Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н.Ф. Пономарева с. Трубетчино
Добровского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО __ Протокол №___ от «___»__2015 г. | | | «Утверждаю» ИО директора школы Приказ № __ от «___»_____2015 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для 3 класса
на 2015-2016 учебный год
Программу разработал
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение целей:
учебные
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование логического и абстрактного мышления учащихся;
формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
усвоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
развивающие
формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
общеучебные
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа;
пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов третьего года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения», что продолжает образовательную линию второго класса.
В третьем классе углубляются знания учащихся о языке как основе речи, о связи языка с историей развития русской культуры, о тексте (тема, идея, жанры текстов, цель высказывания, способы выражения мысли и т.п.), о слове и его значимых частях (морфемах), их роли в слове, о смысловой нагрузке различных частей речи, о словосочетании и предложении как словесных конструкциях, закрепляются навыки проверки согласных и безударных гласных в корне слова.
На третьем году обучения новой для учащихся будет информация о способах словообразования (приставочный, суффиксальный), различение словообразования и словоизменения, представление о сложных словах (с двумя корнями).
В разделе «Морфология» вводится понятие о падеже имен существительных и имен прилагательных, о местоимении как части речи, множественном и единственном числе личных местоимений, начальной форме, времени, лице и числе глаголов, служебных частях речи (союзах, частицах).
В разделе «Синтаксис» расширяются представления учащихся о словосочетаниях (словосочетания с синонимичными значениями, согласование и управление слов), о видах предложений по цели высказывания и. эмоциональной окраске. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях, подробно изучаются главные члены предложения.
В разделе «Правописание» формируются представления о правилах правописания гласных и согласных в приставках, употребления мягкого знака после шипящих на конце слова, разделительного твердого знака, родовых окончаний прилагательных и глаголов прошедшего времени, написания частицы «не» с глаголами.
Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление целенаправленной работы по формированию у третьеклассников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
Содержание рабочей программы основано на деятельностном подходе и направлено на формирование как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ им. Н.Ф. Пономарева с. Трубетчино отводится на изучение предмета «Русский язык» в третьем классе 140 часов в год, 4 часа в неделю из обязательной части (35 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты изучения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных, метапредметных, результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:
• осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
Предметные результаты освоения программного материала:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением - и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
говорить и писать логично, четко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту);
использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию);
осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
Регулятивные результаты освоения курса «Русский язык»;
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
на доступном уровне планировать свои действия для решения задач урока;
осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты освоения курса «Русский язык»:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
владеть общим способом проверки орфограмм;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, группе;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Содержание программы
Количество часов в год – 140
Количество часов в неделю – 4 (35 недель)
Речевое общение Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приемы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Развитие речи. Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1 - 2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.
Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.
Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов (этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т.п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, е, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А, 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ь/, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К, 6) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 7) Ф, У, Г, /О, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение (лексика ). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение (состав слова, морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально-оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплелся, умная и т.п.).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имен существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Словосочетание (синтаксис )
.Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье - варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространенные и нераспространенные. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определенных частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.
Наблюдения над интонацией предложений, осложненных обращениями.
Орфография и пунктуация
Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц. Знаки препинания в конце предложений.
