СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»





Аннотация

Данная рабочая программа ориентирована на учителей русского языка и литературы, работающих в 10-11 классах по УМК под ред. C.И. Львовой, В.В. Львова (углубленный уровень), и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

2.Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области

3.Примерной программы под ред. C.И. Львовой, В.В. Львова

4.Учебного плана МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области

5.СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 №189;

ООП СОО













Пояснительная записка


Программа по русскому языку для 10-11 классов (углубленный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования», Требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленным в ФГОС, учебного плана МКОУ «Черницынская СОШ», авторской программы под ред. C.И. Львовой, В.В. Львова, учебников:

10 кл.- Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 10 класс (базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019г,

11 кл. - Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 11 класс (базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2019г.

На изучение предмета «Русский язык» отводится в общем 204 часа, в том числе:

в 10 классе – 102 часа, в 11 классе – 102 часа (по 3 часа в неделю).


Цели обучения:

(углублённый уровень)

- приобщить учащихся в процессе изучения русского языка к ценностям национальной и мировой культуры, к нравственному и эстетическому опыту человечества; сформировать интерес к чтению произведений художественной литературы как уникального вида искусства, материалом которого является слово; сформировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- добиться осознания значимости изучения русского языка и литературы как необходимых условий успешного обучения другим предметам, как основы самопознания, саморазвития, самообразования, социализации личности, её нравственного и интеллектуального развития;

- сформировать культуру современного читателя, который владеет основными стратегиями чтения, навыками понимания явной и скрытой, основной и второстепенной информации текста, обладает эстетическим вкусом, способностью выражать своё отношение к прочитанному тексту в виде развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний; совершенствовать навыки владения различными приёмами редактирования текстов;

- сформировать общеучебные умения и универсальные учебные действия, которые связаны со способностью формулировать цели учебной деятельности, планировать её и осуществлять, анализировать и оценивать результаты; проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и Интернет;

Предмет «Русский язык» ориентирован на достижение целей, которые отражают основные установки ФГОС для старшей школы. Рабочая программа направлена на реализацию специфических целей изучения предмета. Эти цели отражают значимость уроков русского языка в системе образования в целом, поскольку владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.


Задачи обучения русскому языку в 10—11 классах:

(углублённый уровень)

- углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и социализации в обществе;

- сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности преодолевать их в процессе общения, опираясь на основные постулаты современной теории коммуникации; развить умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- усовершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; помочь учащимся овладеть механизмами адекватного понимания чужой речи при чтении и аудировании, а также механизмами создания коммуникативно успешного речевого высказывания в процессе говорения и письма;

- сформировать навыки информационно-смысловой переработки прочитанных или прослушанных текстов и умение передавать их содержание в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сообщений, докладов и т. п., что является основой функциональной грамотности современного человека, условием успешного формирования навыков самообразования и подготовкой к формам учебно-познавательной деятельности при обучении в высших учебных заведениях; усовершенствовать навыки поиска, анализа, обработки и предъявления научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

- углубить знания в области функциональной стилистики, расширить представление о функциональных разновидностях русского языка и на этой основе сформировать умения лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а также усовершенствовать навыки комплексного анализа, который затрагивает композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой аспекты текста, что содействует развитию способности ориентироваться в речевом пространстве и совершенствованию важнейших коммуникативных умений; сформировать представление о культуре речи как компоненте национальной культуры, об основных аспектах культуры речи, о языковой норме, её функциях и вариантах, и на этой основе активизировать внимание к проблемам речевой культуры и совершенствовать умения применять в коммуникативной практике основные нормы современного русского литературного языка;

- повторить и обобщить ранее изученный на уроках русского языка материал и целенаправленно совершенствовать на этой основе орфографическую и пунктуационную грамотность, а также ключевые умения, связанные с проведением разных видов языкового анализа, что является основой совершенствования важнейших умений, востребованных в коммуникативной практике;

