МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от___ августа 2021года протокол № _
Председатель _______Лысенко Г.П..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
уровень образования (класс) 9 класс (по ФГОС)
количество часов 99 часов
Учитель Дукачёва Галина Ивановна
Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений
«Русский язык 5-9 классы» с учетом авторской программы по русскому языку Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф 2014г
2021-2022
Аннотация к рабочей программе учебного курса «Русский язык» 9 класс
Данная рабочая программа составлена на основе:
-Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку (для 5 – 9 классов);
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Стандарты второго поколения, 3-е издание, доработанное. Москва: «Просвещение» 2015), с учетом авторской программы Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2014. Рабочая программа обеспечена УМК для 9-х классов авторов Шмелёва А.Д., Флоренской Э.А., Кустовой Г.И., Савчук Л.О., Шмелёвой Е.Я. под ред. Шмелёва А.Д.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» на изучение русского языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Согласно календарному графику и расписанию на 2021-2022 учебный год в 9 классе - 99 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 9 класс.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и пись менной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или про- читанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения курса «Русский язык» ученик 9 класса
научится:
понимать функционирование современного русского языка;
углублять сведения о тексте с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, целесообразности использования языковых средств, делить текст на смысловые части;
анализировать языковые особенности текста, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;
осуществлять информационную переработку текстов, передавая его содержание в виде плана, тезисов, конспекта, реферата;
различать тексты разных стилей и жанров;
создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля речи и жанров;
оценивать чужие и собственные высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности;
опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между ними;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения;
группировать сложные предложения по заданным признакам;
соблюдать пунктуационные нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях, объяснять выбор написания в устной и письменной форме данных знаков препинания; обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки;
анализировать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённого предложения;
составлять схемы сложноподчинённых предложений;
различать союзы и союзные слова;
распознавать и анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных;
моделировать сложноподчинённые предложения разных видов и употреблять их в речи;
характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений;
осуществлять синтаксическую синонимию сложноподчинённых предложений;
исправлять нарушение смысловых норм построения сложноподчинённого предложения;
соблюдать пунктуационные нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, объяснять в устной и письменной форме выбор употребления и постановки знаков препинания;
обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки;
наблюдать за особенностями употребления сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей и жанров;
анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и выражать их с помощью интонаций;
характеризовать синтаксическую структуру бессоюзных сложных предложений, строить схемы бессоюзных сложных предложений;
осуществлять синтаксическую синонимию бессоюзных сложных предложений;
исправлять нарушение смысловых норм построения бессоюзных сложных предложений;
соблюдать пунктуационные нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, объяснять в устной и письменной форме выбор употребления и постановки знаков препинания; обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки;
соблюдать пунктуационные нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связей, объяснять в устной и письменной форме выбор употребления и постановки знаков препинания; обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки;
оценивать правильность построения и исправлять нарушения построения сложных предложений с разными видами связей;
наблюдать за особенностями употребления сложных предложений с разными видами связей в текстах разных стилей и жанров;
различать основные способы передачи чужой речи, анализировать и правильно интонировать их;
моделировать предложения с прямой и косвенной речью, предложения с разными способами цитирования;
использовать различные способы цитирования;
соблюдать пунктуационные нормы постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, цитированием, объяснять в устной и письменной форме выбор употребления и постановки знаков препинания; обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки;
оценивать правильность построения предложений с прямой и косвенной речью, цитированием; исправлять нарушения построения предложений с разными способами цитирования;
наблюдать за особенностями употребления предложения с прямой и косвенной речью, разными способами цитирования в текстах разных стилей и жанров.