Слова с непроверяемым написанием
Автомобиль, аквариум, альбом, аппарат, аппетит, багаж, батарея, береза, береста (береста), беречь, беседа, блокнот, вверх, вниз, внимание, восхищение, вперед, гвоздика, георгин, гимнастерка, гимнастика, гладиолус, горизонт, государство, здание, здесь, здоровье, извинение, иллюстрация, Интерес, квартира, километр, колокольчик, комбат, комната, компас, корабль, корзинка, корова, костер, лопата, молоко, образ, объект, огород, огурец, одуванчик, памятник, память, песок, полотенце, помидор, природа, профессия, сверкать, сначала, собеседники, солома, соломенная, соломинка, специальность, субъект, урожай, фиолетовый, фломастер, фотоаппарат, фотография, шёл.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Дата |
план. | факт. |
1 четверть Речевое общение Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений | -
|
1 | Использование речи при общении. Речь устная и письменная. ЦЕЛЬ: Актуализировать сведения о языковых средствах — слове, предложении, наиболее частотных орфограммах в словах (при пропедевтике записей). Побуждать обращаться за справками к орфографическому и толковому словарям. Дать сведения из истории русской культуры о смене празднования начала нового года: март — сентябрь — январь. | Знакомство с учебником и его знаковой системой ориентирования. Повторение сведений о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической) -
| 3.09 | -
|
2 | Речь устная и письменная ЦЕЛЬ: Повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения о первом школьном дне). | Повторение сведений о лексическом значении слова, развитие умения пользоваться словарем, повторение значимых частей текста, предложения, слова -
| 4.09 | -
|
3 | Речевые действия ЦЕЛЬ: Углубить (с помощью таблицы) представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии (№ 2), глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной (письме, чтении) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание). Стимулировать речевое творчество: воспоминания о лете (устно). | Углубление представлений о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности. Актуализация знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте и их взаимосвязи с речью | 7.09 | -
|
4 | Особенности устной и письменной речи ЦЕЛИ: Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте (с помощью таблицы). Обратить внимание на процесс оскудения русской речи в наши дни, на необходимость при общении писать разборчиво. Дать первичное представление о наличии в мире разных языков, в том числе на территории России, о родстве русского, украинского, белорусского языков, возникших из древнерусского языка. | Осознание важности культуры письменной речи, применении речевых действий в жизни, понятие о внутренней речи | 8.09 | |
5 | Основные типы записи слов. Цель: Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам. Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне | Обобщение основных правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам | 10.09 | -
|
6 | Проверяемые орфограммы в корне слов Цель: Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные. Способствовать обогащению словаря школьников подбором антонимов | Углубление представлений об орфограмме и актуализация знаний об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи | 11.09 | |
7 | Непроверяемые орфограммы в корне слов Цель: Повторить написание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне, с двойными согласными. Организовать работу с орфографическим словарём. | Активизировать письмо под диктовку. Продолжить наблюдение над значением и употреблением в переносном значении выражения «волчий аппетит» | 14.09 | |
8 | Правописание слов с двойным согласным Цель: Совершенствовать навыки письма: осложненное списывание, словарные диктанты, письмо текста под диктовку, письмо по памяти, письменный ответ на вопрос с выбором материала из текста. Дать сведения из истории культуры: об использовании голубиной почты | | 15.09 | |
9 | Употребление мягкого знака ЦЕЛЬ: Повторить известные детям случаи употребления в словах мягкого знака: как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака. Вспомнить об употреблении гласных после шипящих, об отсутствии мягкого знака в сочетаниях чн, щн, нщ, о наличии пробела между словами, включая предлоги | Применение правил при записи слов и предложений (под диктовку, при 1свободном письме). Использование орфографического словаря для справки. Обогащение словаря и расширение грамматического строя речи | 17.09 | |
10 | Большая буква в именах собственных ЦЕЛЬ: Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек). Упражнять в образовании фамилий от имён, высказывать предположения об истоках выбора кличек, учить правильно подписывать ученическую тетрадь. Дать сведения из истории русских фамилий, прозвищ, названий улиц и населённых пунктов, появления кличек | Повторение сведений о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имен, отчеств, фамилий, названий улиц, населенных пунктов, кличек). Наблюдение над оформлением названий книг | 18.09 | |
11 | Входной диктант | | 21.09 | |
12 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова ЦЕЛЬ: Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами. | Повторение сведений о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре | 22.09 | |
13 | Значимые части слов ЦЕЛЬ: Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания. | Углубление представлений о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Упражнения в полном разборе слов по составу его значимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2 | 24.09 | |
