СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс (базовый уровень) Львова С.И., Львов В.В.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 11 класс (базовый уровень) Львова С.И., Львов В.В.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»,

Кулундинского района Алтайского края,

филиала Курская средняя общеобразовательная школа





Согласовано Утверждено

методический совет школы приказом директора школы

протокол № 6 от 24.08.21 г. № 69-Д от 31.08.21 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

11 класс

(среднее общее образование)

на 2021 – 2022 учебный год



Составитель: Кроневальд Е.Л.,

учитель русского языка и литературы














с. Курск

2021 г.

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе ФГОС СОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, в ред. приказа № 613 от 29.06.2017);

Программы по русскому языку для 10-11 классов (базовый и углубленный уровни) С.И.Львова, М.: Мнемозина, 2017, с учётом учебного плана МБОУ «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2» и тематического планирования для 10 класса по учебнику С.И.Львова, М.: Мнемозина, 2020, предложенного авторами учебника в Программе общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа ориентирована на использование в учебном процессе учебника: 10 кл.- Львова С.И.. Львов В.В. Русский язык, 10 класс (базовый и углублённый уровни) М.: Мнемозина, 2020

Цели обучения:

Базовый уровень:

  1. приобщить учащихся в процессе изучения русского языка и лите­ратуры к ценностям национальной и мировой культуры, к нравственно­му и эстетическому опыту человечества; сформировать интерес к чтению произведений художественной литературы как уникального вида искус­ства, материалом которого является слово, сформировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  2. добиться осознания значимости чтения, изучения русского язы­ка и литературы как необходимых условий успешного обучения другим предметам, как основы самопознания, самообразования и социализации личности, её нравственного и интеллектуального развития;

  3. сформировать культуру современного читателя, который владеет основными стратегиями чтения, навыками понимания явной и скрытой, основной и второстепенной информации текста, обладает эстетическим вкусом, способностью выражать своё отношение к прочитанному тексту в виде развёрнутых аргументированных устных и письменных высказы­ваний; совершенствовать навыки владения различными приёмами ре­дактирования текстов;

  4. сформировать навыки анализа художественных текстов с учётом их жанрово-родовой специфики, особенностей создания художествен­ной картины жизни, системы художественных образов и использован­ных изобразительно-выразительных возможностей русского языка, а также развить способность ориентироваться в историческом, историко- культурном контексте и творчестве писателя при анализе художествен­ного текста;

сформировать общеучебные умения и универсальные учебные действия, которые связаны со способностью формулировать цели учеб­ной деятельности, планировать её и осуществлять, анализировать и оце­нивать результаты; проводить информационный поиск, извлекать и пре­образовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и Ин­тернет.

Задачи обучения:

Базовый уровень:

1) углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешной самореализации, для овладения профессией, для разви­тия навыков самообразования и социализации в обществе;

  1. сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, опираясь на основные постула­ты современной теории коммуникации; развить умения оценивать уст­ные и письменные высказывания с точки зрения эффективности дости­жения поставленных коммуникативных задач;

  2. усовершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; помочь учащимся овладеть механизмами адекватного понимания чужой речи при чтении и аудиро­вании, а также механизмами создания коммуникативно успешного ре­чевого высказывания в процессе говорения и письма;

  3. сформировать навыки информационно-смысловой переработки прочитанных или прослушанных текстов и умение передавать их содер­жание в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сообщений, докладов и т. п., что является основой функциональной грамотности со­временного человека, условием успешного формирования навыков само­образования и подготовкой к формам учебно-познавательной деятель­ности при обучении в высших учебных заведениях; усовершенствовать навыки поиска, анализа, обработки и предъявления научной информа­ции, представленной в том числе в электронном виде на различных ин­формационных носителях;

  4. углубить знания в области функциональной стилистики, расши­рить представление о функциональных разновидностях русского языка и на этой основе сформировать умения лингвистического анализа тек­стов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а также усовершенствовать навыки комплексного анализа, который за­трагивает композиционно-содержательный, типологический, стилисти­ческий, языковой аспекты текста, что содействует развитию способно­сти ориентироваться в речевом пространстве и совершенствованию важ­нейших коммуникативных умений;

  5. сформировать представление о культуре речи как компоненте на­циональной культуры, об основных аспектах культуры речи, о языко­вой норме, её функциях и вариантах и на этой основе активизировать внимание к проблемам речевой культуры и совершенствовать умения применять в коммуникативной практике основные нормы современного русского литературного языка;

