СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной(русской) литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учителей старшей школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной(русской) литературе для 10 класса»



Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

1) Осознание российской гражданской идентичности;

2) Чувство патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

Выражать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на со-стояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты

  • формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного интереса к литературе и искусству;

  • воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку;

  • сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности;

  • уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы.


Предметные результаты заключаются в следующем:

В познавательной сфере

  • умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;

  • понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;

  • умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным произведениям и на произвольные темы, умение выполнять творческие работы;

  • умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;

  • формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;

  • умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом литературного периода, когда оно было создано;

  • умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему.

В эстетической сфере:

  • формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;

  • воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур.


В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

–   осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.




Раздел II Содержание учебного предмета


Раздел учебной программы

Кол-во часов

Лабораторные оценочные, практические оценочные, контрольные оценочные работы, зачёт, сочинения

1

Введение


1


2

Человек и его внутренний мир

8


3

Человек, семья и общество


9


4

Человек, природа, Родина и культура


12


5

Проект «Моя золотая полка….»


5

Сочинение

Проект


итого

35




Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».


Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в ситуации нравственного выбора. Произведения, нацеливающие на размышления о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.


Лиханов А. «Мой генерал». "Мой генерал" – так зовет пионер Антошка своего деда, боевого генерала Антона Петровича, который вышел в отставку и приехал из Москвы в Сибирь, где живут его сын и внук. О событиях радостных и грустных, смешных и трагических, рассказывает эта книга, посвященная дружбе двух близких людей.


Улицкая Л. «Народ избранный». Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть.


Екимов Б. «Говори, мама, говори». Б.Екимов поднимает в произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку.


Железников В. «Чучело». В.К. Железников поднимает такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость, честность и предательство, умение бороться за своё место под солнцем.

Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и дома, других ценностных ориентирах человека и общества, судьбе человека, образе его жизни, выборе им жизненного пути, значимой цели и средств ее достижения; о личном и всеобщем, взаимоотношении между поколениями, социальных и философских проблемах, времени, обществе и эпохе; о причинах войн, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.


Алексин «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже если они братья.


Бакланов Г. «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.


Солоухин «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.



Екимов Б. «Глядя на солнце».Своими непосредственным отношение к жизни и людям, доверчивой открытостью миру ребёнок способен расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами.


Екимов Б. «Еще не лето». Только великодушный и отзывчивый человек в состоянии понять другого, однако равнодушное отношение к тем, кто нуждается во внимании к себе, недопустимо.


Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.


Екимов Борис «Ночь исцеления». В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. 


Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.


Алексин А. Безумная Евдокия». На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего». Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. 


Грин А. «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.


Толстая Т. «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют милосердные люди? Об этом эта книга.


Бондарев Юрий «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно ли ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах других?)


Бунин  Иван «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта. Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни.


Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре, природе, родному языку. Произведения, нацеливающие на размышления о связи человека с Родиной и причинах разрушения этой связи, о важности сохранения исторической памяти, о роли личности в истории, об отношении человека к природе, о науке и искусстве (в том числе о литературе как культурном феномене).

В программе приводится список произведений, из которого учитель может выбрать для изучения в зависимости от выделенных часов и подготовки учащихся.


Платонов Андрей «Иван Великий». Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждает важную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»


Васильев Б. «Летят мои кони». В повести поднимаются важные проблемы, одна из них - роль истории в жизни человека и общества.


Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Рассказ заставляет нас пережить ужас блокады, понять, что война и дети – понятия несовместимые. Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью, которая одна только побеждает время.


Астафьев В. "Затеси". Автор поднимает проблему ответственности. Он говорит, что "лошади не тревожились", ведь "в табуне есть старшой", который и "будет сторожить их, следить за порядком", и если нужно будет, то "разбудит всех, поведет куда надо". Автор считает, что нужно всегда быть готовым взять на себя ответственность, словно старый мерин, следующий "неведомому закону, зову природы".


Розов В. «Дикая утка». Даже в самых тяжёлых ситуациях человек может проявить гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания, великодушие оказываются сильнее голода; это позволяет сохранить веру в людей.


