Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы: под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016)
Рабочая программа реализована в учебнике Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Количество часов по авторской программе – 204. Количество часов по учебному плану школы – 204 (6 часов в неделю). Базовое изучение предмета. Изменения в программу не вносятся.
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
№ урока | Название раздела, темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректир. сроки прохождения |
1 четверть |
Язык – важнейшее средство общения 3 часа + 1 час Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану |
1 | Вводный урок. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий | | |
2 | Русский язык-один из развитых языков мира. | Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, анализ стихотворения. | | |
3 | Язык, речь, общение. | Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова, строят свое рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание. | | |
4 | Р.Р. Ситуация общения. | Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации, анализ стихотворения; приводят собственные примеры. | | |
Повторение пройденного в 5 классе. 9 часов ; 6 часов в неделю по учебному плану |
5 | Фонетика. Фонетический разбор слова. | Работа с текстом, упражнениями учебника, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, выполнение фонетического разбора, делят лова на группы. | | |
6 | Морфемы. Морфемный разбор слова. | Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах, заполнение таблицы морфемами, графически обозначают орфограммы. | | |
7 | Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило, выполняют упражнения, пишут объяснительный диктант. | | |
8 | Части речи. Морфологический разбор. Орфограммы в окончаниях слов. | Графическое выделение морфем в словах, выборочный диктант, выполнение морфологического разбора, графически обозначают орфограммы. | | |
9 | Словосочетание. | Фронтальная беседа, выделяют, группируют и составляют словосочетания; работа в группах. | | |
10 | Простое предложение. Пунктуация простом в предложении. | Списывают тексты, расставляя знаки препинания, составляют таблицу и подбирают примеры из текста; самостоятельная работа с дидактическим материалом, взаимопроверка | | |
11 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания; осуществляют устный и письменный синтаксический разбор предложений.; составляют сложные предложения по схемам. | | |
12 | Прямая речь. Диалог. Синтаксический и пунктуационный разбор. | Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы; оставляют диалоги на заданную тему; подбирают предложения по схемам. | | |
13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение в начале года». | Пишут диктант, выполняют грамматические задания. | | |
Текст. 5 часов Р.Р. ; 6 часов в неделю по учебному плану |
14 | Р.Р. Текст, его особенности. | Выполнение работы над ошибками, допущенными при написании диктанта; узнают признаки текста; характеризуют текст по форме, виду и типу речи; озаглавливают тексты, расставляют знаки препинании; устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями | | |
15 | Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. | | |
16 | Р.Р. Основные признаки текста. | Продолжают текст по данному началу, пересказывают текст; создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова; систематизируют основные признаки текста. | | |
17 | Р.Р. Стили речи. | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений | | |
18 | Р.Р. Официально-деловой стиль. | Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки. | | |
Лексика. Культура речи 9 часов + 3 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану |
19 | Повторение изученного по лексике в 5 классе. | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии, объясняют различие лексического и грамматического значений слов, работают с текстом, разгадывают кроссворд. | | |
20 | Слово и его лексическое значение. | Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе ор- фограмм, определяют стиль, тему, основную мысль текстов; выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в пере нос НО м значении; подбирают синонимы и антонимы к словам. | | |
21 | Общеупотребительные слова и профессионализмы. | Выделяют в речи общеупотребительные слова, находят в текстах общеупотребительные слова; различают профессионализмы, находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре, составляют предложения с профессионализмами | | |
22 | Р.Р. Собирание материалов к сочинению. | Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации. | | |
23 | Р.Р. Сочинение по картине А. П. Герасимова «После дождя» | Написание сочинения. | | |
24 | Диалектизмы. | Различают диалектизмы, находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре, подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова, приводят примеры диалектизмов. | | |
25 | Р.Р. Сжатое изложение упр. 119 | Под руководством учителя сжимают текст, отвечают на вопросы, воспринимать на слух информацию, выделяют микротемы, пишут сжатое изложение. | | |
26 | Исконно русские и заимствованные слова. | Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов, определяют происхождение слов по этимологическому словарю; отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова; пишут диктант, заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения, составляют словосочетания с заимствованиями | | |
27 | Устаревшие слова. | Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики; определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря; работа в группах- находят устаревшие слова в художественном тексте. | | |
