СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 6-9 класс (ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи и установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 6-9 класс (ФГОС)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

  1. ОБЩЕЕ

  2. ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

    1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ (цели, задачи, УУД)

Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи и установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). При разработке программы учитывалась особая роль русского языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали русский язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к русскому языку, отношение к нему как одному из основных средств общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть различными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на русском языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой, культуроведческой (культурно-языковой) компетенций, а также функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков лингвистического анализа, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на выработку таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.

В соответствии с установками обязательной части основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык» важнейшими целями изучения русского языка в 6 – 9 классах являются:

  • воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную 5 переработку текста и др.); овладение видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умения стилистически корректно использовать лексику и фразеологию русского языка.



Формирование УУД

6 -7 КЛАСС

8-9 КЛАСС

Личностные

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Регулятивные

- самостоятельно или совместно с учителем формулируют проблему и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно или совместно с учителем анализируют условия и пути достижения цели; - самостоятельно составляют план решения учебной проблемы; - работают по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируют, корректируют свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-самостоятельно формулируют проблему и цели урока;

-самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели;

-самостоятельно составляют план решения учебной проблемы;

-работают по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируют, корректируют свою деятельность;

- вырабатывают критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

-самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; адекватно понимают основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

-пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекают информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему);

-излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

-пользуются словарями и справочниками;

-осуществляют анализ и синтез;

- -строят рассуждения.

-самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; адекватно понимают основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

-пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; -владеют различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-извлекают информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему);

-излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

-пользуются словарями и справочниками;

-осуществляют анализ и синтез;

-устанавливают причинно-следственные связи;

-строят рассуждения.

коммуникативные

-учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

-самостоятельно формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливают и сравнивают разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

-договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществляют взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознают важность коммуникативных умений в жизни человека;

-оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

-создают тексты различного типа, стиля, жанра;

-оценивают и редактируют устное и письменное речевое высказывание;

-адекватно используют речевые средства коммуникативных задач;

-владеют монологической и диалогической формами речи; различными видами монолога и диалога;

-слушают и слышат других, пытаются принимать иную точку зрения;

-выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

-задают вопросы.

- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

-самостоятельно формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-устанавливают и сравнивают разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

-договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-осуществляют взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-осознают важность коммуникативных умений в жизни человека;

-оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

-создают тексты различного типа, стиля, жанра;

-оценивают и редактируют устное и письменное речевое высказывание;

-адекватно используют речевые средства коммуникативных задач;

-владеют монологической и диалогической формами речи; различными видами монолога и диалога;

-слушают и слышат других, пытаются принимать иную точку зрения,

-умеют корректировать свою точку зрения;

-выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

-задают вопросы.



    1. СОДЕРЖАНИЕ

6 класс

6.1

О языке и речи.

6.1.1

Язык и человек. Язык и речь.

6.1.2

Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.


Повторение изученного в 5 классе.

6.2

Фонетика, графика, текст.

6.2.1

Звуки и буквы.

6.2.2

Алфавит.

6.2.3

Буквы е, ё, ю, я. Элементарные сведения о транскрипции.

6.2.4

Фонетический разбор слова.

6.2.5

Р.р. Текст.

6.2.6

Р.р. Тема текста.

6.2.7

Р.р. Основная мысль текста

6.3.

Письмо. Орфография.

6.3.1

Письмо.

6.3.2

Орфография. Орфограммы в корнях слов.

6.3.3

Безударные гласные в корнях слов, непроверяемые ударением.

6.3.4

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, шн, рщ.

6.4.5

Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

6.4.6

Разделительные Ъ и ь знак.

6.4.7

Не с глаголами.

6.4.8

Написание -тся и -ться в глаголах.

6.5

Строение слова

6.5.1

Строение слова.

6.5.2

Учимся читать и понимать лингвистический текст «Строение слова»

6.5.3

Формы слова

6.5.4

Слово как часть речи.

6.5.5

Самостоятельные части речи.

6.5.6

Как изменяются имена существительные, прилагательные и глаголы

6.5.7

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.


