СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим с обучающимся с нарушениями слуха (вариант 2.2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи 7 класс»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением учителей

гуманитарного цикла классов

для детей с нарушениями слуха

ГКОУ РО Азовской школы № 7

протокол № 1 от 29 августа 2023


Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко

УТВЕРЖДАЮ


директор ГКОУ РО Азовской школы №7

____________ / И.П. Попова


Приказ № _____ от ____ августа 2023



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Развитие речи»

7-Б класс

(слабослышащие и позднооглохшие)

(уровень основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха)



на 2023-2024 учебный год


Количество часов: ___


Составитель: Бондаренко Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории.








г. Азов

2023 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 7-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся), разработана на основе федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 04.08.2023 года),

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287.

  3. Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом от 24.11.2022 №1025

  4. Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 года № 637-р

и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.2) (в рамках ФГОС ООО 3 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.


















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Специальный предмет «Развитие речи» направлен на совершенствование у обучающихся с нарушениями слуха всех видов речевой деятельности, на развитие потребности и мотивации речевого общения, монологической и диалогической речи. Также данный учебный курс ориентирован на достижение обучающимися уровня коммуникативно-речевого развития, позволяющего понимать, воспроизводить и самостоятельно строить речевые высказывания, соответствующие по содержанию и лексико-грамматическому оформлению теме и цели общения при соблюдении языковых норм и правил речевого этикета.

Содержание учебной дисциплины «Развитие речи» определено таким образом, чтобы содействовать обогащению коммуникативной практики обучающихся, коррекции и развитию их речи, в том числе: расширению словаря, усложнению лексико-грамматической организации высказываний; закреплению умений логично строить сообщения, вносить уточнения, выражать согласие и несогласие, аргументировать собственную точку зрения, вводить доказательства, предлагать темы для обсуждения. Особое внимание на уроках развития речи уделяется развитию умений создавать устные и письменные высказывания на разные темы, активно участвовать в диалогах. Помимо этого, предусмотрено овладение обучающимися способностью составлять деловые бумаги, необходимые в процессе жизнедеятельности.

Учебный предмет «Развитие речи» способствует не только качественной подготовке к итоговой аттестации по русскому языку (с учётом особенностей и возможностей обучающихся с нарушениями слуха), но и успешному освоению содержания всех учебных дисциплин, предметные результаты которых включают способность обучающихся самостоятельно продуцировать связные и устные высказывания, участвовать в обсуждении темы (проблемы).

От одного учебного года к другому на уроках развития речи увеличивается объём работы над самостоятельной письменной речью. Повышаются требования к речевым поступкам и языковому поведению обучающихся. Это находит выражение в осмысленном продуцировании диалогических и монологических текстов в связи с анализом произведений искусства, художественной литературы, критической оценкой реальных жизненных ситуаций, что в совокупности содействует инкультурации обучающихся с нарушениями слуха, овладению ими социальными компетенциями.

Программа включает примерную тематическую и терминологическую лексику, которая должна войти в словарный запас обучающихся с нарушениями слуха за счёт целенаправленной отработки, прежде всего, за счёт включения в структуру словосочетаний, предложений, текстов.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

развитие и коррекция у обучающихся с нарушенным слухом устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:

- обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • -обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- учить озаглавливать текст, составлять план, задавать вопросы по тексту, делать выводы;

- учить умению вести диалог, вовремя вступать в беседу;

Развивающие:

– развивать способность использовать возможности языка как средства коммуникации и познания;

– развивать способность понимать и употреблять в самостоятельной речи (устной и письменной) синтаксические конструкции разных структур; умений отражать в языке связи между предметами и явлениями;

– развивать умения пользоваться в самостоятельной речи разными группами диалогических единств в зависимости от их коммуникативной функции;

– развивать умения осуществлять адекватную структурно-смысловую организацию монологов разного функционально-стилистического типа: строить повествования, описания, а также тексты смешанного типа (описательно-повествовательные) и включать в структуру продуцируемых рассказов элементы рассуждений; осуществлять раскрытие тем и микротем.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к урокам;

- воспитывать культуру речи, потребность в говорении и общении

- продолжать воспитывать уважительное отношение к товарищам и педагогам.

