СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ручному труду для учащихся 1 класса с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ручному труду для учащихся 1 класса с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ручному труду для учащихся 1 класса с ОВЗ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАЙНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Метельская

подпись ФИО

Протокол № _________

заседания ШМО

от ____ _____________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ

«Крайненская средняя школа»

__________/ М.В.Тарасова

подпись ФИО

______ _______________2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Крайненская средняя школа»

_____________ /Г.В. Кучерявая

подпись ФИО

Приказ № ___________

от ____ _______________ 2021 г.





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Предмет: Ручной труд

Уровень: индивидуальный

Адилова Зоре Эюбовна

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 1


Срок реализации 1 год


Количество часов: Всего 17 часов в год

Примерная рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана на основе:

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями под редакцией Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый дополнительный (I') класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Крайнее, 2021 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; осознание своих достижений в области трудовой деятельности; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты освоения АООП общего образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой об­разовательной области, готовность их применения.

Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью дополнительного первого класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

К концу дополнительного первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов (пластилин, бумага, нитки), правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия технологических операций, необходимых для обработки материалов (разметка по шаблону; выделение детали из заготовки – разрывание, обрывание, резание; формообразование – сгибание, сминание, скатывание, плетение, соединение в пучок; сборка изделия - склеивание, примазывание; отделка изделия - аппликация); названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; с помощью учителя анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; с помощью учителя определять способы соединения деталей; выполнять изделие по инструкции, чередующейся показом; владеть некоторыми элементарными технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов, предусмотренных программой (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками); сопоставлять свое изделие с образцом с помощью учителя (похоже на образец).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся дополнительного первого класса.

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

уметь: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради с помощью учителя; составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы с помощью учителя и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы с помощью учителя; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа «Технология. Ручной труд» в дополнительном первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).

Обучение ручному труду в дополнительном первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

Систематическому обучению ручному труду предшествует адаптационный период, включающий в себя диагностирование знаний и умений в области ручного труда и формирование представлений об окружающем природном мире и особенностях уроков труда в школе.

«Адаптационный период»

Диагностирование знаний, умений и навыков у школьников

Свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.

«Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе»

Предметы природного мира (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек). Природа источник фантазии мастера (образцы предметов природного мира, сделанные из разных поделочных материалов – грибы, овощи, фрукты из пластилина; цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.).

Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.

Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.

«Систематическое обучение ручному труду»

«Работа с глиной и пластилином»

Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.

Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).

Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с природными материалами»

Организация рабочего места работе с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

Способы соединения деталей (пластилин).

Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).

Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.

«Работа с бумагой»

Организация рабочего места при работе с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).

Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).

Свойства бумаги (мнется, рвется, сгибается, режется, клеится, окрашивается, впитывает влагу и др.).

Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.

Способы работы с бумагой (плоскостной, полуобъемный, объемный)).

Виды работы с бумагой:

  • аппликация (плоскостная, бумажная мозаика, полуобъемная);

  • вырезание из бумаги геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник);

  • конструирование способом складывания фигурок (Оригами).

Складывание фигурок из бумаги Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.

Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.

Приемы резания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;

Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.

Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.

Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос).

Объемное конструирование из вырезанных полос.

Конструирование на основе готовых кругов.

Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

«Работа с нитками»

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.

Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, цветы, кисточки).

Комбинированные работы: нитки и бумага.

4

Тематический план


№№

п/п

Виды работы

Количество часов

в год

Адаптационный период

2

Работа с глиной и пластилином

6

Работа с природными материалами

2

Работа с бумагой.

5

Работа с нитками.

2

И Т О Г О

17



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАЙНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Метельская

подпись ФИО

Протокол № _________

заседания ШМО

от ____ _____________2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ

«Крайненская средняя школа»

__________/ М.В.Тарасова

подпись ФИО

______ _______________2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Крайненская средняя школа»

_____________ /Г.В. Кучерявая

подпись ФИО

Приказ № ___________

от ____ _______________ 2021 г.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ к

Индивидуальной адаптированной образовательной программе


Предмет: Ручной труд

Уровень: индивидуальный

Адилова Зоре Эюбовна

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 1


2021/2022 учебный год


Количество часов: Всего 17 часов в год


Календарно-тематическое планирование составлено на основе индивидуальной адаптированной образовательной программе

учебного предмета «Ручной труд» утвержденной приказом МБОУ «Крайненская средняя школа» от «___»_______2021г. № ______.



Крайнее, 2021 г.


