1. Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы Образовательная система «школа России». Используется учебник «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого (М.:Просвещение,2017). Является составной частью основной образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5 города Лесосибирска » для проведения в четырехлетней начальной школе в общеобразовательном классе.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа рассчитана на 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 114 ч. отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 51 ч. — урокам русского языка. Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по русскому языку в 1 классе.
2. Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты освоения предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1.Развитие речи
Обучающиеся научатся:
-оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
-слушать вопросы, понимать их, отвечать на вопросы;
-пересказывать сюжеты известной сказки по рисунку, составлять тексты из набора предложений; озаглавливать тексты и выбирать заголовки для текста.
Получат возможность:
-различать устную и письменную речь, диалогическую;
-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
-определять тему и главную мысль текста, соотносить заголовок и содержание текста;
-составлять текст по рисунку, по опорным словам, по его началу и концовке.
2.Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающиеся научатся:
-различать звуки речи, различать звуки и буквы, устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
-различать гласные и согласные звуки , определять их в слове и правильно произносить ;
- давать качественную характеристику гласного звука в слове ;
-различать согласные звуки :мягкие и твердые, глухие и звонкие , определять их в слове и правильно произносить, различать непарные твердые согласные [ж ], [ ш], [ ц ], непарные мягкие согласные [ч ] ,[щ ], находить их в слове, правильно произносить ;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь ,ёлка, различать слово и слог , определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
-правильно называть буквы в алфавитном порядке;
-различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме, различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твердости – мягкости согласных звуков;
-определять функцию буквы « мягкий знак» Ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука;
Получат возможность:
- наблюдать над образованием звуков речи; определять функцию букв е. ё .я .ю в слове, обозначать на письме звук [й ];
-располагать данные слова в алфавитном порядке;
-устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слов типа коньки , утюг, яма, ель;
-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, страж, день, жить )
3. Лексика
Обучающиеся научатся:
-различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний;
-различать предмет, признак, действие и слово, называющее этот предмет;
-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- определять значение слова;
Получат возможность:
- различать многозначность слова, близкие и противоположные по смыслу слова;
-на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
4. Морфология
Обучающиеся научатся:
-различать слова, обозначающие предметы, соотносить слова - названия действий предметов и вопросы, на которые отвечают эти слова;
- соотносить слова - названия предметов и вопросы, на которые отвечают эти слова;
- соотносить слова - названия признаков предметов и вопросы, на которые отвечают эти слова;
5. Синтаксис
Обучающиеся научатся:
-различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющиеся предложения;
-выделять предложение из речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
-соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
-составлять предложения из слов, составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему, писать предложения под диктовку и составлять схемы.
Получат возможность:
-устанавливать связь слов в предложении, определять существенные признаки предложения: законченность мысли, интонацию конца предложения.
6.Орфография и пунктуация
Обучающиеся научатся:
- писать раздельно слова в предложении, написание букв и, а, у, после шипящих, отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк ,чн, чт , перенос слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- безошибочно списывать текст с доски или с учебника.
Получат возможность:
-применяет орфографическое чтение при письме под диктовку и при списывании.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- понимание важности нового социального статуса «ученик»;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа ученика, как активного участника процесса обучения;
-понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание языка, как основного средства общения людей.
Обучающиеся получат возможность для
- восприятия русского языка как основы главной части культуры русского народа, культуры России;
- осознания своей принадлежности народу, стране, уважения традициям, истории своего народа, своей семьи;
- формирования познавательной мотивации, интереса к русскому языку.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника, в справочном материале, в памятках;
- высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
-вносить соответствующие коррективы.
