СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта. Программа рассчитана на 6 часов в неделю, 204 часа в год. УМК Т.А.Ладыженской.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС»



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы: под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016)


Рабочая программа реализована в учебнике Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.


Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Количество часов по авторской программе – 204. Количество часов по учебному плану школы – 204 (6 часов в неделю). Базовое изучение предмета. Изменения в программу не вносятся.


Планируемые результаты по предмету

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме;

  • анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план (Изменения, вносимые в учебно-тематический план)


Раздел программы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по данной рабочей программе

Язык. Речь. Общение.

3 ч. (в т. ч. 2 р/р).

4 ч. (в т. ч. 1 р/р).

Повторение пройденного в 5 классе.

9 ч. (в т. ч. 1 к/р,2 р/р).

9 ч. (в т. ч. 1 к/р).

Текст.

5 ч. (в т. ч. 5 р/р).

5 ч. (в т. ч. 5 р/р).

Лексика. Культура речи.

12 ч. (в т. ч. 1 к/р,2 р/р).

12 ч. (в т. ч. 1 к/р,3 р/р).

Фразеология. Культура речи

4 ч. (в т. ч. 1 к/р,1 р/р).

4 ч. (в т. ч. 1 к/р,1 р/р).

Словообразование. Орфография. Культура речи

34 ч. (в т. ч. 4 к/р,12 р/р).

34 ч. (в т. ч. 3 к/р,8 р/р).

Имя существительное

25

ч. (в т. ч. 3 к/р,6 р/р).

25 ч. (в т. ч. 1 к/р,3 р/р).

Имя прилагательное

25 ч. (в т. ч. 3 к/р,6 р/р).

25 ч. (в т. ч. 2 к/р,6 р/р).

Имя числительное

18 ч. (в т. ч. 2 к/р,4 р/р).

18 ч. (в т. ч. 2 к/р,2 р/р).

Местоимение

25 ч. (в т. ч. 3 к/р,6 р/р).

25 ч. (в т. ч. 1 к/р,4 р/р).

Глагол

31 ч. (в т. ч. 4 к/р,6 р/р).


31 ч. (в т. ч. 2 к/р,5 р/р).


Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

14 ч. (в т. ч. 1 к/р,2 р/р).

14 ч. (в т. ч. 1 к/р,2 р/р).


ИТОГО

204

204


Содержание программы курса «Русский язык» 6 класс


Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.


Текст

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

К.Р. Итоговый тест.

















Календарно – тематическое планирование


№ урока

Название раздела, темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректир. сроки прохождения

1 четверть

Язык – важнейшее средство общения

3 часа + 1 час Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану

1

Вводный урок.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий



2

Русский язык-один из развитых языков мира.

Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, анализ стихотворения.



3

Язык, речь, общение.

Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова, строят свое рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.



4

Р.Р. Ситуация общения.

Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации, анализ стихотворения; приводят собственные примеры.



Повторение пройденного в 5 классе.

9 часов ; 6 часов в неделю по учебному плану

5

Фонетика. Фонетический разбор слова.

Работа с текстом, упражнениями учебника, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, выполнение фонетического разбора, делят лова на группы.



6

Морфемы. Морфемный разбор слова.

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах, заполнение таблицы морфемами, графически обозначают орфограммы.



7

Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило, выполняют упражнения, пишут объяснительный диктант.



8

Части речи. Морфологический разбор. Орфограммы в окончаниях слов.

Графическое выделение морфем в словах, выборочный диктант, выполнение морфологического разбора, графически обозначают орфограммы.



9

Словосочетание.

Фронтальная беседа, выделяют, группируют и составляют словосочетания; работа в группах.



10

Простое предложение. Пунктуация простом в предложении.

Списывают тексты, расставляя знаки препинания, составляют таблицу и подбирают примеры из текста; самостоятельная работа с дидактическим материалом, взаимопроверка



11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания; осуществляют устный и письменный синтаксический разбор предложений.; составляют сложные предложения по схемам.



12

Прямая речь. Диалог. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их
схемы; оставляют диалоги на заданную тему; подбирают предложения по схемам.




13

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение в начале года».

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.



Текст.

5 часов Р.Р. ; 6 часов в неделю по учебному плану

14

Р.Р. Текст, его особенности.