14 | Лексическое и общее значения слов. Упражнение в анализе слов по составу ЦЕЛЬ: Дать сведения из истории развития языка: о разных путях пополнения слов в русском языке, в том числе заимствования из других языков (на примере названия цветов гладиолус, астра), призвать к уважению и бережному отношению к родному языку, предостеречь от бездумного его засорения иностранными словами и словами-сорняками Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней. | Систематизация знаний о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Внимание к образности, точности, «тайнописи» языка произведений народного творчества: загадок и пословиц. Словесное творчество | 25.09 | |
15 | Слово в предложении ЦЕЛЬ: Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно) | Повторение сведений о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. Углубление представлений о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое | 28.09 | |
16 | Слово в предложении и тексте | Упражнения в установлении связи слов в предложении, связи предложений в тексте. Наблюдение за употреблением образных слов, синонимов, мотивировать обогащение словарного запаса детей синонимами-названиями оттенков красного цвета. Упражнения в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | 29.09 | |
17 | Письмо по памяти. Контрольный словарный диктант ЦЕЛЬ: Упражнения в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | Упражнения в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | 1.10 | 2.10 |
18 | Контрольный диктант «Основные типы записи слов» Цель: Демонстрация уровня остаточных знаний и умений для выявления затруднений | Демонстрация уровня остаточных знаний и умений для выявления затруднений | 2.10 | 1.10 |
19 | Работа над ошибками. ЦЕЛЬ: Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами. | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | 5.10 | 2.10 |
Виды речевой деятельности | |
20 | Слово и его роль в предложении ЦЕЛЬ: Усвоение понятия о словосочетании как распространенном слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нем частей речи | Усвоение понятия о словосочетании как распространенном слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нем частей речи | 6.10 | 5.10 |
21 | Изложение «Свет осени» ЦЕЛЬ: Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. | Воспроизведение содержания текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану | 8.10 | 6.10 |
22 | Работа над ошибками ЦЕЛЬ: Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п. | Взаимооценка работ, выявление удавшихся фраз, словосочетаний, коррекция речевых ошибок | 9.10 | 8.10 |
23 | Слово. Предложение. Текст ЦЕЛЬ: Дать представление о роли основных средств языка в общении: понимании через значения слов общего смысла высказывания (предложения, текста) и способности формулировать собственные мысли. Обратить внимание на речевой факт: в речи важно употреблять многозначные слова в определенном значении, иначе будешь неправильно понят (снимать, понёс) | Наблюдение над средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных высказываниях, чтобы мысль была понята другими | 12.10 | 9.10 |
24 | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы ЦЕЛЬ: Письменная передача своих наблюдений за природой родного края. Составление текста с опорой на авторские тексты и тексты сверстников по данной теме | Письменная передача своих наблюдений за природой родного края. Составление текста с опорой на авторские тексты и тексты сверстников по данной теме | 13.10 | 12.10 |
25 | Слово и словосочетание ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Упражнять в составлении словосочетаний, обратив внимание на наличие в русском языке ситуативных синонимов (ученик, сын, пациент и др). | Наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях; над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями. Упражнение в образовании словосочетаний с заданным значением | 15.10 | 13,15.10 |
26 | Части речи | Повторение сведений об изученных частях речи. Наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений | 16.10 | 16 |
27 | Род имен существительных ЦЕЛЬ: Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает …). Упражнять в определении рода имен существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени) | Наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имен существительных. Усвоение понятия о роде имени существительного как его постоянном признаке | 19.10 | 19.10 |
28 | Упражнение в определении рода имен существительных С. 51—55, № 1—13 | Упражнения в определении рода имен существительных, употребленных как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени) | 20.10 | 20.10 |
29 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Язык и речь» | Демонстрация уровня приобретенных навыков и умений | 22.10 | 22.10 |
30 | Анализ диктанта и работа над ошибками Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) ЦЕЛЬ: Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами Знакомство с новой орфограммой и условиями ее проявления, ориентирование на всю совокупность признаков этой орфограммы | 23.10 | 23.10 |
31 | Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце ЦЕЛЬ: Упражнять в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах | Упражнения в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку | 2 четверть (40ч) |
5.11 | -
|
32 | Изменение имен прилагательных по родам ЦЕЛЬ: Обратить внимание на родовые формы имен прилагательных (непостоянный признак), на наличие определенных окончаний (родовые окончания — орфограмма). Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи (как сказать правильно: … ужасный/ ужасная неряха?) | Углубление представлений о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам). Знакомство с новой орфограммой – родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). Упражнения в согласовании с существительными имен прилагательных, решение как орфографических задач, так и задач по культуре речи (как сказать правильно: … ужасный / ужасная неряха?) | 6.11 | -