Симонов К. «Солдатская слава» Воинский труд разведчика стал для героя повседневным. Это уже опытный солдат, который знает свои обязанности. Чувство долга укоренилось в нём, стало для него привычным. Благодаря внутренней убежденности таких воинов и их ответственности за порученное дело, наступила победа.


Солоухин Владимир «Летний паводок» К миру при­ро­ды нужно относить­ся бе­реж­но, не вме­ши­вать­ся в её есте­ствен­ный ход раз­ви­тия.


Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится». Природа «не слепок, не бездушный лик»: «есть, есть душа растений»; нетрудно понять язык природы, нужно только захотеть, и она в благодарность принесёт радость, счастье, одарит своей красотой и щедрыми плодами.


Крупин В.Н. « Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие этим секретом, обязательно передают его своим детям.


Паустовский К. «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о детях войны. Поднимая проблему милосердия, автор описывает случай, произошедший на фронте.


Паустовский К. «Бакенщик» Что значит для человека понятие родины? Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит ценить красоту родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения.


Яковлев Ю. «Балерина политотдела» Во время войны человеку для выживания необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как воздух.








Раздел III Календарно-тематическое планирование по родной литературе в 10 классе


п\п

Разделы, темы

Кол-во часов

Вид контроля


Дата




по плану

Факт.





1

Притча «Чему учат книги?»

1

Текущий

06.09


2

А Лиханов. «Мой генерал»

1

Текущий

13.09


3

Л. Улицкая «Народ избранный»


Текущий

20.09


4

Б. Екимов «Говори, мама, говори»

1

Текущий

27.09


5

В. Железников «Чучело»

1

Текущий

04.10


6

Е. Замятин «Мы»

1

Текущий

11.10


7

Т. Толстая «Легкие миры»

1

Текущий

18.10


8

Юрий Бондарев «Взгляд»

1

Текущий

25.10


9

Иван Бунин  «Слепой»

1

Текущий



10

А. Алексин «Домашний совет»

1

Текущий

12.11


11

Г. Бакланов. «Непорочное зачатие»

1

Текущий

19.11


12

Владимир Солоухин «Под одной крышей»

1

Текущий

26.11


13

Б Екимов. «Глядя на солнце»

1

Текущий

03.12


14

Б Екимов. «Еще не лето»

1

Текущий

10.12


15

Александр Куприн «Святая ложь»

1

Текущий

17.12


16

Борис Екимов «Ночь исцеления»

1

Текущий

24.12


17

Владимир Тендряков "Люди или нелюди" 

1

Текущий

14.01


18

А. Алексин. Безумная Евдокия»

1

Текущий

21.01


19

Андрей Платонов «Иван Великий»

1

Текущий

28.01


20

Б. Васильев. «Летят мои кони»

1

Текущий

04.02


21

Ю Яковлев. «Девочка с Васильевского острова»

1

Текущий

11.02


22

В. Астафьев "Затеси"

1

Текущий

18.02


23

В. Розов «Дикая утка»

1

Текущий

25.02


24

К Симонов. «Солдатская слава»

1

Текущий

04.03


25

Владимир Солоухин «Летний паводок»

1

Текущий

11.03


26

Виктор Астафьев «Худого слова и растение боится»

1

Текущий

18.03


27

В.Н Крупин. « Сбрось мешок»

1

Текущий

01.04


28

К Паустовский. «Нет ли у вас молока?»

1

Текущий

08.04


29

К Паустовский. «Бакенщик»

1

Текущий

15.04


30

Ю Яковлев. «Балерина политотдела»

1

Текущий

22.04


31

Р/Р Сочинение «Мой любимый литературный герой

1

Сочинение

29.04


32

Моя золотая полка

1

Проект

06.05


33

Моя золотая полка

1

Проект

13.05


34-35

Моя золотая полка


Проект

20.05




2


27.05





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

От_30.08.2021__года №_1___

Руководитель МС

____________/_О.В. Захарюта___




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Большеталовской СОШ

_____________ И.Г. Сахнюк

_30.08.2021_года






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!