  6. повторить, обобщить и углубить ранее изученный на уроках рус­ского языка материал и целенаправленно развивать на этой основе ор­фографическую и пунктуационную грамотность, а также ключевые уме­ния, связанные с проведением разных видов языкового анализа, что яв­ляется основой совершенствования важнейших умений, востребованных в коммуникативной практике;

  7. расширить активный словарный запас и объём используемых языковых и речевых средств, что обеспечивает достижение точности, стилистической уместности и выразительности речевого высказывания и соответствие его условиям и сфере речевого общения;

  8. сформировать умения проводить лингвистический эксперимент, описывать его результаты и предъявлять в виде сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов; использовать навыки информационно-смысловой переработки текстов при подготовке сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, ре­фератов, исследовательских проектов по другим школьным предметам.



Согласно годовому календарному учебному графику в 10-ом классе 35 рабочих недель, что соответствует 35 часам (1 часа в неделю). В рабочей программе 6 часов резервного времени. Они предусмотрены для уроков повторения, контрольных работ и тестов.

Формы, методы и приемы обучения

комбинированный урок

урок – беседа

повторительно-обобщающий

урок– исследование

урок – лекция

урок – семинар

урок – практикум

урок развития речи

обобщающая беседа по изученному материалу;

различные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);

виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа);

наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

письмо под диктовку;

комментарии орфограмм и пунктограмм;

оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

взаиморецензирование;

анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

разные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);

лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей зыка;

разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.);

аудирование;

информационная переработка устного и письменного текста (составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста, составление тезисов, редактирование);

создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров (реферирование, докладирование, рецензирование, аннотирование);

создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

участие в дискуссии;

создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

составление орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов самими учащимися.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


  1. Личностные результаты освоения выпускниками основной (полной) школы программы по русскому языку

Базовый уровень

1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости бережно хранить национальное культурно-языковое наследие России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации.

2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.

3) Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.

4) Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты освоения выпускниками ос­новной (полной) школы программы по русскому языку

Базовый и углублённый уровни

  1. Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • разными способами организации интеллектуальной

деятельности и представления её результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью

предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

2) Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение активно применять полученные знания, умения и навыки в повседневной речевой практике, в процессе учебнопознавательной деятельности в школе, а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения.

3) Готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе.

4) Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.


Предметные результаты освоения выпускниками основной (полной) школы программы по русскому языку

Базовый уровень

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать

 связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;  основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально- культурной-

 учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

иметь

 Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и культуры, истории народа.

 осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

 адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации;

 осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

 способность извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или электронном виде на различных информационных носителях;

 владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

 создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита проекта, реферата;

 применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

 соблюдение коммуникативных и этических норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

 осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.

4) Освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевые жанры, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культура речи; основные требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения.

5) Проведение различных видов анализа языковых единиц; установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка и к определённому жанру; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности и выразительности их употребления в речевом высказывании.

6) Анализ речевого высказывания с точки зрения основных условий эффективности речевого общения; оценка коммуникативной, этической и эстетической стороны речевого высказывания; исправление речевых недочётов, а также нарушений языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи.

При определении результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку были учтены сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования требования к результатам освоения образовательной программы по предмету, планируемые результаты, изложенные в «Примерных программах среднего (полного) общего образования», а также содержание работы по формированию коммуникативных и языковых умений и навыков и универсальных учебных действий в 5—9-м классах и реальные потребности в развитии и совершенствовании этих способностей при обучении русскому языку в 10—11-м классах.

2. Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения

Указанные результаты обучения по русскому языку в основном связаны с коммуникативными умениями надпредметного уровня, что отражает основные цели обучения предмету в 10 - 11 классах, направленные на коммуникативную подготовку выпускников к дальнейшей жизни, где коммуникативные способности во многом будут определять социальную и профессиональную успешность человека.

Основные коммуникативные умения, которые целенаправленно отрабатываются в курсе русского языка в 10 - 11 классах и являются основой метапредметных результатов обучения, можно разделить на следующие группы: 1) информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования; 2) создание устного и письменного речевого высказывания;

3) соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения.

