Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
муниципального образования «Город Донецк»
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБОУ СОШ №13 от 28.08.2020 Протокол № 1 от 28.08.2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 13 Подпись директора___________ Тимошенко Е.А. Приказ от 31.08.2020г. № 70 |
Рабочая программа
по русскому языку
начального общего образования, 4 «Б» класс
Составитель Рясная Елена Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории
г. Донецк
2020г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.1 Нормативно-правовые документы для 1-4 классов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «Русский язык» авторами Ивановым С. В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В.,Романовой В. В рамках проекта « Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 13 муниципального образования «Город Донецк»;
- Учебный план МБОУ СОШ №13 г. Донецка Ростовской области на 2020 - 2021учебный год.
УМК: «Русский язык» авторы Иванов С. В., Кузнецова М.В., Евдокимова А.О., Петленко Л.В., Романова В. В рамках проекта « Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Цели: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с научным описанием родного языка.
Задачи:
обучение чтению, письму, обогащение и развитие речи учащихся;
получение знаний о языке;
системное изучение знаний, умений, навыков;
получение знаний по морфологии, синтаксису, фонетике, лексике, орфоэпии,
формирование орфографических знаний.
Место предмета (курса) русского языка в учебном плане
Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения русского языка в 4 классе из расчёта 4 часа в неделю. В соответствии с производственным календарём общее количество часов на изучение русского языка в 4 классе составляет 136 часов:
1 четверть – 30 часов
2 четверть – 31 час
3 четверть – 38 час
4 четверть – 34 часа
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
он является основным средством общения между людьми;
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
язык является основным средством познания окружающего мира;
владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определение и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка - социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Для реализации этой цели учитывается следующее:
грамотное, безошибочное письмо формируется с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму опираются не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это значит научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Осознание и принятие познавательной цели учащимися возможно при формулировании следующих целевых установок:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трех содержательных линий:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Методический принцип «один урок - один объект - одна цель» позволяет выделить в структуре программы и средств обучения три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной отличительной стороной данной программы является ознакомление детей с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор четвероклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут формироваться:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик будет учиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие речи
Обучающийся научится :
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);
– выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки,
записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный
тип;
– различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);
– выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms_сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);
– оформлять результаты исследовательской работы.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные–безударные; согласные твердые–мягкие, парные–непарные твердые и мягкие; согласные звонкие–глухие, парные–непарные звонкие и глухие;
– знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
– соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словарей произношения, представленных в учебниках с 1 по 4 класс);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
– совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
– разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
– определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Синтаксис
Обучающийся научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения;
– находить обращения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
– применять правила правописания:
_ раздельное написание слов;
_ сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением;
_ сочетания чк_чн, чт, щн, рщ;
_ перенос слов;
_ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
_ проверяемые безударные гласные в корне слова;
_ парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
_ непроизносимые согласные;
_ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т. ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
_ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
_ разделительные ь и ъ;
_ ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
_ безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, ья, _ье, _ия, _ов, _ин);
_ безударные окончания имен прилагательных;
_ раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
_ не с глаголами;
_ ь после шипящих на конце глаголов в форме
2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
_ ь в глаголах в сочетании -ться;
_ безударные личные окончания глаголов;
_ раздельное написание предлогов с другими словами;
_ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
_ знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
– безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
– применять правила правописания:
_ приставки на з- и с-;
_ гласные в суффиксах -ик, -ек;
_ о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;
_ и, ы после ц в разных частях слова;
_ соединительные гласные о, е в сложных словах;
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
– при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Используемый учебно-методический комплект
Учебный комплект для учащихся:
Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2016.
Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных организаций – М.:Вентана-Граф,2016.
Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2016.
Методические пособия для учителя:
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык. Комментарии к урокам». 4 класс – М.: Вентана – Граф, 2013.
В.Ю. Романова, Л.В. Петленко «Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения» – М.: Вентана – Граф, 2013.
Беседы с учителем. Методика обучения. Под ред. Л.Е. Журовой – М.: Вентана-Граф, 2007.
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 2 – 4 кл.: пособие для учащихся – 13-е изд. я – М.: Просвещение, 2007.
Щеглова И.В. Русский язык: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Евдокимова А.О. Русский язык: Математика: Литературное чтение: Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения: 4 класс/Тематический контроль и оценка в начальной школе/ – М.: АСТ: Астрель, 2014.
Электронные образовательные ресурсы.
