СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (методические рекомендации для учителя). Данная  рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Соколова Т. Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (методические рекомендации для учителя). Данная рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Соколова Т. Н.

Цель программы: развитие речи первоклассников, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Цель занятий:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.


Место курса в учебном плане


В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.




















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • учащиеся будут демонстрировать сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  • учащиеся будут иметь представление о:

- многозначных словах, омонимах, омофорах, омофонах, фразеологизмах;

- изобразительно-выразительных средствах языка: метафорах, сравнениях, олицетворениях, эпитетах;

- стилях речи: разговорном и книжном;

- типах текста;

  • учащиеся будут уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • разовьют умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

  • разовьют коммуникативные способности;

  • сформируют умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

  • расширят общий кругозор;

  • разовьют познавательную, эмоциональную и волевую сферы;

  • сформируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяет наиболее эффективные способы достижения результата;

  • сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • смогут использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • будут активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • научатся слушать собеседника и вести диалог; будут признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; смогут излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • смогут определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • смогут осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.



Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.



Коммуникативные УУД

  • Уметь донести свою позицию до собеседника;

  • Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Культура речи (4 часа).

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово (12 часов).

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения.

Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание (9 часов).

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение.

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.



Текст (9 часов).

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.



Резерв (1 час)

















































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Культура речи

4

2

Слово

12

2

Предложение и словосочетание

9

3

Текст

9

4

Резерв

1

Итого:

34





































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Культура речи (4 часа)

1

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность.

1



2

Редактирование письменной речи.

1



3

Монолог и диалог.

1



4

Драматические импровизации.

1



Слово (12 часов)

5

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы.

1



6

Каламбуры.

1



7

Прямое и переносное значение слова.

1



8

Сравнение.

1



9

Метафора.

1



10

Олицетворение.

1



11

Эпитет

1



12

Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

1



13

Иностранные заимствования.

1



14

Канцеляризмы.

1



15

Лингвистические словари.

1



16

Речевой этикет: формы обращения.

1



Предложение и словосочетание (9 часов).

17

Простое предложение.

1



18

Сложное предложение.

1



19

Предложение со сравнительным оборотом.

1



20

Редактирование предложений.

1



21

Конструирование простого предложения.

1



22

Конструирование сложносочинённого предложения.

1



23

Конструирование сложноподчинённого предложения с определительной связью.

1



24

Конструирование сложноподчинённого предложения с причинно-следственной связью.

1



25

Конструирование сложноподчинённого предложения со сравнительной связью.

1



Текст (9 часов)

26

Тема, микротема.

1



27

Идея текста.

1



28

Опорные слова и ключевые предложения.

1



29

Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

1



30

Стили речи: разговорный, книжный (научный, публицистический, деловой), художественный.

1



31

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.

1



32

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи.

1



33

Конструирование текста по заданной схеме.

1



34

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

1



Итого:

34











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!