Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А .Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение); методических рекомендаций к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, О.М. Александрова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение). Программа составлена к учебнику Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
В учебном плане школы на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Тип урока | Виды учебной деятельности (элементы содержания) | Планируемые результаты (ЗУН) | Виды учебной деятельности и формы контроля, самостоятельной работы | Домашнее задание |
Должны знать | Должны уметь |
|
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) | | | |
1 | | Международное значение русского языка | Урок усвоения новых знаний | Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения | Содержание понятия «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; русский язык – один из мировых языков. | Ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис | Анализ текста учебника. Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Озаглавить текст. Сформулировать основную мысль текста | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о международном значении русского языка |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VIII КЛАССАХ (16+3) |
2,3 | | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка | РР | Разновидности речевого общения, их особенности. Литературный язык как основа национального русского языка, основа русской художественной литературы. Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей. Сфера употребления стилей | Разновидности речевого общения. Отличия литературного языка от языка художественной литературы, понимать, что основой современного языка является литературный язык. Названия стилей | Вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией. Различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи | Подготовить устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», упр.7,8. Заполнить схему «Стили литературного языка» с.12 | Подготовить монологическое высказывание на тему «Почему так важен сегодня Интернет для российского образование?» |
4-5 | | Входная диагностическая работа. Анализ диагностической работы. | Урок контроля знаний. | Словосочетание. Синтаксис и пунктуация простого предложения. | | | Тест | Самоанализ диагностической работы, рно. |
6-8 | | Простое предложение и его грамматическая основа Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами. | Повторение и обобщение изученного | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов – о/с, д/с. Виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них | Определения простого предложения, д/с, о/с, о/л, н/л, б/л, н | Производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему | Зрительный диктант, объяснительный диктант | Упр.31 Упр. 33 Упр. 34 |
9-11 | | РР Приёмы компрессии текста. РР Обучающее сжатое изложение текста публицистического стиля. РР Анализ сжатого изложения | Уроки развития речи | Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей. Сфера употребления стилей. Понятие текста. Приёмы компрессии текста. Редактирование текста. | Приёмы компрессии текста. Стили и их особенности. Языковые средства выразительности. | Воспринимать текст на слух. Производить смысловую обработку текста. Создавать текст на основе услышанного. Применять приёмы компрессии текста. | Применение приёмов сжатия. Составление собственного текста. | Редактирование текстов (карточки) |
12-14 | | Предложения с обособленными членами Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. | Повторение и обобщение изученного, закрепление | Обособленные второстепенные члены предложения | Определения второстепенных членов предложения | Опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи | Письменный ответ на вопрос: «Какие члены предложения называются обособленными?» | Упр.35 Упр. 37 Упр. 39 |
15-16 | | Обращения. Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции | Повторение и обобщение изученного, закрепление | Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями | Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания | Упр.38, с.21 | Составить(выписать) предложения с обращениями, вводными слова и вставными конструкциями, составить к ним схемы // упр.40 (на выбор) |
17-18 | | Способы оформления чужой речи. Косвенная речь. Прямая речь. Способы её оформления. | Повторение и обобщение изученного, закрепление | Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью и с косвенной речью. | Способы оформления чужой речи. Правила пунктуации. | Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания | Заполнение таблицы | Выписать из художественных текстов предложения с прямой речью. Составить схемы. |
19-20 | | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» Анализ контрольной работы. | Урок контроля знаний | Синтаксис и пунктуация простого предложения | Применять правила пунктуации в осложнённых простых предложениях | Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания | Диктант и грамматическое задание. | №№ 44, 45 |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6+2) |