Умения каждой группы постепенно и поэтапно отрабатываются в основной школе1, а затем в 10 - 11 классах развиваются и совершенствуются в связи с реализацией коммуникативной направленности курса, призванного усилить метапредметный статус родного языка, свободное владение которым является условием успешного обучения в старшей школе и дальнейшей социализации выпускника «во взрослой жизни». При этом работа в старших классах строится на основе осмысления важнейших положений современной теории коммуникации и анализа собственного речевого опыта школьника в овладении коммуникативными умениями, основными из которых являются следующие:

  1. Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования. Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и основные виды аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного его содержания, с выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информаци - онных носителях; использовать ресурсы Интернета, опираясь при этом на специфические возможности гипертекста; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку, в том числе в режиме онлайн; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности (например, при составлении рабочих материалов при выполнении проектных заданий, при подготовке докладов, рефератов).

  2. Создание устного и письменного речевого высказывания. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально­культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально­бытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера (основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов и т. п.); в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи и т. д.); строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка (например, взаимосвязь единиц языка); владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания (устные и письменные) с опорой на полученные речеведческие знания.

  3. Соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения. Применять в практике устного/письменного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, а также орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически уместно использовать языковые единицы в речи; соблюдать коммуникативные и этические нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; определять цель речевого общения, учитывать коммуникативные намерения партнёра и выбирать адекватные стратегии коммуникации; прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, учитывая основные положения современной теории коммуникации; уметь выслушивать разные мнения и учитывать интересы участников группы в процессе коллективной работы; обосновывать собственную позицию, оценивать разные точки зрения и вырабатывать единое мнение, договариваться и приходить к общему решению; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе речевого общения, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников; принимать активное участие в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться/не соглашаться с мнением оппонента, применяя при этом основные этические правила речевого этикета.

3. Универсальные учебные действия

Коммуникативные умения, которые отрабатываются на уроках русского языка, являются основой формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и напрямую соотносится с универсальными учебными действиями (коммуникативными, познавательными, регулятивными). Вот почему основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и речевые правила поведения и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую ин - формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Следовательно, основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе изучения родного языка в школе.

Надпредметный, междисциплинарный характер не только метапредметных, но и основных предметных результатов обучения по русскому языку, непосредственно связанных с совершенствованием речемыслительных способностей старшеклассников, определяет и необходимость целенаправленной отработки на уроках русского языка универсальных учебных действий, важнейшими из которых на завершающем этапе обучения русскому языку в школе являются следующие.



Универсальные учебные действия

  1. Извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или электронном виде на различных информационных носителях; адекватно понимать прочитанное/прослушанное высказывание, осознанно используя разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного его содержания, с выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; перерабатывать, систематизировать прочитанную/прослушанную информацию и предъявлять её разными способами: в виде устного пересказа, сообщения, плана (простого, сложного; вопросного, назывного, тезисного; плана-конспекта), конспекта, реферата, аннотации, схемы, таблицы, рисунка и т.п.; определять основную и второстепенную информацию в процессе чтения и аудирования; проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и Интернет; использовать персональный компьютер для сбора, классификации и хранения информации, необходимой для выполнения учебных задач, использования в речи, проведения мини-исследований, а также для подготовки сообщений, докладов, выступлений, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов.

  2. Создавать коммуникативно успешные устные/письменные высказывания в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; точно, правильно, логично, аргументиррованно и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные языковые нормы устной и письменной речи; предъявлять собранную научно-учебную информацию в форме устных/письменных высказываний, а также в электронном виде на различных информационных носителях; выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом, защищать реферат, исследовательскую проектную работу, используя заранее подготовленный текст и мультимедийную презентацию.

  3. Анализировать и оценивать речевую ситуацию, определяя цели коммуникации, учитывая коммуникативные намерения партнёра и выбирать адекватные стратегии коммуникации, прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, опираясь на основные постулаты современной теории коммуникации; оценивать речевые высказывания, в том числе и собственные, с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; различать разные виды нарушения языковых, коммуникативных и этических норм в ходе устного общения, в том числе орфоэпические, грамматические ошибки и речевые недочёты; фиксировать замеченные в процессе речевого взаимодействия нарушения норм и тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников; формулировать в разных формах (констатация, рекомендация, размышления и т.п.) аргументированные выводы по итогам сопоставления творческих работ, презентаций, докладов и проектов учащихся.

