Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Березовый
Солнечного муниципального района Хабаровского края
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Березовый Протокол № _1__ от «_31___» 08 2021 г. Руководитель ШМО ________/Ю.В.Задворная/ | «Согласовано» Зам.директора школы по УР МБОУ СОШ п.Березовый ___________ /О.С.Юрьева/ «31»08. 2021г. | «Утверждаю» И.о.директора МБОУ СОШ п.Березовый ______________/О.С.Юрьева/ Приказ № 82- осн от «31 »08. 2021 г. |
Рабочая программа
Предмет: родной русский язык
Уровень образования ( класс): среднее общее образование 11 «А»
Базовый и профильный уровень
Количество часов в неделю (в год): 1 час (34 ч.)
ФГОС
Учитель: Задворная Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория:1
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Настоящая программа по родному русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в авторской программе: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С.И. Львовой, В.В. Львова / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2019. - 104 с.
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю) в 11 классе.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 11 классе – 34 часа, что соответствует учебному плану школы.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
Содержание программы «Родной русский язык» ( 34 часа)
1. Орфоэпия (2часа)
Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
2.Лексика и фразеология (6 часов)
Фразеологические единицы русского языка.
Основные признаки фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
3. Морфемика и словообразование (2 часа)
Словообразовательные единицы речи
4. Морфология.(4 часа).
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки
5. Синтаксис(10 часов)
Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно- стилистическая роль.
Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
6. Этимология как раздел лингвистики.(2 часа)
7. Система функциональных разновидностей современного русского языка(4 часа)
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа
8. Правописание: орфография и пунктуация (4 часа)
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка в 11 классе на профильном уровне выпускник должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные результаты:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
7) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Предметные результаты:
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Календарно – тематическое планирование
№ Урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата |
| Орфоэпия (2 часа) | | |
1-2 | Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. | Проверяются основные умения и навыки выполнения задания 4 ЕГЭ. | |
| Лексика и фразеология (6 часов) | | |
3-4 | Фразеологические единицы русского языка. | Знать проблемы классификации фразеологизмов | |
5-6 | Основные признаки фразеологизмов | Проверяются основные умения и навыки по определению фразеологических единиц речи. Задание 26 ЕГЭ | |
7-8 | Лексические ошибки . | Проверяются основные умения и навыки выполнения задания 3,5,6 ЕГЭ | |
| Морфемика и словообразование (2часа) | | |
9-10 | Способы формообразования слов. Нормы словообразования | Знать проблемы классификации русского формообразования. Задание 7,8 ЕГЭ | |
| Морфология.(4 часа) | | |
11-12 | Общие морфологические и синтаксические функции знаменательных частей речи | Проверяются основные умения и навыки по постановке знаков препинания при согласованных и несогласованных определениях. Знать синтаксические функции имён числительных. Проверяются основные умения и навыки правописания отрицательных и неопределённых местоимений, безударных личных окончаний, суффиксов глагола, глаголов прошедшего времени. Знать синтаксические функции причастий, нормативные принципы употребления причастных оборотов,синтаксические функции деепричастий; совершенствование навыков постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах. | |
13-14 | Служебные части речи и их грамматические признаки | Уметь разграничивать предлоги и слова других частей речи Уметь применять правила правописания предлогов, частиц; знать нормы употребления союзов. | |
| Синтаксис(10 часов) | | |
15-16 | Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно- стилистическая роль | Совершенствование навыков постановки знаков препинания в простом осложненном предложении | |
17-18 | Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого | Совершенствование навыков выполнения задания 8 ЕГЭ | |
19-20 | Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. | Знать проблемы классификации второстепенных членов предложения | |
21-22 | Знаки препинания при междометиях. знаки препинания в предложениях, осложнённых обращениями | Совершенствование навыков постановки знаков препинания в предложениях с обращением, междометием | |
23 | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Совершенствование навыков выполнения задания 26 ЕГЭ | |
24 | Контрольная работа. | | |
| Этимология как раздел лингвистики.(2 часа) | | |
25-26 | Происхождение слов | Совершенствование навыков выполнения задания 3 ЕГЭ | |
| Система функциональных разновидностей современного русского языка(4 часа) | | |
27-28 | Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. | Совершенствование навыков определения средств художественной выразительности | |
29-30 | Художественный текст как объект лингвистического анализа | Уметь выполнять лингвистический анализ текста | |
| Правописание: орфография и пунктуация (4 часа) | | |
31-32 | Н и НН в словах различных частей речи | Определять ,какие смысловые оттенки выражают в речи частицы НИ и НЕ ;отработка алгоритма выбора Н и НН в словах различных частей речи | |
33 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Совершенствование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | |
34 | Итоговая контрольная работа. | | |
| Итого:34 часа | | |
Приложение
Критерии оценок.
Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка “1” ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.