|
33 | Связь частей речи в словосочетаниях | Наблюдение над способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода. Упражнение в употреблении словосочетаний с прилагательными в предложениях, текстах -
| 9.11 | -
|
34 | Устойчивые сочетания слов | Углубление представлений о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. Упражнение в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи -
| 10.11 | -
|
35 | Предложение (вводный урок) | Усвоение понятия о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи. Систематизация известных детям признаков предложения. Представление о грамматике как разделе науки о языке, ее составных частях: морфологии, синтаксисе | 12.11 | -
|
36 | Вопросительные и повествовательные предложения ЦЕЛЬ: Познакомить с вариантами повествовательных и вопросительных предложений. | Дифференциация предложений с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Наблюдение над наличием внешних признаков: а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце | 13.11 | -
|
37 | Употребление отрицательной частицы НЕ ЦЕЛЬ: Познакомить с вариантами повествовательных предложений: утвёрдительными, отрицательными. Показать роль частицы не в выражении отрицательного смысла предложения. Познакомить с орфограммой — раздельное написание не с глаголами. Наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, пословицах, её смысловой нагрузкой, написанием | Углубление представления о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию. Знакомство со способами выражения 1) утверждения или отрицания с помощью слов-предложений ДА. НЕТ. 2) отрицания с помощью частицы НЕ (отсюда отрицательная частица) и ее раздельным написанием с частями речи, особенно с глаголами. Наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, пословицах, ее смысловой нагрузкой, написанием | 16.11 | -
|
38 | Побудительные предложения ЦЕЛЬ: Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь» | Знакомство с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь» | 17.11 | -
|
39 | Восклицательные предложения ЦЕЛЬ: Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний | Углубление представлений о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Понимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнения в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний | 19.11 | -
|
40 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) ЦЕЛЬ: Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно. | Наблюдение и сопоставление цели высказывания, интонационного выделения в устной речи и пунктуационного в письменной речи. Упражнение в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно -
| 20.11 | -
|
Язык как средство общения Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений |
41 | Текст ЦЕЛЬ: Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство), углубить представления о функциях (речевых задачах) текстов | Обобщение признаков текста (тематическое единство, состоит из взаимосвязанных предложений). Углубление представлений о функциях (речевых задачах) текстов | 23.11 | |
42 | Повествование. Описание. Рассуждение. ЦЕЛЬ: Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над текстами разных типов. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам. | Знакомство с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над особенностями и структурой текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Сравнительная характеристика разных типов текстов | 24.11 | -
|
43 | Списывание текста с речевой задачей | Проверка уровня графической зоркости и степени понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделение в тексте предложений | 26.11 | |
44 | Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра) о зиме | Углубление представлений о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста | 27.11 | -
|
45 | Изложение «Долгожданная зима» | Анализ и взаимооценка работ, работа над речевыми и другими недочетами | 30.11 | -
|
46 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | Анализ особенностей содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составление собственных текстов (по желанию). Оценка загадок, составленных одноклассниками, советы по их корректировке | 1.12 | -
|
Представление о главных частях в строении разных средств языка (в слове, словосочетании, предложении, тексте) с помощью таблицы. Анализ материала таблицы и выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Повторение правил ведения беседы по телефону Расширение понятия о корне как смысловом ядре слова, об историческом корне слова. Упражнения в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов |
47 | Корень – главная значимая часть слова | 3.12 | -
|
48 | Правописание корня. Повторение | Упражнения в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов. Наблюдение над написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и -
| 4.12 | -
|
49 | Правописание корня. Обобщение | Упражнения в совершенствовании разных видов письма, отработка правописания слов с орфограммами | 7.12 | |
50 | Способы проверки безударных гласных в корне слова | Повторение и расширение способов проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарем соловей, огород -
| 8.12 | -
|
51 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре | Знакомство с новым способом проверки: сопоставление возможности чередования буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Знакомство с историей развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато | 10.12 | -