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Нижегородский институт развития образования | http://www.niro.nnov.ru/ |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Вентана-граф. Начальная школа Социальная сеть работников образования | http://www.vgf.ru/ http://nsc.1september.ru/ http://nsportal.ru/ |
Оборудование: ПК, медиапроектор, интерактивная доска, обучающие диски, таблицы.
III. Содержание учебного предмета (курса) русский язык в 4 классе (5 ч в неделю; 165 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 часа)
Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
(1 ч)
Орфоэпия(изучается во всех разделах предмета)
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие как часть речи. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)
Словосочетание. (5ч)
Сложное предложение. (4ч)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (45 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
буквы а, о на конце наречий;
мягкий знак на конце наречий;
слитное и раздельное написание числительных;
мягкий знак в именах числительных;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. «Развитие речи» (27 ч)
Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, и способы связи).
Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Резервные уроки (11ч)
Используются для проведения педагогической диагностики, комплексных итоговых контрольных работ.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные умения и действия) |
Фонетика и орфоэпия | Различение гласных и согласных звуков Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости- мягкости согласных звуков Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный—безударный; согласный твердый -мягкий, парный -непарный, согласный твердый -глухой, парный -непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетании звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. | Различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Сравнивать (соотносить) звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (устно) звук. Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Наблюдать: находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками. |
Графика | Различие звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словами, справочниками, каталогами | Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функции букв Ь и Ъ. Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность. |
Лексика | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение об использовании речи синонимов и антонимов | Ориентироваться самостоятельно в толковом словарике учебнике: находить значение неизвестных слова, выписывать его. Подбирать синонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснить целесообразность выбранного синонима. |
Состав слова (морфемика ) | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова. Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать «лишнее» слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставками, суффиксами. Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование. При определении состава слова приводить доказательства (в игровых упражнениях типа: «Докажи, что в слове... корень...»; «Докажи, что в слове... нет приставки...', «Докажи, что записанные слова являются родственными»). |
Морфология | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонения имён существительных (1, 2 и 3-е склонение). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья ,- ов, -ин. Морфологический разбор имён существительных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 7, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1 и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, её значение | Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи). Выдвигать предложения: находить основание для классификации имён существительных (по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам, спряжениям). Характеризовать признаки изученных частей речи. Контролировать правильность выполнения морфологического разбора. |
Синтаксис | Различие предложения, словосочетания, слова (Осознание их сходства и различия). Различие предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации) восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложений: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами |
Орфография и пунктуация | Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил право писания: сочетания жи—ши, ча- ща, чу-щу • сочетания чк—чн, чт, щн. • перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова парные звонкие и глухие согласные в корне слова; •непроизносимые согласные • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; •разделительный ъ и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь) • безударные падежные окончания имён существительных ( кроме существительных на – мя,- ий, -ья, -ье,-ия.- ов,-ин) • безударные падежные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • не с глаголами • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться • безударные личные окончания глаголов • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка вопросительный и восклицательный знаки; • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами | Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их расхождения. Обосновывать написание слов («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. Составлять словарик слов, в которых были допущены ошибки. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарик учебника. Анализировать текст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них словарных слов. Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки |
Развитие речи | Осознание ситуации общения с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными и монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествования, рассуждение) Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. | Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями нерусского языка. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста. Сочинять письма, поздравительные открытки. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки |
Примерный план проведения контрольных и проверочных работ
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» | Контрольные работы к урокам блока «Правописание» | Контрольные работы к урокам блока «Развитие речи» |
1 четверть |
Тест Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи. Итоговая контрольная работа Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения. | Текущий диктант Повторение изученных орфограмм. Списывание Тема списывания совпадает с темой текущего диктанта. Итоговый диктант Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ь; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах. | Самостоятельная работа Текст; типы текста, план текста. |
II четверть |
Текущая контрольная работа Глагол как часть речи. Комплексная итоговая контрольная работа за первое полугодие 4 класса на материале основных тем. | Текущий диктант Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах. Списывание. Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах, безударные личные окончания глаголов. Контрольный диктант. Орфограммы, изученные во второй четверти 4 класса. | Текущее изложение |
Ill четверть |
Текущая контрольная работа Время глагола. Итоговая контрольная работа Глагол как часть речи; наречие; имя числительное. | Текущий диктант Правописание окончаний и суффиксов глаголов. Списывание. Гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих. Контрольный диктант. Орфограммы, изученные в III четверти 4 класса. | Текущее изложение |
IV четверть |
Текущая контрольная работа Словосочетание, слово и предложение, связь слов в словосочетании. | Текущий диктант. Правописание слов в словосочетаниях. Списывание. Тема совпадает с темой текущего диктанта. Текущий диктант. Знаки препинания в сложном предложении. | Текущее изложение |
Комплексная итоговая контрольная работа на материале основных тем, изученных во 2-4 классах |
Примерное количество контрольных и проверочных работ в 4 классе
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | 1 | - | - | _ | 1 |
Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Текущее изложение | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Самостоятельная работа по развитию речи | 1 | - | | | 1 |
Комплексная итоговая контрольная работа | | 1 | | 1 | 2 |
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Объём текста для диктанта | 65-70 слов | 70-75 слов | 70-75 слов | 80 слов |
Объём текста для списывания | 60-65 слов | 65-70 слов | 70-75 слов | 80 слов |
Объем текста для изложения | | 65-75 слов | 70-75 слов | 75 слов |
Объем словарного диктанта | 15 слов |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
_______________ 2020 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
4 «Б» класс
Учитель Рясная Е А.