21-22 | | Понятие о сложном предложении | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения | Классификацию сложных предложений | Отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений» | Упр.46, 47 |
23, 24 | | Союзные и бессоюзные сложные предложения | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Средства связи между частями сложного предложения; ССП, СПП, БСП | Определения ССП, СПП, БСП; средства связи частей в этих предложениях | Разграничивать союзные и бессоюзные предложения; ССП и СПП в зависимости от средства связи; находить сложные союзные и бессоюзные предложения, составлять схемы | тест | Упр.49, упр.50 |
25, 26 | | РР. Подготовка и написание сочинения в форме дневниковой записи по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | РР | Текст, заголовок, тема, основная мысль. План, изобразительно-выразительные средства. Отличительные особенности дневниковых записей | Отличительные особенности дневниковых записей; изобразительно-выразительные средства | Определять тему, основную мысль сочинения, составлять план | сочинение | Самоанализ сочинения. |
27-28 | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Передача на письме смысловых отношений между частями сложного предложения, особенностей его строения и интонации | Об авторском употреблении знаков препинания в сложных предложениях; особенности интонации простого и сложного предложения, графические способы их обозначения | Разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения; составлять схемы; интонационно правильно читать сложные предложения; интонационно правильно составлять сложные предложения из простых; составлять интонационные схемы сложных предложений | Упр.58 | Упр.55, 59 |
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10+4) |
29-30 | | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | Урок усвоения нового материала. Практикум. | Понятие о ССП. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | Грамматические признаки ССП, его строение | Интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам | Подготовить сообщение на тему: «Смысловые отношения в ССП» | Упр.62, 63 |
31-32 | | ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | Урок усвоения нового материала | Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в ССП, знаки препинания в нем | Основные группы ССП по значению и союзам | Определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Работа в группе | Упр.65 Карточки |
Урок закрепления |
33-34 | | РР Обучающее сочинение на лингвистическую тему | Урок развития речи. | Алгоритм написания сочинения-рассуждения. Структура. | Комментарий лингвистического понятия. Виды аргументов. | Строить самостоятельное рассуждение на лингвистическую тему. | Написание сочинения-рассуждения по алгоритму. | №№ 67, 68 |
35-36 | | Разделительные знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Уроки закрепления изученного. | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Основные группы ССП по значению и союзам | Опознавать ССП с общим второстепенным членом; производить синтаксический разбор предложений, объяснять постановку/непостановку запятой, конструировать предложения | Разобрать предложения синтаксически, построить схемы, объяснить | Составить 5 предложений ССП с общим второстепенным членом, разобрать синтаксически, построить схемы |
37-38 | | Сочинение-описание по воображению | РР | Структура сочинения-описания | Типы речи | Составлять план сочинения, использовать выразительные средства, соблюдая нормы литературного языка | сочинение | Самоанализ сочинения. |
39-40 | | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Уроки повторения и закрепления знаний | План синтаксического и пунктуационного разбора ССП | Основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП | Производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами | Тест по вариантам | Упр.77, ответить устно на вопросы с.47 №№ 79, 80 |
41-42 | | Контрольная работа по теме «ССП» Анализ контрольной работы | Урок контроля знаний | ССП и знаки препинания в нем | Структуру ССП, средства связи его частей | Производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Диктант и грамматическое задание | № 81 |
Сложноподчиненные предложения (27+11) |
43 | | Понятие о сложноподчиненном предложении | Урок усвоения нового материала | Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей | Структуру СПП, средства связи его частей | Определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания | Устная работа по вариантам (теория) | Упр.85 |
44-45 | | Знаки препинания в СПП | Урок усвоения нового материала. Практикум. | Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей | Структуру СПП, средства связи его частей | Определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания | Самостоятельная дифференцированная работа с карточками | тест |
46-47 | | Союзы и союзные слова в СПП | Урок усвоения нового материала | Союзы и союзные слова в СПП | | Различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания | взаимодиктант | Упр.96, 97 |
48-49 | | РР Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты» Анализ сочинения –отзыва. | РР | Тема, основная мысль, план, изобразительно-выразительные средства | Отличительные особенности сочинения-отзыва | Писать сочинение-отзыв | Самостоятельная работа. Анализ сочинения. | №№ 99, 100 |