Получат возможность:
- понимать цель выполняемых действий,
- оценивать правильность выполнения задания;
в сотрудничестве с учителем;
- ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-обобщать, делать выводы;
-моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
-использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Получат возможность:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
-использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную
форму под руководством учителя.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Получат возможность:
- выражать свои мысли соответствующему возрасту полнотой и точностью;
-принимать и выслушивать другое мнение, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Добукварный период. | 17ч |
1.1 | «Прописи» - первая учебная тетрадь. Линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Письмо элементов букв. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. | 11 |
1.2 | Буква А а. Буква О о. Повторение изученных букв. Буква И и. Буква ы. Буква У у. | 6 |
2 | Букварный период | 67ч |
2.1 | Буква Нн . Повторение изученных букв.Буква С с.Буква к К. Буква т Т. Буква Л л. Буква Р р. Буква В в. | 12 |
2.2 | Буква Е е. Буква П п. Буква М м. Буква З з. Повторение изученных букв.Буква Б б. Чередование звонких и глухих согласных. | 14 |
2.3 | Буква Дд. Повторение изученных букв.Буква Яя. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Буква Гг. | 8 |
2.4 | Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча-чу. Заглавная буква Ч. Буква ь. Письмо слов и предложений с изученными буквами .Повторение изученных букв. Буква Ш ш. Сочетание ши. Строчная буква ж. Буква Ж ж. Сочетания жи-ши. | 10 |
2.5 | Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Буква Йй. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Повторение изученных букв. Буква Хх. Буква Ю ю. | 11 |
2.6 | Строчная буква ц. Письмо слов и предложений с изученными буквами Заглавная буква Ц.Буква Ээ. Строчная буква щ. Сочетания ча-ща. Чу-щу. Заглавная буква Щ.Буква Фф. Буквыь ъ. | 12 |
3 | Послебукварный период | 30ч |
3.1 | Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делать? Что сделать? Какой? Какая? Какое? Какие? Предлоги. Местоимения. Проверочный диктант. Правописание. Алфавит. Контрольное списывание. Подготовка к изучению начального курса русского языка. | |
4. | Русский язык | 51ч |
4.1 | Наша речь | 2 |
4.2 | Текст, предложение, диалог. | 3 |
4.3 | Слова, слова, слова.... | 4 |
4.3 | Слово и слог. Ударение. | 6 |
4.4 | Звуки и буквы. | 34 |
5. | Проект : «Сказочная страничка». | 1ч |
6. | Повторение. | 1ч |
| ИТОГО: | 165ч |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Наименование разделов и тем |
Добукварный период (17 ч) |
1 | 02.09 | Знакомство с прописью, с правилами письма. |
2 | 03.09 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки. |
3 | 04.09 | Письмо овалов и полуовалов. |
4 | 05.09 | Рисование бордюров. |
5 | 06.09 | Письмо длинных прямых наклонных линий. Урок –путешествие. |
6 | 09.09 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). |
7 | 10.09 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). |
8 | 11.09 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. |
9 | 12.09 | Письмо коротких наклонных линий. Урок – путешествие. |
10 | 13.09 | Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. |
11 | 16.09 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. |
12 | 17.09 | Строчная и заглавная буквы а, А. |
13 | 18.09 | Строчная и заглавная буквы о, О. |
14 | 19.09 | Строчная буква и. Урок – сказка. |
15 | 20.09 | Заглавная буква И. |
16 | 23.09 | Строчная буква ы.Урок- игра. |
17 | 24.09 | Строчная заглавная буква буквы У у |
Букварный период (67 ч) |
18 | 25.09 | Строчная и заглавная буквы н, Н. |
19 | 26.09 | Строчная и заглавная буквы с, С. |
20 | 27.09 | Заглавная буква С. |
21 | 30.09 | Строчная и заглавная буквы к, К. Урок – мультимедиа. |
22 | 01.10 | К, к – строчная и заглавные буквы. |
23 | 02.10 | Строчная буква т. Урок –викторина. |
24 | 03.10 | Строчная и заглавная буквы т, Т. |
25 | 04.10 | Повторение и закрепление написания букв. |
26 | 07.10 | Строчная и заглавные буквы Л, л. |
27 | 08.10 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. |
28 | 9.10 | Строчная буква в. |
29 | 10.10 | Заглавная буква В. |
30 | 11.10 | Строчная буква е. Урок – викторина. |
31 | 14.10 | Заглавная буква Е. Мультимедиа – урок. |
32 | 15.10 | Закрепление написания изученных букв. |
33 | 16.10 | Строчная буква п |
34 | 17.10 | Заглавная буква П.Урок- путешествие. |
35 | 18.10 | Строчная буква м. |
36 | 21.10 | Заглавная буква М. |
37 | 22.10 | Повторение и закрепление написания изученных букв. |
38 | 23.10 | Строчная буква з. Урок -КВН |
39 | 24.10 | Заглавная буква З.Урок – игра. |
40 | 25.10 | Строчная и заглавная буквы з, З. |
41 | 28.10 | Строчная буква б. |
42 | 29.10 | Заглавная буква Б. |
43 | 07.11 | Повторение и закрепление написания изученных букв. Урок – игра . |
44 | 08.11 | Строчная буква д. |
45 | 11.11 | Заглавная буква Д. |
46 | 12.11 | Строчная буква я. |
47 | 13.11 | Заглавная буква Я. |
48 | 14.11 | Строчная и заглавная буквы я, Я. |
49 | 15.11 | Урок – КВН. Строчная и заглавная буквы я, Я. |
50 | 18.11 | Строчная буква г. |
51 | 19.11 | Заглавная буква Г. |
52 | 20.11 | Строчная буква ч. |
53 | 21.11 | Заглавная буква Ч. |
54 | 22.11 | Строчная и заглавная буквы ч, Ч. |
55 | 25.11 | Буква ь (мягкий знак). |
56 | 26.11 | Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. |
57 | 27.11 | Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук. |
58 | 28.11 | Заглавная буква Ш. |
59 | 29.11 | Письмо слов и слогов с изученными буквами. |
60 | 02.12 | Строчная буква ж. |
61 | 03.12 | Заглавная буква Ж. |
62 | 04.12 | Строчная буква ё. |
63 | 05.12 | Строчная буква ё, после согласных. |
64 | 06.12 | Заглавная буква Ё. |
65 | 09.12 | Строчная буква й. Слова с буквой й. |
66 | 10.12 | Строчная буква й. Слова с буквой й. |
67 | 11.12 | Строчная буква х. |
68 | 12.12 | Заглавная буква Х . |
69 | 13.12 | Строчная и заглавная буквы х, Х. |
70 | 16.12 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
71 | 17.12 | Строчная буква ю. |
72 | 18.12 | Заглавная буква Ю. |
73 | 19.12 | Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук. |
74 | 20.12 | Заглавная буква Ц. |
75 | 23.12 | Письмо слов и слогов с буквами ц, Ц и другими изученными буквами. |
76 | 24.12 | Строчная буква э. |
