Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карамышевская средняя общеобразовательная школа»
Змеиногорского района Алтайского края
(МБОУ «Карамышевская СОШ»)
Согласовано Педагогическим советом протокол № от «____» __________ 2021 года | Утверждено Директор МБОУ «Карамышевская СОШ» _______________ Е.А.Крёкова приказ № от «____» __________ 2021 года |
Рабочая программа
по русскому языку для 10-11 класса
среднего общего образования (углубленный уровень)
на 2021-2023 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Крёкова Евгения Алексеевна
Карамышево, 2021
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе программы курса "Русский язык" 10-11 классы. Углублённый уровень (Автор-составитель В.В.Бабайцева.—М.:Дрофа,2017.
Рабочая программа реализуется через УМК:
1) Бабайцева В.В. "Русский язык". 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень: в 2 ч./ М.: Дрофа, 2017
2) Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Сальникова О.А. Русский язык. Углубленный уровень. 10–11 классы. Методическое пособие М.: Дрофа, 2015
Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане ОО:
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 70 учебных часов в 10 классе (35 учебных недель) и 68 учебных часов в 11 классе (34 учебные недели).
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
Авторская программа рассчитана на 3 часа в неделю. Так как в учебном плане на изучение предмета отведено 2 часа, то программа сокращена на 1 час.
2. Планируемые образовательные результаты
Углублённый уровень изучения русского языка в 10—11 классах предполагает достижение выпускниками средней(полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
1)бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3)осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
4)осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическим и операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
4)умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т.д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
Продвижение учащихся в освоении курса русского (родного)языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки—только на качественном уровне.
3. Содержание
класс
I. Вспомним изученное
II. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке
Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь
и слово. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.
III. Русский язык — один из богатейших языков мира
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др. Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С.Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Вспомним изученное | 6 |
3. | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 9 |
4. | Русский язык — один из богатейших языков мира | 54 |
| Итого: | 70 |
11 класс
I. Введение
Вводный урок
II. Источники расширения словарного состава современного русского языка
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
III. Принципы русского правописания
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
IV. Повторение изученного
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 6 |
3. | Принципы русского правописания | 7 |
4. | Повторение изученного | 54 |
| Итого: | 68 |
4. Тематическое планирование, 10 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Вводный урок | 1 |
| Вспомним изученное | 6 |
2 | Вспомним изученное | 1 |
3 | Вспомним изученное | 1 |
4 | Вспомним изученное | 1 |
5 | Вспомним изученное | 1 |
6 | Вспомним изученное | 1 |
7 | Вспомним изученное | 1 |
| Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 9 |
8 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
9 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
10 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
11 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
12 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
13 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
14 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
15 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
16 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке | 1 |
| Русский язык — один из богатейших языков мира | 54 Из них: |
| Русский язык — один из богатейших языков мира | 2 |
17 | Русский язык — один из богатейших языков мира | 1 |
18 | Русский язык — один из богатейших языков мира | 1 |
| Текст | 9 |
19 | Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. | 1 |
20 | Текст | 1 |
21 | Текст | 1 |
22 | Текст | 1 |
23 | Текст | 1 |
24 | Текст | 1 |
25 | Текст | 1 |
26 | Текст | 1 |
27 | Текст | 1 |
| Типы речи | 6 |
28 | Типы речи | 1 |
29 | Типы речи | 1 |
30 | Типы речи | 1 |
31 | Типы речи | 1 |
32 | Типы речи | 1 |
33 | Типы речи | 1 |
| Устная и письменная формы речи | 2 |
34 | Устная и письменная формы речи | 1 |
35 | Устная и письменная формы речи | 1 |
| Русский литературный язык и его нормы | 9 |
36 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
37 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
38 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
39 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
40 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
41 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
42 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
43 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
44 | Русский литературный язык и его нормы | 1 |
| Стили русского литературного языка | 13 |
45 | Стили русского литературного языка | 1 |
46 | Стили русского литературного языка | 1 |
47 | Стили русского литературного языка | 1 |
48 | Стили русского литературного языка | 1 |
49 | Стили русского литературного языка | 1 |
50 | Стили русского литературного языка | 1 |
51 | Стили русского литературного языка | 1 |
52 | Стили русского литературного языка | 1 |
53 | Стили русского литературного языка | 1 |
54 | Стили русского литературного языка | 1 |
55 | Стили русского литературного языка | 1 |
56 | Стили русского литературного языка | 1 |
57 | Стили русского литературного языка | 1 |
| Синонимика русского языка | 5 |
58 | Синонимика русского языка | 1 |
59 | Синонимика русского языка | 1 |
60 | Синонимика русского языка | 1 |
61 | Синонимика русского языка | 1 |
62 | Синонимика русского языка | 1 |
| Культура речи | 4 |
63 | Культура речи | 1 |
64 | Культура речи | 1 |
65 | Культура речи | 1 |
66 | Культура речи | 1 |
| Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка | 4 |
67 | Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка | 1 |
68 | Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка | 1 |
69 | Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка | 1 |
70 | Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка | 1 |
Тематическое планирование, 11 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Вводный урок | 1 |
| Источники расширения словарного состава современного русского языка | 6 |
2 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 1 |
3 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 1 |
4 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 1 |
5 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 1 |
6 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 1 |
7 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 1 |
| Принципы русского правописания | 7 |
8 | Принципы русского правописания | 1 |
9 | Принципы русского правописания | 1 |
10 | Принципы русского правописания | 1 |
11 | Принципы русского правописания | 1 |
12 | Принципы русского правописания | 1 |
13 | Принципы русского правописания | 1 |
14 | Принципы русского правописания | 1 |
| Повторение изученного | 54 Из них: |
| Повторение изученного. Фонетика, графика, орфоэпия | 3 |
15 | Повторение изученного. Фонетика, графика, орфоэпия | 1 |
16 | Повторение изученного. Фонетика, графика, орфоэпия | 1 |
17 | Повторение изученного. Фонетика, графика, орфоэпия | 1 |
| Повторение изученного. Морфемика и словообразование | 6 |
18 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование | 1 |
19 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование | 1 |
20 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование | 1 |
21 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование | 1 |
22 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование | 1 |
23 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование | 1 |
| Повторение изученного. Лексикология, фразеология и этимология | 4 |
24 | Повторение изученного. Лексикология, фразеология и этимология | 1 |
25 | Повторение изученного. Лексикология, фразеология и этимология | 1 |
26 | Повторение изученного. Лексикология, фразеология и этимология | 1 |
27 | Повторение изученного. Лексикология, фразеология и этимология | 1 |
| Повторение изученного. Морфология | 6 |
28 | Повторение изученного. Морфология | 1 |
29 | Повторение изученного. Морфология | 1 |
30 | Повторение изученного. Морфология | 1 |
31 | Повторение изученного. Морфология | 1 |
32 | Повторение изученного. Морфология | 1 |
33 | Повторение изученного. Морфология | 1 |
| Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 24 |
34 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
35 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
36 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
37 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
38 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
39 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
40 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
41 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
42 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
43 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
44 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
45 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
46 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
47 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
48 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
49 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
50 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
51 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
52 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
53 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
54 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
55 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
56 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
57 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация | 1 |
| Обобщающее повторение орфографии | 11 |
58 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
59 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
60 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
61 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
62 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
63 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
64 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
65 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
66 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
67 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |
68 | Обобщающее повторение орфографии | 1 |