50-51 | | Роль указательных слов в СПП | Урок усвоения нового материала | Особенности присоединения придаточных предложений к главному | | Опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания; составлять схемы | Цифровой диктант | Упр.103, 106 |
52-53 | | РР Контрольное сжатое изложение. Анализ сжатого изложения. | РР | Текст, заголовок, тема, основная мысль. План, изобразительно-выразительные средства | | Воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Самостоятельная работа | № 107 |
54-55 | | Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными | Урок усвоения нового материала | Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос КАКОЙ? | Основные группы СПП и их признаки; признаки придаточных определительных; о возможности и целесообразности синонимической замены придаточных определительных | Находить придаточные определительные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова | Работа в группе | Упр.112 Упр.115 |
Урок закрепления знаний |
56-57 | | СПП с придаточными изъяснительными | Урок усвоения нового материала | Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения | Признаки придаточных изъяснительных; приемы разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом ЧТО | Определять значение придаточных изъяснительных; ставить к ним вопросы; определять место придаточных изъяснительных в СПП; строить по указанному началу предложения с придаточным изъяснительным; различать придаточные изъяснительные и определительные с ЧТО; находить придаточные изъяснительные в тексте | Комментированное письмо | Упр.120 Тестовое задание. |
Урок закрепления знаний |
58-59 | | СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места | Урок усвоения нового материала | Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды. СПП с придаточными времени указывает на время протекания действия; СПП с придаточными места указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении | Виды придаточных обстоятельственных; определять придаточные времени и места | Находить в тексте придаточные обстоятельственные, определять средства связи, расставлять знаки препинания; ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид | Конструирование предложений по схемам | Упр.128 Упр. 130. |
Урок закрепления знаний |
60-61 | | Сочинение-рассуждение по заданному тексту (контрольное) Анализ сочинения-рассуждения | РР | Тема, основная мысль, план, изобразительно-выразительные средства | | Формулировать тезис, доказывать его, выдвигая аргументы | Самостоятельная работа | Самоанализ сочинения. |
62-63 | | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия | Урок усвоения нового материала | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным | Определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия | Определять средства связи придаточного с главным; составлять схемы СПП; отличать указанные виды придаточных от других, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять их в речи | Написать сочинение-миниатюру на грамматическую тему «Что я знаю о СПП с придаточными, имеющими общее значение обусловленности» | Упр.144 Тестовые задания |
| Урок закрепления знаний |
64-65 | | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | Урок усвоения нового материала | Придаточные образа действия, меры и степени, сравнительное придаточное | Определения придаточных | Распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания | Конструирование предложений (индивидуальная работа) | Упр.163, стих-е наизусть (инд-но). Карточки. |
Урок закрепления |
66, 67, 68 | | РР Сочинение «Что такое подвиг?» по картине В.Фельдмана «Родина» РР Анализ сочинения | РР | Способен ли современный человек на подвиг? Согласны ли вы, что к подвигу нужно готовиться? Действительно ли прошло время подвигов? | Жанровое своеобразие сочинения-рассуждения | Определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение | Сочинение-рассуждение | Самоанализ сочинения. |
69, 70, 71 | | СПП с несколькими придаточными и знаки препинания при них | Урок усвоения нового материала. Урок закрепления материала. | СПП с несколькими придаточными и знаки препинания при них | Какие СПП называются многочленными; виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (соподчинение – однородное и неоднородное; последовательное подчинение), их комбинации; правила постановки/непостановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными | Составлять схемы СПП с несколькими придаточными | Работа в группе | Карточки Тестовые задания |
Самостоятельная работа. |
72-73 | | РР Контрольное сжатое изложение текста Анализ сжатого изложения | РР | | Структуру изложения | На слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте; подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции | Сжатое изложение текста | Самоанализ изложения. |
74-75 | | Синтаксический и пунктуационный разборы СПП | Уроки-практикумы | Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с различными видами связи | Порядок синтаксического и пунктуационного разборов СПП | Производить синтаксический и пунктуационный (устный и письменный) разборы СПП | Дифференцированная работа | Упр.182, вопросы на с.118 (устно) № 183 |
