СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10—11 классы» под редакцией Д.Н. Чердакова, А.И. Дунаева, Л.А. Вербицкой, рассчитанной на 102 часов в год (3 часа в неделю) Русский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ Д.Н. Чердаков и др/под общ. ред. Л.А. Вербицкой. - М.; СПб.: Просвещение, 2019

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:

  1. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  4. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.32821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  2. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 4» г. Михайловска;

  3. Учебный план 10-11 классов.


Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10—11 классы» под редакцией Д.Н. Чердакова, А.И. Дунаева, Л.А. Вербицкой, рассчитанной на 102 часов в год (3 часа в неделю) Русский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ Д.Н. Чердаков и др/под общ. ред. Л.А. Вербицкой. - М.; СПб.: Просвещение, 2019.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом программы под общей редакцией академика РАО Л.А.Вербицкой.

Выбор авторской программы Л.А.Вербицкой мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством просвещения РФ для общеобразовательных классов

  • соответствует стандарту основного общего образования русскому языку, социальному заказу родителей;

  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Особое внимание в учебнике уделяется правильности употребления слова в контексте словосочетания, предложения, текста.

Изучаемый в 10 классе материал позволяет закрепить орфоэпические навыки владения словом в потоке речи, расширить знания учащихся о правильном употреблении лексических единиц в речи и в тексте, углубить представления старшеклассников о речевой культуре и культуре владения словом. Также материал поможет десятиклассникам научиться правильно использовать грамматические формы слова, избегать грамматических и речевых ошибок. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания по орфоэпии, грамматике, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

Изменения, включенные в авторскую программу.

В авторской программе по русскому языку под редакцией Д.Н. Чердакова, А.И. Дунаева, Л.А. Вербицкой для 10 класса в раздел «Грамматика. Морфология. Орфография» не включены темы для повторения наречий, служебных частей речи. Так как знания по темам «Слитное,

раздельное, дефисное написание наречий, предлогов», «Слитное и раздельное написание союзов» проверяются на ЕГЭ, в курс были включены эти темы.


Формы организации учебного процесса.

Рабочая программа позволяет организовать фронтальную работу обучающихся, при которой они для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава.

Урок-лекция - это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок-семинар характеризуется, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.

Урок-практикум помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.

Комбинированные (интегрированные) уроки, имеющие, как правило, не менее двух дидактических целей.

Обобщающие уроки, помогающие систематизации понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Урок проверки и коррекции знаний и умений – это урок проверки знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

Урок-зачет, основная цель которого состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.

Учебным планом МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 4» г. Михайловска на изучение русского языка в 10 классе отводится 102 часов (3 часа в неделю). Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.

Рабочая программа предусматривает использование в процессе изучения курса традиционной классно-урочной технологии, которая является основной, а также информационной коммуникационной технологии обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Механизмы формирования ключевых компетенций заключаются в реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.

В ходе преподавания русского языка, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт в интеллектуальной и практической деятельности; овладении знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учащиеся должны овладеть умениями, основанными на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры, делать выводы.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (тестирование), сочинение, диктант.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года представлен в разделе рабочей программы «Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Общие сведения о языке (11 часов) Русский язык в России и за ее пределами. Русский язык в России и за ее пределами.

Русский национальный язык и русский литературный язык.

Сведения о русском языке в современном обществе.

Однозначность и многозначность. Работа с толковыми словарями и справочниками. Языковая система и языковая норма. Варианты норм.

Фонетика и орфоэпия. (9 часов)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия и орфоэпические нормы.

Лексика. Фразеология. Лексикография (15 часов)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Иноязычное слово и правильность речи.

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. Крылатые слова.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

Морфемика и словообразование (9 часов)

Понятие морфемы. Состав слова. Правильность речи.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования. Речевая культура.

Словообразование и словотворчество.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор

Грамматика. Морфология и орфография (58 часа)

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор. Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор.

Склонение имён числительных. Правописание и употребление числительных. Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание местоимений.

Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие, слова категории состояния

Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор. Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги.

Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание. Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



п/п

Тема

Количество

часов

Из них на

развитие речи

Контрольные

работы

1.

Общие сведения о языке

11

2

1

2.

Фонетика и орфоэпия.

9

2


3.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

15

7

1

4.

Морфемика и словообразование.

9


1

5.

Грамматика. Морфология. Орфография.

58

14

2

6.

Итого

102




Планируемые результаты

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать

свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный,

морфологический, синтаксический, стилистический;

  • по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;

  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами; производить орфографический разбор слов;

  • по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;

  • по связной речи, чтению и работе с информацией: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение текста с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; писать изложение текста с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов речи, готовить доклад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект; писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный анализ текста.


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Учебник Русский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ Д.Н. Чердаков и др/под общ. ред. Л.А. Вербицкой. - М.; СПб.: Просвещение, 2019

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2017

  3. ЕГЭ 2019. Русский язык: Сборник заданий: 11 класс / под ред. Н.А.Сениной. – легион, Ростов-на-Дону, 2019

  4. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010

  5. Словари и энциклопедии по русскому языку
























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Наименование раздела и тем

Дата провед

План


Общие сведения о языке


1

Русский язык в России и за её пределами

1


2

Русский национальный язык и русско-литературный язык

1


3

Сведения о русском языке в современном обществе

1


4

Однозначность и многозначность.