28 | Неологизмы. | Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу; выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей; объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов. | | |
29 | Обобщающие уроки по теме «Лексика» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, определяют заимствованные слова в тексте, указывают признаки научного стиля в тексте. | | |
30 | Контрольная работа по теме «Лексика» | Контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста. | | |
Фразеология. Культура речи. Культура речи 3 часа + 1 час Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану |
31 | Фразеологизмы. | Осознают основные понятия фразеологии; различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения; работают в группах, подбирая к иллюстрациям фразеологизмы. | | |
32 | Источники фразеологизмов. | Осознают источники появления некоторых фразеологизмов, составляют предложения с фразеологизмами, готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов, выборочный диктант | | |
33 | Р.Р. Словари. | Индивидуальные сообщения о различных видах словарей, извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического), записывают примеры словарных статей | | |
34 | Зачет по теме «Фразеология» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | | |
Словообразование. Орфография. Культура речи. 26 часов + 8 часов Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану. |
35 | Повторение изученного в 5 классе. | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования, выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. | | |
36 | Повторение изученного в 5 классе. | Группируют однокоренные слова, составляют небольшие тексты на заданные темы, составляют словосочетания с данными словами., работают с текстом, заполняют таблицу видов орфограмм. | | |
37 | Р.Р. Описание помещения. | Характеризуют тексты, содержащие описания помещений, находят в художественных текстах элементы описания помещений. | | |
38 | Основные способы образования в русском языке. | Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. | | |
39 | Основные способы образования в русском языке. | Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов. | | |
40 | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задают вопросы для уточнения информации. | | |
41 | Р.Р. Сочинение-описание «Моя комната – моё лицо». | Написание сочинения, используя составленный план и собранные материалы. | | |
42 | Основные способы образования в русском языке. | Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов, выполняют упражнения учебника. | | |
43 | Р.Р. Этимология слов. | Определяют происхождение слов по этимологическому словарю, готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. | | |
44 | Р.Р. Подготовка к выборочному изложению. | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов. | | |
45 | Р.Р. Написание выборочного изложения упр.166. | Написание выборочного изложения. | | |
46 | Чередующиеся гласные, зависящие от суффикса | Усваивают правило, заполняют таблицу, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | | |
47 | Чередующиеся гласные, зависящие от согласного. | Усваивают правило, заполняют таблицу; выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные, пишут выборочный диктант. | | |
48 | Чередующиеся гласные, зависящие от значения. | Усваивают правило, заполняют таблицу, Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне | | |
49 | Чередующиеся гласные, зависящие от ударения. | Усваивают правило, анализируют и составляют таблицу; работают в парах с учебником по алгоритму выполнения задания, творческая работа (лингвистическая сказка, загадка, повествование, рассказ). | | |
50 | Обобщение по теме «Чередующиеся гласные». | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило, объяснительный диктант. | | |
51 | Тестовая проверочная работа по теме «Чередующиеся гласные» | Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями. | | |
2 четверть |
52 | Буквы И-Ы после приставок. | Усваивают правило, выполняют упражнения, образовывают от слов однокоренные слова | | |
53 | Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ | Анализируют таблицу, выполняют упражнения | | |
54 | Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ | Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них, работают в парах по индивидуальным карточкам. | | |
55 | Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; составляют текст, используя предложенные слова. | | |
56 | Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ | Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений, работа с перфокартами, отрабатывают навыки работы со словарем. | | |
57 | Тестовая проверочная работа по теме «Приставки ПРЕ- и ПРИ-» | Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями. | | |
58 | Соединительные О-Е в сложных словах. | Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных гласных в сложных словах, образуют сложные слова от данных в упражнении слов, объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах. | | |
59 | Сложносокращенные слова. | Усваивают понятие сложносокращенного слова, образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращённые слова. | | |
60 | Сложносокращенные слова. | Выполняют работу в парах, осуществляют взаимопроверку; анализируют собственные ошибки. | | |
61 | Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине Яблонской «Утро». | Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации. | | |
62 | Р.Р. Сочинение-описание по картине Яблонской «Утро». | Написание сочинения. | | |
63 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Выделяют значимые части слова и способ его образования, выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. | | |
64 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Заполняют таблицу, определяют исходное слово в словообразовательной цепочке. | | |
