Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов для детей с нарушениями слуха ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от 29 августа 2023 Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко | УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7 ____________ / И.П. Попова Приказ № _____ от ____ августа 2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Развитие речи»
7-Б класс
(слабослышащие и позднооглохшие)
(уровень основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха)
на 2023-2024 учебный год
Количество часов: ___
Составитель: Бондаренко Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
г. Азов
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 7-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся), разработана на основе федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 04.08.2023 года),
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287.
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом от 24.11.2022 №1025
Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 года № 637-р
и на основании следующих документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.2) (в рамках ФГОС ООО 3 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Специальный предмет «Развитие речи» направлен на совершенствование у обучающихся с нарушениями слуха всех видов речевой деятельности, на развитие потребности и мотивации речевого общения, монологической и диалогической речи. Также данный учебный курс ориентирован на достижение обучающимися уровня коммуникативно-речевого развития, позволяющего понимать, воспроизводить и самостоятельно строить речевые высказывания, соответствующие по содержанию и лексико-грамматическому оформлению теме и цели общения при соблюдении языковых норм и правил речевого этикета.
Содержание учебной дисциплины «Развитие речи» определено таким образом, чтобы содействовать обогащению коммуникативной практики обучающихся, коррекции и развитию их речи, в том числе: расширению словаря, усложнению лексико-грамматической организации высказываний; закреплению умений логично строить сообщения, вносить уточнения, выражать согласие и несогласие, аргументировать собственную точку зрения, вводить доказательства, предлагать темы для обсуждения. Особое внимание на уроках развития речи уделяется развитию умений создавать устные и письменные высказывания на разные темы, активно участвовать в диалогах. Помимо этого, предусмотрено овладение обучающимися способностью составлять деловые бумаги, необходимые в процессе жизнедеятельности.
Учебный предмет «Развитие речи» способствует не только качественной подготовке к итоговой аттестации по русскому языку (с учётом особенностей и возможностей обучающихся с нарушениями слуха), но и успешному освоению содержания всех учебных дисциплин, предметные результаты которых включают способность обучающихся самостоятельно продуцировать связные и устные высказывания, участвовать в обсуждении темы (проблемы).
От одного учебного года к другому на уроках развития речи увеличивается объём работы над самостоятельной письменной речью. Повышаются требования к речевым поступкам и языковому поведению обучающихся. Это находит выражение в осмысленном продуцировании диалогических и монологических текстов в связи с анализом произведений искусства, художественной литературы, критической оценкой реальных жизненных ситуаций, что в совокупности содействует инкультурации обучающихся с нарушениями слуха, овладению ими социальными компетенциями.
Программа включает примерную тематическую и терминологическую лексику, которая должна войти в словарный запас обучающихся с нарушениями слуха за счёт целенаправленной отработки, прежде всего, за счёт включения в структуру словосочетаний, предложений, текстов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: | развитие и коррекция у обучающихся с нарушенным слухом устной и письменной речи в единстве с развитием мышления и социальных компетенций. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Образовательные: - обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; - учить озаглавливать текст, составлять план, задавать вопросы по тексту, делать выводы; - учить умению вести диалог, вовремя вступать в беседу; Развивающие: – развивать способность использовать возможности языка как средства коммуникации и познания; – развивать способность понимать и употреблять в самостоятельной речи (устной и письменной) синтаксические конструкции разных структур; умений отражать в языке связи между предметами и явлениями; – развивать умения пользоваться в самостоятельной речи разными группами диалогических единств в зависимости от их коммуникативной функции; – развивать умения осуществлять адекватную структурно-смысловую организацию монологов разного функционально-стилистического типа: строить повествования, описания, а также тексты смешанного типа (описательно-повествовательные) и включать в структуру продуцируемых рассказов элементы рассуждений; осуществлять раскрытие тем и микротем. Воспитательные: - воспитывать любовь к русскому языку, интерес к урокам; - воспитывать культуру речи, потребность в говорении и общении - продолжать воспитывать уважительное отношение к товарищам и педагогам. Коррекционные: - развивать слуховое восприятие изучаемого материала с использованием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо; -совершенствовать словарный запас, обогащать лексикон словами, выражающими морально-этическую оценку, нравственные понятия и чувства, а также лексическими единицами с переносным значением и др.; - корректировать словесную речь, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, темпом речи; - закреплять навык чтения с губ; - работа по уточнению значений слов. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет «Развитие речи» является составной частью предметной области «Русский язык и литература». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Развитие речи» в перечне обязательных предметов. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (3 поколения) на изучение «Развитие речи» в 7-б классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год, утвержденным приказом № 182 от 30.08.2023, рабочая программа составлена на 34 часа с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | «Развитие речи» является специальным учебным предметом; неразрывно связан с предметными дисциплинами «Русский язык», «Литература», обеспечивая достижение обучающимися с нарушениями слуха образовательных результатов в сфере обучения языку и развития речи. Специальный предмет «Развитие речи» направлен на совершенствование у обучающихся с нарушениями слуха всех видов речевой деятельности, на развитие потребности и мотивации речевого общения, монологической и диалогической речи. Учебный предмет «Развитие речи» способствует успешному освоению содержания всех учебных дисциплин, предметные результаты которых включают способность обучающихся самостоятельно продуцировать связные и устные высказывания, участвовать в обсуждении темы (проблемы). |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Словесная речь представляет собой базовую ценность в языковом сознании личности. Являясь важнейшим средством общения и инструментом познания, речь выступает в качестве жизненной опорой для субъекта, обеспечивая овладение языковой картиной мира, а также способностью формировать и выражать мысли, поддерживать конструктивные интеракции с окружающими людьми, осваивать социальный опыт. Именно на основе словесной речи становится возможным осознание принадлежности к национальной речевой среде, контакт с данной средой, а на этой основе – инкультурация личности.
Овладение словесной речью в устной и письменной формах обучающимися с нарушениями слуха является средством коррекции и компенсации нарушения. Под воздействием словесной речи у обучающихся с нарушениями слуха происходит формирование словесно-логического мышления, ориентировка в социокультурном пространстве, совершенствование эмоционально-волевой сферы, личностное развитие в целом. Благодаря словесной речи обеспечивается овладение основами наук; кроме того, в ней заключён значительный воспитательный потенциал.
К периоду обучения на уровне основного общего образования у обучающихся с нарушениями слуха, с одной стороны, возрастают познавательные и речевые возможности; с другой стороны, происходит расширение сферы общения, что требует свободного владения широким спектром языковых средств для взаимодействия с окружающими людьми, включая слышащих. Поскольку количество коммуникативных условий в жизнедеятельности необозримо, обучающиеся с нарушениями слуха подросткового возраста испытывают потребность в освоении навыков, связанных с осознанными произвольными формами оформления устных и письменных высказываний. Учебный предмет «Развитие речи» позволяет обеспечивать удовлетворение данной потребности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность – патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира.
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
3. Желание и умения пользоваться словесной речью (устной и письменной), взаимодействовать со слышащими людьми при использовании устной речи как средства общения. Ценностно-смысловая установка на постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами как важного условия, способствующего устной коммуникации, наиболее полноценной ориентации в неречевых звуках окружающего мира; самостоятельный поиск информации, в том числе, при использовании Интернет-технологий, о развитии средств слухопротезирования и ассистивных технологиях, способствующих улучшению качества жизни лиц с нарушениями слуха.
5. Уважительное отношение к истории и социокультурным традициям лиц с нарушениями слуха; с учетом коммуникативных, познавательных и социокультурных потребностей использование в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха, русского жестового языка, владение калькирующей жестовой речью.
6. Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха строить жизненные планы, в т.ч. определять дальнейшую траекторию образования, осуществлять выбор профессии и др., с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушениями слуха.
7. Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность ответственного отношения к учению.
8. Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха, потребностей рынка труда.
9. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества).
10. Доброжелательное отношение к людям, готовность к взаимодействию с разными людьми (в том числе при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации), включая лиц с нарушением слуха, а также слышащих сверстников и взрослых; способность к достижению взаимопонимания на основе идентификации себя как полноправного субъекта общения; готовность к конструированию образа допустимых способов общения, интересов, процедур, к ведению переговоров.
11. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
12. Уважительное отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
13. Освоенность социальных норм, правил поведения (включая речевое поведение и речевой этикет), ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в т.ч. лиц с нарушениями слуха.
14. Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха.