  4. Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, свободно и правильно

излагая свои мысли в устной и письменной форме и соблюдая коммуникативные и этические нормы речевого поведения; чётко выражать свою позицию и отстаивать её, соглашаясь/не соглашаясь с мнением оппонента и применяя основные этические правила речевого

взаимодействия.

  1. Самостоятельно проводить небольшое по объёму исследование:

выбирать тему мини-исследования, формулировать проблему, ставить и адекватно формулировать цель деятельности с учётом конечного результата (подготовка сообщения, доклада, мультимедийной презентации, реферата, проекта и т. п.), планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие основной тезис; осуществлять контроль за ходом выполнения работы, соотносить цель и результат проведённого исследования; оценивать достигнутые результаты и адекватно

формулировать их в устной/письменной форме.

  1. Организовывать совместную учебную деятельность, строить

продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, соблюдая коммуникативные и этические правила поведения и предупреждая коммуникативные неудачи в речевом общении; обсуждать, формулировать и сообща корректировать общие цели коллективной учебной деятельности и цели индивидуальной работы в составе группы, последовательно выполнять при этом индивидуальную задачу и соотносить её с общими целями коллективной учебной работы; обсуждать, составлять и корректировать план совместной групповой учебной деятельности, распределять части работы среди членов группы, учитывая общие и индивидуальные задачи проводимого мини-исследования, соблюдать намеченную последовательность действий в процессе коллективной исследовательской деятельности; поэтапно оценивать коллективную и индивидуальную учебную деятельность членов группы, выполняющих совместную работу; выявлять основные проблемы, связанные с индивидуальной и групповой учебной деятельностью, устанавливать причины этих проблем и предлагать пути их устранения.

  1. Свободно владеть учебно-логическими умениями: определять объект анализа; проводить анализ, классификацию, сопоставление, сравнение изученных явлений, определять их существенные признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родовидовых определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и речевыми фрагментами; выполнять индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать информацию разными способами и т. п.


Содержание учебного материала

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений

в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности

Язык и культура (2ч)

Русский как составная часть национальной культуры

(2 ч)

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая

(повторение).

Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем

человеческого опыта, культурно-исторической информации.


Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации,

средство формирования личности.

*Анализ языковых единиц (слов,

фразеологизмов), которые хранят «следы» национальной культуры.

*Отражение в языке материальной и духовной культуры народа (реального мира,

окружающего человека, условий его жизни;

общественного самосознания народа, его менталитета, национального характера, образа жизни, традиций, обычаев, морали, системы ценностей, мироощущения).


*Прецедентные имена или тексты как важнейшее явление, которое имеет

культурологическую ценность и изучается современной лингвокультурологией.

*Элементарный анализ примеров

прецедентных имён и текстов, имеющих культурологическую ценность.

Функциональная стилистика (14ч)

Функциональные разновидности русского языка

(2ч)

Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей

литературного языка в их взаимном

соотношении и взаимодействии.

*Объяснение целесообразности обращения к стилистике на заключительном этапе

изучения родного языка в школе.

Современное учение о функциональных разновидностях языка.

Функциональные разновидности языка:

разговорная речь, функциональные стили

(официально-деловой, научный,

публицистический), язык художественной

литературы (повторение изученного).

Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка.

*Обобщение опыта стилистического анализа текстов разных функциональных

разновидностей языка.

Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка:

экстралингвистических (сфера применения,

основные функции речи) и лингвистических факторов (основные особенности речи,

типичные языковые средства).

Установление принадлежности текста к определённой функциональной

разновидности, подстилю, жанру речи (на

основе изученного ранее).

Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и

стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения.

Установление принадлежности текста к определённому речевому жанру (простые и ясные случаи).

*Создание собственного речевого

высказывания (устного или письменного) в рамках заданной функциональной

разновидности и речевого жанра.

Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова

нейтральные, книжные, разговорные.

*Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.

Дифференциация нейтральной, книжной

разговорной лексики.

*Составление и подбор синонимического ряда, состоящего из стилистических и семантико­стилистических синонимов (без введения

терминов).

Разговорная речь (2ч)

Сфера применения разговорной речи:

разговорно-бытовая.

Основная функция разговорной речи:

общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями.

Основные разновидности разговорной

речи: разговорно-официальный и

разговорно-бытовой подвиды.

Основные признаки разговорной речи:

непринуждённость, непосредственность,

неподготовленность; эмоциональность,

экспрессивность; прерывистость и

непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль










* Объяснение основных

экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков разговорной речи.

Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю)

разговорной речи.

*Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при устном общении.



интонации, мимики и жестов при устном обще­нии.


Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с

эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных,

восклицательных, вопросительных

предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей,

неоформленность предложений, разрывы

вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).

Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в разговорной речи; уместное их употребление в собственном речевом высказывании данного стиля речи.



Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.

* Новые жанры разговорной речи,

реализующиеся с помощью интернет-

технологий: СМС-сообщение, чат-общение и

др. * Особенности организации диалога

(полилога) в чате. * Основные правила речевого поведения в процессе чат-общения.

* Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве .

Характеристика наиболее распространённых жанров разговорной речи.

Составление устного рассказа на заданную тему с использованием элементов разговорной речи.

*Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров разговорной речи. *Формулирование основных правил построения речи и речевого поведения в рамках общения в интернет-пространстве.

Официально-деловой стиль (2ч)

Сфера применения: административно­

правовая.

Основные функции официально-делового

стиля: сообщение информации, имеющей

практическое значение, в виде указаний, инструкций.

Основные разновидности (подстили)

официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно -

канцелярский.

Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-

долженствующий характер); стандартность., точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.

Объяснение основных

экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков официально-делового стиля.

Анализ речевых образцов официально­делового стиля речи с точки зрения

проявления в них основных признаков данного стиля речи. * Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.

* Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю)

официально-делового стиля.

Языковые средства официально-делового стиля: лексические (слова в прямом значении, профессиональные термины, слова с

официально-деловой окраской, сочетания

терминологического характера, речевые клише, общественно-политическая лексика;

отглагольные существительные, языковые штампы; сложносокращённых слов, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики),

морфологические (преобладание имени над местоимением; употребительность

отглагольных существительных на -ени(е) и с приставкой не-, отымённых предлогов,

составных союзов, числительных),

синтаксические (усложнённость синтаксиса - сложные синтаксические конструкции;

предложения с причастными оборотами, большим количеством однородных членов; преобладание повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций с отымёнными предлогами и отглагольными существительными,

употребление сложных предложений с чётко выраженной логической связью; прямой порядок слов).

* Наблюдение за использованием

лексических, морфологических и

синтаксических средств в текстах официально­делового стиля; уместное их употребление в собственных речевых высказываниях данного стиля речи.

Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль:

постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль:

международный договор, соглашение,

конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция,

резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол

допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.

*Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров официально-делового стиля речи.

Научный стиль речи (3ч)

Сфера применения: научная.

Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной

аргументации. Основные разновидности

(подстили) научного стиля: собственно

Объяснение основных

экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков научного стиля речи.

Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю)

научный, научно-информативный, научно-

справочный, научно-учебный, научно­

популярный.

Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер

использования языковых средств.

научного стиля речи.

Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьных учебников, статьи, лекции, словари, справочные пособия, энциклопедии, устные ответы на уроке, инструкции и др.) с точки зрения проявления в них основных при­знаков данного стиля речи. Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам.

Языковые средства научного стиля:

лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического

характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно­эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм

родительного падежа, употребление

единственного числа в значении

множественного, частотность имён

числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных,

неопределённо-личных, безличных

конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов).

Термины и их употребление в текстах научного стиля речи.

* Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в научного стиля; уместное их употребление в собственном речевом высказывании данного стиля речи.

Лексический анализ слов-терминов.

Основные жанры научного стиля: собственно научный подстиль: монография, научная статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация; научно­

информативный подстиль:

реферат, тезисы, аннотация, патентное описание;

научно-справочный подстиль: словарь,

словарная статья, справочник, научный

комментарий к тексту библиография; научно­учебный подстиль: учебник, учебное пособие, лекция, рецензия; сообщение, доклад ученика; научно-популярный подстиль: статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа.

Характеристика наиболее распространённых жанров научного стиля речи.

Текст школьного учебника как образец научно­учебного подстиля научной речи .

План и конспект как форма передачи содержания научного текста.

*Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи.

Словарная статья как текст научно­

справочного подстиля научного стиля. Виды

Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров научного стиля речи (научно - учебный, научно-справочный, научно­информативный и научно популярный

подстили). Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного,

изучающего) в зависимости от коммуникатив-

лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение). Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля.

Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.