65 | Систематизация и обобщение по теме «Словообразование» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, проверочная работа с элементами самоконтроля. | | |
66 | Систематизация и обобщение по теме «Словообразование» | Составляют сложный план сообщения об изученном разделе языка, приводят примеры образования слов, делают словообразовательный разбор. | | |
67 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование». | Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями. | | |
68 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте). | | |
Имя существительное. 22 часа + 3 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану. |
69 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Активизируют знания об имени существительном как о части речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль | | |
70 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, составляют словосочетания и предложения с именами существительными; выполняют работу с упражнениями учебника. | | |
71 | Р.Р. Эпистолярный жанр. Письмо. | Знакомятся с эпистолярным жанром, определяют его особенности; прослушивают рассказ А. П. Чехова, пишут письмо другу. | | |
72 | Имя существительное как часть речи | Анализируют и заполняют таблиц, выполняют задания учебника, пишут выборочный диктант. | | |
73 | Разносклоняемые имена существительные. | Распознают разносклоняемые имена существительные, заполняют и озаглавливают таблицу, склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. | | |
74 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. | Усваивают правило написания; выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. | | |
75 | Р.Р. Публичное выступление. | Отбирают материал для публичного выступления, выстраивают монологическое высказывание. | | |
76 | Несклоняемые имена существительные. | Распознают несклоняемые имена существительные, составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах; пишут диктант по памяти. | | |
77 | Род несклоняемых существительных. | Определяют род несклоняемых имён существительных, приводят собственные примеры; составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными, записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край. | | |
78 | Имена существительные общего рода. | Распознают имена существительные общего рода, составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи; выполняют задания учебника. | | |
79 | Морфологический разбор имени существительного. | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполняют устный и письменный разбор имён существительных. | | |
80 | Морфологический разбор имени существительного. | Выполняют проверочную работу с последующей самопроверкой. | | |
81 | Р.Р. Сочинение на основе личных впечатлений упр. 236 | Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека, написание сочинения на основе личных впечатлений с последующей самопроверкой, взаимопроверкой по алгоритму выполнения работы. | | |
82 | НЕ с существительными. | Усваивают правило написания не с существительными; различают nе- - приставку, nе - часть корня и nе - отрицательную частицу; заполняют таблицу примерами. | | |
83 | НЕ с существительными. | Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания, | | |
84 | НЕ с существительными. | Работа с орфограммой, объяснительный диктант | | |
85 | Суффиксы ЧИК – ЩИК. | Усваивают правило, выполняют упражнения разного уровня для отработки правила. | | |
86 | Суффиксы ЧИК – ЩИК. | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм, узнают слова по толкованию их лексического значения. | | |
87 | Гласные в суффиксах ЕК – ИК. | Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; заменя- ют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | | |
88 | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. | Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозна- чают условия выбора орфограмм. | | |
89 | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. | Определяют значения суффиксов в словах, письменно объясняют способы образования слов, пишут распределительный диктант. | | |
90 | Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное» | Обобщают изученное, отвечать на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | | |
91 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями. | | |
92 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте). | | |
93 | Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное» | Анализируют текст, находят имена существительные, определяют их морфологические признаки, синтаксическую и стилистическую роль в тексте. | | |
3 четверть |
Имя прилагательное. 19 часов + 6 часов Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану. |
94 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи, выполняют морфологический разбор прилагательного; работают с текстом, обозначая изученные орфограммы. | | |
95 | Р.Р. Описание природы. | Характеризуют тексты, содержащие описания природы; определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании; создают собственное описание природы. | | |
96 | Степени сравнения имен прилагательных. | Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени срав нения имён прилагательных | | |
97 | Степени сравнения имен прилагательных. | Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения, обозначают морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения, письменно сравнивают обычные объекты | | |
98 | Р.Р. Весна на картинах русских художников. | Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации. | | |
99 | Р.Р. Сочинение-описание по картинам Левитана «Март» и Саврасова «Грачи прилетели» | Написание сочинения. | | |
