СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс»





1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».

Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:

1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис).

2. Орфография и пунктуация.

З. Развитие речи.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как

осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие;

знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;

формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;

формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;

осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения.


В условиях ограничительных мероприятий, вызванных введением режима повышенной готовности и усилением санитарно-эпидемиологических мероприятий, была осуществлена корректировка рабочей программы в целях ее интенсификации. В связи со сложившимися эпидемиологическими обстоятельствами не все темы в 1 классе были изучены в полном объеме. В связи с досрочным окончанием 2019-2020 учебного года было проведено объединение 5 тем для их повторения в 2020/2021 учебном году.

1. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

2. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица

3. Перенос слов. Правила переноса слов

4. Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

5. Повторение изученного за год.


Во 2 полугодии введёно изучение учебного предмета Родной русский язык в объёме 17 часов

В связи с этим, учебные часы по русскому языку были сокращены на 17 часов.


Всего на курс «Русский язык» во 2 классе отводится 158 часов (35 недель, 5 часов в неделю).


2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.


Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, «чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окруж. мира;

3) формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории и культуре других народов;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение осознанными навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Русский язык».

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

5) умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

6) умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);

7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

9) способность проверять написанное.


3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов или сочинений по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи, т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
























4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока.

Виды учебной деятельности.


Дата

проведения

Примечание

1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.


Повторение изученного в 1 классе.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложе­ние».








2

Виды речевой деятельности человека. Требования к речи.


Работа с одарёнными детьми

3

Речь диалогическая и монологическая.



Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диа­логе.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на пред­мет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимоло­гией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.



4

Признаки текста: целостность, связность, закон­ченность.

Создание устных и письменных текстов в соот­ветствии с поставленной учебной коммуника­тивной задачей.

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тек­сту.



5

Тема и главная мысль текста. Заглавие.



6

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Диктант.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуника­тивной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или состав­ленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику



7

Р/р. Составление рассказа по рисун­ку, данному началу и опорным словам.




8

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.


Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.


Работа с одарёнными детьми

9

Наблюдение над значением предложений, различ­ных по цели высказывания

Урок исследование

(без терминологии).

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Составлять предложения из слов.

Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.



10

Логическое (смысловое) ударение в предложе­нии. Знаки препинания конце предложения.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.




11

Главные члены предложения (основа).

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.



12

Второстепенные члены предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.



13


Подлежащее и сказуемое — главные члены пред­ложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.



14

Упражнение в нахождении подлежащего и сказуемого



Работа с одарёнными детьми

15

Распространённые и нераспространённые пред­ложения.


Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения.



16


Связь слов в предложении.


Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).



17

Р/р. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С.



Работа с одарёнными детьми

18

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Связь слов в предложении.


Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения. Составлять предложение из деформированных слов



19

Поверочная работа «Текст. Предложение»

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.



20

Работа над ошибками.

Номинативная (назывная) функция слова. Слово как общее название многих одно­родных предметов.

Определять значение слова по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.



21

Однозначные и многозначные слова. Урок –исследование.


Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.


Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимо­логией слова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами

в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.


Работа с одарёнными детьми


Объединение

с темой

1 кл.

22

Прямое и переносное значения слов.

Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.



23

Синонимы. Урок-конкурс


Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со страничкой для любознательных.



24

Антонимы.



25

Работа со словарями синонимов и антонимов.

Знакомиться с этимоло­гией слов синоним и антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.


Работа с одарёнными детьми

26

Р/р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.



27

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Родственные (однокоренные) слова.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.



28

Корень слова (первое представление).



29

Выделение корня в однокоренных словах.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них ко­рень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника.




30

Контрольный словарный диктант


Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица Слогообразующая роль гласных звуков.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.





Объединение

с темой

1 кл.

31

Ударение. Словообразующая функция ударения.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения Различать ударные и безударные слоги.



32

Перенос слов по слогам.



