СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  • развитие навыков устной коммуникации;

  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках русского языка в 1классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.

Характеристика учебного предмета

«Русский язык» в 1 классе разделен на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:

  1. подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие

  2. обучение грамоте представлен букварным периодом.

Начало изучения букв в 1 классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 (дополнительном) классе, что создает условия для более успешного освоения письма.

Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится по 2 час в неделю, курс рассчитан на 66 часа (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни , то программа предусматривает 59 часов и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.

Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • пользоваться тетрадью;

  • правильно держать ручку;

  • раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;

  • обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

  • различать речевые звуки;

  • составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;

  • выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

  • знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

  • писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;

Достаточный уровень:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;

  • правильно держать ручку;

  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;

  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;

  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;

  • определять первый звук в слове;

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

  • писать изученные буквы, слоги, слова;


Основное содержание предмета.



Разделы курса

Темы

Добукварный период

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины.

Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не

более 2-3). Выкладывание картинки по образцу.



Развитие слухового внимания

Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков.

Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

Слово

Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно- графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем.

Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова

картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением.

Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой

и последующим «чтением».

Часть слова (слог)

Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на

произнесение слов по слогам.

Звук

Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких

4 стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с

заданного звука с опорой на картинку, предмет.


Развитие моторных умений

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев.

Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание

предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.

Букварный период

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и

закрытых двухзвуковых слогов.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение



Учебники, учебные пособия

Учебно-методический комплект:

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова:

  • Дидактический материал для занятий в добукварный период.

  • Букварь. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019.

  • Пропись. 1 класс. В 3-х ч.

Методические пособия для педагога

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте.

Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса.


Дополнительные средства

Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок»,

«Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные

инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольные игры, тренажеры для развития мелкой моторики.




Календарно-тематическое планирование



урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Приветствие. Упражнение «Кто пришёл сегодня в школу?»

1

01.09

2

Неречевые звуки.

Дифференциация неречевых звуков.

2

07.09, 08.09

3

Речевые звуки. «Угадай чей голос»? Дифференциация

речевых и неречевых звуков

2

14.09, 15.09

4

Письмо прямых вертикальных линий

2

21.09, 22.09

5

Письмо прямых горизонтальных линий.

2

28.09,29.09

6

Письмо прямых наклонных линий

2

5.10, 6.10

7

Слово. Знакомство с условно-графическим

изображением. «Чтение» слов по условно-графическим изображениям Штриховка и обводка.

1

12.10

8

Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с

закруглением внизу. Письмо палочек с закруглением вверху.

2

13.10, 19.10

9

Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и

закругленных палочек.

2

20.10, 26.10

10

Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо

прямых и закругленных палочек.

2

9.11, 10.11

11

Предложение. Знакомство с условно-графическим

обозначением. Коррекция письма.

2

16.11, 17.11

12

Фиксация предложений условно-графической схемой.

Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов.

2

23.11, 24.11

13

Составление предложений из 2 слов с опорой на

ситуационную картинку. Письмо овалов.

2

30.11,1.12




14

Составление предложений из 3 слов на основе действий

и с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. Письмо полуовалов.

2

7.12,8.12

15

«Чтение» предложений по схеме. Деление предложений

на слова Письмо полуовалов.

2

14.12, 15.12

16

Деление двусложных слов на части. Коррекция письма Обозначение частей слов условно-графическим изображением с

последующим «чтением».

2

21.12, 22.12

17

Дифференциация односложных и двусложных слов.

Письмо овалов и полуовалов.

2

28.12,29.12

18

Выделение первого ударного гласного звука в слове.

Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.

2

11.01, 12.01

19

Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой

вверху.

2

18.01, 19.01

20

Выделение первого согласного звука в слове.

Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. Коррекция письма.

2

25,01,26.01

21

Подбор слов, начинающихся с заданного звука.

Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. Письмо строчной и заглавной буквы а.

2

01.02, 02.02

22

Звук и буква У. Письмо элементов буквы у. Письмо строчной и заглавной буквы у. Письмо слогов ау, уа

2

15.02, 16.02

23

Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. Звук и буква М. Письмо буквы м.

2

1.03, 2.03




24

Письмо слогов ам, ум. Письмо слогов ма, му.

2

9.03, 15.03

25

Звук и буква О. Письмо буквы о. Письмо изученных букв и слогов с ними.

2

16.03, 5.04

26

Письмо слогов ам, ум, ом. Письмо слогов ма, му, мо.

2

6.04, 12.04

27

Звук и буква С. Письмо буквы с. Письмо слогов с изученными буквами.

2

13.04, 19.04

28

Письмо слогов ас, ус, ос. Письмо слогов са, су, со.

2

20.04, 26.04

29

Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса).

2

27.04, 4.05

30

Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. Звук и буква Х. Письмо буквы х.

1

11.05

31

Письмо слогов ах, ух, ох. Письмо слогов ха, ху, хо.

1

17.05

32

Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха) Коррекция

письма

1

18.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!