Коррекционные:

- развивать слуховое восприятие изучаемого материала с использованием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо;

-совершенствовать словарный запас, обогащать лексикон словами, выражающими морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства, а также лексическими единицами с переносным значением и др.;

- корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи;

- закреплять навык чтения с губ;

- работа по уточнению значений слов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет «Развитие речи» является составной частью предметной области «Русский язык и литература».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Развитие речи» в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (3 поколения) на изучение «Развитие речи» в 7-б классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год, утвержденным приказом № 182 от 30.08.2023, рабочая программа составлена на 34 часа с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

«Развитие речи» является специальным учебным предметом; неразрывно связан с предметными дисциплинами «Русский язык», «Литература», обеспечивая достижение обучающимися с нарушениями слуха образовательных результатов в сфере обучения языку и развития речи.

Специальный предмет «Развитие речи» направлен на совершенствование у обучающихся с нарушениями слуха всех видов речевой деятельности, на развитие потребности и мотивации речевого общения, монологической и диалогической речи. Учебный предмет «Развитие речи» способствует успешному освоению содержания всех учебных дисциплин, предметные результаты которых включают способность обучающихся самостоятельно продуцировать связные и устные высказывания, участвовать в обсуждении темы (проблемы).


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Словесная речь представляет собой базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве жизненной опорой для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный опыт. Именно на основе словесной речи становится возможным осознание принадлежности к национальной речевой среде, контакт с данной средой, а на этой основе – инкультурация личности.

Овладение словесной речью в устной и письменной формах обучающимися с нарушениями слуха является средством коррекции и компенсации нарушения. Под воздействием словесной речи у обучающихся с нарушениями слуха происходит формирование словесно-логического мышления, ориентировка в социокультурном пространстве, совершенствование эмоционально-волевой сферы, личностное развитие в целом. Благодаря словесной речи обеспечивается овладение основами наук; кроме того, в ней заключён значительный воспитательный потенциал.

К периоду обучения на уровне основного общего образования у обучающихся с нарушениями слуха, с одной стороны, возрастают познавательные и речевые возможности; с другой стороны, происходит расширение сферы общения, что требует свободного владения широким спектром языковых средств для взаимодействия с окружающими людьми, включая слышащих. Поскольку количество коммуникативных условий в жизнедеятельности необозримо, обучающиеся с нарушениями слуха подросткового возраста испытывают потребность в освоении навыков, связанных с осознанными произвольными формами оформления устных и письменных высказываний. Учебный предмет «Развитие речи» позволяет обеспечивать удовлетворение данной потребности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность – патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира.

2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

3. Желание и умения пользоваться словесной речью (устной и письменной), взаимодействовать со слышащими людьми при использовании устной речи как средства общения. Ценностно-смысловая установка на постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами как важного условия, способствующего устной коммуникации, наиболее полноценной ориентации в неречевых звуках окружающего мира; самостоятельный поиск информации, в том числе, при использовании Интернет-технологий, о развитии средств слухопротезирования и ассистивных технологиях, способствующих улучшению качества жизни лиц с нарушениями слуха.

5. Уважительное отношение к истории и социокультурным традициям лиц с нарушениями слуха; с учетом коммуникативных, познавательных и социокультурных потребностей использование в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха, русского жестового языка, владение калькирующей жестовой речью.

6. Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха строить жизненные планы, в т.ч. определять дальнейшую траекторию образования, осуществлять выбор профессии и др., с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушениями слуха.

7. Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность ответственного отношения к учению.

8. Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха, потребностей рынка труда.

9. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества).

10. Доброжелательное отношение к людям, готовность к взаимодействию с разными людьми (в том числе при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации), включая лиц с нарушением слуха, а также слышащих сверстников и взрослых; способность к достижению взаимопонимания на основе идентификации себя как полноправного субъекта общения; готовность к конструированию образа допустимых способов общения, интересов, процедур, к ведению переговоров.

11. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

12. Уважительное отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

13. Освоенность социальных норм, правил поведения (включая речевое поведение и речевой этикет), ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в т.ч. лиц с нарушениями слуха.

14. Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха.

15. Способность с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха/нарушением слуха и соматическими заболеваниями строить жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).

16. Способность к практической реализации прав, закреплённых в нормативных документах по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в т.ч. с нарушениями слуха.

17. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни (в пределах возрастных компетенций) с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами обучающиеся с нарушениями слуха; включённость в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами (включая организации, представляющие интересы лиц с нарушениями слуха, другими ограничениями по здоровью и инвалидностью).

19. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха; правил поведения на транспорте и на дорогах, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха.

20. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

21. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

22. Готовность к общению и взаимодействию со слышащими сверстниками и взрослыми на иностранном языке; умение пользоваться иноязычной словесной речью в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач; толерантное и уважительное отношение к культурным различиям, особенностям и традициям других стран.


Метапредметные результаты:


1. Умение определять и достигать элементарные цели и задачи учебной деятельности, определять средства их осуществления, выстраивать свою деятельность по определенной схеме решения учебной задачи.

2. Владение способами решения проблем поискового и творческого характера.

3. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

5. Владение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

6. Умение использовать доступные (с учётом особенностей речевого развития глухих обучающихся) речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

7. Умение использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) по готовому плану, вопросам или схеме действий.

8. Владение навыками логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

9. Владение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; умениями установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в рамках изученных и тем и доступных речевых средств).

10. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, вести диалог, излагая своё мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий (в рамках изученных тем и доступных речевых средств).

11. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при работе в команде; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

13. Владение начальными представлениями о сущности и особенностях социальных, культурных процессов и явлений действительности.

14. Владение разными видами речевой деятельности:

 адекватное понимание содержания сообщений, предъявляемых в устной (устно-дактильной) и письменной формах;

 способность извлекать информацию из разных источников: учебника, справочной литературы, в т.ч. разных видов школьных словарей;

 владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

 способность осознавать цель предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

 умение с использованием вербальных и невербальных опор воспроизводить содержание воспринятого текста;

 способность адекватно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 способность соблюдать в практике речевого общения основные лексико-грамматические нормы русского литературного языка, а также соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе построения письменного сообщения;

 умение выступать перед сверстниками с небольшими сообщениями (в устной, устно-дактильной формах).

15. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми; овладение адекватными моделями речевого поведения в различных ситуациях общения.


Предметные результаты:


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся научится

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся получит возможность научиться:

Язык и речь. Культура речи

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устно пересказывать прочитанный текст объёмом не менее 100 слов.

Понимать содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 190 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов).

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, включая списывание текста объёмом 100-110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); словарного (слухозрительного) диктанта объёмом 15-20 слов.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений (не менее 4 реплик);

воспринимать слухозрительно и произносить достаточно внятно речевой материал, необходимый для выполнения учебно-познавательных действий;

воспринимать слухозрительно и на слух, внятно и естественно знакомую тематическую и терминологическую лексику общеобразовательных дисциплин, а также лексику, связанную с общением в урочной и внеурочной деятельности обучающихся (слова, словосочетания, фразы);

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.


Текст

Читать и отвечать на вопросы по тексту (повествование и описание) кратко и развёрнуто.

Составлять план к тексту (вопросный, простой).

Пересказывать тексты повествовательного характера объемом до 100 слов (сжато и подробно).

Строить монологическое высказывание (повествование) по картинке (серии сюжетных картинок), фотографии (объёмом не менее 40 слов).

Выделять в тексте диалог, описание, повествование.

Ориентироваться в книге (выделять название, заголовки, абзацы, содержание, главы).

Находить в книге, учебнике, словаре материал для использования при создании собственных устных и письменных высказываний.