Календарно-тематическое планирование уроков

Тема урока

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности обучающихся

Дата план

Дата факт

«Адаптационный период»


Адаптационные уроки, включающие темы: «Сделай из бумаги, пластилина, что умеешь», «Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе»

Ознакомление с особенностями уроков ручного труда, с основами культуры труда, с разнообразными материалами, инструментами и приспособлениями, которые применяются на уроках ручного труда в дополнительном первом классе.

.


07.09


«Предметы природного

мира»


Обогащение опыта школьников знаниями и сведениями о природном мире. Формирование представлений о предметном рукотворном мире.

Задания: Назвать предметы, изображенные на картинках.


Слушать, запоминать, рассматривать иллюстрации.

Вспоминать и говорить об известных предметах природного мира. Ориентироваться, находить в пространстве помещения предметы, сделанные руками человека и созданные природой и их называть.

21.09


«Как работать с пластилином»


Формирование умения анализировать объект, выделяя его характерные признаки: форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал.

Объяснение технологии изготовления изделий из пластилина (аппликации, объемные).

Формирование умения внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделия и выполнять задание с опорой на образец, повторяя все действия за учителем.

Обучение элементарным приемам работы с пластилином

Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина



Повторять за учителем планирование хода работы над изделием.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки работы с пластилином.


Рассматривать и понимать графические изображения.

Овладевать элементарными приемами работы с пластилином.

05.10





Приемы работы с пластилином.


  • Разминание пластилина.

Технология выполнения приема: разминание пластилина (твердый пластилин мять сильными движениями рук – то левой, то правой рукой). С мягким пластилином работают легко и осторожно.

Задание: Сделать по образцу аппликацию «Домик и елочка».

Развивать физическую силу рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук. Учиться изготавливать рельефную аппликацию из столбиков.

19.10

09.11



Приемы работы с пластилином

  • Скатывание шара из пластилина.

Технология выполнения приема: скатывание пластилина кругообразными движениями в ладонях.

Задание: работать по образцу (по выбору учителя).

Развивать ритмичные кругообразные движения рук.

Осваивать пластический способ лепки.

Учится лепить предметы шаровидной формы. Закрепить навык скатывания овальной формы.

Овладевать ритмичными движениями на себя и от себя при обкатывании пластилина.

Осваивать пластический способ лепки.

23.11

07.12







Лепка из пластилина многодетальных фигурок

и макетов


Используя разные приемы лепки, затем соединив сделанные детали, можно вылепить разные фигурки и использовать их при изготовлении макетов.

Задание: Слепить по образцу гроздь винограда (шариков).

Задание: Слепить домик из «бревен» (столбиков).

Закреплять приемы лепки.

Лепить отдельные детали фигурок.

Соединять детали в заданной последовательности.

Использовать сделанные из пластилина детали при сборке многофигурных композиций (макетов), учитывая пространственные соотношения между ними.

21.12



Работа с природными материалами


Природные материалы имеют естественное происхождение, этим и отличаются от других поделочных материалов. Формировать представления о природных материалах как поделочных. В качестве поделочных материалов в дополнительном первом классе используют: шишки, еловые и сосновые, засушенные листья.

Обучающиеся должны овладеть информацией об этих материалах: нахождение их в природе, где используют их виды, физические и художественно-выразительные свойства, как работать с ними, какие материалы служат дополнительными, вспомогательными, с помощью которых соединяются детали изделий.

11.01

25.01


Работа с бумагой.

Приемы сгибания бумаги


С бумагой можно совершать разные практические действия: мять, сгибать, рвать, резать, клеить, окрашивать и др.

Обучение элементарным приемам сгибания бумаги разной формы:

  • Сгибание бумажного треугольника пополам.

Технология выполнения приема: левая сторона треугольника прикладывается к правой стороне так, чтобы они совпали.

Задание: Найди большой, средний маленький треугольник.

Задание: Посмотреть на фигурки, сложенные из бумаги (елочки, самолета, парусника). Сказать, кого ты в них узнаешь.

Задание: Сделай из треугольников разной величины: елочку, цветочек и др. Задание: Сделать из бумаги: веер и другие изделия, предполагающие наличие «гармошки».


Овладевать приемами сгибания бумаги разной формы

Ориентироваться и находить в пространстве треугольника верхний, нижний угол, боковую, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать треугольники разной величины пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево).

Комментировать свои практические действия.

Конструировать предмет из деталей сложенных из бумаги.

08.02


Приемы сминания и скатывания бумаги


Обучение элементарным приемам сминания и скатывания бумаги:

  • Сминание и скатывание бумаги в ладонях.