Правила переноса части слова с одной строки на другую

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам. У

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик)



Работа с одарёнными детьми


Объединение

с темой

1 кл.

33


Проверочная работа «Слово и слог. Ударение»




34

Работа над ошибками.

Правила переноса части слова с одной строки на другую




35

Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам



36

Контрольный диктант за I четверть

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



37

Работа над ошибками.

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме.

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Рас­познавать условные обозначения звуков речи.




38

Значение алфавита. Знание алфавита.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.



Работа с одарёнными детьми

39

Р/р. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом»

Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).

2 четв

Работа с одарёнными детьми

40

Редактирование текста. Работа над ошибками. Признаки гласного звука. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный удар­ный или безударный.

Работать со страничкой для любознательных.




41

Р/р. Работа с текстом. Запись отве­тов на вопросы к тексту.

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Состав­лять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.



42

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Урок путешествие

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на­писание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.




43


Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.


Работа с одарёнными детьми

45


Особенности проверяемых и проверочных слов




46


Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой

безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользу­ясь алгоритмом проверки написания.




47



Изменение формы слова и подбор однокорен­ных слов с ударным гласным





48

Представление об орфограмме.


Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.






Объединение

с темой

1 кл.

49

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.



Работа с одарёнными детьми

50


Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с из­учаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографиче­скому словарю.




51

Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов




52


Контрольная работа «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.




53

Р/р. Коллективное составление рассказа по репро­дукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство»

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеоло­гизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А.Тутунова «Зима при­шла. Детство» (под руководством учителя)



54

Редактирование текста. Работа над ошибками Признаки согласного звука.



Работа с одарёнными детьми

55

Согласный звук [й,] и буква «и краткое»

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами.



56

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван­на).



57

Р/р. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси».

Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ


Работа с одарёнными детьми

58

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Проект «И в шутку и всерьёз».

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (за­нимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.



59

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).










60

Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.





61

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.


Работа с одарёнными детьми

62

Контрольный словарный диктант. Р/р. Работа с текстом



63

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать при­меры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с со­четаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).


Работа с одарёнными детьми

64

Р/р. Работа с текстом. Проект «Рифма».

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы.


Работа с одарёнными детьми

65

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу Урок - исследование

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подби­рать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, за­писывать составленный текст.




66

Р/р. Работа с предложением и текстом



67

Контрольный диктант за II четверть

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



68

Работа над ошибками.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и не­парные) и их обозначение буквами

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непар­ный) и оценивать правильность данной характеристики.




69

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.


Работа с одарёнными детьми

70

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным



71


Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласных звуков в конце слова.




72

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными




73



Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в конце слова




74

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.



Работа с одарёнными детьми

75

Особенности проверяемых и проверочных слов на конце слова и перед согласными




76


Способы проверки написания буквы, обознача­ющей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова.

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звон­кости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.




77

Способы проверки написания буквы, обознача­ющей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне




78


Р/р. Работа с предложением и текстом

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, за­писывать составленный текст.

3 чет


79

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».



80

Проверочный диктант «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



81

Р/р. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по во­просам.

Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открыт­ки; излагать письменно текст по вопросам.



82

Использование на письме разделительного мягкого знака. Урок – исследование

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным

мягким знаком.

Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком.



83

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи



84

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учи­теля




85

Контрольная работа «Звуки и буквы. Правописание изученных орфограмм»




86


Работа над ошибками.

Общее представление об частях речи

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой.



87

Соотнесение слов-названий, вопросов, на кото­рые они отвечают, с частями речи.



Работа с одарёнными детьми

88



Имя существительное как часть речи.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.




89

Значе­ние и употребление в речи имен существительных




90

Упражнение в определении имен существительных в речи




91


Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые



92

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных




93

Упражнения в определении одушевленных и неодушевленных имен существительных




94

Обобщение изученного материала




95

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные

Различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных.




96


Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.



97

Заглавная буква в кличках животных, географических названиях.




98

Р/р. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри».

Составлять устный рассказ по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).