15. Способность с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха/нарушением слуха и соматическими заболеваниями строить жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).
16. Способность к практической реализации прав, закреплённых в нормативных документах по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в т.ч. с нарушениями слуха.
17. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни (в пределах возрастных компетенций) с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами обучающиеся с нарушениями слуха; включённость в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами (включая организации, представляющие интересы лиц с нарушениями слуха, другими ограничениями по здоровью и инвалидностью).
19. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха; правил поведения на транспорте и на дорогах, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха.
20. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
21. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
22. Готовность к общению и взаимодействию со слышащими сверстниками и взрослыми на иностранном языке; умение пользоваться иноязычной словесной речью в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач; толерантное и уважительное отношение к культурным различиям, особенностям и традициям других стран.
Метапредметные результаты:
1. Умение определять и достигать элементарные цели и задачи учебной деятельности, определять средства их осуществления, выстраивать свою деятельность по определенной схеме решения учебной задачи.
2. Владение способами решения проблем поискового и творческого характера.
3. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5. Владение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
6. Умение использовать доступные (с учётом особенностей речевого развития глухих обучающихся) речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
7. Умение использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) по готовому плану, вопросам или схеме действий.
8. Владение навыками логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
9. Владение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; умениями установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в рамках изученных и тем и доступных речевых средств).
10. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, вести диалог, излагая своё мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий (в рамках изученных тем и доступных речевых средств).
11. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при работе в команде; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
13. Владение начальными представлениями о сущности и особенностях социальных, культурных процессов и явлений действительности.
14. Владение разными видами речевой деятельности:
адекватное понимание содержания сообщений, предъявляемых в устной (устно-дактильной) и письменной формах;
способность извлекать информацию из разных источников: учебника, справочной литературы, в т.ч. разных видов школьных словарей;
владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность осознавать цель предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
умение с использованием вербальных и невербальных опор воспроизводить содержание воспринятого текста;
способность адекватно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
способность соблюдать в практике речевого общения основные лексико-грамматические нормы русского литературного языка, а также соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе построения письменного сообщения;
умение выступать перед сверстниками с небольшими сообщениями (в устной, устно-дактильной формах).
15. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми; овладение адекватными моделями речевого поведения в различных ситуациях общения.
Предметные результаты:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся научится | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность научиться: |
Язык и речь. Культура речи |
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Устно пересказывать прочитанный текст объёмом не менее 100 слов. Понимать содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 190 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов). Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, включая списывание текста объёмом 100-110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); словарного (слухозрительного) диктанта объёмом 15-20 слов. | Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений (не менее 4 реплик); воспринимать слухозрительно и произносить достаточно внятно речевой материал, необходимый для выполнения учебно-познавательных действий; воспринимать слухозрительно и на слух, внятно и естественно знакомую тематическую и терминологическую лексику общеобразовательных дисциплин, а также лексику, связанную с общением в урочной и внеурочной деятельности обучающихся (слова, словосочетания, фразы); извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. |
Текст |
