разработана на основе программы «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс
(автор Р.И.Альбеткова) – М.: Дрофа, 2008.
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся !Х класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому (родному) языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела, тема урока (количество часов) | Примечание дом задание |
| | | 1 четверть (16 часов) | |
| | | Материал словесности. Средства художественной изобразительности. (20 часов) | |
-
| | | Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности. | П. 1-2- читать |
-
| | | Эпитет в произведении словесности. | П.3- читать |
-
| | | Сравнение и способы его выражения. | П.4, стр.10 -читать |
-
| | | Параллелизм. | П.5, стр.11-12 -читать |
-
| | | Развернутое сравнение | П.6, стр.13- читать |
-
| | | Олицетворение. | П.7, стр. 14-16 -читать |
-
| | | Аллегория. Символ. | П.8,9, стр. 17-21- читать |
-
| | | Гипербола. | П.10, стр.21-24- читать |
-
| | | Фантастика. | П.11, стр.24-27, читать- |
-
| | | Парадокс и алогизм в произведении словесности. Парадокс. | П.12, стр27-28- читать |
-
| | | Алогизм | П. 13,стр 28-31-читать |
-
| | | Гротеск и его значение. | П.14, стр.31-35-читать |
-
| | | Бурлеск как жанр и изобразительное средство языка | П.15, стр. 35-38-читать |
-
| | | Употребление «макаронического стиля». | П.16, читать стр. 39-40 |
-
| | | Этимологизация. Внутренняя форма слова. Этимологизация в произведении словесности. | П.17 П.18, читать стр. 40-43 |
-
| | | Народная этимология. | П.19, читать стр.43-45 |
| | | 2 четверть (16 часов) | |
-
| | | Игра слов. | П.20, читать стр. 45-49 |
-
| | | Роль ассоциативности в словесности. Ассоциативность языковых средств. Ассоциативность сюжетов, образов, тем. | П.21 П.22, читать стр.49-52 |
| | | | |
-
| | | Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета. | П.23,читать стр.53-54 |
-
| | | Сочинение по упр.34, (стр.69) или работа над развитием речи по упр.30-34 | Дописать сочинение |
| | | Жизненный факт и поэтическое слово. Поэтическое слово.( 11 часов) | |
-
| | | Прямое и поэтическое значение слова. Направленность слова на объект и субъект. | П.24 П.25,читать стр. 69-71 |
-
| | | Объект изображения, тема и идея произведения. Объект и предмет изображения. | П.26,читать стр.72-73 |
-
| | | Идея произведения. | П.27,читать стр.73-74 |
-
| | | Претворение жизненных впечатлений и явление искусства слова. | П.28 ,читать стр.74-76 |
-
| | | Прототип и литературный герой | П.29,читать стр. 77-79 |
-
| | | Способы выражения идеи в различных родах словесности. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении. | П.30,читать стр. 79-81 |
-
| | | Выражение точки зрения автора в лирике. | П.31,читать стр.81-84 |
-
| | | Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. Что такое художественная правда. | П.32, П.33 ,читать стр.84-89 |
-
| | | Написание эссе «Проза жизни и поэзия» | Дописать |
| | | Историческая жизнь поэтического слова. ( 15 часов) | |
-
| | | Принципы изображения действительности и поэтическое слово. | П.34,читать стр.107 |
-
| | | Язык древнерусской словесности. Старославянский, древнерусский и церковно-славянский языки. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. | П.35, П.36,читать стр.108-113 |
-
| | | Принципы отбора, изображения и оценки явлений жизни в древнерусской словесности. Этикет и канон. | П.37,читать стр.113-116 |
| | | 3 четверть (20часов) | |
-
| | | Язык словесности 18 века. Повести петровского времени. | П.38,читать стр.117-118 |
| | | | |
-
| | | Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трёх штилей М.В.Ломоносова. | П.39,П.40,читать стр.118-124 |
-
| | | Средства художественной изобразительности языка Ломоносова. | П.41,читать стр. 125-127 |
-
| | | Новаторство Г.Р.Державина. | П.42,читать стр. 127-129 |
-
| | | Язык произведений сентиментализма и романтизма. Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма. | П.43,читать стр.129-132 |
-
| | | Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. | П.44,читать стр.132-133 |
-
| | | Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина. | П.45 П.46 ,читать стр.134-137 |
-
| | | Анализ художественного произведения. | Выполнить анализ текста |
-
| | | Язык произведений реализма. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма. | П.47,читать стр.138-140 |
-
| | | Слово в реалистическом произведении Субъект речи в реалистическом произведении | П.48-49,читать стр.140-147 |
-
| | | Полифония. | П.50, читать стр. 147-148 |
-
| | | Индивидуальный стиль. Авторская индивидуальность. Индивидуальный стиль писателя. | П.51, 52 читать стр.148-156 |
| | | Произведение словесности. (13 часов) | |
-
| | | Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. | П.53 П.54,читать стр.175-177 |
-
| | | Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Художественный образ и художественная действительность. Художественный образ. | П.55,читать стр.177-182 |
-
| | | Художественная действительность. | П.56,читать стр.182-184 |
-
| | | Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. | П.57,читать стр.184-185 |
-
| | | Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. | П.58, П.59,читать стр.185-191 |
-
| | | Эстетическая функция языка | П.60,читать стр.191-193 |
-
| | | Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания. Время и пространство как художественные образы. Хронотоп. Хронотоп в сказке | П.61, П.62,читать стр.193-195 |
-
| | | Хронотоп в эпическом произведении. Хронотоп в лирическом произведении. | П.63 П.64,читать стр.195-202 |
| | | 4 четверть (16 часов) | |
-
| | | Хронотоп в драматическом произведении. | П.65,читать стр.202 |
-
| | | Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания. Идеализация и реальность в изображении человека. | П.66,читать стр.204-206 |
-
| | | Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания. . | П.67, читать стр.207-209 |
-
| | | Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания | П.68, читать стр. 209-211 |
-
| | | Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания. | П.69,читать стр.211-213 |
| | | Произведение словесности в истории культуры. (10 часов) | |
-
| | | Взаимосвязь национальных литератур. Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика | П.70, П.71,читать стр.227-231 |
-
| | | Развитие словесности. Традиции и новаторство. | П.72,читать стр.231-232 |
-
| | | Смена старого новым. | П.73,читать стр.232-235 |
-
| | | Новая жизнь художественных образов. «Вечные» образы | П.74,читать стр.235-240 |
-
| | | Значение типических образов. Онегин в 60-е годы 19 века. | П.75, 76,читать стр.240 |
-
| | | Онегин в 20 веке. Чичиков в нэпманской Москве. | П.77, П.78,читать стр.240-249 |
-
| | | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности в развитии языка. | П.79,читать стр.250-253 |
-
| | | Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в искусстве слова | П.79, П.80,читать стр.253-259 |
-
| | | Главное значение искусства слова | П.81,читать стр.259-262 |
-
| | | Сочинение о роли искусства слова ( по упр.8 стр.274) | Дописать сочинение |
| | | Что вы узнали на уроках словесности. (1 час) | |
-
| | | Язык как материал словесности. Произведение словесности. Урок обобщающего повторения по курсу. | П.82, П.83-84,читать стр.274-279 Повторение |