99

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе на­блюдений и по вопросам учителя



100


Контрольный словарный диктант. Число имён существительных.




101

Число имён существительных.

Определять число имён существительных (единственное и множествен­ное).

Изменять имена существительные по числам (книга — книги).


Работа с одарёнными детьми

102


Обобщение знаний об имени существительном

Урок –"Грамматический бой"

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.




103

Контрольное списывание текста. Обобщение знаний об имени существительном



104

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.



105

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.


Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, состав­лять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в со­ответствии с вопросами. Проверять написанный текст.



106

Проверочная работа «Имя существительное»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



107


Глагол как часть речи (общее представление)

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.



Работа с одарёнными детьми

108

Употребление глаголов в речи




109

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).


Определять, каким членом предложения является глагол в предложении

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.




110

Р/р. Составление рассказа по репро­дукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилете­ли»

Рассматривать репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.



111

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Число глагола. Изменение глагола по числам.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.




112

Формирование навыка правильного употребле­ния глаголов в речи (одеть и надеть).



113

Правописание частицы не с глаголом.

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).


Работа с одарёнными детьми

114

Обобщение знаний о глаголе. Урок- викторина

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков.



115

Р/р. Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, под­бирать к нему название и записывать составленный текст.



116

Текст-повествование и роль в нём глаголов

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.



117

Р/р. Составление текста-повествования на предложенную тему.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нуж­ную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



118

Контрольный диктант за III четверть

Оценивать свои достижения при выполнении заданий



119

Работа над ошибками


Имя прилагательное как часть речи:

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.




120


Значение и употребление имен прилагательных в речи.



121

Связь имени прилага­тельного с именем существительным




122

Синтаксическая функция имени прилагательно­го в предложении.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.




123

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным


Работа с одарёнными детьми

124

Единственное и множественное число имён прилагательных.




125

Изменение имён прилагательных по числам.




126

Текст-описание и роль в нём имён прилага­тельных.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.




127

Р/р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание до­машнего животного либо комнатного растения).

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллектив­ное обсуждение плана подготовительной работы).



128

Р/р. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



129


Редактирование текста. Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном

*Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.



Работа с одарёнными детьми

130

Контрольный словарный диктант. Обобщение знаний об имени прилагательном



131

Проверочная работа «Имя прилагательное»




132

Местоимение (личное) как часть речи: его зна­чение, употребление в речи (общее представление)

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.



133

Р/р. Редактирование текста с повторяющимися име­нами существительными.


Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, запи­сывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи ме­стоимения и определять их роль в высказываниях.



134

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Р/р. Работа с текстом.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, вы­делять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.



135

Проверочная работа «Местоимение»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



136

Предлоги. Роль предлогов в речи.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).



137

Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.



138


Правописание предлогов с именами существи­тельными.

Раздельно писать предлоги со словами.




139

Правописание предлогов с именами существительными Урок-игра



Работа с одарёнными детьми

140

Р/р. Редактирование текста; восста­новление деформированного повествовательно­го текста.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествова­тельный текст.



141

Проверочная работа «Части речи»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.



142

Обобщение знаний о частях речи.

Проект «В словари — за частями речи!».

На­ходить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий



143

Текст. Виды текста.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.



144


Предложение. Урок-игра

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение..



145

Главные и второстепенные члены предложения




146

Слово и его лексическое значение

Объяснять лексическое значение слова

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.


Работа с одарёнными детьми

147

Однокоренные слова



148

Прямое и переносное значение слов. Слова-синонимы. Слова-антонимы



149

Контрольная итоговая работа за 2 класс (тестирование)




150


Части речи, их отличительные признаки.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой.



151

Составление рассказа по рисунку



152


Итоговый контрольный диктант



153


Упражнение в распознавании частей речи



154

Упражнения в применении изученных правил правописания


Работа с одарёнными детьми

155

Проверочная работа «Части речи»



156

Разбор слова как части речи



157

Звуки и буквы. Алфавит

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Рас­познавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Воспитывать интерес к русскому языку



158


Итоговый урок по курсу «Русский язык» «Умники и умницы»











Контрольные диктанты


Диктант за I четверть

Осень.