77 | 25.12 | Заглавная буква Э. |
78 | 26.12 | Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. |
79 | 27.12 | Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. |
80 | | Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу. |
81 | | Строчная буква ф |
82 | | Заглавная буква Ф |
83 | | Буквы ь, ъ. |
84 | | Разделительные знаки. |
Послебукварный период (30 ч) |
85 | | Закрепление написания изученных букв. |
86 | | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
87 | | Оформление предложений. |
88 | | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? |
89 | | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Закрепление. |
90 | | Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? |
91 | | Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Закрепление. |
92 | | Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? |
93 | | Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Закрепление. |
94 | | Предлоги. |
95 | | Местоимения. |
96 | | Проверочный диктант. |
97 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
98 | | Безударные гласные в корне слов. |
99 | | Безударные гласные в корне слов. Списывание с печатного шрифта. |
100 | | Звонкие и глухие согласные в конце слова. |
101 | | Звонкие и глухие согласные в конце слова. Закрепление. |
102 | | Правописание ЖИ-ШИ. |
103 | | Правописание ЧА-ЩА. |
104 | | Правописание ЧУ-ЩУ |
105 | | Правописание ЧК, ЧН, ЩН |
106 | | Заглавная буква в словах. |
107 | | Словарный диктант. |
108 | | Деление слов на слоги. |
109 | | Основа предложения (подлежащее и сказуемое). |
110 | | Основа предложения. Закрепление. |
111 | | Алфавитный порядок слов. |
112 | | Дополнение и запись предложения словами. |
113 | | Контрольное списывание. |
114 | | Работа над ошибками. Закрепление изученного. |
Русский язык (51ч) |
115 | | Наша речь. |
116 | | Устная и письменная речь. |
117 | | Текст и предложение |
118 | | Предложение. |
119 | | Диалог. |
120 | | Роль слов в речи. |
121 | | Слова – названия предметов, признаков и действий. |
122 | | «Вежливые» слова. |
123 | | Однозначные и многозначные слова. |
124 | | Слог как минимальная произносительная единица. |
125 | | Деление слов на слоги. |
126 | | Перенос слов Правила переноса слов. |
127 | | Перенос слов. |
128 | | Ударение (общее представление). |
129 | | Ударные и безударные слоги. |
130 | | Звуки и буквы. |
131 | | Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. |
132 | | Русский алфавит или Азбука Значение алфавита. |
133 | | Русский алфавит или Азбука. |
134 | | Гласные звуки и буквы. |
135 | | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. |
136 | | Гласные звуки. Слова с буквой э. |
137 | | Обозначение ударного гласного буквой на письме. |
138 | | Особенности проверяемых и проверочных слов. |
139 | | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. |
140 | | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Закрепление. |
141 | | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. |
142 | | Согласные звуки и буквы. |
143 | | Слова с удвоенными согласными. |
144 | | Слова с буквами И и Й. |
145 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
146 | | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. |
147 | | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Закрепление. |
148 | | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. |
149 | | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. |
150 | | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
151 | | Звонкие и глухие согласные звуки. |
152 | | Правописание парных согласных звуков на конце слов. Закрепление. |
153 | | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. |
154 | | Правописание парных согласных звуков на конце слов. |
155 | | Промежуточная аттестация за курс 1 класса. |
156 | | Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. |
157 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. |
158 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правописание сочетаний. |
159 | | Контрольный диктант. |
160 | | Работа над ошибками. |
161 | | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. |
162 | | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
163 | | Заглавная буква в словах. |
164 | | Проект «Сказочная страничка» |
165 | | Повторение и обобщение изученного материала. |
3.Содержание учебного предмета, формы и виды деятельности
Раздел предмета | Содержание | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности |
Обучение грамоте |
Фонетика | Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Делит слова на слоги. Называет в слоге гласный звук. Моделирует слова, характеризует их слоговую структуру. Проводит слога-звуковой анализ слов. Использует условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). Расставляет знак ударения в звуковых схемах слов. Находит ударный слог в словах, обозначает его знаком ударения. Воспроизводит звучание слова с ориентировкой на знак ударения. |
Графика | Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё,ю,я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Даёт характеристику звуков в звуковой схеме. Составляет простейшие модели слов, различает значение слова и его звучание (с помощью учителя). Проводит звуковой анализ слов, фиксирует последовательность звуков в слове на схемах; характеризует звуки. Находит буквы е, ё, ю, я в словах, различает их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначает мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я (лук — люк, мак — мяч). Читает слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, |
Чтение | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами . Осознанное чтение слов, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку при списывании. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Читает небольшой текст с использованием правил выразительности: делает паузы между словами и в конце предложения, соблюдает интонацию предложений, разных по цели высказывания. Самостоятельно выразительно читает небольшие тексты. Владеет сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25—30 слов в минуту). |
