СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента гос.стандарта общего образования, Примерной программы по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.- М. «Просвещение». 2010 г.  к учебнику  Русская литература XIX века. 10 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2016 г.

Методологические основы изучения литературы в старших классах обусловлены уникальностью литературы как объекта школьного изучения. Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет особенности учебного предмета. Изучение литературы в 10 классе предполагает:

  • творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением;

  • обращение к литературоведческой науке;

  • понимание суждений литературной критики.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа и реализуется в течение 34 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской.

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание грамотного, думающего, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • приобщение старшеклассников к отечественному и мировому наследию классической литературы, к лучшим образцам современной литературы;

  • воспитание уважительного отношения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, закладывающих основы гражданственности и патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;

  • развитие потребности в чтении художественных произведений;

  • формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного образа, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;

  • развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса;

  • совершенствование речи на примере высоких образцов произведений художественной литературы, развитие умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

Изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе является частью образовательной деятельности учащихся на ступени СОО, следовательно, процесс изучения данного предмета направлен на достижение основных результатов образования, предусмотренных ФГОС.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

Изучение русской классической литературы в 10 классе по программе В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева направлено на достижение личностных результатов образования.

Достижение личностных результатов СОО, отраженных в ФГОС, обеспечивается на уроках литературы средствами, органичными для данного учебного предмета, и в формах, обусловленных его спецификой. Учитель литературы может оценить личностные результаты обучения, взаимодействуя с учащимися на уроках, организуя внеурочную и внеклассную работу школьников, анализируя письменные работы и проектную деятельность учеников.

  1. осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  9. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» на ступени СОО являются обязательными для организаций, реализующих программы СОО.

Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.












































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1

Становление реализма в русской литературе XIX века

1



2

Реализм как литературное направление и метод в искусстве

1



3

Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Стендаль и Бальзак

1



4

Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч.Диккенс

1



5

Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева

1



6

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева

1



7

Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров

1



8

Споры партий и конфликт поколений в романе

1



9

Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников

1



10

Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой

1



11

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

1



12

Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений

1



13

Базаров как «трагическое лицо». Финал романа

1



14

Творчество И.С.Тургенева в конце 1860-х – начале 1880-х годов

1



15

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?»

1



16

Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос, вынесенный в название

1



17

Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова

1



18

Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части

1



19

Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя

1



20

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе

1



21

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью

1



22

Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения

1



23-24

Роман «Обломов» в других видах искусства

2



25

Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1



26

Личность и творчество А.Н.Островского

1



27

Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху

1



28

Нравы города Калинова

1



29

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством»

1



30

Катерина в системе образов драмы «Гроза»

1



31

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского

1



32

Художественное своеобразие пьес Островского

1



33

Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева

1



34

Любовь в лирике Ф.И.Тютчева

1



36

Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве

1



37

Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова

1



38

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова

1



39

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка

1



40

«Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения

1



41

Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо»

1



42

Изменение крестьянских представлений о счастье

1



43

Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин

1



44

Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий

1



45-47

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе

3



48

Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1



49

«Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета

1



50

Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты

1



51

Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого

1



52

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии

1



53

Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика

1



54

Урок-зачет по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1



55

Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1



56

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города»

1



57

Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России

1



58

Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России

1



59

Тема народного счастья в русской литературе разных эпох

1



60

Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение

1



61

Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание»

1



62

Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе

1



63

Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе

1



64

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя

1



65

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании

1



66

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя

1



67-68

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского

2



69

Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор)

1



70

Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве

1



71

Лев Толстой как мыслитель

1



72

«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения

1



73

Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества

1



74

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов

1



75

Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского

1



76

Образ Наташи Ростовой

1



77

Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны

1



78

Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории

1



79

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев

1



80

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова

1



81

Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»

1



82-83

Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов

2



84-85

Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2



86

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова

1



87

Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник»

1



88

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина

1



89

Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии

1



90

Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б.Шоу

1



91-92

Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения

2



93

Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова

1



94

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе

1



95

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев

1



96-97

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям

2



98

Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других пьесах А.П.Чехова

1



99-100

Итоговое сочинение

2



101-102

Нравственные уроки русской литературы XIX века

2

































ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ



Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание






































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!