- расширить активный словарный запас и объём используемых языковых и речевых средств, что обеспечивает достижение точности, стилистической уместности и выразительности речевого высказывания и его соответствие условиям и сфере речевого общения;

- сформировать умения проводить лингвистический эксперимент, описывать его результаты и предъявлять их в виде сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов; использовать навыки информационно-смысловой переработки текстов при подготовке сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов по другим школьным предметам:

- углубить знания о лингвистике как науке, о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах, каждого уровня языка; углубить и расширить знания в области лингвистики, совершенствовать языковые и коммуникативные умения, востребованные в дальнейшем в процессе получения филологического или другого гуманитарного образования в вузе по избранной специальности; усовершенствовать навыки оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения лингвостилистического анализа;

- сформировать опыт исследовательской деятельности в области лингвистики; развить способность использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и в ходе подготовки к продолжению образования по избранному профилю.


Планируемые результаты изучения русского языка

в 10 – 11 классах (углубленный уровень)

При определении результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку были учтены сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования требования к результатам освоения образовательной программы по предмету, планируемые результаты, изложенные в «Примерных программах среднего (полного) общего образования», а также содержание работы по формированию коммуникативных и языковых умений и навыков и универсальных учебных действий в 5—9-м классах и реальные потребности в развитии и совершенствовании этих способностей при обучении русскому языку в 10—11-м классах.


Личностные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы программы по русскому языку

- Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости бережного отношения к национальному культурно-языковому наследию России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации.

- Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.

- Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

- Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.

- Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

- Понимание зависимости успешности получения высшего филологического образования от уровня владения русским языком.

- Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

Метапредметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися являются владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):

- понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

- свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план,

- пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим



учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и


Предметные результаты

10 класс

Выпускник научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;


сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);


отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). 8

11 класс

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;



различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их


структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

использовать орфографические словари.


Выпускник получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Коммуникативные умения как основа метапредметных результатов обучения

Указанные результаты обучения русскому языку в основном связаны с коммуникативными умениями надпредметного уровня, что отражает основные цели обучения предмету в 10—11-м классах, направленные на коммуникативную подготовку выпускников к дальнейшей жизни, где коммуникативные способности во многом будут определять социальную и профессиональную успешность человека.

Основные коммуникативные умения, которые целенаправленно отрабатываются в курсе русского языка в 10—11-м классах и являются основой метапредметных результатов обучения, можно разделить на следующие группы:

1) информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования;

2) создание устного и письменного речевого высказывания;

3) соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения.


Работа в старших классах строится на основе осмысления важнейших положений современной теории коммуникации и анализа собственного речевого опыта школьника в овладении коммуникативными умениями, основными из которых являются следующие:

1. Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования.

Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и основные виды аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; использовать ресурсы Интернета, опираясь при этом на специфические возможности гипертекста; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку, в том числе в режиме онлайн; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развёрнутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности (например, при составлении рабочих материалов при выполнении проектных заданий, при подготовке докладов, рефератов).

2. Создание устного и письменного речевого высказывания.

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера (основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов и т. п.); в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи и т. д.); строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка (например, взаимосвязь единиц языка); владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания (устные и письменные) с опорой на полученные речеведческие знания

3. Соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения. Применять в практике устного/письменного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, а также орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически уместно использовать языковые единицы в речи; соблюдать коммуникативные и этические нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; определять цель речевого общения, учитывать коммуникативные намерения партнёра и выбирать адекватные стратегии коммуникации; прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, учитывая основные положения современной теории коммуникации; уметь выслушивать разные мнения и учитывать интересы участников группы в процессе коллективной работы; обосновывать собственную позицию, оценивать разные точки зрения и вырабатывать единое мнение, договариваться и приходить к общему решению; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе речевого общения, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников; принимать активное участие в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться/не соглашаться с мнением оппонента, применяя при этом основные правила речевого этикета.