Составлять sms-сообщения и отвечать на них, находить необходимую информацию в Интернете (по заданию учителя).

Составлять предложения, объединяя последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое с помощью предлогов и наречий, передающих оттенки значения времени или образа действия: вдруг, неожиданно, после этого, потом, в это время и др., заменять в связном тексте существительные личными местоимениями.

Составлять небольшие по объему записки-сообщения, мини-отчет о выполненных действиях, писать поздравления в открытке.

Писать сочинение-повествование по жизненным наблюдениям и на основе читательского опыта (объёмом 30 и более слов).

Участвовать в диалоге (не менее 4-х реплик).

Выражать согласие или несогласие с высказыванием собеседника (с помощью слов и словосочетаний: я думаю так же (по-другому, иначе…, ты прав…, я согласен… и др.).

Выражать понимание или непонимание в ходе беседы (с помощью слов и словосочетаний следующего типа: я понимаю (не понимаю)…, объясните, пожалуйста…, что значит…? приведите примеры… и др.).

Предлагать вопросы (проблемы) для коллективного обсуждения (давайте обсудим…, давайте поговорим о…, необходимо побеседовать о…, я думаю, что надо поговорить о… и др.).

Уметь пользоваться репликами, объединяющими сообщение и вопрос (Мне это нравится, а тебе? Я видел эту картину, а вы? и т.д.).

Уметь задать вопрос с целью выяснения какой-либо информации (Какая столица Франции? Как называется это животное? и др.).

Строить вопросительные предложения без вопросительного слова и отвечать на них (Ты сам решил эту задачу? Да, сам и т.п.).

Комментировать кратко (1-2 предложения) результат собственных действий после сравнения с правильным результатом и без сравнения (Я сделал правильно (неправильно), Я ошибся, Я забыл… и др.).

Составлять простые предложения из предложенных слов (распространённые и нераспространённые, полные, двусоставные).

Делить текст на абзацы с объяснением причин членения текста.

Воспринимать слухозрительно и произносить достаточно внятно речевой материал, необходимый для выполнения учебных действий (например, прочитать-перечитать; переписать-написать-выписать-описать-записать, делать-доделать-переделать, рисовать-перерисовать и др.); знакомую тематическую и терминологическую лексику общеобразовательных дисциплин, а также лексику, связанную с общением в урочной и внеурочной деятельности обучающихся (фразы, слова, словосочетания).

Находить в тексте (самостоятельно/с помощью учителя) типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.

Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.

Распознавать основные признаки текста; членить текст на компози ционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предло-жений и частей текста); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

проводить (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

прогнозировать (самостоятельно/с помощью учителя) содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке;

характеризовать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного);

анализировать (самостоятельно/с помощью учителя) языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические);

применять знание основных признаков текста в практике его создания;

создавать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства; тексты с опорой на сюжетную/пейзажную картину (в том числе сочинения-миниатюры; классные сочинения);

создавать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме;

характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий;

выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм;

владеть умениями информационной переработки прослушанного/воспринятого на слухозрительной основе и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять (с использованием визуальных опор/с помощью учителя) план (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика;

редактировать (самостоятельно/с помощью учителя) собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания

представлять содержание прослушан ного/воспринятого на слухозрительной основе или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Функциональные разновидности языка

Устанавливать различия текстов разговорного характера, научных, публицистических, официально-деловых, текстов художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций).

Различать и анализировать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи).

Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи).

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя).

Осуществлять исправление речевых недостатков, редактирование текста.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.


