СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспектива» Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Программа составлена в соответствии с требованиями федерального образовательного государственного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по русскому языку Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной, УМК «Перспектива». Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53. На изучение русского языка, согласно учебному плану школы, в начальной школе выделяется  527 ч. В 3-м классе на предмет «Русский язык» отводится 161 час, из них вариативная часть программы представлена  внутрипредметным  модулем «Волшебная сила слов» - 25 часов; цель которого способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка. Примерный  график проведения контрольных работ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК «Перспектива» Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной»

  1. Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с требованиями федерального образовательного государственного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по русскому языку Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной, УМК «Перспектива».

Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53 .

На изучение русского языка, согласно учебному плану школы, в начальной школе выделяется 527 ч. В 3-м классе на предмет «Русский язык» отводится 161 час, из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Волшебная сила слов» - 25 часов; цель которого способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.


  1. Учебно - тематический план

3 класс (161 час)

Тема

Количество часов

1

Мир общения. Повторяем – узнаем новое

10

2

Язык – главный помощник в общении

32

3

Состав слова

13

4

Части речи

74

5

Повторение изученного за год

8

6

Всего

136

7

Внутрипредметный модуль «Волшебная сила слов»

25


Итого

161



  1. Содержание тем учебного курса


Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст. Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой частивысказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Язык в речевом общении

Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.

Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).

Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.

Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.

Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.

Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.

Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.

Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.

Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.

Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.

Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.

Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является

подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.

Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).


Внутрипредметный модуль «Волшебная сила слов» способствует совершенствованию общего языкового развития младших школьников; расширению представлений учащихся по темам «Части речи», «Морфология», «Грамматика», «Развитие речи»; углублению знаний учащихся об истории развития литературного языка; о закономерностях развития языка; о тесной связи его истории с историей развития народа. Содержание и методы обучения модуля “Волшебная сила слов” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Содержание модуля представлено следующими разделами

1. «Знаешь ли ты свой язык?» Наука о языке. Сколько языков на Земле? Можно ли писать без букв? Буквы понятные, потерянные, редкие буквы когда-то страшные. Загадочный папирус. Практикум. Викторина «Интересные буквы и звуки»

2. «Словесные раскопки». Словесные раскопки (Исследовательская деятельность по этимологии слов). Увлекательное около нас (история географических названий). Бывают ли у слов родственники? «Тёзки наоборот». Сокровища родного языка. О словах разных, одинаковых, но разных. Практикум. Игра “Лексическое лото”

3. «Почему мы так говорим» Почему мы так говорим. Новые слова. Устаревшие слова. Незаменимые советчики. Мастерская. Решение заданий «Русский медвежонок».

Практикум. КВН «Занимательный русский язык» Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч»

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность внутрипредметного модуля «Волшебная сила слов» позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов;

  • формирование ИКТ технологий.



4. Планируемые результаты освоения курса


Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • проводить синтаксический разбор предложений; опре­делять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

  • обозначать на письме интонацию перечисления в пред­ложениях с однородными членами;

  • отличать текст от набора предложений;

  • определять тему и основную мысль текста; озаглавли­вать текст;

  • устанавливать связи между предложениями в тексте;

  • делить текст на части, устанавливать связи между ними;

  • писать изложения в 70—80 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;

  • распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по лич­ным впечатлениям;

  • писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

  • писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включаю­щие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в кор­нях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроиз­носимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мяг­кий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предло­гов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

  • писать слова с непроверяемыми буквами

  • различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;

  • адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;

  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

  • соблюдать орфоэпические нормы;

  • передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять диалоги на заданные темы;

  • составлять тексты заданного типа: описание, повествование, рассуждение;

  • сравнивать, различать, объединять в группы языковые единицы, давать им определения;

  • пользоваться лингвистическими словарями;

  • объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в речи;

  • редактировать текст, дополняя их именами прилагательными с синонимическим и антонимическим значением.

Формы и средства контроля знаний:

самоконтроль — при введении нового материала,

взаимоконтроль — в процессе его отработки,

обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ, словарных и выборочных диктантов.

тематический контроль — при проведении диктантов и тестовых работ в течение учебного года,

итоговый контроль, включающий административные контрольные работы за четверти и за год.

промежуточные и итоговые мониторинги образовательных достижений.






5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса



Для учащихся

Для учителя

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 3 класс

Климанова Л.Ф. Русский язык.Рабочая тетрадь, 3 класс, 1, 2 части

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 3 класс

Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс,1,2 части

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Методическое пособие . 3 класс

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD)

Уроки русского языка. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение»


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку, «Интерактивные уроки Кирилла и Мефодия»

Таблицы:

1. Лента букв. Фонетический разбор слов. Слово и слог. Деление на слоги и для переноса. Разбор слов по составу. Синтаксический разбор предложения. Ударные и безударные гласные.

2. Картинный словарь

3. Алфавитный порядок следования слов

4. Традиционные написания слов (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нч, нщ)

5. Речь. Текст. Предложение

Необходимый иллюстративный материал к урокам включен авторами в учебники и «Рабочие тетради»


    1. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение"

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство "Просвещение»

3. Сборник рабочих программ. Система учебников "Перспектива». Издательство "Просвещение"

4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение»

6. Ковалева Г.С. , Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.















































Примерный график проведения контрольных работ по русскому языку



№ п/п


Ориентировочная дата проведения

Форма контроля

1

Административная входная контрольная работа

16.09

Диктант с грамматическим заданием

2

Административная контрольная работа за I четверть

21.10

Диктант с грамматическим заданием

3

Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»

5.12

Тест

4

Административная контрольная работа за II четверть

16.12

Диктант с грамматическим заданием

5

Контрольная работа по теме: «Имя существительное»

26.01

Диктант с грамматическим заданием

6

Контрольная работа по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

13.02

Тест

7

Административная контрольная работа за III четверть

16.03

Диктант с грамматическим заданием

8

Контрольная работа по теме: «Глагол»


19.04

Тест

9

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное»

19.05

Диктант с грамматическим заданием

10

Административная контрольная работа за год


22.05

Диктант с грамматическим заданием




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!