Количество часов:
всего 136 часов;
в неделю 4 часа;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| Повторение. Пишем письма. | 1 | 1.09 | |
| Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | 3.09 | |
| Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | 4.09 | |
| Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | 7.09 | |
|
| Повторение. Пишем письма. | 1 | 8.09 | |
| Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | 1 | 10.09 | |
| Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | 1 | 14.09 | |
| Входной диктант. | 1 | 15.09 | |
| Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | 1 | 17.09 | |
| Пишем письма. | 1 | 18.09 | |
| Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 21.09 | |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 22.09 | |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 24.09 | |
| Текущий диктант. Тема «Орфограммы в окончаниях имён существительных и имён прилагательных» | 1 | 25.09 | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Текст. Рассуждение. | 1 | 28.09 | |
| Контрольное списывание. | 1 | 29.09 | |
| Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 | 1.10 | |
| Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. Словарный диктант. | 1 | 2.10 | |
| Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 5.10 | |
| Текст. Типы текста. | 1 | 6.10 | |
| Буквы о, ё после шипящих и ц. | 1 | 8.10 | |
| Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | 1 | 9.10 | |
| Повторяем местоимение. | 1 | 12.10 | |
| Орфограммы приставок | 1 | 13.10 | |
| . -.Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак | 1 | 15.10 | |
| Орфограммы приставок. Разбор по членам предложения | 1 | 16.10 | |
| Самостоятельная работа. Текст; типы текста, план текста | 1 | 19.10 | |
| Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак | 1 | 20.10 | |
| Проверочный диктант по теме:»Орфограммы приставок» | 1 | 22.10 | |
| Работа над ошибками | 1 | 23.10 | |
35 | 2 четверть . Синтаксический разбор предложения | 1 | 5.11 | |
36 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 6.11 | |
37 | Синтаксический разбор предложения | 1 | 9.11 | |
34 | Текст | 1 | 10.11 | |
35 | Глагол. | 1 | 12.11. | |
36 | Глагол как часть речи. Словарная работа | 1 | 13.11 | |
37 | Правописание приставок в глаголах | 1 | 16.11 | |
38 | Правописание не с глаголами | 1 | 17.11 | |
39 | Текст. Изложение | 1 | 19.11 | |
40 | Вид глагола | 1 | 20.11 | |
41 | Начальная форма глагола | 1 | 23.11 | |
42 | Личные формы глагола | 1 | 24.11 | |
43 | Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи | 1 | 26.11 | |
44 | Работа над ошибками. Лицо и число глаголов | 1 | 27.11 | |
45 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | 30.11 | |
46 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | 1.12 | |
47 | Правописание –ться и -тся в глаголах | 1 | 3.12 | |
48 | Правописание –ться и -тся в глаголах | 1 | 4.12 | |
49 | Текущий диктант. Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся, -ться в глаголах | 1 | 7.12 | |
50 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Текст | 1 | 8.12 | |
51 | Спряжение глаголов | 1 | 10.12 | |
52 | Спряжение глаголов | 1 | 11.12 | |
53 | Спряжение глаголов | 1 | 14.12 | |
54 | Правописание глаголов. | 1 | 15.12 | |
55 | Списывание. | 1 | 17.12 | |
56 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 18.12 | |
57 | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 21.12 | |
58 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 22.12 | |
59 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 24.12 | |
60 | Контрольная работа за первое полугодие 4 класса | 1 | 25.12 | |
61 | Контрольный диктант.Орфограммы ,изученные во 2 четверти 3 четверть | 1 | 26.12 | |
62 | Текст. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | 29.12 | 11.01 |
63 | .Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 28.12 | 12.01 |
64 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 29.12 | 14.01 |
65 | Правописание глаголов. | 1 | 11.01 | 15.01 |
66 | Текущее изложение. | 1 | 12.01 | 18.01 |
67 | Правописание глаголов. | 1 | 14.01 | 19.01 |
68 | Настоящее время глагола. | 1 | 15.01 | 21.01 |