|
52 | Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах | Упражнения в написании слов из словаря. Применение возможных способов проверки слов: 1) сопоставлением слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, 2) поиском исторического корня | 11.12 | |
53 | Главное слово в словосочетании | Углубление представлений о словосочетании: роли в нем главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Дифференцирование словосочетания по средствам выражения главного слова (глагольные, именные, наречные). Упражнения в анализе словосочетаний по схеме (памятке). Повторение способов решения задач по проверке орфограмм в корнях слов | 14.12 | -
|
54 | Главные члены предложения как грамматическая основа предложения | Углубление представлений о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части предложения (грамматической основе), о второстепенных членах предложения (с введением термина) | 15.12 | -
|
55 | Подлежащее и грамматические средства его выражения | Углубление понятия о подлежащем, о частотных средствах выражения подлежащего | 17.12 | -
|
56 | Сказуемое и грамматические средства его выражения | Углубление понятия о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и состояния субъекта | 18.12 | -
|
57 | Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения | Обобщение сведений о средствах выражения главных членов предложения, упражнения в их нахождении, в делении «сплошного» текста на предложения, представление о грамматической основе в сложных предложениях (пропедевтика) | 21.12 | |
58 | Тема и основная мысль текста Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров | Анализ текстов с точки зрения цели высказывания, темы, основной мысли, отношения к описываемому Наблюдение над приемами выражения основной мысли, основного чувства в баснях и других жанрах Представление о разных способах выражения основной мысли, в том числе и скрытых. Упражнение в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов | 22.12 | -
|
59 60 | Контрольный диктант по теме: «Текст и предложение» Работа над ошибками. | Составление текста на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой», конкретизирование темы (по выбору) | 24.12 25.12 | |
61 | Контрольное списывание текста «Русь» | Применение навыков внимательного чтения и списывания. Проверка уровня графической и орфографической зоркости, а также текстовых умений (дополнительное задание) | 28.12 | |
62 | Создание текста на основе его главной мысли | Орфографическая и синтаксическая подготовка к написанию текста на слух | 29.12 | |
63 | Текст. Упражнение в создании текста Творческие работы детей по теме «Новогодняя елка» | Демонстрация уровня предметных учебных действий Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами На основе текста проверка разного типа текстовых и языковых учебных действий (использование слов разных частей речи), универсальных учебных действий Описание изготовления елочной игрушки либо описание новогодней елки по выбору | 30.12 | |
64 | Части слова. Главные части слова и словосочетания | Упражнения в морфемном анализе слова, в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов | 3 четверть (40ч) |
11.01 | |
65 | Части речи в роли главных членов предложения. | Углубление понятий о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Расширение представлений о средствах выражения главных членов предложения: именами прилагательными, словосочетаниями и пр. Составление высказываний на тему «Береза» | -
| -
|
66 | Употребление личных местоимений в роли подлежащего | Наблюдение над выражением подлежащего личными местоимениями | | |
67 | Значение лица и числа личных местоимений | Знакомство с понятием о личных местоимениях: роль, значение лица, числа | | |
68 | Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений | Наблюдение над проявлением значения рода в личных местоимениях, над особенностями местоимений 3 лица. Обобщение признаков личных местоимений | | |
69 | Сказуемое. Употребление форм глагола | Углубление представлений о частотном глагольном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм осуществляется задачей обозначить реальные, «побудительные», желаемые действия субъекта | | |
70 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Представление об изменении глаголов по временам. Знакомство с формами пошедшего, настоящего, будущего времени глагола. | -
| -
|
71 | Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа | Внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам | -
| -
|
72 | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов | Знакомство с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнения в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма | | |
73 | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени | Внимание к зависимости выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Представление о глаголах неопределенной формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь) | | |
74 | Закрепление по теме: «Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени» | Наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени | | |
75 | Употребление временных глаголов в роли сказуемого | Обобщение сведений об использовании в роли сказуемых временных форм глаголов. Упражнение в анализе и составлении предложений с опорой на выбор главных членов предложения | | |
76 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого | Обобщение сведений о главных членах предложения, морфологических средствах их выражения и взаимосвязи (согласовании в формах числа, рода, лица). Наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными. Упражнение в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них | | |