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.


Диктант за II четверть

Зимой.

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.


Диктант за III четверть

Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут легкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят веселые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьев и лай Жучки.


Диктант за IV четверть

Май. Зеленой листвой покрыты деревья. Дует легкий ветерок. Далеко слышны веселые голоса птиц. Расцвел душистый ландыш. На лугу сочная травка. Жужжат пчелы. Под ногами у ручья скачут лягушки. На полянках зреют ягодки земляники. Около норы играют лисята.


Май.

Май. Настали тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж. (46 слов)


Контрольные работы


Контрольная работа по теме «Текст. Предложение»

1.  Выбрать предложения на тему «Красная шапочка», расположить их так, чтобы получился текст.

В деревне жила девочка. У Вари был чиж. Мать сшила ей красную шапочку, и девочка всегда носила ее. Шли по дороге старик и девочка. Народ стал звать девочку «Красная Шапочка».

2. Определить количество предложений. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений. Подобрать название к тексту.

Осенью в лесу много грибов у тропинки под дубом вырос боровик в частом ельнике спрятались грузди на полянке появились рыжики.

3. Из слов каждой строчки составить предложение. В первом и четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

Шли, девочки, лес, через.
      Лесу, было, тихо, в, и, нарядно.
      Густо, елочки, зеленели.
      Золотые, светились, березках, искорки, в.




Правильные ответы к заданиям


1.

В деревне жила девочка. Мать сшила ей красную шапочку, и девочка всегда носила ее. Народ стал звать девочку «Красная Шапочка».


1 балл

2.

Осенние грибы.

Осенью в лесу много грибов. У тропинки под дубом вырос боровик. В частом ельнике спрятались грузди. На полянке появились рыжики.


2 балла

3.

Шли девочки через лес. В лесу было тихо и нарядно. Густо зеленели ёлочки. В березках светились золотые искорки.

2 балла


Контрольная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»


Диктант.


Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!


2. Выписать слова, в которых написание гласной буквы надо запомнить.


3. Выписать слова, в которых написание гласной буквы в корне надо проверить. Написать проверочное слово.


4. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

Хорошо, тетрадь, родина, берёза, яблоко, рисунок.


5. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие ударные гласные звуки.

Щавель, стакан, магазин, туфля, алфавит, свёкла.



Правильные ответы к заданиям


1.

Написание диктанта

Без ошибок – повышенный уровень,

1- 5 ошибки – базовый уровень,

более 5 ошибок – низкий уровень


2.

Морозы, ветер

1 балл

3.

Озеро-озёра, снег - снега, лес - лесах, поле – полях

(возможны другие варианты)


2 балл

4.

Хорошо, тетрадь, родина, берёза, яблоко, рисунок.

1 балл

5.

Щавель, стакан, магазин, туфля, алфавит, свёкла.

1 балл



Контрольная работа по теме «Звуки и буквы. Правописание изученных орфограмм»

1. Расположить слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

М..рковь, м..л..ток, м..тро, м..бель, м..г..зин, м..роз.

2. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие только мягкий звонкий согласный звук.

1) В дороге отец сыну товарищ. 2) Не бросай слов на ветер. 3) Ученику удача, учителю радость. 4) Хороший снежок урожай сбережет. 5) Азбука — к мудрости ступенька.

3. Подчеркнуть в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного.

Опять пять ребят нашли пять опят.

4. Подчеркнуть в словах гласные буквы, которые обозначают два звука.

1) Есть терпенье — есть и уменье. 2) Язык и до Киева доведет. 3) Не змея страшна, а её жало. 4) Умную речь хорошо и слушать.

5. Распределить слова в два столбика: в один — слова, в которых есть проверяемая безударная гласная, в другой — слова, в которых написание гласной надо запомнить.