Читать и отвечать на вопросы по тексту (повествование и описание) кратко и развёрнуто. Составлять план к тексту (вопросный, простой). Пересказывать тексты повествовательного характера объемом до 100 слов (сжато и подробно). Строить монологическое высказывание (повествование) по картинке (серии сюжетных картинок), фотографии (объёмом не менее 40 слов). Выделять в тексте диалог, описание, повествование. Ориентироваться в книге (выделять название, заголовки, абзацы, содержание, главы). Находить в книге, учебнике, словаре материал для использования при создании собственных устных и письменных высказываний. Составлять sms-сообщения и отвечать на них, находить необходимую информацию в Интернете (по заданию учителя). Составлять предложения, объединяя последовательно описываемые события в связное синтаксическое целое с помощью предлогов и наречий, передающих оттенки значения времени или образа действия: вдруг, неожиданно, после этого, потом, в это время и др., заменять в связном тексте существительные личными местоимениями. Составлять небольшие по объему записки-сообщения, мини-отчет о выполненных действиях, писать поздравления в открытке. Писать сочинение-повествование по жизненным наблюдениям и на основе читательского опыта (объёмом 30 и более слов). Участвовать в диалоге (не менее 4-х реплик). Выражать согласие или несогласие с высказыванием собеседника (с помощью слов и словосочетаний: я думаю так же (по-другому, иначе…, ты прав…, я согласен… и др.). Выражать понимание или непонимание в ходе беседы (с помощью слов и словосочетаний следующего типа: я понимаю (не понимаю)…, объясните, пожалуйста…, что значит…? приведите примеры… и др.). Предлагать вопросы (проблемы) для коллективного обсуждения (давайте обсудим…, давайте поговорим о…, необходимо побеседовать о…, я думаю, что надо поговорить о… и др.). Уметь пользоваться репликами, объединяющими сообщение и вопрос (Мне это нравится, а тебе? Я видел эту картину, а вы? и т.д.). Уметь задать вопрос с целью выяснения какой-либо информации (Какая столица Франции? Как называется это животное? и др.). Строить вопросительные предложения без вопросительного слова и отвечать на них (Ты сам решил эту задачу? Да, сам и т.п.). Комментировать кратко (1-2 предложения) результат собственных действий после сравнения с правильным результатом и без сравнения (Я сделал правильно (неправильно), Я ошибся, Я забыл… и др.). Составлять простые предложения из предложенных слов (распространённые и нераспространённые, полные, двусоставные). Делить текст на абзацы с объяснением причин членения текста. Воспринимать слухозрительно и произносить достаточно внятно речевой материал, необходимый для выполнения учебных действий (например, прочитать-перечитать; переписать-написать-выписать-описать-записать, делать-доделать-переделать, рисовать-перерисовать и др.); знакомую тематическую и терминологическую лексику общеобразовательных дисциплин, а также лексику, связанную с общением в урочной и внеурочной деятельности обучающихся (фразы, слова, словосочетания). Находить в тексте (самостоятельно/с помощью учителя) типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец. | Распознавать основные признаки текста; членить текст на компози ционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предло-жений и частей текста); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного); проводить (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев; определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста; прогнозировать (самостоятельно/с помощью учителя) содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке; характеризовать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного); анализировать (самостоятельно/с помощью учителя) языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические); применять знание основных признаков текста в практике его создания; создавать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства; тексты с опорой на сюжетную/пейзажную картину (в том числе сочинения-миниатюры; классные сочинения); создавать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий; выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм; владеть умениями информационной переработки прослушанного/воспринятого на слухозрительной основе и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять (с использованием визуальных опор/с помощью учителя) план (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; редактировать (самостоятельно/с помощью учителя) собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания представлять содержание прослушан ного/воспринятого на слухозрительной основе или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. |
Функциональные разновидности языка |
Устанавливать различия текстов разговорного характера, научных, публицистических, официально-деловых, текстов художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций). Различать и анализировать (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя) тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи). Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности (с опорой на заданный алгоритм/с помощью учителя). Осуществлять исправление речевых недостатков, редактирование текста. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. | Адекватно понимать содержание, осуществлять интерпретацию и комментировать адаптированные тексты, относящиеся к различным функциональным разновидностям языка и функционально-смысловым типам речи, включая повествование, описание, рассуждение, а также адаптированные тексты смешанного типа; принимать участие в диалогическом и полилогическом общении (в условиях личной и деловой коммуникации), в т.