СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям русского языка, работающим с детьми с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся), разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 31 января 2018 года №2/18,. Примерной рабочей программы «Русский родной язык» 5–9 классы : учеб. пособия для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020) в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года),

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года).

и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

Учебное пособие «Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019»


















ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:

- углубление и расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечива- ют его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературно го языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете.


Воспитательные:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценнос-ти народа;

- осознание национального своеобразия русского языка;

- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России.


Развивающие:

- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифи-цировать языковые факты, оценивать их с точки зрения норматив-ности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобре-тение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

- развитие словесно-логического мышления, психических процессов: внимания, памяти, воображения.


Коррекционные:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным язы-ком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; разви-тие готовности и способности к речевому взаимодействию и вза-имопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию

- развитие слухового восприятия изучаемого материала с использо-ванием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо;

- корректировка словесной речи, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения,

- закрепление навыка чтения с губ;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет «Родной язык» является составной частью предметной области «Родной язык и родная литература».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Родной язык» в части, учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение «Русского языка» в 5-б классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год, утвержденным приказом №___ от 2021 года, рабочая программа составлена на 34 часа с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ



.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ  ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные

▪ понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

▪ осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

▪ достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

▪ владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

▪ применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

▪ коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

▪ представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

▪ понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

▪ усвоение основ научных знаний о родном языке;

▪ освоение базовых понятий лингвистики.


Предметные

▪ совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

▪ понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

▪ использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

▪ расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

▪ формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

▪ овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

▪ формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Раздел (тема) программы

Коли-чество часов

Система оценки планируемых результатов

1.

Раздел 1. Язык и культура


Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художест- венной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей националь-ной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Краткая история русской письмен-ности. Создание славянского алфавита. Слова с суф-фиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художест-венной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материаль-ной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Слова со специфическим оценочно-характе-ризующим значением. Связь определенных наиме-нований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня — об изне-женной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости — в тюркских языках и т. п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствован ные, краткие сведения по их этимологии. Имена, ко-торые не являются исконно русскими, но восприни-маются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.


12

Устный опрос

Защита проекта

Самостоятельная работа

2.

Раздел 2. Культура речи


Основные орфоэпические нормы современно-го русского литературного языка. Понятие о вариан-те нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь — микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жес-тов и мимики в русской речи, отражение их в устой-чивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имен существи-тельных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употреб-ление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка (кинофильм — кино-картина — кино — кинолента; интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи — беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть). Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географи-ческих названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существ.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища); образа (иконы) — образы (литературные); меха (выделанные шкуры) — мехи (кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разго-ворные‚ устарелые и профессиональные особеннос-ти формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари — токаря, цехи — цеха, выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качест ве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по про-фессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состоя-ния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обраще-ния к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

11

Устный опрос

Защита проекта Самостоятельная работа

Проверочная работа

3

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст


Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразитель-ность, чистота и богатство речи. Средства вырази-тельной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жан-ры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицис-тический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).

10

Устный опрос

Самостоятельная работа


4

Раздел 4. Повторение и систематизация изученного


Повторение основных разделов.

1

Устный опрос




Итого


34 ч.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ В 5-Б КЛАССЕ


урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения



по плану

по факту

I четверть

Раздел 1. Язык и культура- 12 часов

1

Русский язык – национальный язык русского народа, язык русской художественной культуры.

Вводный урок

1

01.09.


2

История русской письменности.

Комбинированный

1

08.09.


3

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

Урок овладения новыми знаниями

1

15.09.


4

Отражение русского быта в языке. Происхождение названий русских городов.

Урок комбинированный

1

22.09.


5

Крылатые слова и выражения. Значение и употребление в ситуациях речевого общения.

Урок коррекции знаний, умений и навыков

1

29.09.


6

Пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума.

Урок-практикум

1

06.10.


7

Жесты и мимика в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах).

Урок комбинированный

1

13.10.


8

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Происхождение имен. Защита проекта

Урок комплексного применения знаний и умений

1

20.10.


9

Метафора, эпитет как изобразительные средства, использование их в текстах художественного стиля.

Урок овладения новыми знаниями

1

27.10.


II четверть

10

Олицетворение, сравнение. Использование их в текстах художественного стиля.

Урок-практикум

1

10.11.


11

Анализ текста с точки зрения использования выразительных средств

Урок комбинированный

1

17.11.


12

Слова с оценочно-характеризующим значением. Связь наименований с качествами, особенностями и т.п. человека.

Урок овладения новыми знаниями

1

24.11.



Раздел 2. Культура речи – 11 часов

13

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о норме

Урок комплексного применения знаний и умений

1

01.12.


14

Виды ударений в именах существительных, прилагательных, глаголах. Омографы.

Урок-практикум

1

08.12.


15

Роль звукописи в художественных текстах


Урок овладения новыми знаниями

1

15.12.


16

Основные нормы словоупотребления (лексические)

Урок овладения новыми знаниями

1

22.12.


III четверть

17

Основные нормы словоупотребления (грамматические)

Урок-практикум

1

12.01.


18

Основные нормы словоупотребления (стилистические)

Урок овладения новыми знаниями

1

19.01.


19

Ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.

Урок комплексного применения знаний и умений

1

26.01.


20

Проверочная работа по теме «Основные нормы словоупотребления»

Урок контроля знаний и умений

1

02.02.


21

Правила речевого этикета: нормы и традиции


Урок-практикум

1

09.02.


22

Обращение в русском речевом этикете. Подготовка к защите проекта.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

16.02.


23

Обращение в русском речевом этикете. Защита проекта.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

02.03.



Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст - 10 часов

24

Язык и речь. Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

09.03.


25

Средства выразительности устной речи, способы их тренировки

Урок овладения новыми знаниями

1

16.03.


IV четверть

26

Речевая характеристика героев художественных произведений.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

30.03.


27

Текст классической литературы как образец литературной речи.

Работа с текстом

1

06.04.


28

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Урок-практикум

1

13.04.


29

Учебно-научный стиль.


Урок овладения новыми знаниями

1

20.04.


30

План ответа на уроке, план текста.

Урок коррекции знаний, умений и навыков

1

27.04.


31

Язык художественной литературы. Рассказ.


Комбинированный

1

04.05


32

Особенности языка литературной сказки


Комбинированный

1

11.05


33

Особенности языка народной сказки


Комбинированный

1

18.05.


Раздел 4. Повторение и систематизация изученного - 1 час

34

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

25.05.




9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!