ной задачи. Передача содержания научного текста в виде плана, тезисов, конспекта. Применение рациональных приёмов работы со словарями в поисках необходимой

информации (в том числе и с Интернет- словарями и справочниками).

Устный или письменный пересказ научного текста; создание устного или письменного текста-рассуждения на заданную

лингвистическую тему и др.

Публицистический стиль речи (2ч)

Сфера применения: общественно­

политическая.

Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на

слушателей и читателей.

Основные разновидности (подстили)

публицистического стиля: газетно­публицистический, радио- и

тележурналистский,

ораторский, рекламный.

Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоцио­нальность, оценочность, призывность;

чередование экспрессии и стандарта.

Объяснение основных

экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков публицистического стиля речи.

* Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю)

публицистического стиля речи.

Анализ речевых образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.

Языковые средства публицистического стиля: лексические (торжественная лексика,

общественно-политическая лексика и

фразеология; публицистические речевые

штампы, клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких

эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологичес­кие (активное использование личных

местоимений 1-го и 2-го лица и

соответствующих форм глагола; единственного числа в значении множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на -омый и т. д.), синтаксические

(распространённость экспрессивных

конструкций: восклицательных предложений, риторических вопросов, вводных слов;

обратный порядок слов, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по

законам градации - усиления значения; парцелляция; повторы слов и союзов).

* Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах публицистического стиля; уместное их использование в собственных речевых высказываниях, создаваемых в рамках

публицистического стиля речи.

Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистический подстиль:

информационные: заметка, информационная

статья, репортаж, интервью, отчёт;

аналитические: беседа, проблемная статья,

корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-,

* Характеристика наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи. *Обобщение собственного речевого опыта анализа речевого высказывания в рамках типовых жанров публицистического стиля речи.

*Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), небольшой по объему

тележурналистский подстиль: интервью,

пресс-конференция, встреча «без галстука», телемост; ораторский подстиль: публичное выступление на митинге, собрании; дебаты, напутственная речь, тост; рекламный

подстиль: очерк, объявление-афиша, плакат, лозунг.

проблемной статьи, репортажа-повествования о событии (посещении театра, экскурсии, походе), репортажа-описания памятника

истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Язык художественной литературы (3ч)

Сфера применения: художественная

(произведения художественной литературы). Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей.

Основные разновидности языка худо­жественной литературы: лирика, эпос,драма. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность;

эмоциональность, экспрессивность,

индивидуализированность; подчинённость

использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей.

Объяснение основных

экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков языка художественной литературы. *Установление принадлежности текста к определённой разновидности языка

художественной литературы.

Анализ отрывков из художественных

произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.

Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие

шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).




Троп как это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью создания образа. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха,

олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др.

Фигуры речи (риторические фигуры,

стилистические фигуры) — обороты речи, которые образуются путём особого

стилистически значимого построения

словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза, умолчание, эллипсис,

градация, парцелляция, хиазм, анафора,

эпифора и др.

Наблюдение за использованием в

художественных текстах изобразительно­выразительных языковых средств:

фонетических (звукопись),

словообразовательных (индивидуально­авторские неологизмы, повторы слов),

лексических и фразеологических,

морфологических, синтаксических

(односоставные, неполные предложения, обра­щения, прямая речь, диалоги и т. д.). Использование тропов и фигур речи для

создания образности художественной речи (обобщение).

Работа со словариком «Тропы и фигуры речи».

* Лингвистический анализ отрывков из худо­жественных произведений, выразительное

чтение этих фрагментов.

Основные жанры художественной

*Характеристика наиболее распространённых

литературы: лирика: ода, сонет, элегия, гимн, мадригал, эпиграмма; эпос: рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе, биография; драма: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

жанров языка художественной литературы. *Обобщение собственного речевого опыта анализа языка художественной литературы.

Культура речи (10 ч)

Культура речи как раздел лингвистики (2ч)

Культура речи как раздел лингвистики, в

котором изучаются нормы русского

литературного языка (орфоэпические,

лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого

высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной

разновидности языка и в соответствии с

речевой ситуацией общения.

Культура речи как владение нормами

литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать

языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;

соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.

Объяснение важности овладения навыками культуры речи для каждого носителя языка.

Основные компоненты культуры речи:

языковой (или нормативный, состоящий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с

коммуникативными задачами речевого

общения) и этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения).


Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность

коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность, уместность, содержательность,

логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость.