Систематический курс русского языка.

6.6.

Фонетика. Орфоэпия.

6.6.1

Фонетика. Звуки гласные и согласные.

6.6.2

Слог. Ударение. Произношение ударных и безударных звуков. Произношение согласных звуков.

6.6.3

Орфоэпический разбор слова.

6.7.

Лексика. Словообразование. Правописание. Стили речи.

6.7.1

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

6.7.2

Однозначные и многозначные слова. Слово в переносном значении.

6.7.3

Фразеологизмы

6.7.4

Словарный состав русского языка

6.7.5

Способы словообразования

6.7.6

Морфемный разбор слова

6.7.7

Словообразовательный разбор

6.7.8

Чередование

6.7.9

Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-,-лож-, -раст-, -рос-, -ращ-.

6.7.10

Буквы е, ё после шипящих в корнях слов.

6.7.11

Омонимы

6.7.12

Профессиональные и диалектные слова.

6.7.13

Устаревшие слова

6.7.14

Лексический разбор слова

6.7.15

Этикетные слова

6.7.16

Правописание приставок

6.7.17

Буквы ы, и после ц.

6.7.18

Р.р. Стили речи. Стилистика.

6.7.19

Р.р. Разговорная и книжная речь.

6.7.20

Р.р. Художественная и научно-деловая речь.


6.8


Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Типы речи. Строение текста.

6.8.1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Виды словосочетаний.

6.8.2

Предложение. Интонация предложения.

6.8.3

Виды предложений по цели высказывания.

6.8.4

Восклицательные предложения.

6.8.5

Главные члены предложения.

6.8.6

Тире между подлежащим и сказуемым.

6.8.7

Предложения распространённые и нераспространённые.

6.8.9

Второстепенные члены предложения.

6.8.10

Дополнение.

6.8.11

Определение.

6.8.12

Обстоятельство.

6.8.13

Однородные члены предложение.

6.8.14

Обобщающее слово перед однородными членами предложения.

6.8.15

Двоеточие после обобщающего слова.

6.8.16

Обращение.

6.8.17

Сложное предложение.

6.8.18

Прямая речь.

6.8.19

Диалог.

6.8.20

Р.р. Типы речи.

6.8.21

Р.р. Описание, повествование, рассуждение.

6.8.22

Р.р. Оценка действительности.

6.8.23

Р.р. Строение текста типа рассуждения-доказательства.


6.9


Морфемика. Правописание.

6.9.1

Морфология. Правописание.

6.9.2

Глагол как часть речи.

6.9.3

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление).

6.9.4

Словообразование глаголов.

6.9.5

Вид глагола.

6.9.6

Корни с чередованием букв е-и.

6.9.7

Инфинитив. Правописание –тся, -ться в глаголах.

6.9.8

Наклонение глагола.

6.9.9

Сослагательное (условное) наклонение глагола.

6.9.10

Повелительное наклонение глагола.

6.9.11

Времена глагола.

6.9.12

Спряжение глагола. Лицо и число.

6.9.13

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

6.9.14

Безличные глаголы.

6.9.15

Переходные и непереходные глаголы.

6.9.16

Р.р. Строение текста типа повествования.


6.10


Имя существительное. Строение текста.

6.10.1

Имя существительное как часть речи.

6.10.2

Словообразование имён существительных.

6.10.3

Употребление суффиксов существительных –чик, -щик.

6.10.4

Слитное и раздельное написание Не с именами существительными.

6.10.5

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

6.10.6

Собственные и нарицательные имена существительные.

6.10.7

Род имён существительных.

6.10.8

Имена существительные общего рода.

6.10.9

Род несклоняемых имён существительных.

6.10.10

Число имён существительных.

6.10.11

Падеж и склонение имён существительных.

6.10.12

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

6.10.13

Употребление имён существительных в речи.

6.10.14

Строение текста. Соединение типов речи в тексте.


6.11


Имя прилагательное.

6.11.1

Имя прилагательное как часть речи.

6.11.2

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

6.11.3

Правописание окончаний имён прилагательных.

