СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 10-12 класс (ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи и установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 10-12 класс (ФГОС)»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


РУССКИЙ ЯЗЫК


10 - 12 КЛАСС


  1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ (цели, задачи, УУД)


Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи и установки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Цели обучения. Курс русского языка в средней школе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку, признание ценности российско-монгольского сотрудничества в сфере образования;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.


Задачи обучения русскому языку в средней школе состоят в том, чтобы:

  • дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

  • пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

  • формировать и развивать следующие предметные компетенции: коммуникативную, языковую и лингвистическую (языковедческую), культуроведческую компетенцию;

  • формировать ИКТ-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.


В программе на первый план выдвигается практическая цель – формирование и совершенствование культуры речи учащихся старших классов, сопутствующая цель - повторение и обобщение курса основной школы для эффективной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку (в формате ОГЭ и ЕГЭ). Структура курса разработана в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, предполагающего изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью.

Итогом освоения программы является государственная итоговая аттестация (основной государственный экзамен) по русскому языку в конце 10 класса и государственная итоговая аттестация (единый государственный экзамен) по русскому языку по окончании 12 класса.


Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (универсальные учебные действия).


Формирование УУД

10-12 КЛАСС

Личностные

1) осознание феномена языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, понимание роли русского языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

6) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

7) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.


Регулятивные

1) умение самостоятельно определять цели учебной деятельности (индивидуальной и коллективной) и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) способность применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) способность оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

4) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Познавательные

1) сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, о связи языка и культуры народа; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

3) сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

6) способность выявлять в текстах темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

7) владение умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

8) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Коммуникативные

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

3) умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

5) владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

6) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

7) способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

8) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.




  1. СОДЕРЖАНИЕ


10 КЛАСС

3 часа в неделю × 33 недели = 99 часов



10.1. О ЯЗЫКЕ

Русский язык – национальный язык русского народа.


10.2. РЕЧЬ

10.2.1. Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.

10.2.2. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

10.2.3. Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением; рецензия.

10.2.4. Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.


10.3. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 – 9 КЛАССАХ

10.3.1. Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).

10.3.2. Лексическое и грамматическое значение слова.

10.3.3. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

10.3.4. Основные правила правописания.


Синтаксис сложного предложения


10.4. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

10.4.1. Сложное предложение и его признаки.

10.4.2. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.


10.5. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

10.5.1. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).

10.5.2. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

10.5.3. Запятая между частями сложносочиненного предложения.


10.6. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

10.6.1. Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.

10.6.2. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия).

10.6.3. Место придаточного предложения по отношению к главному.

10.6.4. Предложения с несколькими придаточными.

10.6.5. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.


10.7. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

10.7.1. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

10.7.2. Интонация бессоюзного сложного предложения.

10.7.3. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


10.8. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

10.8.1. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

10.8.2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи.


10.9. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ



11 КЛАСС

1 час в неделю × 33 недели = 33 часа


11.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

11.1.1. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

11.1.2. Три периода в истории русского языка. Язык и история народа.

11.1.3. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.


11.2. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА СРЕДСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

11.2.1. Единицы языка. Уровни языковой системы. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

11.2.2. Словари русского языка. Разделы науки о языке. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в формате ЕГЭ).


11.3. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

11.3.1 Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике и орфоэпии. Особенности русского словесного ударения. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

11.3.2. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Фонетический разбор. Орфоэпический минимум для подготовки к ЕГЭ.


11.4. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

11.4.1. Обобщение, систематизация и углубление знаний и умений по лексике и фразеологии. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

11.4.2. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая (нейтральная) лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

11.4.3. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

11.4.4. Русская фразеология. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексические и фразеологические словари. Лексический разбор. Задания ЕГЭ по лексике и фразеологии.


11.5. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

11.5.1. Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по морфемике и словообразованию. Понятие морфемы. Виды морфем. Основные способы словообразования.

11.5.2. Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Морфемный и словообразовательный разбор.


11. 6. МОРФОЛОГИЯ

11.6. 1. Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

11.6.2. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Морфологический разбор частей речи. Задания ЕГЭ по грамматике и орфографии.


11.7. ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ

11.7. 1. Текст, его строение и виды его преобразования. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Абзац.

11.7.2. План, тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат, рецензия. Анализ текста (задания ЕГЭ).


11.8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

11.8.1. Функциональные стили речи и их особенности. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.

11.8.2. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Использование учащимися средств научного стиля.


11.9. ПОВТОРЕНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

11.9.1. Принципы русской орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

11.9.1. Совершенствование навыка применения основных типов и видов орфограмм: чередующихся гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках, -н- и -нн- в разных частях речи; употребление ъ и ь.

11.9.3. Слитное и раздельное написание не и ни в разных частях речи, употребление дефиса, слитные и раздельные написания слов. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.


11.10. РЕЗЕРВНЫЙ УРОК



12 КЛАСС

1 час в неделю × 33 недели = 33 часа


12.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

12.1.1. Язык и общество. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

12.1.2. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.

12.1.3. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.


12.2. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА СРЕДСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

12.2.1. Уровни языковой системы. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

12.2.2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в формате ЕГЭ).


12.3. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике и орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Орфоэпический минимум для подготовки к ЕГЭ.


12.4. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

12.4.1. Обобщение, систематизация и углубление знаний и умений по лексике и фразеологии. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Межстилевая (нейтральная) лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

12.4.2. Русская фразеология. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Задания ЕГЭ по лексике и фразеологии.


12.5. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по морфемике и словообразованию. Морфемный и словообразовательный разбор. Задания ЕГЭ по морфемике и словообразованию.