100 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | Характеризуют имена прилагательные по значению, распознают качественные имена прилагательные, продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные. | | |
101 | Относительные прилагательные. | Распознают относительные имена прилагательные, анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета; озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль. | | |
102 | Притяжательные прилагательные. | Распознают притяжательные имена прилагательные, анализируют и списывают текст; обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных. | | |
103 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли, выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных;. выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе. | | |
104 | Р.Р. Подготовка к выборочному изложению. | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов. | | |
105 | Р.Р. Выборочное изложение упр.347 | Написание выборочного изложения. | | |
106 | НЕ с прилагательными. | Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу. | | |
107 | НЕ с прилагательными. | Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания; групповая работа с последующей взаимопроверкой. | | |
108 | О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | | |
109 | О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | Анализируют текст, находят имена прилагательные, определяют орфограммы; выборочный диктант. | | |
110 | Н и НН в суффиксах прилагательных. | Усваивают правило, заполняют примерами таблицу | | |
111 | Н и НН в суффиксах прилагательных. | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. | | |
112 | Р.Р. Описание костюма куклы (упр. 375) | Характеризуют тексты, содержащие описания игрушки; определяют языковые средства, используемые в описании; создают собственное описание куклы. | | |
113 | Различение на письме суффиксов К и СК. | Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, заполняют таблицу. | | |
114 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов; анализируют текст отрывков' из произведения художественной литературы. | | |
115 | Зачет по теме «Правописание суффиксов прилагательных» | Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями. | | |
116 | Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное» | Анализируют текст, находят имена прилагательные, определяют их морфологические признаки, синтаксическую и стилистическую роль в тексте. | | |
117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями. | | |
118 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте). | | |
Имя числительное. 16 часов + 2 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану |
119 | Имя числительное как часть речи. | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного, составляют предложения с числительными, отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. | | |
120 | Простые и составные числительные. | Распознают простые и составные числительные, различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов, анализируют числительные в тексте | | |
121 | Ь на конце и в середине числительных. | Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, делят слова на группы согласно виду орфограммы, определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами. | | |
122 | Ь на конце и в середине числительных. | Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами, усваивают правило; работают с упражнениями учебника. | | |
123 | Разряды количественных числительных. | Определяют разряды количественных числительных, заполняют таблицу; доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст | | |
124 | Числительные, обозначающие целые числа. | Обозначают падежи числительных в упражнениях, заменяют цифры словами в упражнениях. | | |
125 | Числительные, обозначающие целые числа. | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм, распределительный диктант. | | |
126 | Р.Р. Выборочное изложение. | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов, написание выборочного изложения. | | |
127 | Дробные числительные. | Распознают дробные числительные, записывают словами арифметические примеры. | | |
128 | Собирательные числительные. | Распознают собирательные числительные, составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными; анализируют рисунки и составляют по ним предложения, заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. | | |
129 | Порядковые числительные. | Распознают порядковые числительные, составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. | | |
130 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Береги природу» | Отбирают материал для публичного выступления, выстраивают монологическое высказывание, готовят устное выступление, | | |
131 | Морфологический разбор имени числительного. | Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. | | |
132 | Морфологический разбор имени числительного. | Повторяют особенности склонения числительных, выполняют проверочную работа с последующей взаимопроверкой. | | |
133 | Зачет по теме «Имя числительное» | Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями. | | |
134 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, заполняют и анализируют таблицу. | | |
135 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями. | | |
136 | Работа над ошибками контрольной работы. | Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте). | | |
Местоимение. 21 часов + 4 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану |
137 | Местоимение как часть речи. | Характеризуют местоимение как часть речи, списывают предложения, вставляя местоимения; подчеркивают местоимения как члены предложения. | | |
138 | Роль местоимений в речи. | Отмечают недочёты в употреблении местоимений, работают с упражнениями учебника. | | |