Универсальные учебные действия

Коммуникативные умения, которые отрабатываются на уроках русского языка, являются основой формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения на поставленную проблему; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и речевые правила поведения и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цёпь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Следовательно, основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе изучения родного языка в школе.

Надпредметный, междисциплинарный характер не только метапредметных, но и основных предметных результатов обучения русскому языку, непосредственно связанных с совершенствованием речемыслительных способностей старшеклассников, определяет и необходимость целенаправленной отработки на уроках русского языка универсальных 12


учебных действий, важнейшими из которых на завершающем этапе обучения русскому языку в школе являются следующие.

Перечень основных универсальных учебных действий:

1. Извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или электронном виде на различных информационных носителях; адекватно понимать прочитанное/ прослушанное высказывание, осознанно используя разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; перерабатывать, систематизировать прочитанную/прослушанную информацию и предъявлять её разными способами: в виде устного пересказа, сообщения, плана (простого, сложного; вопросного, назывного, тезисного; плана-конспекта), конспекта, реферата, аннотации, схемы, таблицы, рисунка и т. п.; определять основную и второстепенную информацию в процессе чтения и аудирования; проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и Интернет; использовать персональный компьютер для сбора, классификации и хранения информации, необходимой для выполнения учебных задач, использования в речи, проведения мини-исследований, а также для подготовки сообщений, докладов, выступлений, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов.

2. Создавать коммуникативно успешные устные/письменные высказывания в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; точно, правильно, логично, аргументированно и выразительно излагать свою точку зрения на поставленную проблему; соблюдать в процессе коммуникации основные языковые нормы устной и письменной речи; предъявлять собранную научно-учебную информацию в форме устных/письменных высказываний, а также в электронном виде на различных информационных носителях; выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом, защищать реферат, исследовательскую проектную работу, используя заранее подготовленный текст и мультимедийную презентацию.

3. Анализировать и оценивать речевую ситуацию, определяя цели коммуникации, учитывая коммуникативные намерения партнёра, и выбирать адекватные стратегии коммуникации, прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, опираясь на основные постулаты современной теории коммуникации; оценивать речевые высказывания, в том числе и собственные, с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; различать разные виды нарушения языковых, коммуникативных и этических норм в ходе устного общения, в том числе орфоэпические, грамматические ошибки и речевые недочёты; фиксировать замеченные в процессе речевого взаимодействия нарушения норм и тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников; формулировать в разных формах (констатация, рекомендация, размышления и т. п.) аргументированные выводы по итогам сопоставления творческих работ, презентаций, докладов и проектов учащихся.

4. Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме и соблюдая коммуникативные и этические нормы речевого поведения; чётко выражать свою позицию и отстаивать её, соглашаясь/не соглашаясь с мнением оппонента и применяя основные этические правила речевого взаимодействия.

5. Самостоятельно проводить небольшое по объёму исследование: выбирать тему мини-исследования, формулировать проблему, ставить и адекватно формулировать цель деятельности с учётом конечного результата (подготовка сообщения, доклада, 13


мультимедийной презентации, реферата, проекта и т. п.), планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие основной тезис; осуществлять контроль за ходом выполнения работы, соотносить цель и результат проведённого исследования; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной/письменной форме.

6. Организовывать совместную учебную деятельность, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, соблюдая коммуникативные и этические правила поведения и предупреждая коммуникативные неудачи в речевом общении; обсуждать, формулировать и сообща корректировать общие цели коллективной учебной деятельности и цели индивидуальной работы в составе группы, последовательно выполнять при этом индивидуальную задачу и соотносить её с общими целями коллективной учебной работы; обсуждать, составлять и корректировать план совместной групповой учебной деятельности, распределять части работы среди членов группы, учитывая общие и индивидуальные задачи проводимого мини-исследования, соблюдать намеченную последовательность действий в процессе коллективной исследовательской деятельности; поэтапно оценивать коллективную и индивидуальную учебную деятельность членов группы, выполняющих совместную работу; выявлять основные проблемы, связанные с индивидуальной и групповой учебной деятельностью, устанавливать причины этих проблем и предлагать пути их устранения.