*Объяснение соотношения понятий

«компоненты культуры речи» и «качества речи» (языковой компонент - правильность речи; коммуникативный компонент (точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство,

выразительность речи; этический компонент чистота, вежливость речи).

Языковой компонент культуры речи (3ч)

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила

использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов,

словосочетаний, предложений).

Осмысление накопленного опыта применения языковых норм в собственной речевой практике.

Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные

Соблюдение основных норм современного литературного произношения: произношение

(орфоэпические, интонационные), лексические, грамматические (морфологические,

синтаксические), правописные

(орфографические, пунктуационные). Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.).

безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения

иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Интонационный анализ предложений. Выразительное чтение текста с соблюдением основных интонационных норм.

Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистической окраски.

Нормативное употребление форм слова, построение словосочетаний разных типов, пра­вильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим.

Применение орфографических и

пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические,

грамматические словари; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические

словари русского языка и др.

Работа с нормативными словарями русского языка: орфографическими, орфоэпическими, грамматическими словарями; словарями

лексических трудностей русского языка; словарями паронимов, синонимов, антонимов, фразеологическими словари русского языка и

др.

Правильность как качество речи, которое состоит в соответствии её принятым нормам литературного языка и достигается благодаря знанию этих норм и умению их применять при построении устного и письменного речевого

высказывания.

Оценка правильности устного и письменного высказывания. Исправление ошибок,

связанных с правильным употреблением слов и грамматических конструкций в устной и письменной речи.

Коммуникативный компонент культуры речи (3ч)

Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения - важное требование культуры речи.

Осмысление накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой практике.

Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность как требование правильности словоупотребления, умения

выбирать необходимый синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др. Уместность как строгое соответствие речи, условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности языка; как

Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка с точки зрения соот­ветствия их критериям точности, уместности, содержательности, логичности, ясности,

богатства и выразительности речи.

Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения.




способность пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения.

Содержательность речи как наличие в высказывании чётко выраженных мыслей,

чувств, стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса, позволяющего человеку адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей,

Логичность речи как логическая

соотнесенность высказываний или частей одного высказывания, связность мыслей,

ясный композиционный замысел текста.

Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие и понимание высказывания при сложности его содержания. Ясность речи связана с умением говорящего (пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия, максимально

учитывая при этом знания и речевые навыки собеседника.

Богатство как коммуникативное качество

речи, которое определяется способностью выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами, используя разнообразные языковые средства (лексические, грамматические, интонационные, стилистические и др.). Лексико­

фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как

источник богатства речи.

Выразительность как качество речи,

состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи использованием разнообразных

изобразительных средств языка (тропов, риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз и др. Выразительные возможности фонетики,

интонации, лексики, фразеологии, грамматики. Невербальные средства выразительности

(жесты, мимика, пантомимика).


* Неуместное, стилистически не оправданное употребление тропов, излишнее

украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля как недостаток речи.

* Анализ примеров неуместного, стилис­тически не оправданного употребления тропов, излишнего украшательства речи,

использования слов, не сочетающихся в

рамках одного стиля.

Этический компонент культуры речи (2ч)

Этический компонент культуры речи как

применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разго-

Осмысление накопленного опыта применения этических норм поведения в собственной речевой практике.


вор на «повышенных тонах» в процессе общения.


Речевой этикет как правила речевого поведения (обобщение изученного).

Применение норм речевого этикета в учебной и бытовой сферах общения.

Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам поведения. Это качество речи предполагает знание речевого этикета и умение применять его в разных ситуациях общения; желание и внутреннюю потребность человека общаться

доброжелательно, учтиво, благопристойно в любых обстоятельствах; способность

уважительно относится к собеседнику даже в непростой ситуации общения.

Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка с точки зрения соответствия их критериям чистоты и

вежливости речи.

  • Соблюдение правил речевого поведения во

время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия). * Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником,

вежливого отказа в выполнении просьбы.

  • Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута, дискуссии.

* Соблюдение правил речевого поведения при проведении диспута (дискуссии) на заданную тему.

Повторение в конце учебного года (3ч)

Повторение и обобщение изученного в 5 - 9 классах, подготовка к ЕГЭ

(6ч + в течение всего года)


Тематическое планирование


Базовый уровень - 34 ч (1 час в неделю) (31 ч.)


