СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1-4 классы..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1-4 классы.»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

1класс

Личностные:

  • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)

  • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)

  • Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)

  • Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.

Метапредметные:

В области общих (познавательных) учебных действий обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями чувашского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

  • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

  • работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

  • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся:

  • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками

Предметные:

  • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

  • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

  • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

  • применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

  • озаглавливатьпрослушанныйтекст;

  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах чувашского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Метапредметные:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

  • первоначальным навыкам инструментального освоения чувашского алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

  • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивные) обучающиеся научатся:

  • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;

  • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого

Предметные:

  • различать звуки и буквы;

  • различать буквы и их основные звуковые значения;

  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

  • делить слова на слоги, определять ударный слог;

  • пользоваться чувашским алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

  • различать слова названия предметов, признаков, действий;

  • различать главные и неглавные слова - названия предметов;

  • определять в тексте слова — помощники.

  • различатьпредложение и слово;

  • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

  • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

  • писать прописную букву в именах собственных;

  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

  • писать словарные слова, определенные программой;

  • писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • списывать небольшой текст по правилам списывания;

  • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

  • Обучающиесяполучатвозможностьнаучиться:

  • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета

2 класс

Личностные:

  • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)

  • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)

  • Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)

  • Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.

Метапредметные:

    • инструментально освоить чувашский алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

    • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

    • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

    • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

    • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

    • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

    • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

    • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Предметные результаты

Обучающиесянаучатся:

    • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;

    • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

    • различать изменяемые и неизменяемые слова;

    • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

    • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

    • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

    • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

    • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

    • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

    • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

    • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов- названий действий;

    • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

    • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

    • различать предложение, словосочетание и слово;

    • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

    • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

    • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;

    • задавать вопросы к разным членам предложения.

    • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

    • различать на письме приставки и предлоги;

    • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

    • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

    • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

    • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

    • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

    • соблюдатьорфоэпическиенормыречи;

    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

    • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Обучающиесяполучатвозможностьнаучиться:

    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)

    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)

    • Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)

    • Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.

    • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

    • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

    • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

    • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

    • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

    • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

    • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

    • В области регулятивных учебных действий:

    • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

3 класс

Личностные:

Обучающиесянаучатся:

    • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).

    • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

    • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

    • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).

    • отличать прямое и переносное значения слова;

    • находить в тексте синонимы и антонимы;

    • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

    • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

    • различать на письме приставки и предлоги;

    • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

    • различатьназванияпадежей.

    • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;

    • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

    • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;

    • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);

    • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

    • Определятьорфограммы;

    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);

    • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

    • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

    • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

    • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

    • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;

    • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);

    • работатьсословарями;

    • соблюдатьорфоэпическиенормыречи;

    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

    • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Метапредметные:

    • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.

    • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

    • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

    • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

4 класс

Личностные:

      • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)

      • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор)

  • получит (или получит возможность научиться) базовые историко-культурные представления и гражданской идентичности (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т. д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие, как любовь к Родине и к тому месту, где ты живешь, любовь близких; помощь и поддержка друзей; способность радоваться красоте мира природы; ощущение причастности к истории и культуре своей страны)

  • научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)

  • получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя),опираясь на социальный и личностный опыт ребенка.

Метапредметные:

    • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.

    • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

    • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

    • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

    • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

    • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

    • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

    • В области регулятивных учебных действий:

    • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Предметные:

Выпускник научится:

    • различатьзвуки и буквы;

    • характеризовать звуки чувашского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

    • зная последовательность букв в чувашском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

    • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

    • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

    • определять три типа склонения существительных;

    • определять названия падежей и способы их определения;

    • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

    • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

    • определять однородные члены предложения;

    • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).

    • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по чувашскому орфографическому словарю учебника;

    • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

    • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

    • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

    • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

    • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

    • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

    • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

    • Выпускник получит озможность научиться:

    • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

    • соблюдать нормы чувашского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

    • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

    • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;

    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

    • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

    • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;

    • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

    • различать простые и сложные предложения.

    • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    • подбирать примеры с определенной орфограммой;

    • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

    • создавать тексты по предложенному заголовку;

    • подробно или выборочно пересказывать текст;

    • пересказывать текст от другого лица;

    • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

    • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;


2.Содержание учебного предмета


1 класс (33ч)

Подготовительный период (3ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита.

