СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию познавательных процессов 2 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию познавательных процессов 2 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ


«Утверждаю»

Директор школы № 7

Очирова С.Х. _____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию познавательных способностей


Класс - 2 А Количество часов в год – 34

Учитель: Варфоломеева Галина Кирилловна Категория – I Стаж работы - 40 лет


Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по развитию познавательных способностей , в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам» и учебно-методической литературой.


Рабочая программа обсуждена на заседании МЦ «Детство» «___» сентября 2019 года

Рук.центра: Нечаева Л.В. __________________


Одобрена МС «____» сентября 2019 года

Зам.директора по НМР Гармаева Л.А.________________

Зам.директора по УВР: Касторнова Е.Ф. _______________



I.Планируемые результаты

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при правильно организованной работе, т.е. результат даёт системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей.

Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностных результатов:

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий .

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

II Содержание учебного предмета

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут в 1 классе и 45 минут во 2-4 классах. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

-складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Таким образом, достигается

Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.




III.Тематическое планирование занятий спецкурса

"Информатика. Логика. Математика"

2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1


2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1


3

Развитие концентрации внимания.

1


4

Развитие концентрации внимания.

1


5

Тренировка внимания.

1


6

Тренировка внимания.

1


7

Тренировка слуховой памяти.

1


8

Тренировка слуховой памяти.

1


9

Тренировка зрительной памяти.

1


10

Тренировка зрительной памяти.

1


11

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


13

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1


14

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1


15

Развитие быстроты реакции.

1


16

Развитие быстроты реакции.

1


17

Развитие концентрации внимания.

1


18

Развитие концентрации внимания.

1


19

Тренировка внимания.

1


20

Тренировка внимания.

1


21

Тренировка слуховой памяти.

1


22

Тренировка слуховой памяти.

1


23

Тренировка зрительной памяти.

1


24

Тренировка зрительной памяти.

1


25

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


26

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


27

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1


28

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1


29

Развитие быстроты реакции

1


30

Развитие быстроты реакции

1


31

Развитие концентрации внимания.

1


32

Развитие концентрации внимания.

1


33

Тренировка внимания.

1


34

Тренировка внимания.

1


35

Тренировка слуховой памяти.

1


36

Тренировка слуховой памяти.

1


37

Тренировка зрительной памяти.

1


38

Тренировка зрительной памяти.

1


39

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


40

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


41

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1


42

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1


43

Развитие быстроты реакции.

1


44

Развитие быстроты реакции

1


45

Развитие концентрации внимания.

1


46

Развитие концентрации внимания.

1


47

Тренировка внимания.

1


48

Тренировка внимания.

1


49

Тренировка слуховой памяти

1


50

Тренировка слуховой памяти.

1


51

Тренировка зрительной памяти

1


52

Тренировка зрительной памяти.

1


53

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


54

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


55

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1


56

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1


57

Развитие быстроты реакции

1


58

Развитие быстроты реакции

1


59

Тренировка внимания

1


60

Тренировка внимания.

1


61

Тренировка слуховой памяти

1


62

Тренировка слуховой памяти.

1


63

Тренировка зрительной памяти

1


64

Тренировка зрительной памяти.

1


65

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

1


66

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1


67

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1


68

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!