Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72 имени В.Е. Стаценко
«ПРИНЯТО» Педагогический совет (протокол №1 от 31.08.2022г.) | | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ СОШ № 72 ____________/Л.В. Гудкова/ Приказ №__ от «__» ___2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету учимся работать с текстом, 11 класс
на 2022-2023 учебный год
УМК: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.
Уровень образования: среднее общее образование
Количество часов: 68 ч.
Учитель: Самарская Н. П., русский язык и литература, первая категория
__________
(подпись)
Руководитель школьного методического объединения: _________/Гаврилова И. В.
(подпись)
2022 г.
ст.Кривянская
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные результаты:
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
1.2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
1.3.Предметные результаты:
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
2. Содержание учебного предмета
Введение в курс «Учимся работать с текстом». Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Понятие о тексте. Знакомство с понятием о тексте, с его основными признаками: цельность и связность. Виды связи предложений в тексте. Понятие об основной мысли текста.
Типы текстов. Понятия типов повествование, описание, рассуждение. Отличительные особенности типов текста.
Стили текста. Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный стили, их особенности.
Средства выразительности в тексте. Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз. Способы выражения сравнений. Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения, парцелляция.
Тема текста и проблема, поднятая в тексте. Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста.
Опорные (ключевые) слова. Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.
Комментарий проблемы. Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.
Авторская позиция. Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.
Композиция текста. Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.
Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.
Лексические средства связи. Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика. Составление текстов разных стилей и типов речи.
Нормы литературного языка. Языковая норма и ее особенности. Этические нормы. Фактологическая точность.
Повторение изученного. Обобщение и систематизация по курсу «Учимся работать с текстом» в 11 классе.
3. Тематическое планирование
3.1 Тематическое планирование 11 класса
Название раздела | Класс | ИТОГО |
Кол-во часов по теме | Кол-во контрольных мероприятий |
Введение | 1 | - | 1 |
Текст и его строение | 3 | - | 3 |
Типы текста | 2 | - | 2 |
Функциональные стили речи | 7 | - | 7 |
Выразительные средства речи | 6 | - | 6 |
Тема текста и проблема, поднятая в тексте | 3 | - | 3 |
Опорные (ключевые) слова | 4 | - | 4 |
Комментарий проблемы | 4 | - | 4 |
Авторская позиция | 5 | - | 5 |
Композиция текста | 11 | - | 11 |
Синтаксис текста | 9 | - | 9 |
Лексические средства связи | 6 | - | 6 |
Нормы литературного языка | 6 | - | 6 |
Повторение изученного. | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 68 | - | 68 |
4.1 Календарное планирование 11 класса
№ | Дата | Тема урока | Количество часов |
Раздел «Введение». |
| 06.09 | Введение в учебный курс «Учимся работать с текстом». | 1 |
Раздел «Текст и его строение». |
| 07.09 | Что такое текст? Смысловые отношения между предложениями текста. | 1 |
| 13.09 | Средства связи между предложениями текста: лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические. | 1 |
| 14.09 | Виды связи между предложениями в тексте: параллельная, цепная. | 1 |
Раздел «Типы текста». |
| 20.09 | Смысловые (функциональные) типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Сравнительная характеристика типов текстов. | 1 |
| 21.09 | Практическое занятие. Создание собственного текста. | 1 |
Раздел «Функциональные стили речи». |
| 27.09 | Система функциональных стилей современного русского языка. | 1 |
| 28.09 | Особенности научного стиля. | 1 |
| 04.10 | Публицистический стиль. | 1 |
| 05.10 | Особенности официально-делового стиля. | 1 |
| 11.10 | Художественный стиль. | 1 |
| 12.10 | Особенности разговорного стиля. | 1 |
| 18.10 | Практикум. Анализ текста. | 1 |
Раздел «Выразительные средства речи». |
| 19.10 | Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз. Способы выражения сравнений. | 1 |
| 25.10 | Эпитет или метафора? Эпитет или олицетворение? | 1 |
