Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 67 с углублённым изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей Естественнонаучного цикла Протокол № ____ от «__»_____2018 г. Руководитель методического объединения ___________ /___________________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «__»________2018 г __________ /___________________/ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов № ___ от "__"______ 2018 г. ____________ Арбузова Г.Н. |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
Уровень образования: основное общее образование
Классы: 5-9
г. Екатеринбург
Пояснительная записка
Предмет «Русский язык», реализующий Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в Учебном плане школы находится в обязательной части. На изучение данного предмета отводится 875 часов, из них по 210 часов (6 ч в неделю) в 5,6 классах (всего 420 часов) и по 4 часа в неделю в 8- 9 классах (всего 280 часов за два года), 175 часов в 7 классе.
Обучение ведётся по учебнику для 5, 6, 7, 8, 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой.
Планируемые результаты освоения учебных предметов
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Введение
Понятие государственного языка. Русский язык как язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.
Повторение основных разделов науки о языке
Морфемика и морфология
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Простое предложение, основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Риторический вопрос как средство выразительности.
Синтаксические средства выразительности – анафора, эпифора, параллелизм предложений.
Главные члены предложения
Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, основные типы сказуемого. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические средства выразительности – однородные члены и композиционный стык.
Второстепенные члены предложения
Определение. Приложение. Дефис при приложении. Дополнение. Основные виды обстоятельств. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Антитеза как средство выразительности.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Обращение как средство связи предложений в тексте.
Полные и неполные предложения
Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Предложения с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения. Союзы при однородных членах. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при согласованных обособленных определениях. Обособленные приложения. Обособленные дополнения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на. Обособленные уточняющие члены предложения.
Предложения с вводными словами и обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Выделение на письме вводных слов, словосочетаний, предложений. Обращение, его роль в речи. Знаки препинания при обращениях. Особенности слов-предложений, их пунктуационное оформление.
Повторение изученного в 8 классе
Тематическое планирование
8 класс
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов | В том числе |
КР | РР |
1 | Вводный урок | Понятие государственного языка. Русский язык как язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств. | 1 | | |
2—18 | Повторение | Знаменательные и служебные части речи. Правописание слов разных частей речи | 17 | 2 | 2 |
19—22 | Синтаксис | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная). Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание | 4 | | |
23—29 | Словосочетание | Понятие о словосочетании. Основные виды словосочетаний: а) по характеру связи между словами (сочинительные и подчинительные); б) по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные). Цельные словосочетания | 7 | | 2 |
30—33 | Предложение | Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце предложения | 4 | | 1 |
34—60 | Простое предложение | Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространенные и распространенные. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные виды: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определения (согласованные и несогласованные, приложения). Синонимика согласованных и несогласованных определений. Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов. Синтаксические функции инфинитива. Однозначные и многозначные члены предложения | 27 | 1 | 3 |
61—73 | Односоставные предложения | Понятие об односоставных предложениях. Разновидности односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Роль глагольных предложений в речи. Безличные предложения. Роль безличных предложений в речи. Инфинитивные предложения. Назывные (номинативные) предложения. Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления. Роль номинативных предложений в речи. Стилистический характер односоставных предложений | 13 | 1 | 1 |
74—75 | Полные и неполные предложения | Особенности строения полных и неполных предложений. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Стилистический характер неполных предложений. Причины употребления неполных предложений в речи | 2 | | |
76—85 | Осложненное предложение. Предложения с однородными членами | Союзы при однородных членах. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов предложения в речи | 10 | 1 | 1 |
86—107 | Предложения с обособленными членами | Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных определений. Стилистический характер причастных оборотов. Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Стилистические характеристики обособленных членов предложения. Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений. Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения | 22 | 1 | 1 |
108—112 | Предложения с вводными и вставными конструкциями | Предложения с вводными и вставными словами, словосочетаниями и предложениями. Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания | 5 | | 1 |
113—116 | Предложения с обращениями | Значение обращений в речи. Место обращений в предложении. Знаки препинания. Речевой этикет | 4 | | |
117—120 | Слова-предложения | Особенности слов-предложений. Употребление слов-предложений в устной и письменной речи. Речевые ситуации. Знаки препинания | 4 | 1 | 1 |
121—140 | Принципы русского правописания | Принципы орфографии. Принципы пунктуации. Авторские знаки | 20 | 2 | 2 |
| | | 140 | 9 | 15 |