно-выразительные средства языка

Композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме

Подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение

Изложение с элементами сочинения

Самоанализ изложения.

73-74


БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Урок усвоения нового материала.

Урок закрепления.

Практикум.

Тире в БСП

Условии постановки тире в БСП

Выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения, выразительно читать

Зрительный диктант

Упр.200, повторить жанры сочинений: рассказ, отзыв; типы речи

№ 202


№ 205

75-76


РР Сочинение –рассуждение на основе текста


Анализ сочинения-рассуждения.

РР

Понятие рассуждения. Структура рассуждения. Аргументация.

Структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение

Свободно выражать собственные мысли, аргументировать собственную позицию

Вопросы с.139 (устно)

Самоанализ сочинения.


№ 207


№ 209

77


Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Урок усвоения и закрепления нового материала

Порядок синтаксического и пунктуационного разборов БСП

Соблюдать последовательность разборов в БСП

Опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания

Взаимодиктант. Тест

Карточки

№ 210

78-79


Контрольная работа по теме «Сложные предложения»


Анализ контрольной работы

Урок контроля знаний



Урок коррекции знаний

ССП, СПП, БСП

Виды сложных предложений

Воспринимать текст на слух и воспроизводить его под диктовку; различать виды сложных предложений

Самостоятельная работа

Самоанализ диктанта, рно.



№ 211

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (9+4)

80



Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Урок усвоения нового материала

Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи

Основные правила постановки знаков препинания в СП с различными видами связи

Разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова

Составление предложений по схемам (работа в группе)

Упр.212

81-82


Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Уроки закрепления


Практикум

Употребление сочинительной и подчинительной связи

Основные правила постановки знаков препинания в СП с различными видами связи

Находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи; производить выбор необходимого знака препинания

Самостоятельная работа

Тестовые задания.


№ 216


№218


№ 220

83-84


РР Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту


РР Анализ сочинения-рассуждения по тексту

Уроки развития речи

Понятие рассуждения. Структура рассуждения. Аргументация.

Структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение

Свободно выражать собственные мысли, аргументировать собственную позицию

Написание сочинения-рассуждения по алгоритму

№№ 223, 225, 228

85-86

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Уроки усвоения и закрепления нового материала

Порядок синтаксического и пунктуационного разборов БСП

Соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП

Опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания

Конструирование предложений

Выписать 3 БС предложения, произвести синтаксический разбор, вопросы на с.154

87


Повторение изученного

Систематизация и обобщение изученного


Основные правила, понятия

Применять полученные знания на практике

тест

Взаимопроверка тестов. Итоговые вопросы по теме.

88-89


Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием


Анализ итогового диктанта

Урок контроля знаний





Самоанализ, рно.

90


Публичная речь.

РР

Речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции

Отличительные особенности публичной речи, изобразительно-выразительные средства

Готовить публичные выступления; отличать понятия «публичный» и «публицистический»

Индивидуальная работа, анализ текстов

Тестовые задания.

91


РР Итоговое контрольное сжатое изложение



РР

Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка


Подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним

Изложение

Вопросы с.157, самоанализ изложения.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V – IX КЛАССАХ (10+1)

92


Анализ изложения. Фонетика и графика

Уроки повторения и обобщения

Фонетика и графика как разделы науки о языке

Характеристику гласных и согласных звуков; взаимоотношение звуков и букв в языке; звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я; порядок фонетического разбора

Составлять фонетическую транскрипцию; соблюдать основные правила литературного произношения

Составить схему «Звуки речи»

Тестовые задания

93


Лексикология (лексика) и фразеология

Уроки повторения и обобщения

Лексикология и фразеология как разделы науки о языке

Однозначность/многозначность слов; прямое/переносное значение; омонимы, синонимы, антонимы; общеупотребительные и необщеупотребительные слова, исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы

Определять лексическое и грамматическое значение слов; находить в тексте синонимы, омонимы и антонимы

Индивидуальные сообщения

Индивидуальные карточки.

94-95





96


Итоговое контрольное тестирование в формате ОГЭ


Анализ итогового контрольного тестирования

Урок контроля знаний



Применять на практике полученные ЗУН



97


Морфемика. Словообразование

Урок повторения и обобщения

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке

Определение морфемы; назначение значимых частей слова; способы образования слов; продуктивные и непродуктивные способы образования слов; порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора

Членить слова на морфемы; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; группировать слова по способам их образования; подбирать слова, образованные продуктивными способами; производить разбор слова по составу

Дифференцированные задания

Тестовые задания.

98


РР Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему







99


Морфология

Урок повторения и обобщения

Морфология как раздел науки о языке

Общие признаки частей речи; три группы частей речи, морфологические признаки, синтаксическую роль, порядок морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи

Определять принадлежность слова к части речи; группировать слова по частям речи; находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии

тест

Морфологический разбор слов по выбору.

100


Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

Урок повторения и обобщения

Синтаксис как раздел науки о языке. Назначение словосочетаний и предложений в тексте

Виды синтаксической связи словосочетаний, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные), различия между простым и сложным предложениями; виды сложных предложений; группы односоставных предложений; осложненные предложения

Находить словосочетания в предложении; односоставные предложения в тексте, определять их вид; находить в тексте сложные предложения, определять их виды

Самостоятельная работа

Упр.258


Упр. 260

101



Орфография и пунктуация

Урок повторения и обобщения

Орфография и пунктуация как разделы науки о языке

Связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; виды орфограмм; условия употребления знаков завершения, разделения, выделения

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять их вид; правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия их выбора

Комментированное письмо. Итоговый словарный диктант

Упр.272, карточки

102


Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Разделы русского языка

Связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом;

Правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия их выбора

Фронтальный опрос, обсуждение трудных тем.

Отработка алгоритмов написания сочинений-рассуждений




1 Часы, отведенные на развитие связной речи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!