| 26.10 | Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др. | 1 |
| 08.11 | Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др. | 1 |
| 09.11 | Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Что такое парцелляция? | 1 |
| 15.11 | Практикум. Анализ текста. | 1 |
Раздел «Тема текста и проблема, поднятая в тексте». |
| 16.11 | Тема и идея текста. Основная мысль текста. | 1 |
| 22.11 | Понятие о проблеме. Типы проблем. Основная мысль текста. | 1 |
| 23.11 | Закрепление по теме «Понятие о проблеме. Типы проблем. Основная мысль текста». | 1 |
Раздел «Опорные (ключевые) слова». |
| 29.11 | Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. | 1 |
| 30.11 | Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте. | 1 |
| 06.12 | Закрепление по теме «Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте». | 1 |
| 07.12 | Практикум. Создание собственного текста. | 1 |
Раздел «Комментарий проблемы». |
| 13.12 | Понятие комментария. Комментарий к проблеме. | 1 |
| 14.12 | Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. | 1 |
| 20.12 | Цитирование при комментировании проблемы, поднятой в тексте. | 1 |
| 21.12 | Практикум. Создание собственного текста. | 1 |
Раздел «Авторская позиция». |
| 27.12 | Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). | 1 |
| 28.12 | Автор и рассказчик. | 1 |
| 10.01 | Способы выражения авторской позиции. | 1 |
| 11.01 | Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме. | 1 |
| 17.01 | Практикум. Создание собственного текста. | 1 |
Раздел «Композиция текста». |
| 18.01 | Понятие о композиции текста. Аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении. | 1 |
| 24.01 | Виды аргументов. | 1 |
| 25.01 | Структура аргументов. | 1 |
| 31.01 | Особенности построения рассуждения. Композиция сочинения. | 1 |
| 01.02 | Закрепление по теме «Особенности построения рассуждения. Композиция сочинения». | 1 |
| 07.02 | Виды и формы вступления. | 1 |
| 08.02 | Закрепление по теме «Виды и формы вступления». | 1 |
| 14.02 | Виды заключений. | 1 |
| 15.02 | Закрепление по теме «Виды заключений». | 1 |
| 21.02 | Р/р Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. | 1 |
| 22.02 | Практикум. Находим и исправляем речевые и грамматические ошибки. | 1 |
Раздел «Синтаксис текста». |
| 28.02 | Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. | 1 |
| 01.03 | Абзацное членение текста. | 1 |
| 07.03 | Основные средства связи между предложениями в тексте. | 1 |
| 14.03 | Цепная и параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
| 15.03 | Закрепление по теме «Цепная и параллельная связь предложений в тексте». | 1 |
| 21.03 | Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей. | 1 |
| 22.03 | Закрепление по теме «Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей». | 1 |
| 04.04 | Р/р Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. | 1 |
| 05.04 | Практикум. Находим и исправляем речевые и грамматические ошибки. | 1 |
Раздел «Лексические средства связи предложений в тексте». |
| 11.04 | Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. | 1 |
| 12.04 | Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. | 1 |
| 18.04 | Закрепление по теме «Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте». | 1 |
| 19.04 | Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств. | 1 |
| 25.04 | Закрепление по теме «Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств». | 1 |
| 26.04 | Практикум. Составление текстов разных типов и стилей. | 1 |
Раздел «Нормы литературного языка». |
| 02.05 | Языковая норма и ее особенности. | 1 |
| 03.05 | Этические нормы. | 1 |
| 10.05 | Фактологическая точность. | 1 |
| 16.05 | Закрепление по теме «Нормы литературного языка». | 1 |
| 17.05 | Р/р Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. | 1 |
| 23.05 | Практикум. Находим и исправляем речевые и грамматические ошибки. | 1 |
| 24.05 | Обобщение и систематизация по курсу «Учимся работать с текстом» в 11 классе. | 1 |
Итого: | 68 часов |
Согласно учебному плану, календарному графику, расписанию учебных занятий МБОУ СОШ №72 и производственному календарю на 2022-2023 учебный год фактическое количество учебных часов по Учимся работать с текстом составляет 68 часов.
Лист корректировки рабочей программы по предмету Учимся работать с текстом в 11 классе
Класс/предмет /учитель | Наименование раздела/Тема урока | Дата проведения | Причина корректировки | Мероприятия по корректировке | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _____________
МБОУ СОШ №72 31.08.2022г.
№ 1 от 31.08.2022года
____________М.Р. Торбенко