Адекватно понимать содержание, осуществлять интерпретацию и комментировать адаптированные тексты, относящиеся к различным функциональным разновидностям языка и функционально-смысловым типам речи, включая повествование, описание, рассуждение, а также адаптированные тексты смешанного типа;

принимать участие в диалогическом и полилогическом общении (в условиях личной и деловой коммуникации), в т.ч. с использованием невербальных средств коммуникации; практически владеть основными особенностями, присущими официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;

адекватному речевому поведению, выбору приемлемой модели коммуникативного взаимодействия – с учётом социальной ситуации, состава участников общения (в т.ч. коммуникантов из числа слышащих людей и лиц с нарушением слуха) и в соответствии с традиционными этикетными формулами;

продуцировать устные монологи, имеющие разную коммуникативную направленность – с учётом цели, ситуации, сферы общения, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка;

редактировать письменные тексты различных стилей, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка;

с опорой на заданные критерии анализировать текст с точки зрения его темы, цели, главной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение (за исключением случаев их использования в составе синтаксических конструкций со сложной структурно-смысловой организацией);

выявлять основной смысл прочитанного текста (формулировать главную мысль своими словами), устанавливать смысловые связи между частями текста, составлять план рассказа.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

В 7-Б КЛАССЕ (34 часа)


п/п



Раздел программы (тема)



Количество часов

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (виды и формы текущего контроля


I четверть (9 часов)



1

Изучаем школьные предметы

5



Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств)

Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств)

Мои успехи в учебной деятельности

Уроки, которые особенно запомнились (продуцирование диалогических единств)

Чему я научился в 7 классе (продуцирование связных высказываний)


Ответы на вопросы по теме

Устное изложение

Терминологический диктант

Составление диалогов


2

Природа и человек

6



Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание)

Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста

Птицы и звери зимой (продуцирование связных высказываний

«Этажи леса» (по М. Пришвину): сжатое изложение текста

Труд людей весной (продуцирование описательно-повествовательного рассказа)


Контрольная работа (входное оценивание)

Составление описательно-повествовательного рассказа.

Сжатый пересказ текста

Составление рассказа

Составление диалогов

Сжатое изложение

3

Мировая художественная культура

11



И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине)

И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины)

И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ (сочинение) по фотографии

В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины

Юон К. «Конец зимы. Полдень»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

Широков Е.Н. «Друзья»: сочинение по репродукции картины

Григорьев С.А. «Вратарь»: сочинение по репродукции картины


Подробный пересказ текста с опорой на план

Составление описательно-повествовательного рассказа.

Сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Подробный пересказ текста с опорой на план


4

Человек в обществе

7



И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению)

4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям)

 Личность Петра I в истории России (пересказ текста)

Масленица: история и смысл древнего славянского праздника (продуцирование связных высказываний)

Из детства Льва Николаевича Толстого (по воспоминаниям писателя): контрольное изложение


Ответы на вопросы по теме

Сочинение Терминологический диктант

Составление диалогов

Контрольное изложение (сжатое)


5

Культура общения

4



Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование диалогических единств)

Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний)

Этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками (продуцирование диалогических единств)

Общение сверстников (анализ диалогов из художественного текста)


Ответы на вопросы по теме

Составление диалогов

Самостоятельная работа

Словарный диктант

6

Деловые документы

1



Учебный доклад


Самостоятельная письменная работа

Итого

34




Форма промежуточной аттестации по предмету «Развитие речи»:

сжатое изложение









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел программы, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов

I четверть (8 часов)

Изучаем школьные предметы

1

Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств)

1

Участвовать в диалоге, строить сообщения о расписании уроков в 7 классе, о новых учебных дисциплинах: алгебре, геометрии, физике, информатике. Читать и анализировать заданные диалоги (между учениками, которые встретились в школе после летних каникул). Составлять диалоги тематического цикла «Школа» с опорой на предложенный иллюстративный материал.

Иллюстративный материал (сюжетные картинки)

Природа и человек

2

Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание)

1

Стартовая диагностика: контрольная работа по отрывку произведения Н. Носова «Дневник Коли Синицына: 11 июля». Выполнять контрольные задания на основе заданного текста:

1) запись диалога героев в виде монолога;

2) письменное оформление ответов на вопросы:

– каким было эмоциональное состояние Коли, когда Толя сказал ему, что пчёлы танцуют? Что почувствовал Коля?

– Почему у Коли возникла эта эмоция?