77 | Главная (основная) мысль текста (обобщение) | Упражнение в определении типа текста, его темы и основной мысли (на основе текста-описания). Обучение устному изложению содержания текста-описания | -
| -
|
78 | Упражнение в определении главной мысли текста. | Организация работы по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала: использование разных глагольных форм в роли сказуемого. Воспроизве-дение содержание текста-описания | | |
79 | Контрольный диктант по теме: «Части речи в роли главных членов предложения.» | Демонстрация уровня приобретенных орфографических и пунктуационных навыков и умений | | |
80 | Работа над ошибками | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | | |
81 | Творческая работа. Инструкция по изготовлению кормушки | Составление текста-инструкции с использованием знаний о главных частях средств языка. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц. Работа с материалами раздела «Мастерская слова» | -
| -
|
82 | Закрепление по теме: «Части речи в роли главных членов предложения» | Работа над ошибками и речевыми недочетами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея» | | |
83 | Структурные части средств языка | Общее представление о структурных средствах языка, с помощью которых можно конкретизировать значение, распространять мысль. Отбор лексики для выражения отношения к предмету речи, редактирование, устранение речевых недочетов | | |
84 | Роль приставок и суффиксов в словах. Редактирование высказываний | Представление о функции приставок и суффиксов – внесение оттенков значений, конкретизация значения корня. Редактирование текста («Конец зимы») | | |
85 | Роль приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений | Представление о разнице между однокоренными словами и формами одного и того же слова, образование слов (с опорой на таблицу), подбор однокоренных слов с целью обогащения словаря и выявление среди них проверяемых и проверочных слов. Обогащение речи словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами | | |
86 | Правописание приставок и предлогов | Распознавание приставок и предлогов по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), различение приставки от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). Выводы о способах определения приставки, предлога | -
| -
|
87 | Приставки. Их значение, правописание | Упражнение в применении способа выявления приставок, предлогов. Наблюдение за оттенками значения, вносимыми в слово приставкой | | |
88 | Употребление слов с приставками в составе текстов | Упражнение в нахождении в предложениях текстов слов с приставками, в выявлении оттенков значений приставок. Группировка слов по наличию в них старославянского слова со-, выяснение значения и употребление слова – понятия нравственности в собственной речи. Внимание к случаям, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется | | |
89 | Правописание гласных в приставках | Знакомство с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приемами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки) | -
| -
|
90 | Правописание гласных в приставках. Закрепление. Тренинг | Упражнения в точном употреблении в речи слов с приставками | | |
91 | Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки | Знакомство с орфограммой - одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приемами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото) | -
| -
|
92 | Правописание согласных в приставках. Приставки в наречиях | Наблюдение над использованием приставок в наречиях. Упражнение в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки | | |
93 | Разделительный твердый знак | Знакомство с новой орфограммой, ее условиями. Упражнение в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку | -
| -
|
94 | Употребление разделительного твердого знака | Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Упражнения в переносе слов с разделительным знаком. Работа с пословицами | | |
95 | Употребление разделительных твердого и мягкого знаков | Сравнение условий проявления орфограмм и правильный выбор разделительного знака. Решение орфографических задач в приставках при записи под диктовку | | |
96 | Употребление и правописание слов с приставками | Обобщение типов орфограмм в приставках. Дифференциация способов проверки орфограмм в словах при письме по памяти, письме под диктовку, уместное использование слов с приставками в пословицах. Упражнения в применении изученных орфограмм при разных видах письма | | |
97 | Обучение написанию текста объявления | Знакомство с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Составление текста объявления в зависимости от речевой задачи | | |
98 | Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Наблюдение над значениями, которые вносят в слова уменьшительно-ласкательные суффиксы (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных) | -
| -
|
99 | Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий | Наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы, указывающие на род занятий, профессию | | |
100 | Контрольный диктант за 3 четверть по теме: «Правописание безударных в корне, в приставках» | Проверка качества грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием | | |
101 | Работа над ошибками. | Коррекция ошибок, использование графического способа доказательства при работе над ошибками. | | |
102 | Употребление слов с разными частотными суффиксами и приставками | Наблюдение над словами а) с суффиксами, указывающими на малышей животных, б) образованными с помощью приставок и суффиксов одновременно. Упражнения в самостоятельном выборе суффиксов и приставок в зависимости от контекста | 4 четверть (45ч) |
| |