Выполнение работы над ошибками, допущенными при написании диктанта; узнают признаки текста; характеризуют текст по форме, виду и типу
речи; озаглавливают тексты, расставляют знаки препинании; устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями



15

Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности.




16

Р.Р. Основные признаки текста.

Продолжают текст по данному началу, пересказывают текст; создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова; систематизируют основные признаки текста.




17

Р.Р. Стили речи.

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений



18

Р.Р. Официально-деловой стиль.

Узнают особенности текстов официально-делового стиля.
Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.



Лексика. Культура речи

9 часов + 3 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану

19

Повторение изученного по лексике в 5 классе.

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии, объясняют различие лексического и грамматического значений слов, работают с текстом, разгадывают кроссворд.



20

Слово и его лексическое значение.

Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе ор-
фограмм, определяют стиль, тему, основную мысль текстов; выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в пере нос НО м значении; подбирают синонимы и антонимы к словам.



21

Общеупотребительные слова и профессионализмы.

Выделяют в речи общеупотребительные слова, находят в текстах общеупотребительные слова; различают профессионализмы, находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре, составляют предложения с профессионализмами



22

Р.Р. Собирание материалов к сочинению.

Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации.



23

Р.Р. Сочинение по картине А. П. Герасимова «После дождя»

Написание сочинения.



24

Диалектизмы.

Различают диалектизмы, находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре, подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова, приводят примеры диалектизмов.



25

Р.Р. Сжатое изложение упр. 119

Под руководством учителя сжимают текст, отвечают на вопросы, воспринимать на слух информацию, выделяют микротемы, пишут сжатое изложение.



26

Исконно русские и заимствованные слова.

Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов, определяют происхождение слов по этимологическому словарю; отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова; пишут диктант, заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении
упражнения, составляют словосочетания с заимствованиями



27

Устаревшие слова.

Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному
запасу лексики; определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря; работа в группах- находят устаревшие слова в художественном тексте.



28

Неологизмы.

Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и
пассивному запасу; выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей; объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов.



29

Обобщающие уроки по теме «Лексика»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, определяют заимствованные слова в тексте, указывают признаки научного стиля в тексте.



30

Контрольная работа по теме «Лексика»

Контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста.



Фразеология. Культура речи. Культура речи

3 часа + 1 час Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану

31

Фразеологизмы.

Осознают основные понятия фразеологии; различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения; работают в группах, подбирая к иллюстрациям фразеологизмы.



32

Источники фразеологизмов.

Осознают источники появления некоторых фразеологизмов, составляют предложения с фразеологизмами, готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов, выборочный диктант



33

Р.Р. Словари.

Индивидуальные сообщения о различных видах словарей, извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных
слов, этимологического), записывают примеры словарных статей



34

Зачет по теме «Фразеология»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.



Словообразование. Орфография. Культура речи.

26 часов + 8 часов Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану.

35

Повторение изученного в 5 классе.

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования, выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах.





36

Повторение изученного в 5 классе.

Группируют однокоренные слова, составляют небольшие тексты на заданные темы, составляют словосочетания с данными словами., работают с текстом, заполняют таблицу видов орфограмм.



37

Р.Р. Описание помещения.

Характеризуют тексты, содержащие описания помещений, находят в художественных текстах элементы описания помещений.



38

Основные способы образования в русском языке.

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов.



39

Основные способы образования в русском языке.

Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике
слова; составляют цепочки однокоренных слов.



40

Р.Р.

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задают вопросы для уточнения информации.



41

Р.Р. Сочинение-описание «Моя комната – моё лицо».

Написание сочинения, используя составленный план
и собранные материалы.



42

Основные способы образования в русском языке.

Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов, выполняют упражнения учебника.



43

Р.Р. Этимология слов.

Определяют происхождение слов по этимологическому словарю, готовят устное выступление на тему истории того или иного слова.



44

Р.Р. Подготовка к выборочному изложению.

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов.



45

Р.Р. Написание выборочного изложения упр.166.

Написание выборочного изложения.



46

Чередующиеся гласные, зависящие от суффикса

Усваивают правило, заполняют таблицу, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



47

Чередующиеся гласные, зависящие от согласного.