Здравствуй, школа! Распорядок дня. Мои игрушки. Связная речь. Режим дня. Предложение. Беседа на тему «В деревне». Предложение. Домашние животные и птицы. Слово. Слог. Фрукты и овощи. Ударение. Дикие птицы и звери. Гласные и согласные звуки. Сказка «Репка».

Основной (звукобуквенный) период (27ч)

Чтение. Гласные звуки. Согласные звуки. Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых - строчных). Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, средне плавное, нижнее). Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; парные и непарные; твѐрдые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Развитие речи (3ч)

Знакомство с авторами и их произведениями: Иван Яковлевич Яковлев, Андриан Николаевич Николаев, времена года, погода по временам года в селе, сутки, К.Иванов . Ласточка, дикие птицы нашего края. В.Бианки. Лиса и мышонок. Жизнь диких животных в РБ. В.Осеева. Таня читает книгу. Н.Карай. Котенок. Читать, уметь пересказывать прочитанное.




2 класс (34 ч)

Фонетика (10 ч)

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости -мягкости, звонкости - глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение (7 ч)Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением -имена существительные. Слова, называющие признаки, -имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений.

Слова в предложении.«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(14 ч) Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная Правописание разделительных твердого и мягкого знаков.

«Развитие речи» (4 ч)Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте.

3 класс (34 ч)

Повторение.(2ч)

Звуки и буквы. (10ч)

Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости —мягкости, звонкости - глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Предложение. (10ч.)

Повествовательные предложения. Вопросительные предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Связь слов в предложении.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Р/р. Составление текста «Родственники».

Р.р. Составление текста «Как позвать в гости?»

Слово. (5 ч)

Объем лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения с учетом непереводимых слов – 700. Речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру чувашского народа. Лексическое значение слова.Тематические группы слов.Однозначные и многозначные слова. Значения многозначных слов.Заимствованныеслова.Синонимы и антонимы (илемлӗ– хитре, пӗчӗк – пысӑк).

Части речи. (5ч.)

Имя существительное как часть речи. Роль имен существительных в речи.Собственные и нарицательные существительные. Начальная форма существительных. Вопросы существительных кам? и мĕн?Число имен существительных. Образование множественного числа существительных.Изменение существительных единственного и множественного числа по вопросам (склонение). Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.Несклоняемые русские существительные в чувашском языке.

Форма принадлежности.Частица мар с существительными.Согласование глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени с существительными.Связь существительного с прилагательным, существительного с глаголом, существительного с числительным.Отсутствие категории рода у существительных в чувашском языке. Употребление существительных в речи.

Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи. Отличие имен прилагательных от других частей речи.Вопросы прилагательного мӗнле?имӗнтӗслӗ?Связь имен прилагательных с именами существительными.Частица мар с прилагательными. Степени сравнения прилагательных и их образование. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке.Употреблениеприлагательных в речи.

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Отличиеглагола от других самостоятельных частей речи.Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и прошедшем очевидном времени (спряжение). Утвердительная и отрицательная формы. Вопросы глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени.

Согласование глаголов в форме настоящего и прошедшего очевидного времени с именами существительными.Глаголы-антонимы.Отсутствие в чувашском языке категории рода и вида у глаголов.Употребление глаголов в речи.Безличные формы глаголаИнфинитив (без использования терминологии). Образование инфинитива. Вопрос инфинитива мӗнтума?Употребление инфинитива в речи.Деепричастия (без использования терминологии) Образование деепричастий с помощью аффиксов -са(-се), -сан(-сен). Употребление деепричастий в речи.Причастие прошедшего времени.Выражение прошедшего неочевидного времени причастием прошедшего времени. Вопрос сказуемого мӗнтунӑ?Употребление причастий прошедшего времени в речи.Причастие долженствования (без использования терминологии). Образование причастия долженствования. Вопрос причастия долженствования мӗнтумалла?Употребление причастий долженствования в речи.

Повторение.(4ч.)

Звуки и буквы. Части речи. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации.предложений.Употребление в речи разных видов предложений.

4 класс (34 ч)

Введение. (1ч.)

Повторение. (5ч.)

Слово. Предложение. Текст. Главные члены предложения.Текст. Текст – описание, рассуждение, повествование.

Словообразование. (9ч.)

Значимые части слова: корень и аффикс. Выделение в словах корня и аффикса. Аффикс как словообразующая и как формообразующая морфема.Словообразующие и формообразующие аффиксы. Различение различных форм одного и того же слова.Способы образования слов в чувашском языке (элементарные представления о словообразовании): 1) аффиксация: илем – илемлӗ, тус – туслӑх; 2) словосложение (апат-çимĕç, сĕтел-пукан);3) переход слова из одной части в другую: кӗркунне употребляется как существительное и как наречие.Разбор слова по составу.Словообразовательный анализ.

