I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с :
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования ( Приказ Минобразования и науки России №1897 от 17.12.2010 г с изменениями
от 31. 12. 2015 г. № 1577);
примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, С.Г.Бархударова и др. (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2020 год);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
Статья 28. Компетенция , права ,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
Цель изучения русского языка в основной школе - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Задачи:
· овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
· совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Учебно-методический комплект:
Русский язык. 8 класс. учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.-М.: Просвещение, 2020
Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс, «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: — М.: Издательство «Экзамен», 2019. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык в 8 классе отводится __3_ часа в неделю (102ч).
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты проявляются в:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
· владение разными видами чтения;
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
· способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
· овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
· умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· владение разными видами монолога и диалога;
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
· способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Ученик научится:
- по фонетике: производить фонетический разбор слов;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
- по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарём;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
- по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и её категориях;
- по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений.
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор
предложения;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; читать и пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т. п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;
- составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
3. Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Повторение изученного в 5 – 7 классах (7 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (4 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Двусоставные предложения (8 ч)
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (10 ч)
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Односоставные предложения (12 ч)
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Простое осложненное предложение (15 ч)
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Обособленные члены предложения (18 ч)
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (14 ч )
Обращение (2 ч)
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции (7 ч)
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Чужая речь (5 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
4. Тематическое планирование по русскому языку, 102 часа (3ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | УУД | Дата |
План | Факт |
| Инструктаж по технике безопасности Функции русского языка в современном мире | 1 | Актуализация знаний | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему | Коммуникативные: Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: Объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения. | | |
| Русский язык в современном мире | 1 | Урок открытия новых знаний | научиться применять полученные знания | | |
| Языковая система. | 1 | Урок открытия новых знаний | объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и проектировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | | |
| Уровни и единицы языка | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Языковая система. Уровни и единицы языка | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять алгоритм проведения пунктуационного разбора, конструирования сложных предложений | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: классификация объектов; подведение под понятие; выделениеследствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | | |
| Морфемика и словообразование. Орфография | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Морфемика и словообразование. Орфография | 1 | Урок открытия новых знаний | Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют словосочетания по значению и структуре. | | |
| Лексикология и фразеология | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Морфология и синтаксис | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Строение текста. Функциональные разновидности языка | 1 | Урок открытия новых знаний | Знают определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлежность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. | | |
| Строение словосочетаний | 1 | Урок развития речи | Уметь работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. | | |
| Виды связи в словосочетании | 1 | Урок развития речи | | |
| Виды связи в словосочетании | 1 | Урок открытия новых знаний | Научить определять вид связи слов в словосочетании | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; | | |
| Грамматическое значение словосочетаний | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять основные виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Научиться определять виды связи слов в словосочетаниях | | |
| Грамматическое значение словосочетаний | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять полученные знания при анализе синтаксических единиц | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | | |
| Характеристика человека | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться составлять текст-описание характера человека | | |
| Повторение изученного в 5-7 классах | 1 | Урок контроля | Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. | Коммуникативные: формировать речевые действия. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы. | | |
| Административный контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | | |
| Порядок слов в предложении. Логическое ударение | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять основные виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Научиться определять виды связи слов в словосочетаниях | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: классификация объектов; подведение под понятие; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; | | |
| Сочинение — описание памятника | 1 | Урок развития речи | Научиться составлять текст-описание памятника культуры | Предметные: научиться писать сочинение, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые | | |
| Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Урок развития речи | | |
| Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять подлежащее по грамматическим признакам | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | | |
| Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять сказуемое по их грамматическим признакам | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | | |
| Составное глагольное сказуемое | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять алгоритм определения простого глагольного сказуемого. Научиться определять составное глагольное сказуемое по их грамматическим признакам | | |
| Составное именное сказуемое | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять составное именное сказуемое по их грамматическим признакам | | |
| Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | | |
| Сжатое изложение | 1 | Урок развития речи | Научиться писать изложение с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значений для каждого человека. | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | | |
| Сжатое изложение | 1 | Урок развития речи | | |
| Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам. Научиться определять дополнение | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с определением | | |
| Определение | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться находить определения в предложении | | |
| Приложение | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться выделять приложения на письме | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | | |
| Обстоятельство. Основные виды обстоятельств | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять обстоятельства | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | | |
| Ораторская (публичная) речь | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Обобщение материала по теме «Двусоставное предложение». | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться производить синтаксический разбор двусоставного предложения | Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | | |
| Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение». | 1 | Урок контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме. | Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | | |
| Анализ контрольной работы по теме «Двусоставное предложение». | 1 | Урок контроля | | |
| Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Научиться применять алгоритм определения односоставных предложений | Предметные: научиться применять знания о написания букв и- ы после ц в письменной речи. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | | |
| Неопределённо-личные предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять неопределенно-личные предложения. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | | |
| Безличные предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять безличные предложения | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | | |
| Назывные предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Изложение повествовательного текста | 1 | Урок развития речи | Уметь писать изложение с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значений для каждого человека. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые | | |
| Изложение повествовательного текста | 1 | Урок развития речи | | |
| Неполные предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять неполные предложения | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | | |
| Обобщение материала по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения» | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Административный контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Урок контроля | Научиться применять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Предметные: научиться писать диктант, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
| Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок контроля | | |
| Понятие об однородных членах предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться устанавливать однородность членов предложения | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | | |
| Однородные и неоднородные определения | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять условия однородности членов предложения | | |
| Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи | Научиться составлять текст-рассуждение | Предметные: научиться писать сочинение, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
| Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи | | |
| Обобщение материала по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять условия однородности – неоднородности определений | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | | |
| Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Урок контроля | Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы | Личностные : уважительное отношение к родному языку. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
| Анализ контрольной работы | 1 | | |
| Понятие об обособленных членах предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | | |
| Обособленные определения и приложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться определять обособленные определения. Научиться применять правила обособления определений | | |
| Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться составлять текст рассуждения на дискуссионную тему. | Предметные: научиться писать сочинение, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
| Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» | 1 | Урок развития речи | | |
| Обособление несогласованных определений | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять правило обособления приложений | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | | |
| Обособление согласованных приложений | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Обобщение материала по теме «Обособленные определения и приложения» | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | | |
| Обособленные обстоятельства | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять правило обособления обстоятельств | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в группе | | |
| Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Обобщение материала по теме «Предложения с обособленными обстоятельствами» | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | | |
| Понятие об уточняющих обособленных членах предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять алгоритм обособления уточняющих членов | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | | |
| Обособление уточняющих членов предложения | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Изложение портретного очерка о выдающейся личности | 1 | Урок развития речи | Знать основные средства связи предложений в тексте, способы компрессии текста. Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций, уметь сжимать текст. | Предметные: научиться писать сочинение, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые | | |
| Изложение портретного очерка о выдающейся личности | 1 | Урок развития речи | | |
| Редактирование текста. Подготовка публичного выступления | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложени | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | | |
| Обобщение материала по теме «Предложения с обособленными и уточняющими обособленными членами» | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Контрольная работа и её анализ (тест) | 1 | Урок контроля | Научиться проектировать, реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, | | |
| Контрольная работа по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения» | 1 | Урок контроля | Научиться проектировать, реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | | |
| Обращение и знаки препинания при нём | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять правило выделения обращений на письме. Научиться применять правила обособления вводных слов. Научиться находить вводные предложения, выделять их знаками препинания | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. | | |
| Обращение и знаки препинания при нём | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять правила выделения на письме вставных слов, словосочетаний и предложений | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств, выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | | |
| Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Вставные конструкции | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Обобщение материала по теме «Предложения с об- ращениями, вводными словами и междометиями» | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласо- ванных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом | | |
| Сжатое изложение | 1 | Урок развития речи | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Предметные: научиться писать сочинение, сохраняя строение текста и языковые средства, характерные для определенного стиля. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые | | |
| Сжатое изложение | 1 | Урок развития речи | | |
| Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью | 1 | Урок открытия новых знаний | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | | |
| Пунктуация в предложениях с прямой речью | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять алгоритм проведения синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. | | |
| Пунктуация при диалоге | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Предложения с косвенной речью | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Цитаты и знаки препинания при них | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Сочинение — сравнительная характеристика двух лиц | 1 | Урок развития речи | Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, | | |
| Обобщение материала по теме «Способы передачи чужой речи» | 1 | Урок открытия новых знаний | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласо- ванных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом | | |
| Контрольная работа по темам «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи» | 1 | Урок контроля | Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | | |
| Словосочетание. Простое двусоставное предложение. Односоставное предложение | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять правило выделения вводных конструкций. Научиться различать вводные слова, сочетания по их значению | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. | | |
| Простое осложнённое предложение | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. | | |
| Представление и защита проектов «Обращение как живой свидетель истории» и «Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке» | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Культура речи. Представление и защита проекта «С грамматикой на „ты“» | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться применять полученные знания по теме «Чужая речь» | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. | | |
| Пунктуация | 1 | Урок открытия новых знаний | Научиться использовать знания о синтаксисе и пунктуации в практической деятельности | | |
| Текст | 1 | Урок открытия новых знаний | | |
| Диктант с грамматическим заданием. (Промежуточная аттестация) | 1 | Урок контроля | Научиться проектировать, реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | | |
100-102 | Резервные уроки | 3 | Повторение | Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования. | | |