139 | Личные местоимения. | Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам | | |
140 | Особенности склонения личных местоимений. | Составляют словосочетания с личными местоимениями, заменяют в предложениях имена существительные местоимениями, склоняют местоимения. | | |
141 | Возвратное местоимение СЕБЯ. | Распознают возвратное местоимение себя, определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя, устраняют недочёты в употреблении местоимений. | | |
142 | Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам упр. 448 | Работают над иллюстрацией, отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ, придумывают свой рассказ. | | |
143 | Вопросительные местоимения. | Распознают вопросительные местоимения, склоняют местоимения по падежам | | |
144 | Относительные местоимения. | Распознают относительные местоимения, склоняют местоимения по падежам, вставляют пропущенные местоимения в предложения; составляют предложения с местоимениями. | | |
145 | Неопределенные местоимения. | Распознают неопределённые местоимения, анализируют таблицу, составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст, определяют способы образования неопределённых местоимений. | | |
146 | Отрицательные местоимения. | Распознают отрицательные местоимения, определяют способ образования отрицательных местоимений. | | |
147 | Р.Р. Сочинение-рассуждение упр.480 | Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод; приводят доказательства для раскрытия темы; пишут сочинение. | | |
148 | Разграничение отрицательных местоимений и наречий. | Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями, обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. | | |
149 | Притяжательные местоимения. | Распознают притяжательные местоимения, склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. | | |
150 | Употребление притяжательных местоимений. | Заменяют существительные местоимениями в предложениях, устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений. | | |
151 | Указательные местоимения. | Распознают указательные местоимения, определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам;, анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. | | |
152 | Определительные местоимения. | Распознают определительные местоимения, определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях, склоняют словосочетания с определительными местоимениями. | | |
153 | Отличие определительных местоимений от прилагательных. | Работают с упражнениями учебника, учатся отличать определительные местоимения от имен прилагательных. | | |
154 | Морфологический разбор местоимения. | Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли, выполняют устный и письменный разбор местоимений. | | |
155 | Местоимения и другие части речи. | Учатся отличать местоимения от других частей речи, анализируют пословицы, содержащие местоимения | | |
4 четверть |
156 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине «Первые зрители» | Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации. | | |
157 | Р.Р. Сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители») | Написание сочинения по картине. | | |
158 | Систематизация и обобщение по теме «Местоимение». | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | | |
159 | Систематизация и обобщение по теме «Местоимение». | Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение, заполняют таблицы, выписывают местоимения из художественного текста. | | |
160 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». | Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями. | | |
161 | Работа над ошибками контрольного диктанта | Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте). | | |
Глагол. 26 часов + 5 часов Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану |
162 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол» | Подготовить рассказ о признаках глагола, характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. | | |
163 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол» | Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. | | |
164 | Личные окончания глаголов. | Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов, анализируют роль глаголов в текстах, подбирают однокоренные глаголы к словам, обозначают способы образования глаголов | | |
165 | Р.Р. Сочинение-рассказ «Степа дрова колет» (упр. 517) | Придумать свой рассказ на юмористическую тему, используя заданное обрамление. | | |
166 | Разноспрягаемые глаголы. | Распознают разноспрягаемые глаголы, указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях, спрягают изучаемые глаголы. | | |
167 | Глаголы переходные и непереходные. | Распознают переходные и непереходные глаголы, составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами, составляют схемы предложений, отмечают ошибки в употреблении глаголов. | | |
168 | Глаголы возвратные и невозвратные. | Распознают возвратные и невозвратные глаголы, подбирают однокоренные глаголы к словам, обозначают способы образования глаголов | | |
169 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Определяют наклонение глаголов, распознают глаголы в изъявительном наклонении, указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении, анализируют текст и выписывают из него глаголы. | | |
170 | Р.Р. Изложение с заменой лица «Витькина гайка» упр.541 | Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов., пишут изложение. | | |
171 | Условное наклонение | Распознают глаголы в условном наклонении, определяют способ образования условного наклонения, составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении. | | |
172 | Повелительное наклонение | Распознают глаголы в повелительном наклонении обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении; составляют предложения с глаголами. | | |