7. Свободно владеть учебно-логическими умениями: определять объект анализа, проводить анализ, классификацию, сопоставление, сравнение изученных явлений, определять их существенные признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родовидовых определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и речевыми фрагментами; выполнять индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать информацию разными способами и т. п.


Содержание курса

10 класс

Язык как средство общения.

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения.

Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.

Основные формы существования национального языка. Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).

Основные признаки литературного языка.

Речевое общение как социальное явление.

Социальная роль языка в обществе.

Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.

Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи.

Устная и письменная речь как формы речевого общения.

Основные особенности устной речи. Основные жанры устной речи.

Типичные недостатки устной речи. Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.

Основные особенности письменной речи.

Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.

Основные жанры письменной речи. Основные требования к письменному тексту.

Основные условия эффективного общения.

Необходимые условия успешного, эффективного общения.

Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и

интернет-общения. Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ

ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного

высказывания.

Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее (обобщение). Основные этапы работы с текстом.

Аудирование как вид речевой деятельности

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания.

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы сжатия исходного текста.

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения.

Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения.

Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста.

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

Публичное выступление.

Письмо как вид речевой деятельности

Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного

высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Орфографическое и пунктуационное правило, как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

11 класс

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи.

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.

Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики.

Правильность и точность речи.

Языковая норма и ее основные особенности (обобщение на основе изученного).

Произносительные нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты ударения и произношения. Элементы интонации: логические ударения, паузы, мелодика речи, тембр голоса, тон речи. Основные интонационные нормы.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением.

Грамматические нормы. Основные грамматические нормы современного русского языка. Синонимия грамматических форми их стилистические и смысловые особенности возможности.

Орфоэпические нормы. Пунктуационные нормы.

Чистота речи.

Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы и языковые элементы, не

допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи.

Лексико-фразеологические и грамматическое богатство русского языка.

Словообразование как источник речевого богатства.

Выразительность речи.

Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии,

грамматики. Невербальные средства выразительности.

Уместность речи.

Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.


Тематическое планирование

10 класс (углубленный уровень)


Тема раздела

Количество часов

1

Язык как средство общения

6

2

Речевое общение как социальное явление

4

3

Устная и письменная речь как формы речевого общения

4

4

Основные условия эффективного общения

8

5

Виды речевой деятельности

6

6

Чтение как вид речевой деятельности

9

7

Аудирование как вид речевой деятельности

10

8

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного

16

9

Говорение как вид речевой деятельности

12

10

Письмо как вид речевой деятельности

16

11

Повторение

12


Календарно-тематическое планирование



10 класс (углубленный уровень)

Тема урока

(раздела)

Количество часов

Дата

Корректировка


Язык как средство общения (6 ч.)


1



1

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации.

1



2

Основные формы существования национального языка.

1



3

Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка.

1



4

Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка.

1



5

Входная контрольная работа №1(диктант) по теме «Повторение изученного».

1



6

Анализ входной контрольной работы. Повторение изученного в 9 классе

1




Речевое общение как социальное явление (4 ч.)




7

Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, культурологии, психологии.

1



8

Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Виды жестов.

1



9

Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. Виды монолога. Виды диалога и полилога.

1



10

Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.

1




Устная и письменная речькак формы речевого общения (4 ч.)




11

Основные особенности устной речи.

Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов.

1



12

Типичные недостатки устной речи. Способы их устранения.

1



13

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона. Основные особенности письменной речи.

1



14

Основные требования к письменному тексту.

1




Основные условия эффективного общения (4 ч. + 4 ч. р/р)




15

Необходимые условия успешного эффективного общения.

1



16

Прецедентные тексты как носители историко-культурной ценности.

