1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
1класс
Личностные:
Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)
Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.
Метапредметные:
В области общих (познавательных) учебных действий обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями чувашского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся:
понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками
Предметные:
пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
озаглавливатьпрослушанныйтекст;
осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах чувашского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Метапредметные:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
первоначальным навыкам инструментального освоения чувашского алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивные) обучающиеся научатся:
понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
выполнять работу над ошибками с помощью взрослого
Предметные:
различать звуки и буквы;
различать буквы и их основные звуковые значения;
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
делить слова на слоги, определять ударный слог;
пользоваться чувашским алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
различать слова названия предметов, признаков, действий;
различать главные и неглавные слова - названия предметов;
определять в тексте слова — помощники.
различатьпредложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
писать прописную букву в именах собственных;
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
писать словарные слова, определенные программой;
писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
списывать небольшой текст по правилам списывания;
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Обучающиесяполучатвозможностьнаучиться:
соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета
2 класс
Личностные:
Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)
Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.
Метапредметные:
инструментально освоить чувашский алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Предметные результаты
Обучающиесянаучатся:
определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов- названий действий;
изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
различать предложение, словосочетание и слово;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
задавать вопросы к разным членам предложения.
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
различать на письме приставки и предлоги;
находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
соблюдатьорфоэпическиенормыречи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Обучающиесяполучатвозможностьнаучиться:
Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)
Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
3 класс
Личностные:
Обучающиесянаучатся:
выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
отличать прямое и переносное значения слова;
находить в тексте синонимы и антонимы;
отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
различать на письме приставки и предлоги;
изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
различатьназванияпадежей.
изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Определятьорфограммы;
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
работатьсословарями;
соблюдатьорфоэпическиенормыречи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Метапредметные:
свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
4 класс
Личностные:
Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор)
получит (или получит возможность научиться) базовые историко-культурные представления и гражданской идентичности (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т. д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие, как любовь к Родине и к тому месту, где ты живешь, любовь близких; помощь и поддержка друзей; способность радоваться красоте мира природы; ощущение причастности к истории и культуре своей страны)
научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя),опираясь на социальный и личностный опыт ребенка.
Метапредметные:
свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных учебных действий:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Предметные:
Выпускник научится:
различатьзвуки и буквы;
характеризовать звуки чувашского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
зная последовательность букв в чувашском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
определять три типа склонения существительных;
определять названия падежей и способы их определения;
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
определять однородные члены предложения;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по чувашскому орфографическому словарю учебника;
различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит озможность научиться:
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
соблюдать нормы чувашского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
различать простые и сложные предложения.
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
2.Содержание учебного предмета
1 класс (33ч)
Подготовительный период (3ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита.
Здравствуй, школа! Распорядок дня. Мои игрушки. Связная речь. Режим дня. Предложение. Беседа на тему «В деревне». Предложение. Домашние животные и птицы. Слово. Слог. Фрукты и овощи. Ударение. Дикие птицы и звери. Гласные и согласные звуки. Сказка «Репка».
Основной (звукобуквенный) период (27ч)
Чтение. Гласные звуки. Согласные звуки. Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых - строчных). Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, средне плавное, нижнее). Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; парные и непарные; твѐрдые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Развитие речи (3ч)
Знакомство с авторами и их произведениями: Иван Яковлевич Яковлев, Андриан Николаевич Николаев, времена года, погода по временам года в селе, сутки, К.Иванов . Ласточка, дикие птицы нашего края. В.Бианки. Лиса и мышонок. Жизнь диких животных в РБ. В.Осеева. Таня читает книгу. Н.Карай. Котенок. Читать, уметь пересказывать прочитанное.
2 класс (34 ч)
Фонетика (10 ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости -мягкости, звонкости - глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение (7 ч)Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением -имена существительные. Слова, называющие признаки, -имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений.
Слова в предложении.«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(14 ч) Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная Правописание разделительных твердого и мягкого знаков.
«Развитие речи» (4 ч)Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте.