1


5

Входной контрольный диктант

1


6

Анализ входной контрольной работы

1


7

Работа с толковыми словарями и справочниками.

1


8

Языковая система и языковая норма.

1


9

Варианты норм русского языка

1


10

Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. Готовимся к ЕГЭ

1


11

Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. Готовимся к ЕГЭ

1


Фонетика и орфоэпия

12

Орфоэпия . Ударение. Норма произношения гласных звуков

1


13

Правописание чередующихся гласных в корне слова

1


14

Р/р Сочинение-рассуждение «Почему нужно говорить правильно и как этому научится» (упр.54)

1


15

Р/р Сочинение-рассуждение «Почему нужно говорить правильно и как этому научится»1

1


16

Употребление гласных после шипящих и “Ц” . Словарный диктант

1


17

Орфоэпия. Нормы произношения согласных звуков

1


18

Правописание гласных после шипящих и “Ц”

1


19

Правописание звонких, глухих и двойных согласных

1


20

Употребление “Ъ” и “Ь” Словарный диктант

1


Лексика. Фразеология . Лексикография

21

Лексическое значение слово и правильность речи

1


22

Р/р Газетная заметка (упр.72)



23

Синонимы.

1


24

Антонимы.

1


25

Паронимы

1


26

Иноязычное слово и правильность речи

1


27

Р/р. Лексикография. Лексический анализ текста. Готовимся к ЕГЭ

1


28

Р/р. Лексикография. Лексический анализ текста. Готовимся к ЕГЭ

1


29

Тропы и выразительность речи



30

Р/р Анализ текста. Умение находить выразительные тексты выразительности

1


31

Р/р Анализ текста. Умение находить выразительные тексты выразительности

1


32

Контрольная работа “ Лексические нормы. Тропы и выразительность речи”



33

Анализ контрольной работы

1


34

Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова

1


35

Правописание. Частицы НЕ и НИ



Морфемика. Словообразование

36

Морфемный состав слова и правильность речи

1


37

Правописание. Приставки

1


38

Словообразование и речевая культура

1


39

Правописание. Суффиксы имён существительных



40

Работа со словарями словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова

1


41

Слитные и дефисные написания имен существительных

1


42

Слитные, раздельные и дефисные написания имен прилагательных, наречий

1


43

Словообразование и словотворчество

1


44

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»

1


Грамматика. Морфология. Орфография

45

Русская грамматика

1


46

Морфология. Самостоятельные части речи



47

Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

1


48

Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

1


49

Р/РСочинение-повествование (упр.173)

1


50

Р/РСочинение-повествование (упр.173)

1


51

Правописание приставок. Гласные “Ы-И” после приставок. Слов. Диктант

1


52

Употребление имён существительных

1


53

Правописание. Прописные буквы

1


54

Склонение имён существительных

1


55

Гласные в суффиксах существительных морфологические нормы

1


56

Гласные в суффиксах существительных морфологические нормы

1


57

Правописание падежных существительных

1


58

Правописание сложных существительных и прилагательных

1


59

Употребление имён прилагательных

1


60

Р/Р. Функционально-смысловые типы речи

1


61

Р/р Юмористический рассказ-миниатюра (упр.205)

1


62

Р/Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа

1


63

Р/Р. Типологический анализ текст. Рассуждение.

1


64

Употребление имён прилагательных

1


65

Правописание “н“ и “нн“ в именах прилагательных и причастиях

1


66

Буквы “н“ и “нн“ в причастиях и прилагательных, образованных от глагола

1


67

Употребление имён числительных

1


68

Правописание имён числительных

1


69

Р/Р. Морфологический разбор числительных. Склонение числительных.

1


70

Морфологические нормы. Текст

1


71

Контрольная работа по теме «Грамматика. Морфология. Орфография»

1


72

Анализ контрольной работы

1


73

Употребление местоимений

1


74

Морфологические нормы. Употребление местоимений.

1


75

Правописаний местоимений и наречий

1


76

Употребление глагольных форм

1


77

Р/Р. Контрольное сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему

1


78

Р/Р. Контрольное сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему

1


79

Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий

1


80

Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий

1


81

Р/Р. Морфологические нормы. Правописание причастий и отглагольных прилагательных. Работа с текстом

1


82

Морфологический разбор причастий. Образование причастий



83

Р/р Комплексный анализ текста

1


84

Р/р Комплексный анализ текста

1


85

Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребление деепричастий

1


86

Практическая работа по теме “Глагол и глагольные формы“



87

Морфологический разбор деепричастий. Образование деепричастий

1


88

Простое предложение, осложненное причастным оборотом

1


89

Простое предложение, осложненное деепричастным оборотом

1


90

Правописание наречий. Слова категории состояния

1


91

Правописание наречий. Слова категории состояния

1


92

Промежуточная аттестация в форме ЕГЭ

1


93

Промежуточная аттестация в форме ЕГЭ

1


94

Анализ контрольной работы



95

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

1


96

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

1


97

Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы

1


98

Союз как служебная часть речи. Подчинительные союзы

1


99

Частицы как служебные части речи

1


100

Частицы как служебные части речи

1


101

Правописание частиц. Частица НЕ и НИ

1


102

Подведение итогов.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!