ч. с использованием невербальных средств коммуникации; практически владеть основными особенностями, присущими официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения; адекватному речевому поведению, выбору приемлемой модели коммуникативного взаимодействия – с учётом социальной ситуации, состава участников общения (в т.ч. коммуникантов из числа слышащих людей и лиц с нарушением слуха) и в соответствии с традиционными этикетными формулами; продуцировать устные монологи, имеющие разную коммуникативную направленность – с учётом цели, ситуации, сферы общения, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка; редактировать письменные тексты различных стилей, соблюдая речевой этикет и нормы современного русского литературного языка; с опорой на заданные критерии анализировать текст с точки зрения его темы, цели, главной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов: метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение (за исключением случаев их использования в составе синтаксических конструкций со сложной структурно-смысловой организацией); выявлять основной смысл прочитанного текста (формулировать главную мысль своими словами), устанавливать смысловые связи между частями текста, составлять план рассказа. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
В 7-Б КЛАССЕ (34 часа)
№ п/п | Раздел программы (тема) | Количество часов | Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (виды и формы текущего контроля |
| I четверть (9 часов) | | |
1 | Изучаем школьные предметы | 5 | |
| Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств) Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств) Мои успехи в учебной деятельности Уроки, которые особенно запомнились (продуцирование диалогических единств) Чему я научился в 7 классе (продуцирование связных высказываний) | | Ответы на вопросы по теме Устное изложение Терминологический диктант Составление диалогов |
2 | Природа и человек | 6 | |
| Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание) Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста Птицы и звери зимой (продуцирование связных высказываний «Этажи леса» (по М. Пришвину): сжатое изложение текста Труд людей весной (продуцирование описательно-повествовательного рассказа) | | Контрольная работа (входное оценивание) Составление описательно-повествовательного рассказа. Сжатый пересказ текста Составление рассказа Составление диалогов Сжатое изложение |
3 | Мировая художественная культура | 11 | |
| И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине) И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины) И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ (сочинение) по фотографии В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины Юон К. «Конец зимы. Полдень»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины Широков Е.Н. «Друзья»: сочинение по репродукции картины Григорьев С.А. «Вратарь»: сочинение по репродукции картины | | Подробный пересказ текста с опорой на план Составление описательно-повествовательного рассказа. Сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины Ответы на вопросы по содержанию текста. Подробный пересказ текста с опорой на план |
4 | Человек в обществе | 7 | |
| И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению) 4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям) Личность Петра I в истории России (пересказ текста) Масленица: история и смысл древнего славянского праздника (продуцирование связных высказываний) Из детства Льва Николаевича Толстого (по воспоминаниям писателя): контрольное изложение | | Ответы на вопросы по теме Сочинение Терминологический диктант Составление диалогов Контрольное изложение (сжатое) |
5 | Культура общения | 4 | |
| Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование диалогических единств) Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний) Этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками (продуцирование диалогических единств) Общение сверстников (анализ диалогов из художественного текста) | | Ответы на вопросы по теме Составление диалогов Самостоятельная работа Словарный диктант |
6 | Деловые документы | 1 | |
| Учебный доклад | | Самостоятельная письменная работа |
Итого | 34 | |
Форма промежуточной аттестации по предмету «Развитие речи»:
сжатое изложение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов |
I четверть (8 часов) |
Изучаем школьные предметы |
1 | Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств) | 1 | Участвовать в диалоге, строить сообщения о расписании уроков в 7 классе, о новых учебных дисциплинах: алгебре, геометрии, физике, информатике. Читать и анализировать заданные диалоги (между учениками, которые встретились в школе после летних каникул). Составлять диалоги тематического цикла «Школа» с опорой на предложенный иллюстративный материал. | Иллюстративный материал (сюжетные картинки) |
Природа и человек |
2 | Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание) | 1 | Стартовая диагностика: контрольная работа по отрывку произведения Н. Носова «Дневник Коли Синицына: 11 июля». Выполнять контрольные задания на основе заданного текста: 1) запись диалога героев в виде монолога; 2) письменное оформление ответов на вопросы: – каким было эмоциональное состояние Коли, когда Толя сказал ему, что пчёлы танцуют? Что почувствовал Коля? – Почему у Коли возникла эта эмоция? – Почему Коля стал смеяться? | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой |
Мировая художественная культура |
3 | И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине) | 1 | Словесно иллюстрировать представленный пейзаж, соотносить отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» с изображением на картине. Составлять план. Составлять с опорой на план и репродукцию пейзажной картины устный рассказ. Письменно выполнять лексико-грамматические и лексическо-стилистические упражнения, связанные с подбором эпитетов, включением в состав заданных предложений прилагательных и наречий. | Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
Человек в обществе |
4-5 | И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению) | 2 | Читать анализировать текст, посвящённый творчеству художника И.И. Шишкина. Словесно иллюстрировать пейзажные изображения, представленные на репродукциях картин «Лес», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу». Осуществлять подготовку к написанию сочинения (описательного рассказа) по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», составлять план. | Видеоуроки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
Мировая художественная культура |
6 | И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины) | 1 | Продуцировать описательный рассказ с опорой на репродукцию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и ранее подготовленный план. Включать в структуру рассказа рассуждения по поводу мастерства художника. | Презентация Иллюстративный материал |
Изучаем школьные предметы |
7 | Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств) | 1 | Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения о том, с чем обучающиеся познакомились в процессе изучения новых предметов: алгебры, геометрии, физики, информатики, а также о своих любимых учебных дисциплинах. Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 1 учебной четверти). | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе обучения (в том числе цифровой форме) |
Мировая художественная культура |
8 | И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины | 1 | Промежуточный контроль (контрольная работа за 1 четверть): писать сочинение по репродукции картины И.А. Попова «Первый снег». | Презентация Иллюстративный материал |
II четверть (8 часа) |
Культура общения |
9 | Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование диалогических единств) | 1 | Анализировать сюжетные изображения, составлять с опорой на них диалогические единства. Формулировать правила общения в гостях и при приёме гостей. | Презентация Иллюстративный материал |
Человек в обществе |
10 | 4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям) | 1 | Обсуждать историю возникновения праздника, продуцировать сообщения на основе личного опыта и с опорой на иллюстрации (фотографии) о состоявшемся праздновании 4 ноября. Участвовать в групповой коммуникации. Выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять построение предложений с опорой на заданные слова и словосочетания, подбирать прилагательных к заданному существительному. | Видеоуроки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
11 | Личность Петра I в истории России (пересказ текста) | 1 | Читать и анализировать текст. Осуществлять устное описание Петра I с опорой на фотографии. Работать с толовым словарём: устанавливать лексическое значение слов. Пересказывать текст. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой |
Культура общения |
12 | Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний) | 1 | Обсуждать правила культуры коммуникации, в т.ч. в ситуациях, требующих выражения в вежливой форме просьбы и отказа. Обсуждать возможные причины отказа в просьбе со стороны обратившегося, включая необходимость соблюдения закона, обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих людей. Письменное выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: структурировать предложения, отражающие вежливое выражение просьбы и отказа. | Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
Природа и человек |
13 | Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста | 1 | Читать и осуществлять анализ фрагмента рассказа, выписывать из текста образные языковые средства, использованные автором. Письменно выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять подбор синонимов и антонимов, определять семантику лексических единиц по толковому словарю. Пересказ фрагмента текста, включающего пейзажное описание | Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
Мировая художественная культура |
14-15 | В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины | 2 | Промежуточный контроль (контрольная работа за 2 четверть): писать сочинение (портретное описание) по репродукции картины В.И. Хабарова «Портрет Милы». | иллюстративный материал (сюжетные картинки) |
Изучаем школьные предметы |
16 | Мои успехи в учебной деятельности | 1 | Участвовать в диалоге, продуцировать сообщения об успехах в учебной деятельности. Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 2 учебной четверти). | Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
III четверть (11 часов) |
Мировая художественная культура |
17 | Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ по фотографии | 1 | Обсуждать роль Петра I в отечественной истории. Словесно иллюстрировать фотографии памятника Петру I. Писать сочинение по фотографии. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой |
Природа и человек |