12. 6. МОРФОЛОГИЯ

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по морфологии. Нормативное употребление форм слова. Задания ЕГЭ по морфологии и орфографии.


12.7. ПОВТОРЕНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

12.7.1. Совершенствование навыка применения основных типов и видов орфограмм: -н- и -нн- в разных частях речи; слитное и раздельное написание не и ни в разных частях речи, употребление дефиса, слитные и раздельные написания слов.

12.7.2. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.


12.8. СИНТАКСИС

12.8.1. Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по синтаксису. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; синонимические по значению словосочетания. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

12.8.2. Двусоставное предложение. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения (прямое и косвенное дополнение, согласованное и несогласованное определение, приложение как особый вид определения, обстоятельства).

12.8.3. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

12.8.4. Однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.

12.8.5. Распространенное обращение. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.

12.8.6. Сложносочиненное и сложноподчиненные предложения. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Сложные предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.

12.8.7. Синтаксические синонимы, их текстообразующая роль. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения. Задания ЕГЭ по синтаксису и пунктуации.


12.9. ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ

12.9.1. Текст, его строение и виды его преобразования. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Абзац.

12.9.2. Анализ текста (задания ЕГЭ).


12.10. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

12.10.1. Функциональные стили речи и их особенности. Назначение публицистического стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля. Жанры публицистики. Устное выступление, дискуссия.

12.10.2. Назначение официально-делового стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и синтаксические особенности официально-делового стиля.

12.10.3. Разговорная речь, ее особенности. Экспрессивные выразительные средства.

12.10.4. Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Использование средств различных стилей речи в художественном тексте.


12.11. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речевая ситуация. Культура устной и письменной речи. Качества культурной речи: правильность, точность, ясность, информативность, логичность, богатство, выразительность. Этический аспект культуры речи.


12.12. ПОВТОРЕНИЕ. ПУНКТУАЦИЯ

12.12.1. Принципы русской пунктуации. Написания, подчиняющиеся смысловому (логическому), грамматическому (синтаксическому) и интонационному принципам русской пунктуации.

12.12.2. Совершенствование навыка применения пунктуационных правил: тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении; пунктуация при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; конструкции, грамматически не связанные с членами предложения; пунктуация в многокомпонентных сложных предложениях; оформление прямой речи.

12.12.3. Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок.


12.13. РЕЗЕРВНЫЙ УРОК



  1. МЕТОДИКА И ТСО


    1. Стратегия преподавания


Стратегическая цель обучения – это предусматриваемый, планируемый результат коллективных педагогических усилий и действий, который приводит к качественным изменениям в образовательном процессе, способствует дальнейшему успешному саморазвитию и самовоспитанию обучающихся.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе системно-деятельностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – это знания, умение и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.


Формы организации учебного процесса:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.



    1. ТСО, оборудование


Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Использование ТСО на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала, использовать разнообразить иллюстративно-информационный материал.


Перечень ресурсного обеспечения


  1. Персональный компьютер с доступом в сеть Интернет.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран.

  4. МФУ.

  5. CD «Орфографический практикум. Интерактивное учебное пособие по русскому языку». ИД «Равновесие», М. – 2004.

  6. Программно-методический комплекс «Русский язык», - СПб. – 2007.

  7. Мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы». Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост.: Т.А. Захарова, И.А. Меховская и др. – М.: «Планета», 2011.


Интернет– ресурсы


  1. htpp//www.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  3. htpp//edu.1september.ru

  4. www.scool.edu.ru

  5. wtpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  6. wttp://ege.go-test.ru/ege/rus/

  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  9. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

  10. http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  11. http://www.efremova.info/-Толковый словарь Ефремовой

  12. http://old.kpfu.ru/infres/slovar1/-Словообразовательный словарь

  13. http://www.vidahl.holm.ru/-В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов)

  14. http://ozhegov.info/slovar/-Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова

  15. examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2021/ - Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: онлайн-курс

  16. www.fipi.ru/.../publikaciya-proektov-demoversiy-kim-ege-i-oge-2021-g - Публикация демоверсий ЕГЭ и ОГЭ



    1. Особенность преподавания предмета


Русский язык – базовая учебная дисциплина области «Филология». В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Актуальность изучения предмета в том, что русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что обучение русскому языку происходит в условиях работы с иностранными учащимися, в программе усилен аспект культуры речи, что позволяет свободно входить в иную культурной среду. Грамматика в таком случае важна как условие того, чтобы люди понимали других людей.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.



  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» (высокий уровень) ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» (повышенный уровень) ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» (базовый уровень) ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» (низкий уровень) ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для 10 класса – 150-170 слов, для 11 и 12 класса – 170-200 слов (при подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти (полугодия) и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» (высокий уровень) выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» (повышенный уровень) выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «3» (базовый уровень) может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» (низкий уровень) выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных (грамматических) заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» (высокий уровень) ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» (повышенный уровень) ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» (базовый уровень) ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Отметка «2» (низкий уровень) ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения в старших классах – 350-450 слов. Рекомендуемый (примерный) объем сочинений для 10 класса – 3 – 4 страницы, для 11 класса – 4 – 5 страниц, для 12 класса – 5 – 7 страниц. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: - разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка «5» (высокий уровень)

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Отметка «4» (повышенный уровень)

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Отметка «3» (базовый уровень)

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Отметка «2» (низкий уровень)

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

Отметка «5» (высокий уровень) - 90 – 100 %;

Отметка «4» (повышенный уровень) - 75 – 89 %;

Отметка «3» (базовый уровень) - 60 – 74 %;

Отметка «2» (низкий уровень) - менее 60 %.

Оценка зачетных работ

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

Итоговая оценка

За учебную четверть (полугодие) и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!