103 | Творческое списывание | Самопроверка уровня графической зоркости, самоконтроль, замена в процессе списывания выделенных слов однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами | | |
104 | Назначение зависимого слова в словосочетании | Повторение назначения и строения словосочетаний. Наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнения в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным. Синтаксический анализ словосочетания (устно и письменно) | -
| -
|
105 | Падежные формы имен существительных | Понятие об изменении имен существительных по падежам (склонении), знакомство с системой падежей в русском языке, наблюдение над употреблением падежных форм существительных в роли зависимых слов в глагольных словосочетаниях | | |
106 | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных | Распознание падежных форм существительных с помощью частотных предлогов, упражнение в определении падежей зависимых слов и в употреблении падежных форм существительных в составе словосочетания, предложения с использованием падежных и смысловых вариантов вопросов к зависимым словам | -
| -
|
107 | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен прилагательных | Знакомство с системой склонения имен прилагательных, упражнения в употреблении падежных форм прилагательных, согласование зависимого прилагательного с существительным, постановка падежных вопросов и по ним определение окончания прилагательных | | |
108 | Изложение «Март в лесу» | Работа над восприятием (пониманием) содержания текста и воспроизведение его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план | -
| -
|
109 | Анализ изложений | Выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок | | |
110 | Повторение по теме: «Падежные формы имен существительных, имен прилагательных» | Изучение предлагаемых проектных работ.Выбор групповых и индивидуальных форм работы. Обсуждение возможных результатов, их полезности, возможности организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников | | |
111 | Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имен существительных, имен прилагательных | Повторение, в каких по структуре словосочетаниях требуются в роли зависимого слова падежные формы существительных, падежные формы прилагательных, падежи (названия, вопросы) и изменение по падежам существительных, прилагательных | | |
112 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений | Соотнесение падежных окончаний вопросов с падежными окончаниями имен прилагательных. Упражнение в употреблении (согласовании) падежных форм прилагательных в составе словосочетания, предложения в роли зависимых слов. Употребление в нужном падеже имен существительных при глаголе и существительном Повторение начальных форм личных местоимений. Представление о склонении личных местоимений, их косвенных (без термина) формах. Упражнение в употреблении падежных форм личных местоимений в составе словосочетания в роли зависимых слов | | |
113 | Правописание местоимений с предлогами | Знакомство с новой орфог-раммой – употребление -Н- в косвенных формах местоимений 3 лица. Упражнение в употреблении падежных форм личных местоимений с предлогами в составе словосочетаний. Образование и употребление формы местоимений с предлогами | | |
114 | Второстепенные члены предложения | Понятие о распространенных предложениях, о роли второстепенных членов предложения. Наблюдение за второстепенными членами группы подлежащего, группы сказуемого. Упражнение в установлении связи между второстепенными и главными членами предложения. Извлечение новой информации из учебного текста, работа с таблицей | | |
115 | Анализ (разбор) простого предложения | Устный анализ строения (состав членов предложения) простых предложений, графический анализ с опорой на памятку. Работа с текстом памятки и следование инструкциям при анализе предложений. Представления о разделах языка (грамматике, синтаксисе), о простых и сложных предложениях | | |
116 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений | Знакомство с полным синтаксическим анализом простого предложения. Осознание речевой задач и выбор для выражения мыслей и чувств нужных предложения по цели высказывания и по строению, наличию определенных второстепенных членов. Анализ предложений, составление схемы их строения | | |
117 | Сопоставление состава простых и сложных предложений | Отработка умения производить синтаксический анализ (разбор) простых предложений. Углубление представления об осложненных простых и сложных предложениях. Сопоставление языковых средств, анализ строения с помощью моделей, схем. Распространение мысли в предложениях с помощью второстепенных членов | | |
118 | Повествование Рассуждение | Повторение признаков и структуры текста-повествования. Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идет дождь?». Знакомство со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод) | | |
119 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Сравнение особенностей текстов. Подготовка к сочинению | Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Учить анализировать текст (описание куклы из книги Ю. Олеши «Три толстяка») Анализ текстов, определение типа, темы, основной мысли Подготовка к созданию текста (описание матрешки). Анализ текстов о матрешке. Обсуждение вариантов рассказа | | |
120 | Сочинение «Любимая игрушка» | Создание текста об игрушке, запись текста с орфографической подготовкой | | |
121 | Анализ сочинений. Работа над ошибками . Подготовка к итоговой контрольной работе | Подбор критериев и оценка выполненных работ, выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок Применение изученных пра-вил при решении орфогра-фических задач. Работа по самоконтролю, взаимоконт-ролю за прочностью усвое-ния изученного материала Демонстрация уровня приобретенных навыков и умений | | |