Усваивают правило, заполняют таблицу; выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные, пишут выборочный диктант.



48

Чередующиеся гласные, зависящие от значения.

Усваивают правило, заполняют таблицу, Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне



49

Чередующиеся гласные, зависящие от ударения.

Усваивают правило, анализируют и составляют таблицу; работают в парах с учебником по алгоритму выполнения задания, творческая работа (лингвистическая сказка, загадка, повествование, рассказ).



50

Обобщение по теме «Чередующиеся гласные».

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило, объяснительный диктант.



51

Тестовая проверочная работа по теме «Чередующиеся гласные»

Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями.



2 четверть

52

Буквы И-Ы после приставок.

Усваивают правило, выполняют упражнения, образовывают от слов однокоренные слова



53

Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ

Анализируют таблицу, выполняют упражнения



54

Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ

Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них, работают в парах по индивидуальным карточкам.



55

Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; составляют текст, используя предложенные слова.



56

Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений, работа с перфокартами, отрабатывают навыки работы со словарем.



57

Тестовая проверочная работа по теме «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»

Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями.



58

Соединительные О-Е в сложных словах.

Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных гласных в сложных словах, образуют сложные слова от данных в упражнении слов, объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.



59

Сложносокращенные слова.

Усваивают понятие сложносокращенного слова, образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращённые слова.



60

Сложносокращенные слова.

Выполняют работу в парах, осуществляют взаимопроверку; анализируют собственные ошибки.



61

Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию по картине Яблонской «Утро».

Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации.



62

Р.Р. Сочинение-описание по картине Яблонской «Утро».

Написание сочинения.



63

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Выделяют значимые части слова и способ его образования, выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.



64

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Заполняют таблицу, определяют исходное слово в словообразовательной
цепочке.



65

Систематизация и обобщение по теме «Словообразование»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, проверочная работа с элементами самоконтроля.



66

Систематизация и обобщение по теме «Словообразование»

Составляют сложный план сообщения об изученном разделе языка, приводят примеры образования слов, делают словообразовательный разбор.



67

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование».

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



68

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



Имя существительное.

22 часа + 3 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану.

69

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

Активизируют знания об имени существительном как о части речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного и его
синтаксическую роль



70

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, составляют словосочетания и предложения с именами существительными; выполняют работу с упражнениями учебника.



71

Р.Р. Эпистолярный жанр. Письмо.

Знакомятся с эпистолярным жанром, определяют его особенности; прослушивают рассказ А. П. Чехова, пишут письмо другу.



72

Имя существительное как часть речи

Анализируют и заполняют таблиц, выполняют задания учебника, пишут выборочный диктант.



73

Разносклоняемые имена существительные.

Распознают разносклоняемые имена существительные, заполняют и озаглавливают таблицу, склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания.



74

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

Усваивают правило написания; выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён.



75

Р.Р. Публичное выступление.

Отбирают материал для публичного выступления, выстраивают монологическое высказывание.



76

Несклоняемые имена существительные.

Распознают несклоняемые имена существительные, составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах; пишут диктант по памяти.



77

Род несклоняемых существительных.

Определяют род несклоняемых имён существительных, приводят собственные примеры; составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами
существительными, записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край.



78

Имена существительные общего рода.

Распознают имена существительные общего рода, составляют предложения с именами существительными общего рода и
согласуют их с другими частями речи; выполняют задания учебника.



79

Морфологический разбор имени существительного.

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполняют устный и письменный разбор имён существительных.



80

Морфологический разбор имени существительного.

Выполняют проверочную работу с последующей самопроверкой.



81

Р.Р. Сочинение на основе личных впечатлений упр. 236

Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека, написание сочинения на основе личных впечатлений с последующей самопроверкой, взаимопроверкой по алгоритму выполнения работы.



82

НЕ с существительными.

Усваивают правило написания не с существительными; различают
nе- - приставку, - часть корня и - отрицательную частицу; заполняют таблицу примерами.



83

НЕ с существительными.

Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм
и расставляя знаки препинания,



84

НЕ с существительными.

Работа с орфограммой, объяснительный диктант



85

Суффиксы ЧИК – ЩИК.

Усваивают правило, выполняют упражнения разного уровня для отработки правила.