Буквы и звуки. Слоги, ударение.Однокоренные слова. Словообразующие аффиксы. Удвоенные слова.Взаимосвязь предложений в тексте. Однородные члены предложения.

Части речи. (17ч.)

Имя существительное как часть речи. Роль имен существительных в речи.Собственные и нарицательные существительные. Начальная форма существительных. Вопросы существительных кам? и мĕн?Число имен существительных. Образование множественного числа существительных.Изменение существительных единственного и множественного числа по вопросам (склонение). Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.Несклоняемые русские существительные в чувашском языке.

Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи. Отличие имен прилагательных от других частей речи.Вопросы прилагательного мӗнле?имӗнтӗслӗ?Связь имен прилагательных с именами существительными.Частица мар с прилагательными. Степени сравнения прилагательных и их образование. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке.Употреблениеприлагательных в речи.

Имя числительное как часть речи. Роль имен числительных в речи.Отличиечислительных от других частей речи.Вопрос количественного числительного миçе?Краткая и полная форма количественных числительных. Образование порядковых числительных. Вопрос порядкового числительного миçемӗш?Количественные и порядковые числительные.Порядковые числительные в названиях событий и праздников.Связь количественных, порядковых числительных с именами существительными. Частица мар с числительными. Отсутствие категории рода у числительных в чувашском языке.Употребление числительных в речи.

Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи.Личные местоимения. Вопросы личных местоименийв основном падеже единственного и множественного числа:кам?мӗн?камсем?мӗнсем?Личные местоимения единственного и множественного числа в косвенных падежах, вопросы, на которые они отвечают.Согласование личных местоимений с глаголами настоящего и прошедшего очевидного времени.Частица марс личными местоимениями.Личные местоимения как средство связи предложений и устранения тавтологии.

Возвратные местоимения (без использования терминологии) хамӑн, хӑвӑн, хӑйĕн.Указательные местоимения (без использования терминологии) ку, кусем, акӑ, çак. Отсутствие категории рода у местоимений в чувашском языке.Употребление местоимений.

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Отличиеглагола от других самостоятельных частей речи.Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и прошедшем очевидном времени (спряжение). Утвердительная и отрицательная формы. Вопросы глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени.

Согласование глаголов в форме настоящего и прошедшего очевидного времени с именами существительными.Глаголы-антонимы.Отсутствие в чувашском языке категории рода и вида у глаголов.Употребление глаголов в речи.Безличные формы глагола. Инфинитив (без использования терминологии). Образование инфинитива. Вопрос инфинитива мӗнтума?Употребление инфинитива в речи.Деепричастия (без использования терминологии) Образование деепричастий с помощью аффиксов -са(-се), -сан(-сен). Употребление деепричастий в речи.Причастие прошедшего времени.Выражение прошедшего неочевидного времени причастием прошедшего времени. Вопрос сказуемого мӗнтунӑ?Употребление причастий прошедшего времени в речи.Причастие долженствования (без использования терминологии). Образование причастия долженствования. Вопрос причастия долженствования мӗнтумалла?Употребление причастий долженствования в речи.

Повторение изученного за курс 4 класса. (3ч.)

Повторение раздела «Слово. Предложение». Повторение раздела «Словообразующие аффиксы».Повторение раздела «Части речи».


3.Тематическое планирование учебного предмета



№п/п

Тематическое планирование

Количество часов

1 класс (33 ч)

1

Подготовительный период

3 ч.

2

Основной (звукобуквенный) период

27 ч.

3

Развитие речи

3 ч.

2 класс (34 ч)

1

Фонетика

10 ч.

2

Слово и предложение

7 ч.

3

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

14 ч.

4

«Развитие речи»



3 ч.

3 класс (34 часов)

1

Повторение изученного за курс 2 класса.

2 ч.

2

Звуки и буквы.

10 ч.

3

Предложение.

9 ч.

4

Слово.

5 ч.

5

Части речи.

5 ч.

6

Повторение изученного за курс 3 класса.

3 ч.

4 класс (34 часов)

1

Введение

1

2

Повторение

5

3

Словообразование

9

4

Части речи

16

5

Повторение изученного за курс 4 класса

3



Контрольные работы



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Контрольные работы

-

4

4

4

Развитие речи

3

4

6

6































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!