Урожай, травинка, лесной, капуста, яблоко, пищать;
сапоги, журавли, товарищ, морковь, лентяй, скворец.

6. Распределить слова в два столбика по правилам: 1) обозначения буквой гласного в корне в безударном слоге; 2) обозначения буквой парного по глухости — звонкости согласного в конце и перед согласным.


Гнездо, ножка, сливки, конец, вершина, жираф;
любовь, тропинка, пятерка, флажки, сказка, лесок.

7. Распределить слова в два столбика по правилам: 1) мягкий знак — показатель мягкости согласного на письме; 2) мягкий знак — разделительный знак.


Вьюга, льдина, варенье, коньки, букварь, ночью;
сильный, платье, окуньки, Дарья, копье, учитель.



Правильные ответы


1.

Магазин, мебель, метро, молоток, морковь, мороз.

2 балла

2.

1) В дороге отец сыну товарищ. 2) Не бросай слов на ветер. 3) Ученику удача, учителю радость. 4) Хороший снежок урожай сбережет. 5) Азбука — к мудрости ступенька.

1 балл

3

Опять пять ребят нашли пять опят.

1 балл

4.

1) Есть терпенье — есть и уменье. 2) Язык и до Киева доведет. 3) Не змея страшна, а её жало. 4) Умную речь хорошо и слушать.


1 балл

5.

Урожай, Травинка,

капуста, лесной,

яблоко, пищать,

сапоги, журавль,

товарищ, лентяй,

морковь. скворец.

1балл

6.

Гнездо, Ножка,

конец, сливки,

вершина, жираф,

тропинка, флажки,

пятерка, любовь,

лесок. сказка.

1 балл

7.

Льдина, Вьюга,

коньки, варенье,

букварь, ночью,

сильный, платье,

окуньки, Дарья,

учитель. копьё.

1 балл



Контрольная работа по теме «Части речи»

1. Распределить слова по частям речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, предлог), написать каждую часть речи с новой строки.

Июнь, зеленый, наступил, мы, на, они, идут, жара, ребята, красная, собирают, под, лес, пестрые, в, голубое, порхают, петь, кузнечик.

2. Подобрать слова по вопросам, написать; над каждым словом указать часть речи (по выбору учителя):

кто? …, что? …, какой? …, какие? …, какая? …, какое? …, что делать? …, что делают? …, что делали? …, что делал? …, что делает? …, что сделал? …, что сделала? …, что сделает? … .

3. Подобрать к любому имени прилагательному однокоренное (родственное) имя существительное.

С..нтябрьский — сентябрь, ур..жайный — …, м..линовый — …, в..р..бьиный — …, сказочный — …, м..рковный — …, сах..рный — …, д..рожный — …, б..резовый — …, яг..дный — … .

4. Подобрать к любому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Храбрый …, веселый …, голубое …, золотой …, зеленая …, каменный …, грустный …, тяжелая …, пушистый …, кудрявая …, колючий …, добрые …, весеннее ….

5. Подобрать к любому имени существительному имя собственное.

Река …, город …, страна …, село …, улица …, деревня …, девочка …, отчество …, фамилия …, собака …, корова …, теленок …, кошка …,.

6. Составить и написать предложение с любым глаголом.

Мурлычет, квакает, шипит, кудахчет, жужжит, гогочет, говорит, крякает.



Правильные ответы к заданиям

Баллы

1.

Июнь, жара, ребята, лес, кузнечик.

Зеленый, красная, пёстрые, голубое.

Наступил, идут, собирают, порхают, петь.

Мы, они.

На, под, в.

2 балла

2.

Индивидуальное выполнение заданий

1 балл

3.

1 балл

4.

1 балл

5.

1 балл

6.

