ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (методические рекомендации для учителя). Данная рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Соколова Т. Н.
Цель программы: развитие речи первоклассников, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Цель занятий:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ учащиеся будут демонстрировать сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
учащиеся будут иметь представление о:
- многозначных словах, омонимах, омофорах, омофонах, фразеологизмах;
- изобразительно-выразительных средствах языка: метафорах, сравнениях, олицетворениях, эпитетах;
- стилях речи: разговорном и книжном;
- типах текста;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
разовьют умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
разовьют коммуникативные способности;
сформируют умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширят общий кругозор;
разовьют познавательную, эмоциональную и волевую сферы;
сформируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяет наиболее эффективные способы достижения результата;
сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
смогут использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
будут активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
научатся слушать собеседника и вести диалог; будут признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; смогут излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
смогут определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
смогут осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
Уметь донести свою позицию до собеседника;
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Культура речи (4 часа).
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово (12 часов).
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения.
Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание (9 часов).
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение.
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст (9 часов).
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
Резерв (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Культура речи | 4 |
2 | Слово | 12 |
2 | Предложение и словосочетание | 9 |
3 | Текст | 9 |
4 | Резерв | 1 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Культура речи (4 часа) |
1 | Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. | 1 | | |
2 | Редактирование письменной речи. | 1 | | |
3 | Монолог и диалог. | 1 | | |
4 | Драматические импровизации. | 1 | | |
Слово (12 часов) |
5 | Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. | 1 | | |
6 | Каламбуры. | 1 | | |
7 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | | |
8 | Сравнение. | 1 | | |
9 | Метафора. | 1 | | |
10 | Олицетворение. | 1 | | |
11 | Эпитет | 1 | | |
12 | Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. | 1 | | |
13 | Иностранные заимствования. | 1 | | |
14 | Канцеляризмы. | 1 | | |
15 | Лингвистические словари. | 1 | | |
16 | Речевой этикет: формы обращения. | 1 | | |
Предложение и словосочетание (9 часов). |
17 | Простое предложение. | 1 | | |
18 | Сложное предложение. | 1 | | |
19 | Предложение со сравнительным оборотом. | 1 | | |
20 | Редактирование предложений. | 1 | | |
21 | Конструирование простого предложения. | 1 | | |
22 | Конструирование сложносочинённого предложения. | 1 | | |
23 | Конструирование сложноподчинённого предложения с определительной связью. | 1 | | |
24 | Конструирование сложноподчинённого предложения с причинно-следственной связью. | 1 | | |
25 | Конструирование сложноподчинённого предложения со сравнительной связью. | 1 | | |
Текст (9 часов) |
26 | Тема, микротема. | 1 | | |
27 | Идея текста. | 1 | | |
28 | Опорные слова и ключевые предложения. | 1 | | |
29 | Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). | 1 | | |
30 | Стили речи: разговорный, книжный (научный, публицистический, деловой), художественный. | 1 | | |
31 | Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. | 1 | | |
32 | Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. | 1 | | |
33 | Конструирование текста по заданной схеме. | 1 | | |
34 | Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. | 1 | | |
Итого: | 34 | | |
| | | | |