Тема

Количество часов

Количество

контрольных работ

Язык и культура (2 ч)


1. Русский язык как составная часть национальной культуры

2

1

Функциональная стилистика (14 ч)

2. Функциональные разновидности русского языка

2


3. Разговорная речь

2


4. Официально-деловой стиль

2


5. Научный стиль речи

3(2)


6. Публицистический стиль речи

2


7. Язык художественной литературы

3 (2)

1

Культура речи (10 ч)


8. Культура речи как раздел лингвистики

2


9. Языковой компонент культуры речи

3(2)


10. Коммуникативный компонент культуры речи

3(2)


11. Этический компонент культуры речи

2


Повторение в конце учебного года

3(2)

1

Повторение и обобщение изученного в 5 - 9 классах, подготовка к ЕГЭ

6 ч. в течение всего учебного года года)




Воспитательный потенциал предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

1. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

2. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Содержание (разделы, темы)

Количество

часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Язык и культура. (2 ч. + 1 ч. к\р+ 1 ЕГЭ)

1,2

Язык как составная часть национальной культуры

2

07.09

14.09


3

Контрольная работа №1

1

21.09



1.Подготовка к ЕГЭ


28.09


Функциональная стилистика (14 ч. + 1 ЕГЭ+ 1к\р)

4,5

Функциональные разновидности русского языка

2

05.10

12.10


6

Разговорная речь

1

19.10


7,8

Официально-деловой стиль речи

2

26.10

09.11


9,10


Научный стиль речи


3(2)


16.11

23.11


11,12

Публицистический стиль речи

2


30.11

07.12


13,14

Язык художественной литературы

3(2)

14.12

21.12


15

Контрольная работа №2

1

28.12


16

2.Подготовка к ЕГЭ

1

11.01


Культура речи (10 ч(7ч.) +1 ЕГЭ)

17,18

Культура речи как раздел лингвистики

2

18.01

25.01


19-20

Языковой компонент культуры речи

3(2)

01.02

08.02


21-22

Коммуникативный компонент культуры речи

3(2)

15.02

22.02


23-24

Этический аспект культуры речи

3(2)

01.03

15.03


25

3.Подготовка к ЕГЭ

1

22.03


Повторение (3ч.(2ч) +3 ЕГЭ+ 1к\р)

26-27

Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах

3(2)

05.04

12.04


28

4. Подготовка к ЕГЭ

1

19.04


29

Контрольная работа №3

1

26.04


30

5. Подготовка к ЕГЭ

1

17.05


31

6. Подготовка к ЕГЭ

1

24.05


IV. Нормы оценок по предметам в основной школе

4.1. Оценивание результатов обучения по русскому языку

4.1.1 Оценивание устных ответов учащихся (учитывается полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа).


Оценка

Требования по основным критериям

Полнота и правильность ответа

Степень осознанности, понимания

Языковое оформление ответа


«5»

Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.

Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.

Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


«3»

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.

Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.



«2»

Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

4.1.2. Оценивание диктантов (учитывается орфографическая и пунктуационная грамотность).

4.1.2.1. Оценивание контрольного словарного диктанта

«5» - ошибки отсутствуют.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

«2» - 5 и более ошибок.

4.1.2.2. Оценивание других видов диктантов.

При оценке диктантов важно учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в случаях трудного различия не и ни;

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще, колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды). Первые три однотипных ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущено несколько ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной оценкой.

Нормы оценки за диктант.

Отметка. Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6.

4.1.3. Оценивание комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания. Выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

Оценивание выполнения дополнительных заданий:

«5» - ученик выполнил все задания верно,

«4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий,

«3» - выполнено не менее половины заданий,

«2» - выполнено менее половины заданий.

4.1.4. Оценивание изложений и сочинений (учитывается умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания).

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли;

  2. полнота раскрытия темы;

  3. правильность фактического материала;

  4. последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта

Допускается:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и остаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов

Допускаются ошибки:

2/2, или 1/3, или 0/4, а также две грамматические

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов

Допускаются ошибки:

4/4, или 3/5, или 0/7

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются ошибки:

7/7, или 6/8, или 5/9, или 8/6, а также 7 грамматических


При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного выше, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы (повышение количество допустимых оценок на указанное число единиц). При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.



Лист корректировки рабочей программы



п/п

Тема урока

Количество часов-


Причины корректировки

Способы коррекции

Приказ о корректировке рабочих программ

По плану

По факту


























































































































1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!