6.11.4

Словообразование имён прилагательных.

6.11.5

Прилагательные полные и краткие.

6.11.6

Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных.


7 класс

7.1

О языке

7.1.1

О языке.


7.2

Речь. Язык. Правописание. Культура речи

(повторение изученного в 6 классе)

7.2.1

Правописание. Орфография и пунктуация.

7.2.2

Употребление прописных букв.

7.2.3

Буквы ъ и ь знак.


7.2.4

Орфограммы корня.

7.2.5

Правописание окончаний.

7.2.6

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными.

7.2.7

Р.р. Что мы знаем о тексте.


7.3

Морфология. Речь (на основе изученного в 6 классе)


Части речи и члены предложения

7.3.1

Части речи и члены предложения.


7.4


Имя существительное

7.4.1

Морфологические признаки имени существительного.

7.4.2

Словообразование имён существительных.

7.4.3

Правописание сложных имён существительных.

7.4.4

Употребление имён существительных в речи.

7.4.5

Произношение имён существительных.

7.4.6

Р.р. Разграничение деловой и научной речи.

7.4.7

Р.р. Характеристика научного стиля.

7.4.8

Р.р. Определение научного стиля.

7.4.9

Р.р. Рассуждение-Объяснение.

7.4.10

Р.р. Характеристика делового стиля.


7.5


Имя прилагательное

7.5.1

Морфологические признаки имени прилагательного.

7.5.2

Словообразование имён прилагательных.

7.5.3

Правописание сложных имён прилагательных.

7.5.4

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных.

7.5.5

Употребление имён прилагательных в речи.

7.5.6

Произношение имён прилагательных.

7.5.7

Текст

7.5.8

Р.р. Способы связи предложений в тексте.

7.5.9

Р.р. Средства связи предложений в тексте.

7.5.10

Р.р. Употребление параллельной связи с повтором.


7.6


Глагол

7.6.1

Морфологические признаки глагола.

7.6.2

Словообразование глаголов.

7.6.3

Правописание приставок пре- и при-.

7.6.4

Буквы ы, и после приставок.

7.6.5

Употребление глаголов в речи.

7.6.6

Произношение глаголов.


7.7

Морфология. Речь.

Причастие

7.7.1

Что такое причастие.

7.7.2

Причастный оборот.

7.7.3

Образование причастий.

7.7.4

Действительные и страдательные причастия.

7.7.5

Полные и краткие причастия.

7.7.6

Буквы н и нн в причастиях.

7.7.7

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

7.7.8

Типы речи. Повествование.

7.7.9

Р.р. Повествование художественного и разговорного стилей.

7.7.10

Р.р. Повествование в рассказе.

7.7.11

Р.р. Повествование делового и научного стилей.


7.8


Деепричастие

7.8.1

Что такое деепричастие.

7.8.2

Деепричастный оборот.

7.8.3

Правописание НЕ с деепричастиями.

7.8.4

Образование деепричастий.

7.8.5

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

7.8.6

Р.р. Комплексный анализ текста.

7.8.7

Употребление причастий и деепричастий в речи.

7.8.8

Произношение причастий и деепричастий.

7.8.9

Типы речи. Описание.

7.8.10

Р.р. Описание места.


7.9


Имя числительное

7.9.1

Что обозначает имя числительное.

7.9.2

Простые, сложные и составные числительные.

7.9.3

Разряды, склонение, правописание количественных числительных.

7.9.4

Правописание числительных.

7.9.5

Изменение порядковых числительных.

7.9.6

Употребление числительных в речи.

7.9.7

Произношение имён числительных.

7.9.8

Типы речи. Описание (продолжение)

7.9.9

Р.р. Описание состояния окружающей среды.


7.10


Местоимение

7.10.

Какие слова называются местоимениями.

7.10.

На какие разряды делятся местоимения по значению.

7.10.

Личные местоимения.

7.10.

Возвратное местоимение.

7.10.

Притяжательные местоимения.

7.10.

Указательные местоимения.

7.10.

Определительные местоимения.

7.10.

Вопросительные местоимения.

7.10.

Отрицательные местоимения.