18 | Птицы и звери зимой (продуцирование связных высказываний) | 1 | Словесное иллюстрировать представленные изображения, строить с опорой на них связные высказывания. Рассуждать по поводу необходимости заботы о животных со стороны человека. Письменно выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять подбор глаголов к заданному существительному, восстанавливать деформированные предложения. | Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
Мировая художественная культура |
19-20 | 1. Григорьев С.А. «Вратарь»: сочинение по репродукции картины | 2 | Словесно иллюстрировать изображения. Моделировать диалоги между изображёнными героями-зрителями. Составлять план рассказа. Писать сочинение. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой |
Деловые документы |
21 | Учебный доклад | 1 | Выступать перед сверстниками с подготовленными докладами. Сопровождать своё выступление презентацией. Обсуждать подготовленные доклады в процессе групповой коммуникации. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой |
Мировая художественная культура |
22 | Юон К. «Конец зимы. Полдень»: рассказ-описание картины | 1 | Словесно иллюстрировать пейзаж. Устно выполнять лексико-грамматические упражнения: осуществлять подбор эпитетов, однокоренных слов к указанным лексическим единицам. Составлять план рассказа. Писать сочинение: продуцировать описательный рассказ с опорой на план и репродукцию картины. | Мультимедийные программы, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
Человек в обществе |
23 | Масленица: история и смысл древнего славянского праздника (продуцирование связных высказываний) | 1 | Слушать (воспринимать слухозрительно и на слух) сообщения учителя об истории и смыла праздника, рассматривать иллюстративный материал, обсуждать его содержание, продуцировать связные высказывания с опорой на иллюстрации, выражать собственное отношение к празднику. | Электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки |
Культура общения |
24 | 1. Общение сверстников (анализ диалогов из художественного текста) | 1 | Обсуждать правила культуры коммуникации. Осуществлять анализ диалогов героев из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». | Таблицы к основным разделам грамматичес-кого материала |
Природа и человек |
25-26 | «Этажи леса» (по М. Пришвину): сжатое изложение текста | 2 | Промежуточный контроль (контрольная работа за 2 четверть): писать сжатое изложение текста «Этажи леса» (по М. Пришвину). | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой |
Изучаем школьные предметы |
27 | Уроки, которые особенно запомнились (продуцирование диалогических единств) | 1 | Участвовать в диалоге, сообщать об успехах, достигнутых в учебной деятельности. Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 3 учебной четверти). | Мультимедийные программы, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
IV четверть (7 час) |
Природа и человек |
28 | Труд людей весной (продуцирование описательно-повествовательного рассказа) | 1 | Составлять описательно-повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок, иллюстрирующих труд людей осенью; письменно выполнять лексико-грамматические и лексико-стилистические упражнения: осуществлять подбор синонимов и антонимов к указанным словам, составлять цепочки однокоренных слов от указанного слова. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой |
Мировая художественная культура |
29-30 | Широков Е.Н. «Друзья»: сочинение по репродукции картины | 2 | Осуществлять словесное иллюстрировать изображения. Устно выполнять лексико-грамматические упражнения: осуществлять подбор однокоренных слов к указанным лексическим единицам, составление предложений с использованием заданных словосочетаний. Составлять план рассказа. Писать сочинение. | Мультимедийные программы, электронные библиотеки, коллекции цифровых образовательных ресурсов |
Культура общения |
31 | Этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками (продуцирование диалогических единств) | 1 | Обсуждать правила культуры коммуникации, в т.ч. в ситуациях, предполагающих знакомство со взрослыми и сверстниками. Продуцировать диалогические единства по заданным ситуациям и с опорой на иллюстративный материал. Перестраивать диалогические единства в монолог. | Электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки |
Человек в обществе |
32-33 | Из детства Льва Николаевича Толстого (по воспоминаниям писателя): контрольное изложение | 2 | Промежуточный контроль (контрольная работа за учебный год): писать изложение текста с учётом содержания заданий: – записать текст от 3-го лица; – письменно сообщить: какое произведение Л.Н. Толстого вы изучали в этом году? главных героев этого произведения? какими были отношения между детьми и взрослыми в доме, где жил Николенька? | Мультимедийные программы, электронные учебники и рабочие тетради, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных |
Изучаем школьные предметы |
34 | Чему я научился в 7 классе (продуцирование связных высказываний) | 1 | Принимать участие в диалоге, продуцировать сообщения об успехах в учебной деятельности, о том, какие уроки вызывали особый интерес. Воспринимать на слух и воспроизводить тематическую и терминологическую лексику учебной дисциплины, а также лексику по организации учебной деятельности (по результатам 4 учебной четверти). | |
