СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе - 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 9 класса разработана на основе программы  «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И.Альбеткова) – М.: Дрофа, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе - 9 класс»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по родному (русскому) языку и литературе

9 класс


разработана на основе программы «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс

(автор Р.И.Альбеткова) – М.: Дрофа, 2008.


Пояснительная записка

I. Планируемые результаты

Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому(родному) языку к концу учебного года:

Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности

  • Роды, виды и жанры словесности

  • Роль выразительных средств языка в художественной речи

  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение

  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Требования к уровню подготовки учащихся

знать / понимать:

9 класс: К концу пятого года обучения учащиеся должны:

 связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

 использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

 использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

 самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся !Х класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому (родному) языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




II. Содержание курса

Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

п/п

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Материал словесности



1.

Средства художественной изобразительности

20

1

2.

Жизненный факт и поэтическое слово

8

-

3.

Историческая жизнь поэтического слова

13

2


Произведение словесности



4

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

15

2

5

Произведение словесности в истории культуры

12

2

Итого


68

7

















Тематическое планирование


урока

Дата по плану

Дата по факту

Название раздела, тема урока (количество часов)

Примечание дом задание




1 четверть (16 часов)





Материал словесности. Средства художественной изобразительности.

(20 часов)




Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности.

П. 1-2- читать



Эпитет в произведении словесности.

П.3- читать



Сравнение и способы его выражения.

П.4, стр.10 -читать



Параллелизм.

П.5, стр.11-12 -читать



Развернутое сравнение

П.6, стр.13- читать



Олицетворение.

П.7, стр. 14-16 -читать



Аллегория.

Символ.

П.8,9, стр. 17-21- читать




Гипербола.

П.10, стр.21-24- читать



Фантастика.

П.11, стр.24-27, читать-



Парадокс и алогизм в произведении словесности. Парадокс.

П.12, стр27-28- читать



Алогизм

П. 13,стр 28-31-читать



Гротеск и его значение.

П.14, стр.31-35-читать



Бурлеск как жанр и изобразительное средство языка

П.15, стр. 35-38-читать



Употребление «макаронического стиля».

П.16, читать стр. 39-40



Этимологизация. Внутренняя форма слова.

Этимологизация в произведении словесности.

П.17

П.18, читать стр. 40-43



Народная этимология.

П.19, читать стр.43-45




2 четверть (16 часов)




Игра слов.

П.20, читать стр. 45-49



Роль ассоциативности в словесности. Ассоциативность языковых средств.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

П.21

П.22, читать стр.49-52








Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.

П.23,читать стр.53-54



Сочинение по упр.34, (стр.69) или работа над развитием речи по упр.30-34

Дописать сочинение




Жизненный факт и поэтическое слово. Поэтическое слово.( 11 часов)




Прямое и поэтическое значение слова.

Направленность слова на объект и субъект.

П.24

П.25,читать стр. 69-71



Объект изображения, тема и идея произведения. Объект и предмет изображения.

П.26,читать стр.72-73



Идея произведения.

П.27,читать стр.73-74



Претворение жизненных впечатлений и явление искусства слова.

П.28 ,читать стр.74-76



Прототип и литературный герой

П.29,читать стр. 77-79



Способы выражения идеи в различных родах словесности. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.

П.30,читать стр. 79-81



Выражение точки зрения автора в лирике.

П.31,читать стр.81-84



Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Что такое художественная правда.

П.32, П.33 ,читать стр.84-89



Написание эссе «Проза жизни и поэзия»

Дописать




Историческая жизнь поэтического слова. ( 15 часов)




Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

П.34,читать стр.107



Язык древнерусской словесности. Старославянский, древнерусский и церковно-славянский языки.

Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

П.35, П.36,читать стр.108-113



Принципы отбора, изображения и оценки явлений жизни в древнерусской словесности. Этикет и канон.

П.37,читать стр.113-116




3 четверть (20часов)




Язык словесности 18 века. Повести петровского времени.

П.38,читать стр.117-118








Система жанров и особенности языка произведений классицизма.

Теория трёх штилей М.В.Ломоносова.

П.39,П.40,читать стр.118-124



Средства художественной изобразительности языка Ломоносова.

П.41,читать стр. 125-127



Новаторство Г.Р.Державина.

П.42,читать стр. 127-129



Язык произведений сентиментализма и романтизма. Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

П.43,читать стр.129-132



Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.

П.44,читать стр.132-133



Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина.

П.45 П.46 ,читать стр.134-137



Анализ художественного произведения.

Выполнить анализ текста



Язык произведений реализма. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.

П.47,читать стр.138-140



Слово в реалистическом произведении

Субъект речи в реалистическом произведении

П.48-49,читать стр.140-147



Полифония.

П.50, читать стр. 147-148



Индивидуальный стиль. Авторская индивидуальность.

Индивидуальный стиль писателя.

П.51, 52 читать стр.148-156




Произведение словесности. (13 часов)




Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

П.53 П.54,читать стр.175-177



Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Художественный образ и художественная действительность. Художественный образ.

П.55,читать стр.177-182



Художественная действительность.

П.56,читать стр.182-184



Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова.

П.57,читать стр.184-185



Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении.

П.58,

П.59,читать стр.185-191



Эстетическая функция языка

П.60,читать стр.191-193



Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания. Время и пространство как художественные образы. Хронотоп. Хронотоп в сказке

П.61,

П.62,читать стр.193-195



Хронотоп в эпическом произведении. Хронотоп в лирическом произведении.

П.63 П.64,читать стр.195-202




4 четверть (16 часов)




Хронотоп в драматическом произведении.

П.65,читать стр.202



Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания. Идеализация и реальность в изображении человека.

П.66,читать стр.204-206



Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

.

П.67, читать стр.207-209



Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания

П.68, читать стр. 209-211



Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

П.69,читать стр.211-213




Произведение словесности в истории культуры. (10 часов)




Взаимосвязь национальных литератур. Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика

П.70, П.71,читать стр.227-231



Развитие словесности. Традиции и новаторство.

П.72,читать стр.231-232



Смена старого новым.

П.73,читать стр.232-235



Новая жизнь художественных образов. «Вечные» образы

П.74,читать стр.235-240



Значение типических образов. Онегин в 60-е годы 19 века.

П.75, 76,читать стр.240



Онегин в 20 веке. Чичиков в нэпманской Москве.

П.77, П.78,читать стр.240-249



Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности в развитии языка.

П.79,читать стр.250-253



Познание мира средствами искусства слова.

Нравственные проблемы в искусстве слова

П.79,

П.80,читать стр.253-259



Главное значение искусства слова

П.81,читать стр.259-262



Сочинение о роли искусства слова ( по упр.8 стр.274)

Дописать сочинение




Что вы узнали на уроках словесности. (1 час)




Язык как материал словесности.

Произведение словесности.

Урок обобщающего повторения по курсу.

П.82, П.83-84,читать стр.274-279

Повторение



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!