76, 77, 78 | | Повторение и обобщение изученного по теме «СПП» | Уроки повторения и обобщения | Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с различными видами связи | Определения ССП и СПП | Отличать виды союзных сложных предложений; определять значения придаточных; конструировать предложения, грамотно расставлять знаки препинания | Работа с текстами по вариантам | Взаимопроверка тестов. Ответы на итоговые вопросы по теме «СПП». |
79-80 | | Контрольная работа по теме «СПП» Анализ контрольной работы | Урок контроля знаний | Строение СПП, средства связи в СПП, виды придаточных в СПП, знаки препинания в СПП | Определения ССП и СПП | Различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания | Тест | Самоанализ к/р, рно. |
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13+5) |
81-82 | | Понятие о БСП. Интонация в БСП | Урок усвоения нового материала. Практикум | Понятие о БСП. Интонация в БСП. Постановка запятой и точки с запятой в БСП | Синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП | Опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении | Составить развернутый план изучаемой темы. Составить предложения по схемам | Упр.191, 192 |
83-84 | | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | Урок усвоения нового материала. Практикум. | Постановка запятой и точки с запятой в БСП | Условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП со значение перечисления | Определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации; различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией и БСП со значением перечисления; составлять БСП | Объяснительный диктант | Упр.193, 195 |
85-86 | | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Урок усвоения нового материала. Практикум | Двоеточие в БСП | Условия постановки двоеточия в БСП | Конструировать предложения со значением причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП | Комментированное письмо | Упр.198 |
87-88 | | Контрольное подробное изложение с дополнительным заданием Анализ изложения | РР | Текст, тема текста, основная мысль, проблемы, позиция автора. Изобразительно-выразительные средства языка | Композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме | Подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение | Изложение с элементами сочинения | Самоанализ изложения. |
89, 90, 91 | | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Урок усвоения нового материала. Урок закрепления. Практикум. | Тире в БСП | Условии постановки тире в БСП | Выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения, выразительно читать | Зрительный диктант | Упр.200, повторить жанры сочинений: рассказ, отзыв; типы речи № 202 № 205 |
92, 93, 94 | | РР Сочинение –рассуждение на основе текста Анализ сочинения-рассуждения. | РР | Понятие рассуждения. Структура рассуждения. Аргументация. | Структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение | Свободно выражать собственные мысли, аргументировать собственную позицию | Вопросы с.139 (устно) | Самоанализ сочинения. № 207 № 209 |
95, 96 | | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП | Уроки усвоения и закрепления нового материала | Порядок синтаксического и пунктуационного разборов БСП | Соблюдать последовательность разборов в БСП | Опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания | Взаимодиктант. Тест | Карточки № 210 |
97, 98 | | Контрольная работа по теме «Сложные предложения» Анализ контрольной работы | Урок контроля знаний Урок коррекции знаний | ССП, СПП, БСП | Виды сложных предложений | Воспринимать текст на слух и воспроизводить его под диктовку; различать виды сложных предложений | Самостоятельная работа | Самоанализ диктанта, рно. № 211 |
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (11+5) |
99 | | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Урок усвоения нового материала | Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи | Основные правила постановки знаков препинания в СП с различными видами связи | Разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова | Составление предложений по схемам (работа в группе) | Упр.212 |
100, 101, 102 | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Уроки закрепления Практикум | Употребление сочинительной и подчинительной связи | Основные правила постановки знаков препинания в СП с различными видами связи | Находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи; производить выбор необходимого знака препинания | Самостоятельная работа | Тестовые задания. № 216 №218 № 220 |
103, 104, 105 | | РР Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту РР Анализ сочинения-рассуждения по тексту | Уроки развития речи | Понятие рассуждения. Структура рассуждения. Аргументация. | Структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение | Свободно выражать собственные мысли, аргументировать собственную позицию | Написание сочинения-рассуждения по алгоритму | №№ 223, 225, 228 |
106-107 | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Уроки усвоения и закрепления нового материала | Порядок синтаксического и пунктуационного разборов БСП | Соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП | Опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания | Конструирование предложений | Выписать 3 БС предложения, произвести синтаксический разбор, вопросы на с.154 |