7.10.

Неопределённые местоимения.

7.10.

Произношение местоимений.

7.10.

Речь. Текст

7.10.

Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов.



8 класс

8.1

О языке

8.1.1

Язык как развивающееся явление.

8.1.2

Р.р. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи


8.2


Закрепление и углубление изученного в 7 классе

8.2.1

Звуковая сторона речи. Звуки речи.

8.2.2

Словесное и логическое ударение. Интонация.

8.2.3

Словообразование знаменательных частей речи.

8.2.4

Словообразовательные цепочки.

8.2.5

Словообразовательные гнёзда.

8.2.6

Неморфологические способы образования слов

8.2.7

Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте.

8.2.8

Правописание: орфография и пунктуация. Разделительные Ъ и Ь.

8.2.9

Буква Ь для обозначения мягкости согласного.

8.2.10

Буква Ь как показатель грамматической формы

8.2.11

Буквы О - Ё после шипящих и Ц.

8.2.12

Правописание приставок.

8.2.13

Орфограммы в корнях слов.

8.2.14

Правописание суффиксов и окончаний

8.2.15

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, глаголами, причастиями, деепричастиями.

8.2.16

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

8.2.17

Употребление дефиса.

8.2.18

Словарное богатство русского языка.

8.2.19

Р.р. Публицистический стиль речи. Заметка в газету.

8.2.20

Грамматика: морфология и синтаксис.


8.3


Наречие

8.3.1

Какие слова являются наречиями.

8.3.2

Как отличить наречие от созвучных частей речи

8.3.3

Разряды наречий по значению.

8.3.4

Степени сравнения наречий.

8.3.5

Морфологический разбор наречий.

8.3.6

Словообразование наречий.

8.3.7

Правописание наречий, образованных от имен существительных и местоимений.

8.3.8

Правописание наречий. Сходство наречий и существительных с предлогами.

8.3.9

Правописание наречий на О-Е. Правописание НЕ с наречиями на О-Е.

8.3.10

Буквы Н-НН в суффиксах наречий на О-Е.

8.3.11

Буквы О-Е в конце наречий после шипящих.

8.3.12

Буквы О-А на конце наречий.

8.3.13

Дефис в наречиях.

8.3.14

Не и ни в отрицательных наречиях.

8.3.15

Употребление Ь на конце наречий.

8.3.16

Написание наречий.

8.3.17

Повторение и обобщение изученного о наречии

8.3.18

Произношение наречий

8.3.19

Употребление и произношение наречий.

8.3.20

Р.р. Описание состояния человека.

8.3.21

Р.р. Описание состояния человека.


8.4


Служебные части речи.

8.4.1

Самостоятельные и служебные части речи.


8.5.


Предлог

8.5.1

Предлог как служебная часть речи.

8.5.2

Разряды предлогов.

8.5.3

Производные и непроизводные предлоги.

8.5.4

Простые и составные.

8.5.5

Морфологический разбор предлога.

8.5.6

Правописание предлогов.

8.5.7

Правописание производных предлогов.

8.5.8

Употребление предлогов в речи.

8.5.9

Р.р. Порядок слов в спокойной монологической речи



8.6



Союз

8.6.1

Союз как часть речи.

8.6.2

Разряды союзов. Сочинительные союзы.

8.6.3

Разряды союзов. Подчинительные союзы.

8.6.4

Разряды союзов. Простые и составные союзы.

8.6.5

Р.р. Обратный порядок слов.

8.6.6

Правописание союзов.

8.6.7

Правописание союзов и омонимичных им слов.

8.6.8

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

8.6.9

Р.р. Описание внешности человека


8.7


Частица

8.7.1

Частица как часть речи.

8.7.2

Разряды частиц.

8.7.3

Морфологический разбор частиц.

8.7.4

Р.р. Описание внешности человека.

8.7.5

Правописание частиц.

8.7.6

Различение частиц НЕ и НИ.

8.7.7

Употребление в речи частиц НЕ и НИ.

8.7.8

Р.р. Характеристика человека

8.7.9

Различение частиц и приставок НЕ и НИ.