1



17

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1



18

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).

Написание сочинения-рассуждения.

1



19

Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.

1



20

Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный.

1



21

Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: ориентационный, ознакомительный.

1



22

Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: провокационный, этикетный.

1




Виды речевой деятельности ( 55 ч. )

Виды речевой деятельности  ( 4 ч. + 2 ч. к/р )




23

Виды речевой деятельности.

1



24

Четыре этапа речевой деятельности.

1



25

Речь внешняя как речь, доступная восприятию других людей.

1



26

Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей.

1



27

Контрольная работа №2 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) по теме «Повторение изученного».

1



28

Контрольная работа №2 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) по теме «Повторение изученного».

1




Чтение как вид речевой деятельности   ( 7 ч. + 2 ч. р/р

1



29

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.

1



30

Основные этапы работы с текстом.




31

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №2 (в формате ЕГЭ).

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1



32

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №2 (в формате ЕГЭ).

Написание сочинения-рассуждения.

1



33

Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометами; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков).

1



34

Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометами; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков).

11



35

Гипертекст и его особенности.

1



36

Типичные недостатки чтения: отсутствие гибкой стратегии чтения, непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, наличие ненужных возвратов к прочитанному, сопровождение чтения артикуляцией, низкий уровень организации внимания, малое поле зрения, слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.

1



37

Типичные недостатки чтения: отсутствие гибкой стратегии чтения, непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, наличие ненужных возвратов к прочитанному, сопровождение чтения артикуляцией, низкий уровень организации внимания, малое поле зрения, слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.

1




Аудирование как вид речевой деятельности (7 ч. + 3 ч. к/р )

 




38

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

1



39

Нерефлексивное и рефлексивное аудирование.

1



40

Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.

1



41

Основные виды аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста.

1



42

Правила эффективного слушания.

1



43

Типичные недостатки аудирования: отсутствие гибкой стратегии аудирования, непонимание смысла прослушанного текста, отсеивание важной информации, перебивание собеседника во время его сообщения, поспешные возражения собеседнику.

1



44

Типичные недостатки аудирования: отсутствие гибкой стратегии аудирования, непонимание смысла прослушанного текста, отсеивание важной информации, перебивание собеседника во время его сообщения, поспешные возражения собеседнику.

1



45

Контрольная работа (диктант) №3 по теме «Итоги первого полугодия».

1




Контрольная работа №3 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) по теме «Повторение изученного».

1



46

Контрольная работа №3 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) по теме «Повторение изученного».

1




Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного




47

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

1



48

Основные способы сжатия исходного текста.

1



49

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

1



50

Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

1



51

Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.

1



52

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1



53

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).

Написание сочинения-рассуждения.

1



54

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

1



55

Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).  Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

1



56

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой  теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

1



57

Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

1



58

Основные части реферата.

1



59

Мультимедийная презентация как видео- или аудиосопровождение реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и др.)

1



60

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.

1



61

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи.  Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.

1



62

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи.  Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.

1




Говорение как вид речевой деятельности   ( 10 ч. + 2 ч. р/р )




63

Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.

1



64

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

1



65

Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова  в процессе говорения.

1



66

Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада)

1



67

Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада)

1



68

Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада)

1



69

Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада)

1



70

Публичное выступление (обобщение изученного)

1



71

Р.р. Обучающее изложение. Подготовка к написанию.

1



72

Р.р. Обучающее изложение. Написание изложения.


1



73

Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др.

1



74

Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др.

1




Письмо как вид речевой деятельности   ( 13 ч. + 3 ч. р/р )




75

Письмо как вид  речевой деятельности, связанный с созданием    письменного высказывания.  Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).

1



76

Письмо  как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных   речевых высказываний школьника.

1



77

Основные требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство,  выразительность.

1



78

Критерии оценивания   письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).  

1



79

Из истории эпистолярного жанра. Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).

