РАССМОТРЕНО Руководитель МО ______ И А Байчук Протокол № 1 от 28.08. 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР БОУ Самсоновская СОШ _________ Л А Клименко от 28.08. 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ «Самсоновская СОШ» _______ С В Клочкова Приказ № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 1 классе
2018-2019 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Курманова Рамиля Наримановна
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (с учётом изменений от 31.12.2015г)
Основной образовательной программы начального общего образования БОУ «Самсоновская СОШ»
Рабочей программы. Русский язык. 1-4 классы: авт.- сост. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В., - М.: Просвещение (Школа России)
Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ БОУ «Самсоновская СОШ»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в 1 классе отводится 50 ч (5 ч в неделю, 10 учебных недель).
Форма промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего учащегося»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках;
• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения русского языка:
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
• писать под диктовку тексты объёмом 40—45 слов в соответствии с изученными правилами правописания
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи
3.Содержание учебного предмета
Наша речь (2 ч)
Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речи. Речь устная и письменная.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Диалог. Знаки препинания в конце предложения.
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника. Слова с непроверяемым значением.
Слово и слог. Ударение (6 ч)
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов. Развитие речи. Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова и ударения. Слогоударные модели слов. Знакомство с орфоэпическим словарем.
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Использование алфавита. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове. Ударные безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначения буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. . Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. твердые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Буквосочетания чк, чн, чт. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в словах. Проект «Сказочная страничка»
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
план. | факт. |
Наша речь (2 ч) | |
1 | | | Наша речь | 1 |
2 | | | Устная и письменная речь | 1 |
| | | Текст, предложение, диалог (3ч) | |
3 | | | Текст и предложение | 1 |
4 | | | Предложение | 1 |
5 | | | Диалог | 1 |
| | | Слова, слова, слова… (4ч) | |
6 | | | Роль слов в речи | 1 |
7 | | | Слова -названия предметов, признаков предметов, действий предметов | 1 |
8 | | | «Вежливые» слова | 1 |
9 | | | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова | 1 |
| | | Слово и слог. Ударение (6ч) | |
10 | | | Слог как минимальная произносительная единица | 1 |
11 | | | Деление слов на слоги | 1 |
12 | | | Перенос слов. | 1 |
13 | | | Правила переноса слов. Р/р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа | 1 |
14 | | | Ударение (общее представление) | 1 |
15 | | | Ударные и безударные слоги. Р/р Составление содержания основной части сказки | 1 |
| | | Звуки и буквы (34ч) | |
16 | | | Звуки и буквы | 1 |
17 | | | Звуки и буквы. Р/р. Наблюдение над изобразительными возможностями языка | 1 |
18 | | | Русский алфавит, или Азбука | 1 |
19 | | | Русский алфавит, или Азбука. Словари. | 1 |
20 | | | Гласные звуки и буквы | 1 |
21 | | | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 |
22 | | | Слова с буквой э. Р/р. Составление развернутого ответа на вопрос | 1 |
23 | | | Обозначение ударного и безударного гласного буквой на письме | 1 |
24 | | | Особенности проверяемых и проверочных слов | 1 |
25 | | | Правописание гласных в ударных и безударных слогах | 1 |
26 | | | Проверочный диктант по теме «Ударные и безударные гласные звуки» | 1 |
27 | | | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Р/р. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам | 1 |
28 | | | Согласные звуки | 1 |
29 | | | Слова с удвоенными согласными | 1 |
30 | | | Слова с буквами И и Й | 1 |
31 | | | Твердые и мягкие согласные звуки | 1 |
32 | | | Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки | 1 |
33 | | | Закрепление темы «Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки» | 1 |
34 | | | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком | 1 |
35 | | | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком | 1 |
36 | | | Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 |
37 | | | Глухие и звонкие согласные | 1 |
38 | | | Парные глухие и звонкие согласные звуки | 1 |
39 | | | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов | 1 |
40 | | | Правописание парных согласных звуков на конце слов. Проверочный диктант. | 1 |
41 | | | Правописание парных согласных звуков на конце слов. Р/р. Работа с текстом | 1 |
42 | | | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». | 1 |
43 | | | Буквосочетания чк, чн, чт. Правило правописания чк, чн, чт | 1 |
44 | | | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Р/р. Наблюдение над изобразительными возможностями языка | 1 |
45 | | | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проверочный диктант | 1 |
46 | | | Работа над ошибками. Р/р. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль» | 1 |
47 | | | Заглавная буква в словах. Проект «Сказочная страничка» | 1 |
48 | | | Р/ р. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку | 1 |
49 | | | Итоговая контрольная работа | 1 |
50 | | | Анализ итоговой контрольной работы. Итоговый урок | 1 |