8.7.10

Употребление частиц в речи.

8.7.11

Произношение предлогов, союзов, частиц.

8.7.12

Р.р. Характеристика человека и описание внешности.


8.8


Междометие и звукоподражательные слова.

8.8.1

Междометие.

8.8.2

Звукоподражательные слова.

8.8.3

Правописание междометий и звукоподражательных слов.


8.9


Трудные случаи разграничения языковых явлений

8.9.1

Омонимия частей речи.

8.9.2

Семантический и грамматический анализ внешних сходных явлений языка: что (мест.) – что (союз.)

8.9.3

Семантический и грамматический анализ внешних сходных явлений языка: то (мест.) – то (союз.) и т. д.

8.9.4

Трудные случаи правописания предлогов, наречий.


8.10


Итоговое повторение

8.10.1

Фонетика. Орфоэпия.

8.10.2

Состав слова и словообразование.

8.10.3

Лексика и фразеология.

8.10.4

Морфология и синтаксис.

8.10.5

Орфография. Пунктуация.

8.10.6

Р.р. Стили и типы речи.



9 класс

9.1.

О языке

9.1

Русский язык в семье славянских языков.


9.2


Трудные случаи правописания на основе изученного в 8 классе

9.2.

Написание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

9.2.1

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

9.2.2

Употребление дефиса.

9.2.3

Р.р. Актуализация изученного по теме «Текст». Разновидности речи. Стили речи. Типы речи


9.3


Синтаксис и пунктуация


Словосочетание и предложение.

9.3.1

Словосочетание.

9.3.2

Типы связи в словосочетаниях.

9.3.3

Синтаксический разбор словосочетаний.

9.3.4

Предложения и его типы.

9.3.5

Простое предложение. Интонация простого предложения.


9.4


Синтаксис простого предложения.


Двусоставное предложение. Главные члены предложения.

9.4.1

Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и способы его выражения.

9.4.2

Сказуемое и способы его выражения.

9.4.3

Глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

9.4.4

Тире между подлежащим и сказуемым.

9.4.5

Правила согласования главных членов предложения.

9.4.6

Определение.

9.4.7

Согласованные и несогласованные определения.

9.4.8

Приложение как особый вид определения.

9.4.9

Р.р. Текст: способы и средства связи предложений в тексте.

9.4.10

Дополнение.

9.4.11

Обстоятельство.

9.4.12

Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

9.4.13

Порядок слов в предложении.


9.5


Односоставные предложения. Неполные предложения

9.5.1

Виды односоставных предложений.

9.5.2

Определённо-личные предложения.

9.5.3

Неопределённо-личные предложения.

9.5.4

Обобщённо-личные предложения.

9.5.5

Р.р. Репортаж, его тематика, задачи речи.

9.5.6

Безличные предложения.

9.5.7

Назывные предложения.

9.5.8

Неполные предложения.

9.5.9

Знаки препинания при неполных предложениях.


9.6


Предложения с однородными членами.

9.6.1

Простое осложнённое предложение.

9.6.2

Понятие об однородности членов предложения.

9.6.3

Р.р. Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства.

9.6.4

Как связаны между собой однородные члены предложения.

9.6.5

Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи.

9.6.6

Средства связи между однородными членами предложения.

9.6.7

Пунктуация при однородных членах предложения.

9.6.8

Р.р. Репортаж-описание, его строение.

9.6.9

Однородные и неоднородные определения.

9.6.10

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

9.6.11

Знаки препинания при обобщающих словах.

9.6.12

Обобщение изученного по теме: «Однородные члены предложения».


9.7


Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями, междометиями).

9.7.1

Предложения с обращениями.

9.7.2

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

9.7.3

Предложения с вводными конструкциями.

9.7.4

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

9.7.5

Вводные слова и омонимичные конструкции.

9.7.6

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

9.7.7

Р.р. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста

9.7.8

Предложения со вставными конструкциями.

9.7.9

Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями.

9.7.10

Предложения с междометиями и словами да, нет.

9.7.11

Обобщение и закрепление по теме: «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями».


9.8


Предложения с обособленными членами.


