СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку для 6 класса разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г. (в редакции ФЗ от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ);

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  • Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» (приложение №3 к приказу №182 от 27.08.2021 г.);

  • Авторская программа «Русский родной язык» 5-9 классы Александровой О.М., Гостевой Ю.Н., Добротиной И.Н.– М.: Просвещение, 2020 г.


Цели изучения предмета:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Задачи изучения предмета:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;

  • формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


Место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане:

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» на изучение родного языка в 6 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

(для учителя)

    1. Александрова А.М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций /О.М.Александрова, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина. – М: Просвещение, 2020.

    2. Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.Александрова и др.] – М: Просвещение, 2021.

    3. Русский родной язык. 6 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др. – М: Учебная литература, 2018.

    4. Н. Егорова: Русский родной язык. 6 класс. Поурочные разработки к УМК О. М. Александровой и др. – М: ВАКО, 2021.
      (для учащихся)

1. Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О.М.Александрова и др.] – М: Просвещение, 2021.

Электронные ресурсы

1.Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

2. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

3. Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

4. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

5. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

6. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

7. Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

8. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

9. Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

10. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

11. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru

12. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html

13. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru

14. Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

15. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

16. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

17. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

18. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

19. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

20. Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

21. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

23. Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

24. Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su

25. Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи.

26. URL: http://doc-style.ru Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

27. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

28. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

29. Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Классная доска

2.Экспозиционный экран

3.Мультимедийный проектор

4. Ноутбук

5. Видео, презентации

6. Колонки

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль успеваемости по родному языку осуществляется учителем на протяжении всего учебного года. К текущему контролю относятся: входной контроль, поурочный контроль, тематический (периодический) контроль, контроль по итогам полугодия.

Формы текущего контроля: устный, фронтальный опрос, работа по карточкам, выполнение письменного упражнения, творческого задания, тест, защита проектов.

Промежуточная итоговая аттестация: тест в рамках промежуточной итоговой аттестации считать итоговым тестом (годовым).

п/п

Вид проверочной работы

Количество работ

Периодичность

1.

Диагностическая работа

1

1 часть

1 полугодия

2.

Тест в рамках проведения промежуточной аттестации

1

декабрь

3.

Проект (представление проектных работ)

1

декабрь


Планируемые результаты изучения русского языка в 6 классе

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; определять идею текста; преобразовывать текст; оценивать содержание и форму текста;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 

Предметные результаты

Учащиеся научатся

 приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

 распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

 понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках изученного);

 приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка (в рамках изученного);

 понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;

 правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения;

 целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;

 объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

 регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов;

 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

 корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

 употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);

 владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;

 анализировать и различать типичные речевые ошибки;

 редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

 выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

 редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

 корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

 соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

 использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

 использовать словари, в том числе мультимедийные, различного назначения;

 владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

 создавать тексты в жанре ответов разных видов;

 уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

 строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.

Учащиеся получат возможность научиться

комментировать значения фразеологических оборотов, историю их происхождения; уместно употреблять их;

 характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);

 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

  • обрабатывать текст на уровне лингвистического анализа;

 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности.

Содержание учебного предмета

6 класс (17 ч.)


Раздел 1. Язык и культура (4ч)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).



Раздел 2. Культура речи (9ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Контрольная работа по теме «Грамматика»

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Рекомендуемые темы проектных работ

1. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

2. Города-герои России.

3. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках.

4. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека.

6. Мы живём в мире знаков.

7. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.

8. Диалектизмы как средство выразительности в языке художественной литературы.

9. Словарь одного слова.

10. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

11. Подготовка сборника бывальщин.

Распределение учебных часов по разделам программы

в 6 классе


п/п

Разделы программы

Количество часов

Реализация программы воспитания

1

Язык и культура

4

Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа

2

Культура речи

9

Приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

3

Речь. Текст

4

Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.


Всего

17



Тематическое планирование

уроков родного языка в 6 классе

0,5 часа в неделю, всего 17 часов

п/п

Тема урока. Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Язык и культура-4ч.

1.

Из истории русского литературного языка.

1



2.

Диалекты как часть народной культуры. Лексические заимствования как результат взаимодействия

национальных культур

1



3.

Особенности освоения иноязычной лексики.

Современные неологизмы

1



4.

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.

Современные фразеологизмы

1



Культура речи-9ч.

5.

Стилистические особенности произношения и ударения.

Нормы произношения отдельных грамматических форм

1



6.

Синонимы и точность речи

1



7.

Антонимы и точность речи

1



8.

Лексические омонимы и точность речи

1



9.

Особенности склонения имен собственных

1



10.

Нормы употребления имен существительных

1



11.

Нормы употребления имен прилагательных,

числительных, местоимений

1



12

Диагностическая работа «Язык и культура. Культура речи»

1



13.

Речевой этикет

1



Речь. Текст-4ч.

14.

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом.

Тематическое единство текста. Тексты описательного типа. Тексты описательного типа.

1



15.

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

1



16.

Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации

1



17.

Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!