получит возможность научиться:
иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах;
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять и защищать проект, реферат;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
анализировать синонимичные предложения с разными смысловыми отношениями между ними;
характеризовать и оценивать стилистическую функцию сложносочинённых предложений в публицистической и художественной речи; объяснять особенности употребления сложносочинённого предложения в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления сложносочинённого предложения с точки зрения его функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
характеризовать и оценивать стилистическую функцию сложноподчинённых предложений в публицистической и художественной речи; объяснять особенности употребления сложноподчинённых предложений в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления сложноподчинённых предложений с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
характеризовать и оценивать стилистическую функцию бессоюзного предложения в публицисти ческой и художественной речи; объяснять особенности употребления бессоюзного предложения в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления бессоюзного сложного предложения с точки зрения его функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
характеризовать и оценивать стилистическую функцию сложных предложений с разными видами связи в публицистической и художественной речи; объяснять особенности употребления сложных предложений с разными видами связи в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления сложных предложений с разными видами связи с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
характеризовать стилистическую функцию предложений с прямой и косвенной речью, предложений с разными способами цитирования и оценивать их;
анализировать особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью, предложений с разными способами цитирования с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 9 класс
Глава 1.Взаимосвязь языка и культуры. 20 ч
О языке и речи. Отражение в языке истории и культуры народа
Система языка. Фонетический и орфографический разбор слова. Морфемный и словообразовательный разбор. Лексический разбор. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Сложное предложение. Чужая речь в тексте. Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи.
Правописание. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания при диалоге. Цитирование и знаки препинания при нем.
Текст. Эссе.
Язык и культура речи. Особенности языка художественной литературы.
Повторение. Подготовка к итоговой аттестации
Глава 2. Развитие языка и информационная культура. 15 ч
О языке и речи. Формы общения в информационную эпоху.
Система языка. Синтаксис. Основные виды СП. Общая характеристика ССП. ССП с соединительными союзами. ССП с противительными союзами. ССП с разделительными союзами. ССП разными союзами.
Правописание. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в ССП.. Отсутствие знака препинания в ССП.
Текст. Информационная обработка текста. Очерк.
Язык и культура речи. Сетевой этикет: правила общения в Сети
Повторение. Подготовка к итоговой аттестации
Глава 3. Язык как орудие культуры. 29ч
О языке и речи. Современное состояние языка и его речевого употребления
Система языка. СПП. Строение СПП. СПП с придаточным определительным. СПП с придаточным изъяснительным. СПП с обстоятельственными придаточными. СПП с придаточными места.
СПП с придаточными времени. СПП с придаточными цели. СПП с придаточными причины и следствия. СПП с придаточными условия, уступки. СПП со сравнительными придаточными. СПП с несколькими придаточными.
Правописание. Знаки препинания в СПП из двух частей. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Текст. Рассуждения в текстах научного стиля. Научный стиль речи: рецензия.
Язык и культура. Качества речи и правила речевого поведения
Повторение. Подготовка к итоговой аттестации
Глава 4.Пути развития системы литературного языка 18ч
О языке и речи. Причины языковых изменений.
Система языка. БСП. Общая характеристика БСП. Смысловые отношения в БСП с равноправными и неравноправными частями. Сложные предложения с различными видами связи.
Правописание. Запятая и точка с запятой в БСП. Тире и двоеточие в БСП.
Текст. Биография и автобиография.