3 класс (34 ч)
Повторение.(2ч)
Звуки и буквы. (10ч)
Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости —мягкости, звонкости - глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Предложение. (10ч.)
Повествовательные предложения. Вопросительные предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Связь слов в предложении.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Р/р. Составление текста «Родственники».
Р.р. Составление текста «Как позвать в гости?»
Слово. (5 ч)
Объем лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения с учетом непереводимых слов – 700. Речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру чувашского народа. Лексическое значение слова.Тематические группы слов.Однозначные и многозначные слова. Значения многозначных слов.Заимствованныеслова.Синонимы и антонимы (илемлӗ– хитре, пӗчӗк – пысӑк).
Части речи. (5ч.)
Имя существительное как часть речи. Роль имен существительных в речи.Собственные и нарицательные существительные. Начальная форма существительных. Вопросы существительных кам? и мĕн?Число имен существительных. Образование множественного числа существительных.Изменение существительных единственного и множественного числа по вопросам (склонение). Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.Несклоняемые русские существительные в чувашском языке.
Форма принадлежности.Частица мар с существительными.Согласование глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени с существительными.Связь существительного с прилагательным, существительного с глаголом, существительного с числительным.Отсутствие категории рода у существительных в чувашском языке. Употребление существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи. Отличие имен прилагательных от других частей речи.Вопросы прилагательного мӗнле?имӗнтӗслӗ?Связь имен прилагательных с именами существительными.Частица мар с прилагательными. Степени сравнения прилагательных и их образование. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке.Употреблениеприлагательных в речи.
Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Отличиеглагола от других самостоятельных частей речи.Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и прошедшем очевидном времени (спряжение). Утвердительная и отрицательная формы. Вопросы глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени.
Согласование глаголов в форме настоящего и прошедшего очевидного времени с именами существительными.Глаголы-антонимы.Отсутствие в чувашском языке категории рода и вида у глаголов.Употребление глаголов в речи.Безличные формы глаголаИнфинитив (без использования терминологии). Образование инфинитива. Вопрос инфинитива мӗнтума?Употребление инфинитива в речи.Деепричастия (без использования терминологии) Образование деепричастий с помощью аффиксов -са(-се), -сан(-сен). Употребление деепричастий в речи.Причастие прошедшего времени.Выражение прошедшего неочевидного времени причастием прошедшего времени. Вопрос сказуемого мӗнтунӑ?Употребление причастий прошедшего времени в речи.Причастие долженствования (без использования терминологии). Образование причастия долженствования. Вопрос причастия долженствования мӗнтумалла?Употребление причастий долженствования в речи.
Повторение.(4ч.)
Звуки и буквы. Части речи. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации.предложений.Употребление в речи разных видов предложений.
4 класс (34 ч)
Введение. (1ч.)
Повторение. (5ч.)
Слово. Предложение. Текст. Главные члены предложения.Текст. Текст – описание, рассуждение, повествование.
Словообразование. (9ч.)
Значимые части слова: корень и аффикс. Выделение в словах корня и аффикса. Аффикс как словообразующая и как формообразующая морфема.Словообразующие и формообразующие аффиксы. Различение различных форм одного и того же слова.Способы образования слов в чувашском языке (элементарные представления о словообразовании): 1) аффиксация: илем – илемлӗ, тус – туслӑх; 2) словосложение (апат-çимĕç, сĕтел-пукан);3) переход слова из одной части в другую: кӗркунне употребляется как существительное и как наречие.Разбор слова по составу.Словообразовательный анализ.
Буквы и звуки. Слоги, ударение.Однокоренные слова. Словообразующие аффиксы. Удвоенные слова.Взаимосвязь предложений в тексте. Однородные члены предложения.
Части речи. (17ч.)
Имя существительное как часть речи. Роль имен существительных в речи.Собственные и нарицательные существительные. Начальная форма существительных. Вопросы существительных кам? и мĕн?Число имен существительных. Образование множественного числа существительных.Изменение существительных единственного и множественного числа по вопросам (склонение). Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.Несклоняемые русские существительные в чувашском языке.
Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи. Отличие имен прилагательных от других частей речи.Вопросы прилагательного мӗнле?имӗнтӗслӗ?Связь имен прилагательных с именами существительными.Частица мар с прилагательными. Степени сравнения прилагательных и их образование. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке.Употреблениеприлагательных в речи.
Имя числительное как часть речи. Роль имен числительных в речи.Отличиечислительных от других частей речи.Вопрос количественного числительного миçе?Краткая и полная форма количественных числительных. Образование порядковых числительных. Вопрос порядкового числительного миçемӗш?Количественные и порядковые числительные.Порядковые числительные в названиях событий и праздников.Связь количественных, порядковых числительных с именами существительными. Частица мар с числительными. Отсутствие категории рода у числительных в чувашском языке.Употребление числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи.Личные местоимения. Вопросы личных местоименийв основном падеже единственного и множественного числа:кам?мӗн?камсем?мӗнсем?Личные местоимения единственного и множественного числа в косвенных падежах, вопросы, на которые они отвечают.Согласование личных местоимений с глаголами настоящего и прошедшего очевидного времени.Частица марс личными местоимениями.Личные местоимения как средство связи предложений и устранения тавтологии.
Возвратные местоимения (без использования терминологии) хамӑн, хӑвӑн, хӑйĕн.Указательные местоимения (без использования терминологии) ку, кусем, акӑ, çак. Отсутствие категории рода у местоимений в чувашском языке.Употребление местоимений.
Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Отличиеглагола от других самостоятельных частей речи.Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и прошедшем очевидном времени (спряжение). Утвердительная и отрицательная формы. Вопросы глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени.
Согласование глаголов в форме настоящего и прошедшего очевидного времени с именами существительными.Глаголы-антонимы.Отсутствие в чувашском языке категории рода и вида у глаголов.Употребление глаголов в речи.Безличные формы глагола. Инфинитив (без использования терминологии). Образование инфинитива. Вопрос инфинитива мӗнтума?Употребление инфинитива в речи.Деепричастия (без использования терминологии) Образование деепричастий с помощью аффиксов -са(-се), -сан(-сен). Употребление деепричастий в речи.Причастие прошедшего времени.Выражение прошедшего неочевидного времени причастием прошедшего времени. Вопрос сказуемого мӗнтунӑ?Употребление причастий прошедшего времени в речи.Причастие долженствования (без использования терминологии). Образование причастия долженствования. Вопрос причастия долженствования мӗнтумалла?Употребление причастий долженствования в речи.
Повторение изученного за курс 4 класса. (3ч.)
Повторение раздела «Слово. Предложение». Повторение раздела «Словообразующие аффиксы».Повторение раздела «Части речи».
3.Тематическое планирование учебного предмета
№п/п | Тематическое планирование | Количество часов |
1 класс (33 ч) |
1 | Подготовительный период | 3 ч. |
2 | Основной (звукобуквенный) период | 27 ч. |
3 | Развитие речи | 3 ч. |
2 класс (34 ч) |
1 | Фонетика | 10 ч. |
2 | Слово и предложение | 7 ч. |
3 | «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) | 14 ч. |
4 | «Развитие речи» | 3 ч. |
3 класс (34 часов) |
1 | Повторение изученного за курс 2 класса. | 2 ч. |
2 | Звуки и буквы. | 10 ч. |
3 | Предложение. | 9 ч. |
4 | Слово. | 5 ч. |
5 | Части речи. | 5 ч. |
6 | Повторение изученного за курс 3 класса. | 3 ч. |
4 класс (34 часов) |
1 | Введение | 1 |
2 | Повторение | 5 |
3 | Словообразование | 9 |
4 | Части речи | 16 |
5 | Повторение изученного за курс 4 класса | 3 |
Контрольные работы
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Контрольные работы | - | 4 | 4 | 4 |
Развитие речи | 3 | 4 | 6 | 6 |