9.8.1

Понятие об обособленности. Обособление второстепенных членов предложения.

9.8.2

Обособление определений.

9.8.3

Обособление одиночных и несогласованных определений.

9.8.4

Обособление приложений.

9.8.5

Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

9.8.6

Обособление определений и приложений.

9.8.7

Обособленные обстоятельства.

9.8.8

Обособление обстоятельств. Условия обособления.

9.8.9

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

9.8.10

Уточняющие члены предложения.

9.8.11

Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

9.8.12

Р.р. Портретный очерк: общее представление о жанре.

9.8.13

Р.р. Составные части портретного очерка.


9.9


Прямая и косвенная речь.

9.9.1

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

9.9.2

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

9.9.3

Оформление прямой речи на письме.

9.9.4

Косвенная речь.

9.9.5

Замена прямой речи косвенной.

9.9.6

Диалог. Оформление диалога на письме.

9.9.7

Цитаты и их оформление на письме.


9.10


Повторение и систематизация изученного в 9 классе.

9.10.1

Обобщение и систематизация изученного за курс 9 класса.

9.10.2

Синтаксис и морфология.

9.10.3

Синтаксис и пунктуация.

9.10.4

Синтаксис и культура речи.

9.10.5

Синтаксис и орфография.



    1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (СТРАТЕГИЯ УЧИТЕЛЯ, ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА).

Противоречия современного обучения русскому языку позволяют сформулировать новую актуальную проблему в русле модернизации образования: проблема формирования общеучебной компетенции школьников средствами предметного содержания на основе разработки теоретических и методологических положений адаптивной методической системы обучения школьников русскому языку в условиях современной языковой ситуации.

Понятие «стратегия обучения» русскому языку указывает на зависимость педагогической структуры от социокультурных условий среды, подчинённость методической системы обучения русскому языку образовательной политике. Стратегическая цель обучения – это предусматриваемый, планируемый результат коллективных педагогических усилий и действий, который приводит к качественным изменениям в образовательном процессе, способствует дальнейшему успешному саморазвитию и самовоспитанию обучающихся.

Программа развития универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий в 6 – 9 классах конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки рабочей программы по русскому языку.

В основе развития УУД по русскому языку в 6 – 9 классах лежит системно-деятельностный подход. Знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в 6 – 9 классах особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они строятся на предметном содержании и носят надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций на уроках русского языка :

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации вырабатываются умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг проводится как по описанию ситуации, так и по её решению).

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в 6-9 классах является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.

Особое значение для развития УУД в 6 – 9 классах имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение месяца и более. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть ученик.

Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами — примерно 20% обучающихся 8—9 классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы (например: «О времени и о себе», «Как преодолеть барьеры в общении», «Жаргонизмы в моей жизни» и др.).


Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках по русскому языку в 6 – 9 классах:

  • урок-исследование, урок — творческий отчёт, урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

  • формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

  • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

  • собственное проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

  • оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

  • представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

В результате изучения русского языка с использованием различных форм, типов и технологий уроков у учащихся будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия и умения учиться.


    1. ТСО (технические средства обучения)

Главная задача современной школы — воспитать высоконравственную, творчески мыслящую личность, формирование и развитие которой происходит в процессе усвоения основных закономерностей познавательной и практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способны к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Использование ТСО на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала, использовать разнообразить иллюстративно-информационный материал.

Набор технических средств для обучения на уроках русского языка:

  • персональный компьютер, подключенный к сети Интернет;

  • лазерный принтер;

  • интерактивная доска с программным обеспечением;

  • универсальный мультимедиапроектор.



    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для 6 класса – 90-100 слов, для 7 класса – 100-110, для 8 – 110-120, для 9 – 120-150 (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 6 класса – 15-20, для 7 класса – 20-25 слов, для 8 класса -25-30, для 9 класса – 30- 35. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 6-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в 6 классе – 100-150 слов, в 7 классе – 150-200 слов, в 8 классе – 200-2500, в 9 классе – 250-350. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: - разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Оценка «2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Итоговая оценка

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!