122 | Итоговый контрольный диктант | | |
123 | Анализ и коррекция ошибок Средства языка и их анализ. Контрольный словарный диктант | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами Повторение основных средств (единиц) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника) | | |
124 | Слово и словосочетание. Слово как часть речи | Повторение общих и отличительных признаков средств языка. Повторение строения слов и словосочетаний, роли главных и дополнительных частей этих единиц | | |
125 | Контрольное списывание | Применение навыков внимательного чтения и списывания. Проверка уровня графической и орфографической зоркости. Обобщение сведений о каждой изученной части речи (на основе общего плана) | | |
126 | Морфологический анализ частей речи Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу | Дать представление о морфологическом анализе частей речи (частичном). Упражнять в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств Упражнения в употреблении в речи слов с разными суффиксами и приставками в соответствии с потребностями речевой ситуации. Морфемный анализ слов | | |
127 | Способы обозначения звуков при записи слов | Обобщение способов действий при записи слов по слуху, вопреки звучанию (орфоэпическим нормам), по памяти, при употреблении разделительных знаков и мягкого знака. Упражнения в произнесении слов в соответствии с произносительными нормами. Решение орфографических задач при записи слов | | |
128 | Правописание орфограмм в корне слова. | Повторение типов орфограмм в корне слова и способов их решения (согласные на конце и в середине слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Обобщение способов подбора проверочных слов. Классификация орфограмм в корне слова | | |
129 | Использование обобщенного способа проверки безударных гласных в других частях слова | Обобщение местоположения гласных в слове, когда можно использовать обобщенный способ действия – безударный проверяю ударным. Работа с таблицей и использование ее для справки, группировка слов по орфограммам гласных | | |
130 | Итоговая комплексная работа и ее анализ | Проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений | | |
131 | Анализ и коррекция ошибок | Выявление и разбор затруднений, коррекция орфографических ошибок | | |
132 | Изложение «Любопытные» | Письменный пересказ текста по готовому плану и опорным словам | | |
133 | Анализ изложения | Оценка выполненных работ, выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок | | |
134 135 | Проба пера. Письмо. Падежные формы имен существительных, имен прилагательных. | Написание текста письма с соблюдением правил этикета и культуры речи Повторение, в каких по структуре словосочетаниях требуются в роли зависимого слова падежные формы существительных, падежные формы прилагательных, падежи (названия, вопросы) и изменение по падежам существительных, прилагательных | | |
| |
136-137 138 139 140 | Повторение по теме: «Слова с непроверяемыми орфограммами» Обобщение по теме: «Синтаксис и пунктуация» Итоговый урок. Защита проектных работ. | Углубление представлений об орфограмме и актуализация знаний об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи Обобщение сведений о средствах выражения главных членов предложения, упражнения в их нахождении, в делении «сплошного» текста на предложения, представление о грамматической основе в сложных предложениях (пропедевтика) Презентация проектов. Взаимооценка в соответствии с критериями оценки | | |
Описание материально- технического обеспечения
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк.: в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;
.Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
5. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
6. http://nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа
7. http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
8. http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
9. http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
10. http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
Литература.
литература для учителя:
Методическое пособие для учителя / Л.Я. Желтовская // «Обучение в 3 классе по учебнику « Русский язык». (Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование.) - М.:АСТ «Астрель», 2012 г.
Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы/авт.-сост. Т. А. Кобзарёва, С. Б. Шатохина, И. Г.Судак.- Волгоград: Учитель, 2009.
Желтовская Л.Я. Контрольные и диагностические работы к учебнику Л.Я. Желтовская «Русский язык», 3 класс.
литература для учащихся:
.Желтовская Л.Я. Русский язык.3 класс: учебник для четырёхлетней нач. шк. : в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2013г.;
Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь №1, 2 к учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык» 3 класс.-М.: «Астрель», 2013 г.
школьные орфографические словари;
толковый словарь русского языка;
орфоэпический словарь русского языка.
Наглядные пособия:
таблицы «Разбор слова по составу», «Звуко-буквенный разбор слов», «Проверка безударных гласных в корне», «Проверка парных согласных в корне», «Алфавит», «Письменные буквы русского алфавита» (по методике В. Илюхиной), «Звуки и буквы», «Согласные звуки и буквы», звуко-буквенная лента;
опорная цветовая таблица «Состав слова»;
набор карточек «Словарные слова»;
наборы предметных картинок, «Картинный словарь»;
репродукции картин известных художников для развития речи;
Электронно-программное обеспечение:
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Ноутбук Lenovo
Проектор
Магнитная доска.