173 | Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. | Усваивают правило, работают с упражнениями учебника. | | |
174 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения. | Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения; работают с упражнениями учебника. | | |
175 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении | | |
176 | Р.Р. Сжатое изложение художественного текста | Под руководством учителя сжимают текст, отвечают на вопросы, воспринимать на слух информацию, выделяют микротемы, пишут сжатое изложение. | | |
177 | Употребление наклонений. | Правильно употребляют наклонения в речи, выражают просьбу, используя разные наклонения; заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонении. | | |
178 | Употребление наклонений. | Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах, изменяют наклонения глаголов. | | |
179 | Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам (упр. 561) | Написать сочинение по рисункам на юмористическую тему. | | |
180 | Безличные глаголы. | Распознают безличные глаголы, употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, составляют предложения с безличными глаголами. | | |
181 | Морфологический разбор глагола | Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли, выполняют устный и письменный разбор глаголов. | | |
182 | Морфологический разбор глагола | Повторяют особенности спряжения глагола, выполняют проверочную работа с последующей взаимопроверкой. | | |
183 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного упр. 578 | Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного, пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа. | | |
184 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов; выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | | |
185 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения; групповая работа по заданию с последующей самопроверкой. | | |
186 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | | |
187 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение, заполняют таблицы, выписывают глаголы из художественного текста | | |
188 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями. | | |
189 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте). | | |
190 | Комплексный анализ текста. | Анализируют текст, применяя условия выбора орфограмм | | |
191 | Обобщение изученного по теме «Глагол» | Используют информацию, представленную в виде таблицы, при обосновании ответа и при решении практических задач, группируют слова по заданному основанию. | | |
192 | Зачет по теме «Глагол». | Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями. | | |
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе 9 часов + 2 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану |
193 | Подготовка к итоговому диктанту. | Выполняют разноуровневые упражнения с взаимопроверкой. | | |
194 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями. | | |
195 | Р.Р. Стили и типы речи. | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. | | |
196 | Разделы науки о языке. | Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. | | |
197 | Лексика и фразеология. | Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке, характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы, определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами. | | |
198 | Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору | Написание сочинения на одну из предложенных тем. | | |
199 | Словообразование. | Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке, подбирают к словам формы и однокоренные слова, обозначают состав. | | |
200 | Морфемный и словообразовательный разбор. | Выполняют разноуровневые упражнения с взаимопроверкой. | | |
201 | Морфологический разбор. | Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке, указывают падежи именных частей речи, читают текст, выписывают примеры числительных, подбирают синоним к одному из слов текста. | | |
202 | Пунктуационный разбор. Синтаксический разбор сложного предложения. | Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении, списывают тексты, расставляя знаки препинания, графически выделяют части текста, выполнять устный и письменный синтаксический разбор предложений. | | |
203 | Итоговое повторение орфографии. | Анализируют тексты с использованием языковой игры, находят, анализирую, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. | | |
204 | Итоговое повторение орфографии. | Анализируют тексты с использованием языковой игры, находят, анализирую, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. | | |
| 204 часов | | | |
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2016г.
Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014г.
3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2013г.
4. Аксенов Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др. «русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / Л. А. Аксенова. – М.: издательство «Экзамен», 2014 г.
5. Афанасьева В.Н. Зачёт на основе текста. Русский язык. 6 класс – М.: Экзамен, 2014 г.
6. Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста/ О. М. Безымянная, А. Лукьянов. – М.: Айрис, 2009 г.
7. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки- задания для 6 класса. В помощь учителю. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2014 г.
8. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2009 г.
9. Селезнёва Е.В. Диктанты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. – М.: Экзамен, 2014 г.
10. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы – М,: Просвещение, 2012 г.
11. Шульгина Н.П. Диктанты по русскому языку. 6 класс: к учебникам М.Т. Баранова и др. – М.: Экзамен, 2010 г.