108-109 | | Повторение изученного | Систематизация и обобщение изученного | | Основные правила, понятия | Применять полученные знания на практике | тест | Взаимопроверка тестов. Итоговые вопросы по теме. |
110-111 | | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ итогового диктанта | Урок контроля знаний | | | | | Самоанализ, рно. |
112 | | Публичная речь. | РР | Речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции | Отличительные особенности публичной речи, изобразительно-выразительные средства | Готовить публичные выступления; отличать понятия «публичный» и «публицистический» | Индивидуальная работа, анализ текстов | Тестовые задания. |
113, 114 | | РР Итоговое контрольное сжатое изложение РР Анализ сжатого изложения | РР | Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка | | Подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним | Изложение | Вопросы с.157, самоанализ изложения. |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V – IX КЛАССАХ (18+4) |
115-116 | | Фонетика и графика | Уроки повторения и обобщения | Фонетика и графика как разделы науки о языке | Характеристику гласных и согласных звуков; взаимоотношение звуков и букв в языке; звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я; порядок фонетического разбора | Составлять фонетическую транскрипцию; соблюдать основные правила литературного произношения | Составить схему «Звуки речи» | Тестовые задания |
117-118 | | Лексикология (лексика) и фразеология | Уроки повторения и обобщения | Лексикология и фразеология как разделы науки о языке | Однозначность/многозначность слов; прямое/переносное значение; омонимы, синонимы, антонимы; общеупотребительные и необщеупотребительные слова, исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы | Определять лексическое и грамматическое значение слов; находить в тексте синонимы, омонимы и антонимы | Индивидуальные сообщения | Индивидуальные карточки. |
119-120 121 | | Итоговое контрольное тестирование в формате ОГЭ Анализ итогового контрольного тестирования | Урок контроля знаний | | | Применять на практике полученные ЗУН | | |
122-123 | | Морфемика. Словообразование | Уроки повторения и обобщения | Морфемика и словообразование как разделы науки о языке | Определение морфемы; назначение значимых частей слова; способы образования слов; продуктивные и непродуктивные способы образования слов; порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора | Членить слова на морфемы; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; группировать слова по способам их образования; подбирать слова, образованные продуктивными способами; производить разбор слова по составу | Дифференцированные задания | Тестовые задания. |
124-125 | | РР Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | | | | | | |
126-127 | | Морфология | Уроки повторения и обобщения | Морфология как раздел науки о языке | Общие признаки частей речи; три группы частей речи, морфологические признаки, синтаксическую роль, порядок морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи | Определять принадлежность слова к части речи; группировать слова по частям речи; находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии | тест | Морфологический разбор слов по выбору. |
128-129 | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. | Урок повторения и обобщения | Синтаксис как раздел науки о языке. Назначение словосочетаний и предложений в тексте | Виды синтаксической связи словосочетаний, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные), различия между простым и сложным предложениями; виды сложных предложений; группы односоставных предложений; осложненные предложения | Находить словосочетания в предложении; односоставные предложения в тексте, определять их вид; находить в тексте сложные предложения, определять их виды | Самостоятельная работа | Упр.258 Упр. 260 |
130-131 | | РРСжатое изложение Анализ сжатого изложения | РР | Тема, основная мысль, способы сжатия текста | | Писать выборочное сжатое изложение | | Самоанализ изложения. |
132-133 | | РР Предупреждение речевых и грамматических ошибок. Редактирование текстов | РР | Грамматические и речевые нормы. | Редактирование текстов | Работа по коррекции | Работа в парах | Карточки |
134-135 | | Орфография и пунктуация | Урок повторения и обобщения | Орфография и пунктуация как разделы науки о языке | Связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; виды орфограмм; условия употребления знаков завершения, разделения, выделения | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять их вид; правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия их выбора | Комментированное письмо. Итоговый словарный диктант | Упр.272, карточки |
136 | | Итоговый урок | Урок обобщения и систематизации знаний | Разделы русского языка | Связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; | Правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия их выбора | Фронтальный опрос, обсуждение трудных тем. | Отработка алгоритмов написания сочинений-рассуждений |