– Почему Коля стал смеяться?

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой

Мировая художественная культура

3

И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине)

1

Словесно иллюстрировать представленный пейзаж, соотносить отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» с изображением на картине.

Составлять план. Составлять с опорой на план и репродукцию пейзажной картины устный рассказ. Письменно выполнять лексико-грамматические и лексическо-стилистические упражнения, связанные с подбором эпитетов, включением в состав заданных предложений прилагательных и наречий.

Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов

Человек в обществе

4-5

И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению)

2

Читать анализировать текст, посвящённый творчеству художника И.И. Шишкина. Словесно иллюстрировать пейзажные изображения, представленные на репродукциях картин «Лес», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу». Осуществлять подготовку к написанию сочинения (описательного рассказа) по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», составлять план.

Видеоуроки, коллекции цифровых образовательных ресурсов


Мировая художественная культура

6

И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины)

1

Продуцировать описательный рассказ с опорой на репродукцию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и ранее подготовленный план. Включать в структуру рассказа рассуждения по поводу мастерства художника.

Презентация

Иллюстративный материал

Изучаем школьные предметы

7

Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств)

1

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения о том, с чем обучающиеся познакомились в процессе изучения новых предметов: алгебры, геометрии, физики, информатики, а также о своих любимых учебных дисциплинах.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 1 учебной четверти).

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе обучения (в том числе цифровой форме)

Мировая художественная культура

8

И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

1

Промежуточный контроль (контрольная работа за 1 четверть): писать сочинение по репродукции картины И.А. Попова «Первый снег».

Презентация

Иллюстративный материал

II четверть (8 часа)

Культура общения

9

Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование диалогических единств)

1

Анализировать сюжетные изображения, составлять с опорой на них диалогические единства. Формулировать правила общения в гостях и при приёме гостей.

Презентация

Иллюстративный материал

Человек в обществе

10

4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям)

1

Обсуждать историю возникновения праздника, продуцировать сообщения на основе личного опыта и с опорой на иллюстрации (фотографии) о состоявшемся праздновании 4 ноября. Участвовать в групповой коммуникации. Выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять построение предложений с опорой на заданные слова и словосочетания, подбирать прилагательных к заданному существительному.

Видеоуроки, коллекции цифровых образовательных ресурсов


11

Личность Петра I в истории России (пересказ текста)

1

Читать и анализировать текст. Осуществлять устное описание Петра I с опорой на фотографии. Работать с толовым словарём: устанавливать лексическое значение слов. Пересказывать текст.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой

Культура общения

12

Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний)

1

Обсуждать правила культуры коммуникации, в т.ч. в ситуациях, требующих выражения в вежливой форме просьбы и отказа. Обсуждать возможные причины отказа в просьбе со стороны обратившегося, включая необходимость соблюдения закона, обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих людей. Письменное выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: структурировать предложения, отражающие вежливое выражение просьбы и отказа.

Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов

Природа и человек

13

Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста

1

Читать и осуществлять анализ фрагмента рассказа, выписывать из текста образные языковые средства, использованные автором. Письменно выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять подбор синонимов и антонимов, определять семантику лексических единиц по толковому словарю. Пересказ фрагмента текста, включающего пейзажное описание

Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов

Мировая художественная культура

14-15

 В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины

2

Промежуточный контроль (контрольная работа за 2 четверть): писать сочинение (портретное описание) по репродукции картины В.И. Хабарова «Портрет Милы».

иллюстративный материал (сюжетные картинки)

Изучаем школьные предметы

16

Мои успехи в учебной деятельности

1

Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения об успехах в учебной деятельности.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 2 учебной четверти).

Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов

III четверть (11 часов)

Мировая художественная культура

17

Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ по фотографии

1

Обсуждать роль Петра I в отечественной истории. Словесно иллюстрировать фотографии памятника Петру I. Писать сочинение по фотографии.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой

Природа и человек

18

Птицы и звери зимой (продуцирование связных высказываний)

1

Словесное иллюстрировать представленные изображения, строить с опорой на них связные высказывания. Рассуждать по поводу необходимости заботы о животных со стороны человека. Письменно выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять подбор глаголов к заданному существительному, восстанавливать деформированные предложения.

Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов

Мировая художественная культура

19-20

1. Григорьев С.А. «Вратарь»: сочинение по репродукции картины

2

Словесно иллюстрировать изображения. Моделировать диалоги между изображёнными героями-зрителями. Составлять план рассказа. Писать сочинение.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой

Деловые документы

21

Учебный доклад

1

Выступать перед сверстниками с подготовленными докладами. Сопровождать своё выступление презентацией. Обсуждать подготовленные доклады в процессе групповой коммуникации.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой

Мировая художественная культура

22

Юон К. «Конец зимы. Полдень»: рассказ-описание картины

1

Словесно иллюстрировать пейзаж. Устно выполнять лексико-грамматические упражнения: осуществлять подбор эпитетов, однокоренных слов к указанным лексическим единицам. Составлять план рассказа. Писать сочинение: продуцировать описательный рассказ с опорой на план и репродукцию картины.

Мультимедийные программы, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов

Человек в обществе

23

Масленица: история и смысл древнего славянского праздника (продуцирование связных высказываний)

1

Слушать (воспринимать слухозрительно и на слух) сообщения учителя об истории и смыла праздника, рассматривать иллюстративный материал, обсуждать его содержание, продуцировать связные высказывания с опорой на иллюстрации, выражать собственное отношение к празднику.

Электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки

Культура общения

24

1. Общение сверстников (анализ диалогов из художественного текста)

1

Обсуждать правила культуры коммуникации. Осуществлять анализ диалогов героев из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».

Таблицы к основным разделам грамматичес-кого материала

Природа и человек

25-26

«Этажи леса» (по М. Пришвину): сжатое изложение текста

2

Промежуточный контроль (контрольная работа за 2 четверть): писать сжатое изложение текста «Этажи леса» (по М. Пришвину).

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой

Изучаем школьные предметы

27

Уроки, которые особенно запомнились (продуцирование диалогических единств)

1

Участвовать в диалоге, сообщать об успехах, достигнутых в учебной деятельности.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 3 учебной четверти).

Мультимедийные программы, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов

IV четверть (7 час)

Природа и человек

28

Труд людей весной (продуцирование описательно-повествовательного рассказа)

1

Составлять описательно-повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок, иллюстрирующих труд людей осенью; письменно выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять подбор синонимов и антонимов к указанным словам, составлять цепочки однокоренных слов от указанного слова.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой

Мировая художественная культура

29-30

Широков Е.Н. «Друзья»: сочинение по репродукции картины

2

Осуществлять словесное иллюстрировать изображения. Устно выполнять лексико-грамматические упражнения: осуществлять подбор однокоренных слов к указанным лексическим единицам, составление предложений с использованием заданных словосочетаний. Составлять план рассказа. Писать сочинение.

Мультимедийные программы, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов

Культура общения

31

Этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками (продуцирование диалогических единств)

1

Обсуждать правила культуры коммуникации, в т.ч. в ситуациях, предполагающих знакомство со взрослыми и сверстниками. Продуцировать диалогические единства по заданным ситуациям и с опорой на иллюстративный материал. Перестраивать диалогические единства в монолог.

Электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки

Человек в обществе

32-33

Из детства Льва Николаевича Толстого (по воспоминаниям писателя): контрольное изложение

2

Промежуточный контроль (контрольная работа за учебный год): писать изложение текста с учётом содержания заданий:

– записать текст от 3-го лица;

– письменно сообщить:

какое произведение Л.Н. Толстого вы изучали в этом году?

главных героев этого произведения?

какими были отношения между детьми и взрослыми в доме, где жил Николенька?

Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных

Изучаем школьные предметы

34

Чему я научился в 7 классе (продуцирование связных высказываний)

1

Принимать участие в диалоге, продуцировать сообщения об успехах в учебной деятельности, о том, какие уроки вызывали особый интерес.

Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 4 учебной четверти).



Тематическое планирование по развитию речи для 7-б класса составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:

  • развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  • развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  • развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.









ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)

Дидактические материалы для 5 – 9 классов

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Раздаточный материал по всем разделам курса развитие речи.

Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка.

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте основного общего образования

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте основного общего образования

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Компьютер, проектор, принтер, модем, колонки, клавиатура и мышь.

4.

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www. philology.ru — «Филологический портал».

http://www.gramma.ru — «Культура письменной речи» (нормы современного русского языка; помощь школьникам: тестирование, сочинение, изложение, диктант, ответы на вопросы).

http://www.wikpedia.ru — универсальная энциклопедия «Википедия».

http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.slovari.ru — электронные словари.

http://www.gramota.ru — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».  http://raslit.ioso.ru/index.htm — интерактивные тесты по русскому языку, правила русской орфографии, поэтические загадки, литературные опыты.

http://www.gramota.ru — Грамота.Ру.

http://www.rusword.com.ua — «Мир русского слова (Словарь В. И. Даля)». 

http://www.about-russian-language.com — культура речи.

http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (электронные версии русских словарей: толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

5.

Демонстрационные пособия

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте основного общего образования по русскому языку (в том числе цифровой форме)

Портреты выдающихся русских лингвистов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7-Б КЛАССЕ

урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть (8 часов)

Изучаем школьные предметы

1

Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств)

1

06.09


Природа и человек

2

Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание)

1

13.09


Мировая художественная культура

3

И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине)

1

20.09


Человек в обществе

4-5

И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению)

2

27.09

04.10


Мировая художественная культура

6

И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины)

1

11.10


Изучаем школьные предметы

7

Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств)

1

18.10



Мировая художественная культура

8

И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины

1

25.10


II четверть (8 часа)

Культура общения

9

Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование диалогических единств)

1

08.11


Человек в обществе

10

4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям)

1

15.11


11

Личность Петра I в истории России (пересказ текста)

1

22.11


Культура общения

12

Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний)

1

29.11


Природа и человек

13

Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста

1

06.12


Мировая художественная культура

14-15

 В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины

2

13.12

20.12


Изучаем школьные предметы

16

Мои успехи в учебной деятельности

1

27.12


III четверть (11 часов)

Мировая художественная культура

17

Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ по фотографии

1

10.01


Природа и человек

18

Птицы и звери зимой (продуцирование связных высказываний)

1

17.01


Мировая художественная культура

19-20

1. Григорьев С.А. «Вратарь»: сочинение по репродукции картины

2

24.01

31.01


Деловые документы

21

Учебный доклад

1

07.02


Мировая художественная культура

22

Юон К. «Конец зимы. Полдень»: рассказ-описание картины

1

14.02


Человек в обществе

23

Масленица: история и смысл древнего славянского праздника (продуцирование связных высказываний)

1

21.02


Культура общения

24

Общение сверстников (анализ диалогов из художественного текста)

1

28.02


Природа и человек

25-26

«Этажи леса» (по М. Пришвину): сжатое изложение текста

2

06.03

13.03


Изучаем школьные предметы

27

Уроки, которые особенно запомнились (продуцирование диалогических единств)

1

20.03


IV четверть (7 час)

Природа и человек

28

Труд людей весной (продуцирование описательно-повествовательного рассказа)

1

03.04


Мировая художественная культура

29-30

Широков Е.Н. «Друзья»: сочинение по репродукции картины

2

10.04

17.04


Культура общения

31

Этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками (продуцирование диалогических единств)

1

24.04


Человек в обществе

32-33

Из детства Льва Николаевича Толстого (по воспоминаниям писателя): контрольное изложение (сжатое)

2

08.05

15.05


Изучаем школьные предметы

34

Чему я научился в 7 классе (продуцирование связных высказываний)

1

22.05





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!