СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Учимся работать с текстом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по предмету "Учимся работать с текстом" позволяет выпускникам пошагово подготовиться к заданию 27 (сочинение) в формате ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Учимся работать с текстом»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72 имени В.Е. Стаценко


«ПРИНЯТО»

Педагогический совет

(протокол №1 от 31.08.2022г.)


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ № 72

____________/Л.В. Гудкова/

Приказ №__ от «__» ___2022г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету учимся работать с текстом, 11 класс

на 2022-2023 учебный год




УМК: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.




Уровень образования: среднее общее образование

Количество часов: 68 ч.





Учитель: Самарская Н. П., русский язык и литература, первая категория

__________

(подпись)


Руководитель школьного методического объединения: _________/Гаврилова И. В.

(подпись)






2022 г.

ст.Кривянская

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Личностные результаты:

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

  • ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


1.2. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

1.3.Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные   нормативные   словари   и   справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



2. Содержание учебного предмета

Введение в курс «Учимся работать с текстом». Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Понятие о тексте. Знакомство с понятием о тексте, с его основными признаками: цельность и связность. Виды связи предложений в тексте. Понятие об основной мысли текста.

Типы текстов. Понятия типов повествование, описание, рассуждение. Отличительные особенности типов текста.

Стили текста. Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный стили, их особенности.

Средства выразительности в тексте. Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз. Способы выражения сравнений. Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения, парцелляция.

Тема текста и проблема, поднятая в тексте. Понятие о проблемеТипы проблемТема и идея текста. Основная мысль текста.

Опорные (ключевые) слова. Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

Комментарий проблемы. Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.

Авторская позиция.  Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.

Композиция текста. Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.

Лексические средства связи. Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика. Составление текстов разных стилей и типов речи.

Нормы литературного языка. Языковая норма и ее особенности. Этические нормы. Фактологическая точность.

Повторение изученного. Обобщение и систематизация по курсу «Учимся работать с текстом» в 11 классе.


3. Тематическое планирование

3.1 Тематическое планирование 11 класса


Название раздела

Класс

ИТОГО

Кол-во часов по теме

Кол-во контрольных мероприятий

Введение

1

-

1

Текст и его строение

3

-

3

Типы текста

2

-

2

Функциональные стили речи

7

-

7

Выразительные средства речи

6

-

6

Тема текста и проблема, поднятая в тексте

3

-

3

Опорные (ключевые) слова

4

-

4

Комментарий проблемы

4

-

4

Авторская позиция

5

-

5

Композиция текста

11

-

11

Синтаксис текста

9

-

9

Лексические средства связи

6

-

6

Нормы литературного языка

6

-

6

Повторение изученного.

1

-

1

ИТОГО

68

-

68















    1. Календарное планирование

4.1 Календарное планирование 11 класса


Дата

Тема урока

Количество часов

Раздел «Введение».

06.09

Введение в учебный курс «Учимся работать с текстом».

1

Раздел «Текст и его строение».

07.09

Что такое текст? Смысловые отношения между предложениями текста.

1

13.09

Средства связи между предложениями текста: лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические.

1

14.09

Виды связи между предложениями в тексте: параллельная, цепная.

1

Раздел «Типы текста».

20.09

Смысловые (функциональные) типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Сравнительная характеристика типов текстов.

1

21.09

Практическое занятие. Создание собственного текста.

1

Раздел «Функциональные стили речи».

27.09

Система функциональных стилей современного русского языка.

1

28.09

Особенности научного стиля.

1

04.10

Публицистический стиль.

1

05.10

Особенности официально-делового стиля.

1

11.10

Художественный стиль.

1

12.10

Особенности разговорного стиля.

1

18.10

Практикум. Анализ текста.

1

Раздел «Выразительные средства речи».

19.10

Лексические средства, или тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз. Способы выражения сравнений.

1

25.10

Эпитет или метафора?

Эпитет или олицетворение?

1

26.10

Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др.

1

08.11

Синтаксические средства, или стилистические фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответная форма изложения и др.

1

09.11

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Что такое парцелляция?

1

15.11

Практикум. Анализ текста.

1

Раздел «Тема текста и проблема, поднятая в тексте».

16.11

Тема и идея текста. Основная мысль текста.

1

22.11

Понятие о проблемеТипы проблем Основная мысль текста.

1

23.11

Закрепление по теме «Понятие о проблемеТипы проблем Основная мысль текста».

1

Раздел «Опорные (ключевые) слова».

29.11

Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте.

1

30.11

Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

1

06.12

Закрепление по теме «Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте».

1

07.12

Практикум. Создание собственного текста.

1

Раздел «Комментарий проблемы».

13.12

Понятие комментария. Комментарий к проблеме.

1

14.12

Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме.

1

20.12

Цитирование при комментировании проблемы, поднятой в тексте.

1

21.12

Практикум. Создание собственного текста.

1

Раздел «Авторская позиция».

27.12

 Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах).

1

28.12

Автор и рассказчик.

1

10.01

Способы выражения авторской позиции.

1

11.01

Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме.

1

17.01

Практикум. Создание собственного текста.

1

Раздел «Композиция текста».

18.01

Понятие о композиции текста. Аргументация собственного мнения в сочинении-рассуждении.

1

24.01

Виды аргументов.

1

25.01

Структура аргументов.

1

31.01

Особенности построения рассуждения. Композиция сочинения.

1

01.02

Закрепление по теме «Особенности построения рассуждения. Композиция сочинения».

1

07.02

Виды и формы вступления.

1

08.02

Закрепление по теме «Виды и формы вступления».

1

14.02

Виды заключений.

1

15.02

Закрепление по теме «Виды заключений».

1

21.02

Р/р Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

22.02

Практикум. Находим и исправляем речевые и грамматические ошибки.

1

Раздел «Синтаксис текста».

28.02

Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте.

1

01.03

Абзацное членение текста.

1

07.03

Основные средства связи между предложениями в тексте.

1

14.03

Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

1

15.03

Закрепление по теме «Цепная и параллельная связь предложений в тексте».

1

21.03

Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей.

1

22.03

Закрепление по теме «Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей».

1

04.04

Р/р Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

05.04

Практикум. Находим и исправляем речевые и грамматические ошибки.

1

Раздел «Лексические средства связи предложений в тексте».

11.04

Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте.

1

12.04

Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте.

1

18.04

Закрепление по теме «Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах и их роль в связи предложений в тексте».

1

19.04

Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств.

1

25.04

Закрепление по теме «Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств».

1

26.04

Практикум. Составление текстов разных типов и стилей.

1

Раздел «Нормы литературного языка».

02.05

Языковая норма и ее особенности.

1

03.05

Этические нормы.

1

10.05

Фактологическая точность.

1

16.05

Закрепление по теме «Нормы литературного языка».

1

17.05

Р/р Сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

1

23.05

Практикум. Находим и исправляем речевые и грамматические ошибки.

1

24.05

Обобщение и систематизация по курсу «Учимся работать с текстом» в 11 классе.

1

Итого:

68 часов




Согласно учебному плану, календарному графику, расписанию учебных занятий МБОУ СОШ №72 и производственному календарю на 2022-2023 учебный год фактическое количество учебных часов по Учимся работать с текстом составляет 68 часов.



















Лист корректировки рабочей программы по предмету Учимся работать с текстом в 11 классе

Класс/предмет /учитель

Наименование раздела/Тема урока

Дата проведения

Причина корректировки

Мероприятия по корректировке

Дата проведения по факту
























































































































































































«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета _____________

МБОУ СОШ №72 31.08.2022г.

№ 1 от 31.08.2022года

____________М.Р. Торбенко








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!