1



80

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

1



81

Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

1



82

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

1



83

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение)

1



84

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение)

1



85

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

1



86

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

1



87

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

1



88

Р.р. Урок – дискуссия «Нужно ли соблюдать нормы правописания в Интернет-общении».

1



89

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №4 (в формате ЕГЭ).

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1



90

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №4 (в формате ЕГЭ).

Написание сочинения-рассуждения.

1




Повторение изученного в 10 классе ( 14 ч. + 1 ч. к/р )




91

Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка.

1



92

Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка.

1



93

Речевое общение как социальное явление.

1



94

Речевое общение как социальное явление.

1



95

Устная и письменная речь как формы речевого общения.

1



96

Устная и письменная речь как формы речевого общения.

1



97

Основные способы информационной переработки прослушанного или прочитанного текста.

1



98

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

1



99

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

1



100

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

1



101

Контрольная работа (диктант) №4 по теме «Повторение изученного в 10 классе».

1



102

Анализ контрольной работы. Подведение итогов года.

1





Календарно – тематическое планирование 11 класс (углубленный уровень)

Тема урока (раздела)

Количество часов

Дата

Корректировка


Повторение изученного в 5-9 классах.


1



1

Фонетика и орфоэпия. Орфография.

1



2

Лексика. Морфемика и словообразование. Орфография.

1


3

Морфология. Самостоятельные части речи. Орфография.

1



4

Морфология. Самостоятельные части речи. Орфография.

1



5

Морфология. Служебные части речи. Орфография.

1



6

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис простого предложения.

1



7

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис простого предложения.

1



8

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис простого предложения.

1



9

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис сложного предложения.

1


10

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис сложного предложения.

1


11

К.р. Входная контрольная работа№1

1



12

К.р.Входная контрольная работа №1

1




Язык и культура. Русский язык как составная часть национальной культуры (5 ч)





13

Язык и культура. Основные функции языка.

1


14

Язык как составная часть национальной культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.

1



15

Отражение в языке материальной и духовной культуры народа.

1



16

Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых находится человек как носитель языка.

1



17

Безэквивалентная лексика как группа слов, трудно переводимых на другие языки. Основные группы безэквивалентной лексики. Поиск примеров. безэквивалентной лексики в словарях и текстах.

1




Функциональная стилистика (41 ч)

Функциональные разновидности русского языка (6 ч)



1



18

Современное учение о функциональных разновидностях языка.

1



19

Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка.

1


20

Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки.

1


21

Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.

1



22

К.р. Контрольная работа (диктант)

1



23

Работа над ошибками, допущенными в к/диктанте

1




Разговорная речь (6 ч)





24

Сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки разговорной речи.

1



25

Языковые средства разговорной речи.

1


26

Языковые средства разговорной речи.

1



27

Языковые средства разговорной речи.

1



28

Основные жанры разговорной речи. Новые жанры разговорной речи, реализующиеся с помощью интернет-технологий. Особенности организации диалога (полилога) в чате.

1



Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве.

1



29

Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве.


1




Официально-деловой стиль (6 ч)




30

Сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки разговорной речи.

1



31

Языковые средства официально-делового стиля.

1


32

Языковые средства официально-делового стиля.

1



33

Основные жанры официально-делового стиля.

1



34

Основные жанры официально-делового стиля.

1



35

Основные жанры официально-делового стиля.

1




Научный стиль речи (8 ч)





36

Сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки научного стиля.

1



37

Языковые средства научного стиля.

1



38

Языковые средства научного стиля.

1


39

Основные жанры официально-делового стиля.

1



40

Основные жанры официально-делового стиля.

1



41

К.р. Контрольная работа №2 за 1 полугодие.

1



42

К.р. Контрольная работа №2 за 1 полугодие.

1


43

Анализ контрольной работы.

1




Публицистический стиль речи (5 ч)





44

Сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки публицистического стиля.

1



45

Языковые средства публицистического стиля.

1


46

Языковые средства публицистического стиля.