Письмо | Усвоение гигиенических требований при письме. развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умений ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Пишет элементы букв. Соотносит написанные элементы с образцом. Различает строчные и заглавные буквы, анализирует их графическую форму. Списывает с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований. Правильно называет элементы букв. Сравнивает элементы букв. Сравнивает печатную и письменную букву. Находит элементы в написании строчных и прописных букв. Соблюдает соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивает написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. Списывает и записывает под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. |
Слово и предложение | Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различие слова и предложения. работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Различает слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. Оформляет начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения. Записывает сообщение с помощью графической схемы. Переводит устные сообщения в предложения, записывает их с помощью схем |
Орфография | Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов;- обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Пользуется словарём при написании слов с непроверяемыми безударными звуками, пишет слова в соответствии с изученными орфографическими правилами. Обозначает мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме. |
Развитие речи | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. | | Составляет простые предложения , определяет количество слов в предложении. Объединяет слова в предложения, устанавливает их связь в предложении. Определяет в тексте количество предложений и записывает их. Определяет последовательность предложений в деформированном тексте |
Русский язык
Раздел предмета | Содержание | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности |
Фонетика и орфоэпия | Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение согласных твердых и мягких, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Различает звуки и буквы. Проводит слога-звуковой анализ слов. Понимает и объясняет роль звуков в различении слов. Называет буквы в алфавитном порядке Обозначает на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализирует примеры звукописи. Проводит звуко-буквенный анализ слов. Делит слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объясняет различие между словом и слогом. Исправляет некорректно выполненное деление слов на слоги. Составляет рассказы по опорным словам. Сравнивает деление слова на слоги и на части для переноса. Ставит в словах ударение, называет ударный слог, подчёркивает безударные гласные. Ставит ударение в словах в соответствии с литературными нормами |
Графика | Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Обозначает на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различает способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывает слова в алфавитном порядке. Определяет количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель) Пишет мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различает слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывает формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Пишет слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдает за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. |
Лексика | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Представление об однозначных и многозначных словах. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Использует в речи слова речевого этикета. Выбирает обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывает навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использует жесты, мимику при ведении диалога. Различает в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объясняет смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивает и различает слово и предмет, подбирает к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединяет слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимает необходимость обогащения словаря. Использует слова различных тематических групп Сравнивает предметы, называемые одним многозначным словом, находит в них общее. Объясняет значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления. Сравнивает синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употребляет синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использует словари синонимов и антонимов. |
Морфология | Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Различение слов обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Употребляет заглавную букву в написании имён собственных. Придумывает и записывает слова — имена собственные и нарицательные, классифицирует, даёт группам слов общее название. Распределяет слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находит в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Составляет группы слов, объединённых общими признаками, записывает вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работает с орфографическим словарём, составляет тематические словарики; собирает и записывает их. |
Орфография и пунктуация | Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; - обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения. | Индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, фронтальная. | Применяет правила переноса слов. Переносит слова со строки на строку по слогам. Называет несколько вариантов переноса слов. Пишет буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находит в текстах слова с изучаемыми орфограммами. |
Развитие речи | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. | | Озаглавливает текст. Пересказывает текст по вопросам. Находит слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвует в диалоге, выслушивает собеседника, высказывает своё мнение. Составляет воображаемый диалог с героями произведений. Характеризует особенности ситуации общения. Различает практически текст и предложение. Озаглавливает текст. Составляет письмо, приглашение. Объясняет их особенности. Задаёт вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждает содержание текста. Составляет небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражает свое отношение к изучению русского языка |
Синтаксис | Различение предложения и слова (осознание их сходства и различия). | | Отличает предложение от слова. Составляет и записывает предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформляет предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставит точку в конце, делает пробелы между словами).Списывает небольшой текст без ошибок, проверяет, оценивает работу. Пишет диктанты, организовывает самопроверку. |