86

Суффиксы ЧИК – ЩИК.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм, узнают слова по толкованию их лексического значения.



87

Гласные в суффиксах ЕК – ИК.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; заменя-
ют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.



88

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозна-
чают условия выбора орфограмм.



89

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

Определяют значения суффиксов в словах, письменно объясняют способы образования слов, пишут распределительный диктант.



90

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

Обобщают изученное, отвечать на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.



91

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



92

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



93

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

Анализируют текст, находят имена существительные, определяют их морфологические признаки, синтаксическую и стилистическую роль в тексте.



3 четверть

Имя прилагательное.

19 часов + 6 часов Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану.

94

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи, выполняют морфологический разбор прилагательного; работают с текстом, обозначая изученные орфограммы.



95

Р.Р. Описание природы.

Характеризуют тексты, содержащие описания природы; определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании; создают собственное описание природы.



96

Степени сравнения имен прилагательных.

Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени срав нения имён прилагательных



97

Степени сравнения имен прилагательных.

Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения, обозначают морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения, письменно сравнивают обычные объекты



98

Р.Р. Весна на картинах русских художников.

Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации.



99

Р.Р. Сочинение-описание по картинам Левитана «Март» и Саврасова «Грачи прилетели»

Написание сочинения.



100

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

Характеризуют имена прилагательные по значению, распознают качественные имена прилагательные, продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные.



101

Относительные прилагательные.

Распознают относительные имена прилагательные, анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные,
обозначающие разные признаки предмета; озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль.



102

Притяжательные прилагательные.

Распознают притяжательные имена прилагательные, анализируют и списывают текст; обозначают условия выбора букв
ъ или ь в именах прилагательных.



103

Морфологический разбор имени прилагательного.

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам
и синтаксической роли, выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных;. выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.



104

Р.Р. Подготовка к выборочному изложению.

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов.



105

Р.Р. Выборочное изложение упр.347

Написание выборочного изложения.



106

НЕ с прилагательными.

Усваивают правило,
выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу.



107

НЕ с прилагательными.

Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания; групповая работа с последующей взаимопроверкой.



108

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



109

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Анализируют текст, находят имена прилагательные, определяют орфограммы; выборочный диктант.



110

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Усваивают правило, заполняют примерами таблицу



111

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой.



112

Р.Р. Описание костюма куклы (упр. 375)

Характеризуют тексты, содержащие описания игрушки; определяют языковые средства, используемые в описании; создают собственное описание куклы.



113

Различение на письме суффиксов К и СК.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, заполняют таблицу.



114

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов; анализируют текст отрывков' из произведения художественной литературы.



115

Зачет по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями.



116

Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное»

Анализируют текст, находят имена прилагательные, определяют их морфологические признаки, синтаксическую и стилистическую роль в тексте.



117

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



118

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



Имя числительное.

16 часов + 2 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану

119

Имя числительное как часть речи.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного, составляют предложения с числительными, отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами.



120

Простые и составные числительные.

Распознают простые и составные числительные, различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное
количество предметов, анализируют числительные в тексте



121

Ь на конце и в середине числительных.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, делят
слова на группы согласно виду орфограммы, определяют стиль текста,
списывают его, заменяя цифры словами.



122

Ь на конце и в середине числительных.

Определяют стиль текста,
списывают его, заменяя цифры словами, усваивают правило; работают с упражнениями учебника.



123

Разряды количественных числительных.

Определяют разряды количественных числительных, заполняют таблицу; доказывают, что предложения, приведённые
в упражнении, составляют текст



124

Числительные, обозначающие целые числа.

Обозначают падежи числительных в упражнениях, заменяют цифры словами в упражнениях.



125

Числительные, обозначающие целые числа.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм, распределительный диктант.



126

Р.Р. Выборочное изложение.

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов, написание выборочного изложения.



127

Дробные числительные.

Распознают дробные числительные, записывают словами арифметические примеры.



128

Собирательные числительные.

Распознают собирательные числительные, составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными; анализируют рисунки и составляют по ним предложения, заменяют цифры в предложениях собирательными числительными.



129

Порядковые числительные.

Распознают порядковые числительные, составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными.