Тематическое планирование по развитию речи для 7-б класса составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку) Дидактические материалы для 5 – 9 классов Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) Раздаточный материал по всем разделам курса развитие речи. Демонстрационные карточки со словами для запоминания. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка. Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте основного общего образования Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте основного общего образования |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Компьютер, проектор, принтер, модем, колонки, клавиатура и мышь. |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www. philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — «Культура письменной речи» (нормы современного русского языка; помощь школьникам: тестирование, сочинение, изложение, диктант, ответы на вопросы). http://www.wikpedia.ru — универсальная энциклопедия «Википедия». http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.slovari.ru — электронные словари. http://www.gramota.ru — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». http://raslit.ioso.ru/index.htm — интерактивные тесты по русскому языку, правила русской орфографии, поэтические загадки, литературные опыты. http://www.gramota.ru — Грамота.Ру. http://www.rusword.com.ua — «Мир русского слова (Словарь В. И. Даля)». http://www.about-russian-language.com — культура речи. http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (электронные версии русских словарей: толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). |
5. | Демонстрационные пособия | Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте основного общего образования по русскому языку (в том числе цифровой форме) Портреты выдающихся русских лингвистов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7-Б КЛАССЕ
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
I четверть (8 часов) |
Изучаем школьные предметы |
1 | Моё расписание уроков (продуцирование диалогических единств) | 1 | 06.09 | |
Природа и человек |
2 | Из дневника Коли Синицына: контрольная работа (входное оценивание) | 1 | 13.09 | |
Мировая художественная культура |
3 | И.И. Бродский. «Летний сад осенью» (устный рассказ по пейзажной картине) | 1 | 20.09 | |
Человек в обществе |
4-5 | И.И. Шишкин – певец русского леса (подготовка к сочинению) | 2 | 27.09 04.10 | |
Мировая художественная культура |
6 | И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (описательный рассказ с элементами рассуждения по репродукции картины) | 1 | 11.10 | |
Изучаем школьные предметы |
7 | Чем мне запомнились новые учебные предметы (продуцирование диалогических единств) | 1 | 18.10 | |
Мировая художественная культура |
8 | И.А. Попов «Первый снег»: сочинение (рассказ-описание) по репродукции картины | 1 | 25.10 | |
II четверть (8 часа) |
Культура общения |
9 | Культура общения в гостях и при приёме гостей (продуцирование диалогических единств) | 1 | 08.11 | |
Человек в обществе |
10 | 4 ноября – День народного единства (продуцирование сообщений по иллюстрациям и фотографиям) | 1 | 15.11 | |
11 | Личность Петра I в истории России (пересказ текста) | 1 | 22.11 | |
Культура общения |
12 | Вежливая просьба и вежливый отказ (продуцирование связных высказываний) | 1 | 29.11 | |
Природа и человек |
13 | Пейзаж в рассказе (по произведению И.С. Тургенева «Бирюк»): анализ художественного текста | 1 | 06.12 | |
Мировая художественная культура |
14-15 | В.И. Хабаров «Портрет Милы»: сочинение (портретное описание) по репродукции картины | 2 | 13.12 20.12 | |
Изучаем школьные предметы |
16 | Мои успехи в учебной деятельности | 1 | 27.12 | |
III четверть (11 часов) |
Мировая художественная культура |
17 | Памятник Петру I итальянского скульптора Растрелли: рассказ по фотографии | 1 | 10.01 | |
Природа и человек |
18 | Птицы и звери зимой (продуцирование связных высказываний) | 1 | 17.01 | |
Мировая художественная культура |
19-20 | 1. Григорьев С.А. «Вратарь»: сочинение по репродукции картины | 2 | 24.01 31.01 | |
Деловые документы |
21 | Учебный доклад | 1 | 07.02 | |
Мировая художественная культура |
22 | Юон К. «Конец зимы. Полдень»: рассказ-описание картины | 1 | 14.02 | |
Человек в обществе |
23 | Масленица: история и смысл древнего славянского праздника (продуцирование связных высказываний) | 1 | 21.02 | |
Культура общения |
24 | Общение сверстников (анализ диалогов из художественного текста) | 1 | 28.02 | |
Природа и человек |
25-26 | «Этажи леса» (по М. Пришвину): сжатое изложение текста | 2 | 06.03 13.03 | |
Изучаем школьные предметы |
27 | Уроки, которые особенно запомнились (продуцирование диалогических единств) | 1 | 20.03 | |
IV четверть (7 час) |
Природа и человек |
28 | Труд людей весной (продуцирование описательно-повествовательного рассказа) | 1 | 03.04 | |
Мировая художественная культура |
29-30 | Широков Е.Н. «Друзья»: сочинение по репродукции картины | 2 | 10.04 17.04 | |
Культура общения |
31 | Этикетные выражения при знакомстве со взрослыми и сверстниками (продуцирование диалогических единств) | 1 | 24.04 | |
Человек в обществе |
32-33 | Из детства Льва Николаевича Толстого (по воспоминаниям писателя): контрольное изложение (сжатое) | 2 | 08.05 15.05 | |
Изучаем школьные предметы |
34 | Чему я научился в 7 классе (продуцирование связных высказываний) | 1 | 22.05 | |
17