Язык и культура речи. Выразительные средства современного русского языка
Повторение.17ч
Подготовка к итоговой аттестации
Кол-во часов | Название раздела, темы | Формы организации работы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
|
20ч | Глава 1. Взаимосвязь языка и культуры | Групповая, индивидуальная парная, коллективная, фронтальная | Строить монологическое контекстное высказывание, участвовать в диалогах разных видов. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Освоить правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения |
15 ч | Глава 2.Развитие языка и информационная культура. | Групповая, индивидуальная парная, коллективная, фронтальная | Адекватно воспринимать собеседников, уметь слушать и слышать друг друга. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в Владеть приёмами работы с учебной книгой. |
29 ч | Глава 3. Язык как орудие культуры. | Групповая, индивидуальная парная, коллективная, фронтальная | Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации. использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста. |
18 ч | Глава 4.Пути развития системы литературного языка | Групповая, индивидуальная парная, коллективная, фронтальная | Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка, выявлять его особенности. Сопоставлять и сравнивать тексты. |
17 ч | Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах | Групповая, индивидуальная парная, коллективная, фронтальная | Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания, использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста. |
3.Тематическое планирование курса «Русский язык» 9 класс
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| Глава 1.Взаимосвязь языка и культуры 20ч | 1 | | |
1 | Отражение в языке истории и культуры народа | 1 | 1.09 | |
| Обобщение изученного в 5-8 классах | | | |
2 | Фонетический и орфографический разбор слова | 1 | 6.09 | |
3 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | 7.09 | |
4 | Лексический разбор слова | 1 | 8.09 | |
5 | Р/р. Подготовка к сжатому изложению. Упр. 44 | 1 | 13.09 | |
6 | Р/р. Сжатое изложение. Упр. 44 | 1 | 14.09 | |
7 | Морфология и орфография. | 1 | 15.09 | |
8 | Морфология и орфография. | 1 | 20.09 | |
9 10 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 2 | 21.09 22.09 | |
11 | Сложное предложение | 1 | 27.09 | |
12 | Вводная контрольная работа | 1 | 28.09 | |
13 | Работа над ошибками | 1 | 29.09 | |
14 | Чужая речь в тексте | 1 | 4.10 | |
15 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 5.10 | |
16 | Знаки препинания при диалоге | 1 | 6.10 | |
17 | Цитирование и знаки препинания при нём | 1 | 11.10 | |
18 | Р/р. Текст. Эссе | 1 | 12.10 | |
19 | Особенности языка художественной литературы | 1 | 13.10 | |
20 | Подготовка к итоговой аттестации | 1 | 18.10 | |
| Глава 2 .Развитие языка и информационная культура. 15ч | | | |
21 | Р/р. Формы общения в информационную эпоху | 1 | 19.10 | |
22 | Основные виды сложных предложений. | 1 | 20.10 | |
23 | Общая характеристика сложносочинённых предложений. ССП с соединительными союзами | 1 | 25.10 | |
24 | ССП с противительными союзами | 1 | 26.10 | |
25 | ССП с разделительными союзами | 1 | 27.10 | |
26 | ССП с разными союзами | 1 | 8.11 | |
27-28 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложносочинённых предложениях | 2 | 9.11 10.11 | |
29 | Отсутствие знака препинания в сложносочинённом предложении | 1 | 15.11 | |
30 | Р/р. Подготовка к сочинению- рассуждению. Упр. 61 | 1 | 16.11 | |
31 | Р/р. Написание сочинения- рассуждения. Упр. 61 | 1 | 17.11 | |
32 | Р/р. Информационная обработка текста | 1 | 22.11 | |
33 | Р/р. Очерк | 1 | 23.11 | |
34 | Сетевой этикет: правила общения в Сети | 1 | 24.11 | |
35 | Подготовка к итоговой аттестации. Тренировочные задания КИМ | 1 | 29.11 | |
| Глава 3. Язык как орудие культуры. 29 ч | | | |
36 | Современное состояние языка и его речевого употребления | 1 | 30.11 | |
37 | Строение и типы СПП. | 1 | 1.12 | |
38 | СПП с придаточными определительными | 1 | 6.12 | |
39 | CСП с придаточными изъяснительными. | 1 | 7.12 | |
40 | СПП с обстоятельственными придаточными образа действия, меры и степени. | 1 | 8.12 | |
41 | СПП с обстоятельственными придаточными места. | 1 | 13.12 | |
42 | СПП с обстоятельственными придаточными времени | 1 | 14.12 | |