130

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Береги природу»

Отбирают материал для публичного выступления, выстраивают монологическое высказывание, готовят устное выступление,



131

Морфологический разбор имени числительного.

Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных.



132

Морфологический разбор имени числительного.

Повторяют особенности склонения числительных, выполняют проверочную работа с последующей взаимопроверкой.



133

Зачет по теме «Имя числительное»

Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями.



134

Обобщение и систематизация изученного материала.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, заполняют и анализируют таблицу.



135

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



136

Работа над ошибками контрольной работы.

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



Местоимение.

21 часов + 4 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану

137

Местоимение как часть речи.

Характеризуют местоимение как часть речи, списывают предложения, вставляя местоимения; подчеркивают местоимения как члены предложения.



138

Роль местоимений в речи.

Отмечают недочёты в употреблении местоимений, работают с упражнениями учебника.



139

Личные местоимения.

Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам



140

Особенности склонения личных местоимений.

Составляют словосочетания с личными местоимениями, заменяют в предложениях имена существительные местоимениями, склоняют местоимения.



141

Возвратное местоимение СЕБЯ.

Распознают возвратное местоимение себя, определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя, устраняют

недочёты в употреблении местоимений.



142

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам

упр. 448

Работают над иллюстрацией, отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ, придумывают свой рассказ.



143

Вопросительные местоимения.

Распознают вопросительные местоимения, склоняют местоимения по падежам



144

Относительные местоимения.

Распознают относительные местоимения, склоняют местоимения по падежам, вставляют пропущенные местоимения в предложения; составляют предложения с местоимениями.



145

Неопределенные местоимения.

Распознают неопределённые местоимения, анализируют таблицу, составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст, определяют
способы образования неопределённых местоимений.



146

Отрицательные местоимения.

Распознают отрицательные местоимения, определяют способ образования отрицательных местоимений.



147

Р.Р. Сочинение-рассуждение упр.480

Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод; приводят доказательства для раскрытия темы; пишут сочинение.



148

Разграничение отрицательных местоимений и наречий.

Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями, обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях.



149

Притяжательные местоимения.

Распознают притяжательные местоимения, склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд.



150

Употребление притяжательных местоимений.

Заменяют существительные местоимениями в предложениях, устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений.



151

Указательные местоимения.

Распознают указательные местоимения, определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам;, анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями.



152

Определительные местоимения.

Распознают определительные местоимения, определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях, склоняют словосочетания с определительными местоимениями.



153

Отличие определительных местоимений от прилагательных.

Работают с упражнениями учебника, учатся отличать определительные местоимения от имен прилагательных.



154

Морфологический разбор местоимения.

Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли, выполняют устный и письменный разбор местоимений.



155

Местоимения и другие части речи.

Учатся отличать местоимения от других частей речи, анализируют пословицы, содержащие местоимения



4 четверть

156

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине «Первые зрители»

Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации.



157

Р.Р. Сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители»)

Написание сочинения по картине.



158

Систематизация и обобщение по теме «Местоимение».

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.



159

Систематизация и обобщение по теме «Местоимение».

Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение, заполняют таблицы, выписывают местоимения из художественного текста.



160

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



161

Работа над ошибками контрольного диктанта

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



Глагол.

26 часов + 5 часов Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану

162

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»

Подготовить рассказ о признаках глагола, характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.



163

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»

Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений.



164

Личные окончания глаголов.

Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов, анализируют роль глаголов в текстах, подбирают однокоренные глаголы к словам, обозначают способы образования глаголов



165

Р.Р. Сочинение-рассказ «Степа дрова колет» (упр. 517)

Придумать свой рассказ на юмористическую тему, используя заданное обрамление.



166

Разноспрягаемые глаголы.

Распознают разноспрягаемые глаголы, указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях, спрягают изучаемые глаголы.



167

Глаголы переходные и непереходные.

Распознают переходные и непереходные глаголы, составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами, составляют схемы предложений, отмечают ошибки в употреблении глаголов.



168

Глаголы возвратные и невозвратные.

Распознают возвратные и невозвратные глаголы, подбирают однокоренные глаголы к словам, обозначают способы образования глаголов



169

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Определяют наклонение глаголов, распознают глаголы в изъявительном наклонении, указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении, анализируют текст и выписывают из него глаголы.