Технология выполнения приема: смять в ладонях лист бумаги, затем скатать его до шаровидной формы Задание: Смять пальцами небольшие кусочки бумаги и скатать из них шарики.

Задание: Сделать аппликации из смятой бумаги «Ветка рябины», «Цветы в корзине» и др.




Осваивать приемы сминания бумаги.

Учится скатывать из бумаги шаровидную форму.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки сминания бумаги.

Развивать ритмичные кругообразные

движения рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук.

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из мятой бумаги.

01.03





Приемы разрывания и обрывания бумаги


Обучение элементарным приемам разрывания и обрывания бумаги:

  • Разрывание бумаги двумя руками.

Задание: Разорви лист бумаги на две части по линии сгиба.

  • Обрывание кусочков бумаги пальцами.

Задание: Сделать аппликацию «Осеннее дерево» из оборванных кусочков зеленой, желтой и оранжевой бумаги.

Осваивать приемы разрывания и обрывания бумаги.

Развивать мышечную систему верхних конечностей, координацию, плавность, точность движений рук.

Закрепление знаний об аппликации.

Учиться изготавливать аппликацию из оборванных кусочков бумаги.


29.03



Приемы резания ножницами по прямым коротким и длинным линиям


Обучение элементарным приемам резания ножницами бумаги:

  • Разрез по короткой вертикальной линии

  • Разрез по короткой наклонной линии.

Задание: Разметить квадраты на заготовке в виде полосы шириной 3-4см. Отрезать от заготовки квадраты по размеченным вертикальным линиям.

Задание: Разметить треугольники на заготовке в виде полосы шириной 3см. Отрезать от заготовки треугольники по размеченным вертикальным и наклонным линиям

Задание: Сложить по образцу орнамент из вырезанных квадратов.

Задание: Сложить по образцу орнамент и парусник из вырезанных треугольников разного цвета.

Выработка навыка правильно держать ножницы и бумагу.

Выполнение имитирующих движений с ножницами на весу (без бумаги).

Резание бумаги по прямой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца.

Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений.

Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие.

Закреплять знания о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник».




12.04.






  • Разрез по прямой длинной линии (при условии овладения приемом «надрез по короткой линии);

Технология выполнения приема: ножницы разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца (не щелкай концами лезвий), чтобы не получились надрывы на конце линий надреза. Разрез выполняй снизу вверх.

Задание: Сконструировать, из вырезанных полосок: колечки, цепочку, шарик, цветок.

Овладение резанием бумаги по прямой длинной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Рисование карандашом по линиям и точкам, имитирующих движений с ножницами. Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений, умение регулировать мышечное усилие, останавливая движение руки в нужном месте.



Приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам


Обучить способу симметричного вырезания.

Формировать представления о симметрии.

Обучение приемам симметричного вырезания из бумаги сложенной пополам:

  • Симметричный надрез по прямым линиям.

Технология выполнения приемов: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца. Не щелкай концами лезвий, чтобы не получились надрывы на конце линий надреза.

Задания:

1.Сдалать по образцу плетеный коврик.

3.Вырезать геометрический орнамент из квадратиков.

Овладение понятием «Симметрия».

Рассмотрение, узнавание и называние предметов симметричного строения в учебнике и других иллюстративных материалах.

Нахождение в пространстве помещения симметричных предметов.

Закреплять прием сгибания бумаги пополам.

Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.


26.04



Обучение правилам работы с клеем и кистью: клей намазывается кистью и равномерно наносится на основу. После работы кисть промывается в теплой воде, высушивается и убирается в папку для труда.

Запоминание правил работы с клеем и кистью.





Работа с нитками



Нитки бывают: тонкие, толстые, длинные, короткие, суровые, мягкие, белые, черные, серые, цветные, матовые, глянцевые. Изучая эти свойствами ниток, у обучающихся закрепляются понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий». Осваивается цветовая гамма ниток и физические свойства ниток (рвутся, режутся, окрашиваются, скучиваются, сматываются и др.).

Обучение работе с нитками в дополнительном первом классе предусматривает наматывание ниток, что относится к безорудийной работе. В ходе ознакомления с нитками объясняются условия хранения ниток (в клубках, мотках, на катушках и картонках), в связи с этим предусматриваются задания, позволяющие обучающимся овладеть рядом технологических приемов: «сматывание ниток в клубок», «наматывание ниток на картонную основу», «Связывание ниток».

17.05

31.05



ИТОГО


17





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!