43 | СПП с обстоятельственными придаточными цели | 1 | 15.12 | |
44 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 20.12 | |
45 | Анализ работы. Работа над ошибками | 1 | 21.12 | |
46 | СПП с обстоятельственными придаточными причины | 1 | 22.12 | |
47 | СПП с обстоятельственными придаточными следствия | 1 | 27.12 | |
48 | СПП с обстоятельственными придаточными условия | 1 | 28.12 | |
49 | СПП с обстоятельственными придаточными уступки | 1 | 10.01 | |
50 | СПП со сравнительными обстоятельственными придаточными | 1 | 11.01 | |
51 | Р/р. Написание сочинения- рассуждения. Упр.94 | 1 | 12.01 | |
52 | Контрольная работа «Виды придаточных предложений» | 1 | 17.01 | |
53 | Анализ контрольной работы | 1 | 18.01 | |
54-55 | СПП с несколькими придаточными | 2 | 19.01 24.01 | |
56-57 | Знаки препинания в СПП из двух частей. | 2 | 25.01 26.01 | |
58-59 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | 2 | 31.01 1.02 | |
60 | Р/р. Рассуждение в текстах научного стиля речи | 1 | 2.02 | |
61 | Р/р.Сжатое изложение. Упр. 120 | 1 | 7.02 | |
62 | Р/р. Научный стиль речи: рецензия | 1 | 8.02 | |
63 | Качества речи и правила речевого поведения | 1 | 9.02 | |
64 | Подготовка к итоговой аттестации. Тренировочные упражнения КИМ | 1 | 14.02 | |
| Глава 4. Пути развития системы литературного языка 18 ч | | | |
65 | Причины языковых изменений | 1 | 15.02 | |
66 | Общая характеристика бессоюзных предложений | 1 | 16.02 | |
67 | Смысловые отношения в БСП с равноправными частями | 1 | 21.02 | |
68 | Смысловые отношения в БСП с неравноправными частями | 1 | 22.02 | |
69-70 | Сложные предложения с различными видами связи | 2 | 28.02 1.03 | |
71 | Р/р. Написание сочинения на лингвистическую тему | 1 | 2.03 | |
72 | Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | 7.03 | |
73-74 | Тире и двоеточие в БСП | 2 | 9.03 14.03 | |
75 | Контрольный диктант по теме: «Сложные бессоюзные предложения» | 1 | 15.03 | |
76 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 16.03 | |
77 | Р/р. Биография и автобиография | 1 | 21.03 | |
78 | Выразительные средства современного русского языка | 1 | 22.03 | |
79 | Подготовка к итоговой аттестации. Тестовые задания | 1 | 23.03 | |
80 | Р/р. Написание сочинения- рассуждения | 1 | 4.04 | |
81 | Контрольный диктант по теме: «Сложные бессоюзные предложения» | 1 | 5.04 | |
82 | Анализ контрольной работы | 1 | 6.04 | |
| Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах 17 ч | | | |
83 | Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 1 | 11.04 | |
84 | Повторение. Лексика. Фразеология. | 1 | 12.04 | |
85 | Р/р. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. Средства связи частей текста. | 1 | 13.04 | |
86 | Р/р. Повествование, описание, рассуждение. Стили речи. | 1 | 18.04 | |
87 | Повторение. Лексика. Морфемика. Словообразование. | 1 | 19.04 | |
88 | Повторение. Морфология. Именные части речи. | 1 | 20.04 | |
89 | Повторение. Морфология. Глагол. Орфография. | 1 | 25.04 | |
90 | Повторение. Морфология. Наречие. Орфография. | 1 | 26.04 | |
91 | Повторение. Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография. | 1 | 27.04 | |
92 | Р/р. Сжатое изложение. | 1 | 4.05 | |
93 | Повторение. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. | | 11.05 | |
94 | Повторение по теме «Сложные предложения». | 1 | 16.05 | |
95 | Годовая контрольная работа в формате ОГЭ | 1 | 17.05 | |
96 | Анализ работы | 1 | 18.05 | |
97 | Подготовка к итоговой аттестации. Тестовые задания | 1 | 23.05 | |
98 | Защита индивидуальных проектов | 1 | 24.05 | |
99 | Повторение изученного | 1 | 25.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Филюшина Ю.А./
___________ 2021 года
Приложение
Примерная тематика учебно – исследовательской и проектной деятельности
1. Аббревиатуры в названиях торговых брендов(сообщение)
2. Влияние СМИ на речь современного школьника..
3. Диалекты нашего села (презентация/сообщение).
4. Как соблюдаются нормы ударения жителями нашего поселка.
5. Происхождение фамилий людей.
6. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ.
7. Российские учёные-лингвисты. По страницам учебника
8. Слова-паразиты в речи учителей и учащихся
9. Употребление канцеляризмов и штампов в речи моих сверстников и людей старшего поколения.
10. Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском язык
11.Языковые особенности рекламных текстов.