170

Р.Р. Изложение с заменой лица «Витькина гайка» упр.541

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над изложением, анализируют правописание словарных слов., пишут изложение.



171

Условное наклонение

Распознают глаголы в условном наклонении, определяют способ образования условного наклонения, составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.



172

Повелительное наклонение

Распознают глаголы в повелительном наклонении обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении; составляют предложения с глаголами.



173

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Усваивают правило, работают с упражнениями учебника.



174

Суффиксы глаголов повелительного наклонения.

Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения; работают с упражнениями учебника.



175

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении



176

Р.Р. Сжатое изложение художественного текста

Под руководством учителя сжимают текст, отвечают на вопросы, воспринимать на слух информацию, выделяют микротемы, пишут сжатое изложение.



177

Употребление наклонений.

Правильно употребляют наклонения в речи, выражают просьбу, используя разные наклонения; заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонении.



178

Употребление наклонений.

Обозначают вид и наклонение
глаголов в текстах, изменяют наклонения глаголов.



179

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам (упр. 561)

Написать сочинение по рисункам на юмористическую тему.



180

Безличные глаголы.

Распознают безличные глаголы, употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, составляют предложения с безличными глаголами.



181

Морфологический разбор глагола

Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли, выполняют устный и письменный разбор глаголов.



182

Морфологический разбор глагола

Повторяют особенности спряжения глагола, выполняют проверочную работа с последующей взаимопроверкой.



183

Р.Р. Рассказ на основе услышанного

упр. 578

Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного, пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.



184

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов; выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



185

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения; групповая работа по заданию с последующей самопроверкой.



186

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.



187

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение, заполняют таблицы, выписывают глаголы из художественного текста



188

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



189

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



190

Комплексный анализ текста.

Анализируют текст, применяя условия выбора орфограмм



191

Обобщение изученного по теме «Глагол»

Используют информацию, представленную в виде таблицы, при обосновании ответа и при решении практических задач, группируют слова по заданному основанию.



192

Зачет по теме «Глагол».

Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями.



Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

9 часов + 2 часа Р.Р.; 6 часов в неделю по учебному плану

193

Подготовка к итоговому диктанту.

Выполняют разноуровневые упражнения с взаимопроверкой.




194

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



195

Р.Р. Стили и типы речи.

Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.



196

Разделы науки о языке.

Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке.



197

Лексика и фразеология.

Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке, характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы, определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.



198

Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору

Написание сочинения на одну из предложенных тем.



199

Словообразование.

Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке, подбирают к словам формы и однокоренные слова, обозначают состав.



200

Морфемный и словообразовательный разбор.

Выполняют разноуровневые упражнения с взаимопроверкой.




201

Морфологический разбор.

Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке, указывают падежи именных частей речи, читают текст, выписывают примеры числительных, подбирают синоним к одному из слов текста.



202

Пунктуационный разбор. Синтаксический разбор сложного предложения.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении, списывают тексты, расставляя знаки препинания, графически выделяют части текста, выполнять устный и письменный синтаксический разбор предложений.



203

Итоговое повторение орфографии.

Анализируют тексты с использованием языковой игры, находят, анализирую, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в  предложениях.



204

Итоговое повторение орфографии.

Анализируют тексты с использованием языковой игры, находят, анализирую, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в  предложениях.




204 часов







ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2016г.

2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов,

Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014г.

3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе, М.: Просвещение, 2013г.

4. Аксенов Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др. «русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / Л. А. Аксенова. – М.: издательство «Экзамен», 2014 г.

5. Афанасьева В.Н. Зачёт на основе текста. Русский язык. 6 класс – М.: Экзамен, 2014 г.

6. Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста/ О. М. Безымянная, А. Лукьянов. – М.: Айрис, 2009 г.

7. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки- задания для 6 класса. В помощь учителю. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2014 г.

8. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2009 г.

9. Селезнёва Е.В. Диктанты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. – М.: Экзамен, 2014 г.

10. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы – М,: Просвещение, 2012 г.

11. Шульгина Н.П. Диктанты по русскому языку. 6 класс: к учебникам М.Т. Баранова и др. – М.: Экзамен, 2010 г.

Интернет – ресурсы.

  1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

  2. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

  3. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  5. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!