1



47

Основные жанры публицистического стиля.

1



48

Основные жанры публицистического стиля.

1




Язык художественной литературы (9 ч)





49

Сфера применения языка художественной литературы, основная функция, основные разновидности, основные особенности .

1



50

Языковые средства языка художественной литературы.

1


51

Языковые средства языка художественной литературы.

1



52

Языковые средства языка художественной литературы.

1



53

Языковые средства языка художественной литературы.

1


54

Языковые средства языка художественной литературы.

1



55

К.Р. Контрольная работа №3

1


56

Анализ контрольной работы.

1




Культура речи (28 ч)

Культура речи как раздел лингвистики (6 ч)




57

Нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), нормы построения речевого высказывания в рамках определённой функциональной разновидности языка.

1



58

Нормы русского литературного языка

(орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), нормы построения речевого высказывания в рамках определённой функциональной разновидности языка.


1



59

Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства.

1



60

Основные компоненты культуры речи: языковой, коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения).

1


61

Основные компоненты культуры речи: языковой, коммуникативный и этический.




62

Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего.

1



Языковой компонент культуры речи (9 ч)




63

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи.

1



64

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи.

1



65

Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка.

1



66

Языковые нормы как явление историческое. Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка.

1



67

Основные виды норм современного русского литературного языка.

1


68

Основные виды норм современного русского литературного языка.

1



69

Основные нормативные словари русского языка.

1



70

Правильность как качество речи, которое состоит в её соответствии принятым нормам литературного языка

1


71

К.Р. Контрольная работа №4 «Основные нормы русского литературного языка»

1




Коммуникативный компонент культуры речи (9 ч




72

Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения.

1


73

Функциональные разновидности языка.

1



74

Основные качества речи.

1



75

Основные качества речи.

1



76

Основные качества речи.

1



77

Неуместное, стилистически не оправданное употребление тропов, излишнее украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля, как недостаток речи.

1


78

Контрольная работа №5 Предэкзаменационная контрольная работа по русскому языку

1


79

Контрольная работа №5 Предэкзаменационная контрольная работа по русскому языку

1



80

Анализ контрольной работы.

1




Этический компонент культуры речи (5 ч)





81

Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа.

1



82

Речевой этикет как правила речевого поведения.

1



83

Речевой этикет как правила речевого поведения.

1



84

Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов.

1



85

Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута, дискуссии.

1




Повторение. Подготовка к ЕГЭ (17 часов)




86

Орфоэпия.

1



87

Лексические нормы.

1



88

Корневые написания слов.

1


89

Приставки. Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

1


90

Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных.

1



91

Правописание суффиксов глаголов.

1



92

Безударные личные окончания глаголов. Суффиксы причастий.

1


93

Не с разными частями речи.

1



94

Частица НЕ и НИ.

1



95

Правописание производных предлогов и союзов.

1


96

Н-НН в причастиях и прилагательных.

1


97

Однородные члены предложения. Запятая перед И.

1


98

Вводные слова и вводные предложения. Обращения.

1



99

Обособление определения и обстоятельств.

1



100

СПП с одним придаточным и несколькими придаточными.

1



101

Синтаксический анализ предложений.

1



102

Итоговая контрольная работа №6 по теме «Повторение изученного»

1







Тематическое планирование 11 класс (углубленный уровень)

Тема раздела

Количество часов

1

Повторение изученного в 5-9 классах.


12

2

Язык и культура. Русский язык как составная часть национальной культуры


5

3

Функциональные разновидности русского языка

6

4

Разговорная речь

6

5

Официально-деловой стиль

6

6

Научный стиль речи

8

7

Публицистический стиль речи

5

8

Язык художественной литературы

9

9

Культура речи как раздел лингвистики

6

10

Языковой компонент культуры речи

9

11

Коммуникативный компонент культуры речи

9

12

Этический компонент культуры речи

5

13

Повторение. Подготовка к ЕГЭ

17














30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!