1 балл









Контрольные словарные диктанты


Здравствуйте, сентябрь, родина, ветер, рисунок, ученик, пальто, ребята, пенал, собака, воробей, заяц. (12 слов)

Яблоко, ягода, лопата, осина, дорога, сахар, капуста, малина, снегирь, лягушка, посуда, до свидании. (12 слов)

Мороз, февраль, молоток, мебель, коньки, тарелка, товарищ, щавель, метель, обезьяна, народ, завод (12 слов)

Сапог, вдруг, месяц, картина, отец, фамилия, город, улица, топор, обед, магазин, облако, метро, шёл (14 слов)

Итоговое тестирование

1. Отметить предложение, в конце которого нужно поставить восклицательный знак:

а) Днём солнце светит ярко

б) Где обедал воробей

в) Какой свежий, чудесный воздух

2. В каком предложении правильно подчеркнуты главные члены?

а) Трещат кузнечики в траве.

б) Тетради лежат на парте.

в) Корова даёт молоко.

3. Отметить слова, в конце которых пишется бук­ва г:

а) звоно , кусо , като

б) бере , сапо , пиро

в) ледо , дружо , медо

4. Отметить слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) узкая, еловый, ягодка

б) деревья, ясень, съемка

5. Указать правильный вариант расположения слов

в алфавитном порядке:


а) береза, воздух, сентябрь, ребро, зерно, звук


б) береза, воздух, звук, зерно, ребро, сентябрь

в) береза, воздух, звук, зерно, сентябрь, ребро


в) грусть, картофель, дождь

Отметить слова с безударным гласным звуком, проверяемым ударением:

а) сосна, пчела, осень

б) сорока, лопата, капуста

в) воробей, помидор, ученик

Отметить строку со словами, которые пишутся с большой буквы:

а) (К,к)арась, (Ж,ж)еребенок, (П,п)оселок

б) (Ш,ш)арик, (Н,н)астя, (Е,е)вропа

в) (С,с)трана, (Г,г)алина, (0,о)стров

Указать количество предложений в тексте:

Пришла весна солнце светит ярко с крыш падает частая капель на земле разлились большие лужи а что за шум доносится из сквера да это воробьи в городе воробей полезен

а) 6 □ б) 5 □ в) 7 □

9. Отметить слова, обозначающие признак пред­мета:

а) подарок, жалость, радуга

б) издавать, кричать, сбегать

в) сосновый, ленивая, крепкое

Отметить слова, обозначающие предмет:

а) красота, сторожка, космос

б) похвалить, спросить, очистить

в) бледное, спортивный, морская

Отметить слова, обозначающие действие пред­мета:

а) завертеть, осветить, беспокоить

б) ненастье, поезд, комната

в) сочное, круглая, грустный

Отметить слова во множественном числе:

а) берег, комната, яблоко

б) цветок, боец, урожай

в) воробьи, ягоды, кольца

Отметить строку с предлогами:

а) к, из, с, над

б) сын, уж, кот, звук

в) конь, обед, гриб, день

Отметить слова с предлогами:

а) (на)града, (на)род, (на)пишу

б) (на)речке, (на)огороде, (на)столе

в) (на)бег, (на)звание, (на)сыпь


Отметить строку со словами-признаками к сло­ву доктор:

а) трудный, долгий, ровный

б) опытный, внимательный, известный

в) грустный, звонкий, дружный

Отметить слова, обозначающие части слова:

а) союз, предлог, предмет

б) корень, окончание, приставка

в) знак, речь, текст

В какой строке во всех словах корень выделен правильно:

а) водичка, дождик, лесной

б) ветер, посадка, облако

в) зимушка, школьник, тучка

18. Определить тип текста.

В старину в маленьком городке на колокольне висел сторожевой колокол. В него звонили, ког­да подходил неприятель. Этот сторожевой звон подхватывали на колокольне в ближайшем селе. Так от колокольни к колокольне доносился звон до Москвы.

а) текст-рассуждение

б) текст-описание

в) текст-повествование


Правильные ответы к заданиям.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

А


х




х




х

х


х




х


Б



х


х


х







х

х

х



В

х



х




х

х



х






х











1



Скачать

© 2021, 150 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!