69 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | 18.01 | 22.01 |
70 | Прошедшее время глагола. | 1 | 19.01 | 25.01 |
71 | Изложение. | 1 | 21.01 | 26.01 |
72 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | 22.01 | 28.01 |
73 | Будущее время глагола. | 1 | 25.01 | 29.01 |
74 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | 26.01 | 1.02 |
75 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 28.01 | 2.02 |
76 | Текущая контрольная работа. Время глаголов. | 1 | 29.01 | 4.02 |
77 | Работа над ошибками. Текст. | 1 | 1.02 | 5.02 |
78 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | 2.02 | 8.02 |
79 | Условное наклонение глагола. | 1 | 4.02 | 9.02 |
80 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 5.02 | 11.02 |
81 | Текст. | 1 | 8.02 | 12.02 |
82 | Повелительное наклонение глагола. | 1 | 9.02 | 15.02 |
83 | Словообразование глаголов. | 1 | 11.02 | 16.02 |
84 | Текст. | 1 | 12.02 | 18.02 |
85 | Глагол в предложении. | 1 | 15.02 | 19.02 |
86 | Правописание глаголов. | 1 | 16.02 | 20.02 |
87 | Правописание глаголов. | 1 | 18.02 | |
88 | Текущий диктант. Правописание окончаний и суффиксов глаголов. | 1 | 19.02 | |
89 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Текст. | 1 | 22.02 | |
90 | Морфологический разбор глагола. | 1 | 25.02 | |
91 | Наречие. Словарный диктант. | 1 | 26.03 | |
92 | Наречие. | 1 | 1.03 | |
93 | Правописание гласных на конце наречий. | 1 | 2.03 | |
94 | Текст. | 1 | 4.03 | |
95 | Списывание. | 1 | 5.03 | |
96 | Морфологический разбор наречий. | 1 | 9.03 | |
97 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | 1 | 11.03 | |
98 | Текущее изложение. | 1 | 12.03 | |
99 | . Итоговая контрольная работа. Глагол как часть речи; наречие; имя числительное | 1 | 15.03 | |
100 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | 16.03 | |
101 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Текст. | 1 | 18.03 | |
102 | Имя числительное. 4 четверть | 1 | 19.03 | |
103 | Контрольный диктант. Орфограммы, изученные в 3 четверти. | 1 | 29.03 | |
104 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Имя числительное. | 1 | 30.03 | |
105 | Текст. | 1 | 1.04 | |
106 | Изменение имён числительных. | 1 | 2.04 | |
107 | Слитное и раздельное написание числительных. | 1 | 5.04 | |
108 | Правописание мягкого знака в именах числительных. | 1 | 6.04 | |
109 | Текущее изложение. | 1 | 8.04 | |
110 | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | 1 | 9.04 | |
111 | Словосочетание. Словарный диктант. | 1 | 12.04 | |
112 | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | 13.04 | |
113 | Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 | 15.04 | |
114 | Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 | 16.04 | |
115 | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 19.04 | |
116 | Итоговый диктант. | 1 | 20.04 | |
117 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 22.04 | |
118 | Текст. | 1 | 23.04 | |
119 | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | 26.04 | |
120 | по теме «Правописание слов в словосочетаниях». | 1 | 27.04 | |
121 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | 29.04 | |
122 | Сложное предложение. | 1 | 30.04 | |
123 | Как связаны части сложносочинённого предложения. | 1 | 3.05 | |
124 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 4.05 | |
125 | Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании». | 1 | 6.05 | |
126 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 7.05 | |
127 | Как связаны части сложноподчинённого предложения. | 1 | 10.05 | |
128 | Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях». | 1 | 11.05 | |
129 | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | 1 | 13.05 | |
130 | Комплексная итоговая контрольная работа. | 1 | 14.05 | |
131 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 17.05 | |
132 | Сложное предложение. | 1 | 18.05 | |
133 | Текущий диктант по теме «Знаки препинания в сложном предложении». | 1 | 20.05 | |
134 | Работа над ошибками .Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 21.05 | |
135 | Сложное предложение. | 1 | 24.05 | |
136 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 25.05 | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |