муниципальное общеобразовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена:
на заседании научно - Приказ по школе № 01-05-1/ 182
методического совета от 30.08.2019
протокол № 1 от 29.08.2019 директор школы
Председатель научно - Винокурова Е.А.
методического совета
Петухова А.С.
__________________ ____________________
Рабочая программа
по предмету Русский язык
для 5б общеобразовательного класса
основного общего образования
Срок реализации: 1 год
Составила
Чибикова Ирина Анатольевна
учитель русского языка
первой квалификационной категории
2019 г
Раздел 1.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения обучающимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты освоение учебного предмета
«Русский язык» в 5 классе
Перечислены умения, связанные с формированием лингвистической, коммуникативной компетенций, т.е. те, которые выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.
Формирование лингвистической компетенции
Фонетика
Ученик научится:
- пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений;
- анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава;
- производить фонетический разбор (устный и письменный) слов;
- выполнять фонетическую транскрипцию слов;
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- использовать орфоэпический словарь.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.
Морфемика
Ученик научится:
- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- разграничивать омонимичные корни;
- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования;
- группировать слова по морфемному составу;
- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.
Лексика
Ученик научится
- определять значение слова, пользуясь толковыми и этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов;
- объяснять различие лексического и грамматического значений слова;
- находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания;
- различать свободные сочетания слов и фразеологизмы;
- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;
- различать паронимы, правильно использовать их в речи;
- составлять словарную статью к самостоятельно выбранному или указанному учителем слову;
- употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
Морфология
Ученик научится:
- различать самостоятельные и служебные части речи; части речи и их формы;
- характеризовать существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие как части речи, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;
- распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые существительные; имена существительные общего рода, имена сущ., имеющие форму только множественного или только единственного числа; падеж существительного;
- характеризовать имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;
- характеризовать числительное как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- распознавать количественные и порядковые имена числительные; приводить примеры;
- характеризовать местоимение как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;
- правильно изменять по падежам личные местоимения;
- характеризовать глагол как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;
- распознавать инфинитив и личные формы глагола;
- определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом;
- различать времена глаголов, образовывать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени;
- спрягать глаголы, определять тип спряжения;
- характеризовать наречие как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;
- отличать служебные части речи от самостоятельных;
- различать предлог, союз, частицу.
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами;
- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;
- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;
- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением служебных частей речи.
Синтаксис
Ученик получит возможность научиться:
- различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
- отличать словосочетание от других сочетаний слов, выделять словосочетания в предложении;
- определять главное слово в словосочетании и устанавливать смысловую и грамматическую связи, выполнять графические обозначения;
- различать виды словосочетаний по морфологическим признакам (именные, глагольные, наречные);
- производить синтаксический разбор словосочетания;
- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные;
- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;
- находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её;
- различать простое и сложное предложение, чертить схему предложения;
- различать распространённые и нераспространённые предложения;
- опознавать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства;
- анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, графически обозначать их;
- разграничивать прямую речь и слова автора;
- строить схемы предложений с прямой речью;
- производить синтаксический разбор простых предложений;
- различать простое и сложное предложения.
Ученик получит возможность научиться:
- строить пунктуационные схемы сложного предложений;
- ставить запятую в сложносочиненном предложении;
- производить синтаксический разбор сложного предложения.
Орфография
Ученик научится:
- правильно писать слова с выбором букв О - Ё после шипящих в корне;
- правильно писать слова с чередованием е/и, а/о в однокоренных словах;
- правильно писать слова с суффиксами –ЧИК и –ЩИК;
- правильно писать слова с И-Ы после приставок на согласные;
- правильно писать слова с приставками на з и с;
- правильно писать падежные окончания существительных с выбором Е-И;
- правильно писать окончания имён существительных с выбором О-Ё после Ц;
- правильно писать НЕ с именами существительными;
- правильно писать НЕ с именами прилагательными;
- правильно писать личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
- знать и правильно писать слова-исключения из правил.
Пунктуация
Ученик научится:
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связях;
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- правильно расставлять знаки препинания при диалоге.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить знаки препинания в предложениях с несколькими группами однородных членов;
- объяснять пунктуацию сложного предложения, использовать на письме специальные графические обозначения.
Формирование коммуникативной компетенции
(речь, речевая деятельность, текстовая деятельность)
Ученик научится:
- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;
- использовать приёмы поискового / просмотрового чтения при повторении изученного материала;
- характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности;
- определять тему, основную мысль, ключевые слова текста;
- озаглавливать текст, используя разные типы заголовков;
- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей;
- писать сочинение-рассуждение по данному началу;
- писать подробное, сжатое изложение с продолжением;
- различать жанры разговорной речи: просьбу, отказ, комплимент, поздравление;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи;
- иметь представление об особенностях жанров дистанционного общения: SMS-сообщения, электронного письма;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты SMS-сообщения, электронного письма;
- иметь представление об особенностях официально-делового стиля, его жанрах;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля: объявление, заявление;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты газетной публицистики – информационную заметку;
- знать правила ведения спора, участвовать в споре, соблюдая правила;
- иметь представление о поликодовом тексте, его особенностях;
- анализировать и создавать коллаж, эмблему, логотип;
- иметь представление о научном стиле, его особенностях;
- сжимать исходный текст, используя приёмы сжатия: план, конспект;
- составлять вопросный план, план-конспект к научному тексту;
- писать отзыв на научно-популярную телевизионную программу по плану;
- писать рецензию на ученическое сочинение;
- анализировать и создавать тексты определённых жанров: юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа; сочинение-зарисовку по картине; сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом; сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям.
Ученик получит возможность научиться:
- моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;
- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;
- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в изложении и сочинении.
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.
Промежуточная аттестация по русскому языку в 5-ом классе по решению педсовета осуществляется в форме:
диктанта с грамматическим заданием.
Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности
Раздел 2. Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Язык – важнейшее средство общения (3 часа)
Введение. Виды учебной деятельности при изучении русского языка. Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека и общества. Основные единицы языка.
Язык и общение. Разновидности речевого общения (устное, письменное; диалогическое, монологическое). Знакомство с разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), правилами слушания.
Р.р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, главная мысль.
Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Устный рассказ-повествование
Раздел 2. Повторение изученного в начальной школе (5 часов).
Исследования: Из истории письма. Речевой этикет разных народов
Состав слова. Орфограммы в корне слова. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание И, У, А после шипящих, Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Диагностическая контрольная работа: контрольный диктант / тестирование за курс начальной школы
Р.р. Речевая ситуация. Речевые роли. Этикетные правила общения. Жанры разговорной речи: просьба, извинение, отказ, комплимент, поздравление. Бытовые диалоги: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями.
Р.р. Урок-практикум «Этикет разговорной речи. Бытовые диалоги». Изложение с продолжением на основе текста Л. Толстого «Уж и Ёж»).
Раздел 3. Фонетика, графика, орфография (17 часов).
Исследования: Почему мы так произносим слово… Из истории русского правописания.
Почему мы так пишем? История русской азбуки.
Фонетика как раздел лингвистики. Связь фонетики с графикой и орфографией. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Звук как единица языка. Соотношение звука и буквы. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Гласные ударные и безударные. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Элементы фонетической транскрипции.
Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных. Парные и непарные звонкие и глухие.
Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие. Парные и непарные твёрдые и мягкие. Проверочная работа
Р.р. Текст. Признаки текста. Типы заголовков текста. Опорные тематические слова текста (Анализ притчи Эзопа «Паук Анаси» или миниатюры А.Приставкина «Муравей»).
Согласные звуки и буквы. Сонорные согласные, шипящие согласные. Непроизносимые согласные.
Гласные звуки и обозначающие их буквы. Изменение качества гласного в безударной позиции. Двойная роль Е, Ё, Ю, Я. Фонетическая транскрипция.
Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль. Трудные случаи ударения в словах. Понятие об орфоэпической норме. Особенности произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств. Орфоэпические словари и их использование.
Основные выразительные средства фонетики. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.
Р.р. Подробное и сжатое изложение текста-повествования Е. Малининой «Неожиданная встреча».
Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова.
Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова. Развитие умений правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. Проверочная работа
Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». Фонетический разбор слова.
Контрольный диктант / контрольное списывание / контрольный тест
Р.р. Виды аудирования. Аудирование с выборочным пониманием аудиотекста (на основе познавательного текста о языке, культуре. Притча Эзопа о языках).
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография (12 часов).
Исследования: Приставки и их значения. Суффиксы и их значения
Проекты: Древо однокоренных слов. Современный словарь слов, связанных с профессиями (работа по группам)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Разбор слова по составу.
Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок. Разбор слова по составу.
Приставки и предлоги. Разбор слова по составу. Проверочная работа
Р.р. Особенности жанров дистанционного общения: SMS-сообщение.
Суффиксы как словообразовательные морфемы. Значение суффиксов.
Суффиксы. Разбор слова по составу. Морфемные словари русского языка.
Сложные слова. Морфемный анализ слова. Проверочная работа
Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
Контрольный диктант / итоговый тест по теме «Морфемика, словообразование, орфография»
Работа над ошибками контрольной работы.
Р.р. Особенности жанров дистанционного общения: электронное письмо
Раздел 5. Лексика (40 часов).
Исследования: История одного слова. История названий улиц нашего города. История географических названий
Проект: Словарь имён нашего класса. Паспорт слова. Крылатые слова и выражения (подготовка презентации)
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика как словарный состав, совокупность слов языка
Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова.
Р.р. Особенности текста-рассуждения. Сочинение-рассуждение по данному началу.
Р.р. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика.
Толковые словари русского языка.
Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. Условие выбора.
Правописание букв О и Ё после шипящих в корне Развитие умений правильно писать слова с выбором букв О и Ё после шипящих в корне слова. Проверочная работа
Однозначные и многозначные слова.
Понятие о лексической сочетаемости.
Прямое и переносное значение. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Изложение с продолжением (на основе текста о слове…)
Понятие о тематической группе слов.
Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов и их использование.
Синонимы. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте. Проверочная работа
Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. Словари антонимов.
Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Толковые словари и их использование.
Р.р. Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Объявление устное и письменное.
Р.р. Жанры официально-делового стиля. Заявление.
Омонимы. Виды омонимов (омографы, омофоны, омоформы). Различия между омонимами и многозначными словами в речи.
Паронимы. Различие паронимов. Определение лексического значения слов.
Переносное значение слов как основа тропов. Основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет и др.)
Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах
Проверочная работа по теме «Лексика».
Р.р. Особенности публицистического стиля. Жанры газетной публицистики. Информационная заметка: анализ и создание.
Понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов.
Чередование букв е/и в однокоренных словах. Условие выбора.
Чередование букв е/и в однокоренных словах. Развитие умения правильно писать слова с чередованием букв е/и в однокоренных словах. Проверочная работа
Чередование букв а/о в однокоренных словах. Условие выбора.
Чередование букв а/о в однокоренных словах. Развитие умения правильно писать слова с чередованием букв а/о в однокоренных словах. Проверочная работа
Р.р. Изложение с продолжением на основе текста проблемной заметки
Суффиксы –ЧИК и –ЩИК, условие выбора.
Суффиксы –ЧИК и –ЩИК. Развитие умений правильно писать слова с выбором суффиксов –ЧИК и –ЩИК. Проверочная работа
Буквы Ы-И после приставок, условие выбора.
Р.р. Риторические фигуры. Особенности выступления на публицистическую тему.
Правописание слов с приставками на З и С. Условие выбора.
Правописание слов с приставками на З и С. Развитие умений правильно писать слова с приставками на З и С.
Развитие умений правильно писать слова с приставками на З и С. Проверочная работа
Практикум по орфографии. Решение тестовых заданий. Работа с текстом.
Р.р. Индивидуальные устные выступления на публицистическую тему
Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различие между свободным сочетанием слов и фразеологическими оборотами.
Фразеологические обороты и их толкование. Фразеологические словари и их использование.
Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Р.р. Афоризмы и крылатые слова, их происхождение. Подробное изложение прочитанного текста
Типы ошибок. Работа над ошибками контрольной работы и подробного изложения.
Р.р. История и искусство спора. Правила ведения спора.
Раздел 6. Морфология (51 час). Исследования: История падежей (склонений, спряжений) в русском языке. Как считали в старину (из истории числительных). Проект (в рамках уроков развития речи). Создание коллажа, эмблемы, логотипа.
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи. Имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Род как постоянный признак имён существительных. Существительные мужского, женского, среднего рода. Определение рода имён существительных. Имена существительные общего рода.
Р.р. Понятие о поликодовом тексте, его особенностях. Коллаж, эмблема, логотип.
Склонение имён существительных. Типы склонений. Падеж. Число. Имена существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.
Практикум. Определение морфологических признаков: рода, склонения, падежа и числа имени существительного. Проверочная работа
Правописание буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Условие выбора.
Правописание буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Развитие умений правильно писать падежные окончания имён существительных с выбором букв Е и И. Проверочная работа
Р.р. Контрольная работа по аудированию (см. Поурочные разработки примеры заданий. Текст на публицистическую тему)
Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Условие выбора.
Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Развитие умений правильно писать буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Проверочная работа
Правописание НЕ с именами существительными. Условие выбора слитного и раздельного написания.
Правописание НЕ с именами существительными. Развитие умений правильно писать НЕ с именами существительными. Морфологический разбор существительного.
Контрольный диктант / тестирование
Р.р. Описание одного явления в разных стилях (сравнительный анализ текстов художественного и научного стилей). Особенности научного стиля.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Правописание окончаний имён прилагательных. Развитие умений правильно писать окончания имён прилагательных. Проверочная работа
Краткие прилагательные. Отличие кратких прилагательных от полных. Морфологические признаки, синтаксическая роль кратких прилагательных.
Р.р. Приёмы сжатия научного текста: план, конспект.
Правописание НЕ с именами прилагательными. Условие выбора слитного и раздельного написания.
Правописание НЕ с именами прилагательными. Развитие умений правильно писать НЕ с именами прилагательными. Проверочная работа Морфологический разбор прилагательного.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками контрольного диктанта
Р.р. Вопросный план к научному тексту. План-конспект по научному тексту (по параграфу учебника истории, биологии)
Имя числительное как часть речи. Отличие числительного от слов других частей речи.
Числительные порядковые и количественные. Морфологические признаки и синтаксическая роль числительного. Проверочная работа
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль личных местоимений.
Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».
Р.р. Средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей (см. Поурочные разработки)
Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола.
Инфинитив. Правописание глаголов в неопределённой форме.
Инфинитив. Правописание глаголов в неопределённой форме. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Проверочная работа
Время глагола: настоящее, прошедшее и будущее.
Р.р. Способы выражения картины времени в предложении и тексте
Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глаголов. Определение спряжений глагола.
Типы спряжения глаголов. Развитие умений определять тип спряжения глагола. Проверочная работа
Правописание окончаний глаголов.
Правописание окончаний глаголов. Развитие умений правильно писать окончания глаголов.
Правописание окончаний глаголов. Развитие умений правильно писать окончания глаголов. Проверочная работа
Р.р. Отзыв на научно-популярную телевизионную программу.
Наречие как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Использование наречий в речи. Отличие наречий от кратких прилагательных.
Роль наречий в речи. Анализ текста.
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи, их отличия от самостоятельных частей речи. Предлоги, их роль. Особенности их употребления в речи.
Служебные части речи. Союзы, их роль. Особенности их употребления в речи.
Повторение по теме «Морфология»
Контрольная работа по теме «Морфология».
Работа над ошибками контрольной работы
Р.р. Рецензия как жанр научного стиля. Практикум написания рецензии на ученическое сочинение.
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация (43 час)
Исследования: Когда появились знаки препинания? Этот удивительный знак…
Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения.
Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Виды словосочетаний по главному слову: именные, глагольные, наречные.
Словосочетание. Синтаксический разбор словосочетания.
Р.р. Сжатое изложение по научно-популярному тексту Е.Малининой «Когда медведь опасен?»
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Предложение – основная единица речевого общения. Главные и второстепенные члены предложения. Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».
Предложение – основная единица речевого общения. Анализ текста.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками. Практикум по орфографии, пунктуации.
Р.р. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?
Р.р. Наши эмоции и их отражение в предложении
Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая основа предложения.
Простое двусоставное и односоставное предложение. Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения
Подлежащее и сказуемое. Развитие умений находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены. Проверочная работа.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении, способы их выражения.
Р.р. Жанровые особенности диспута. Написание подробного изложения по тексту «Как подготовить и провести диспут».
Определение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам.
Дополнение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам. Проверочная работа.
Предложение с однородными членами предложения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения.
Знаки препинания в предложении с однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами. Развитие практических умений постановки знаков препинания в предложении с однородными членами. Проверочная работа
Р.р. Диспут на научную тему: Нужны ли знаки препинания?
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями.
Знаки препинания в предложениях с обращением. Проверочная работа. Синтаксический разбор простого предложения.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания.
Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Практикум постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении. Работа с текстом.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Р.р. Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ГИА
Р.р. Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ОГЭ
Сложное предложение. Средства связи частей сложносочинённого предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Запятая в сложном предложении.
Запятая в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения.
Контрольный диктант / контрольная работа
Работа над ошибками контрольной работы.
Р.р. Жанровые опыты. Юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа.
Р.р. Жанровые опыты на основе текстов-описания. Сочинение-зарисовка по картине. Пейзаж
Р.р. Жанровые опыты. Сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом.
Р.р. Жанровые опыты. Сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям.
Раздел 3. Планирование
Тематическое планирование по русскому языку составлено на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014, которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345)
- учебника «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2015
- учебного плана школы на 2019-2020 уч.год;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных организациях Ярославской области в 2019/2020уч.г.»;
- с учётом характеристики 5го класса.
Характеристика 5б класса
В классе учатся 9 обучающихся: 3 девочки и 6 мальчиков. Дети подобраны в основном одного возраста: 2008 года рождения, но есть и 2007 г. р. Около 30% детей имеют низкий уровень познавательной активности, 40% - средним и 30% выше среднего. В классе занимаются 4 обучающихся, имеющих заключение ПМПК на обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 40 минут.
Для этих учащихся используются следующие приёмы работы, направленные на обеспечение коррекции недостатков и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования:
-учёт состояния здоровья (соматического и нервно-психического), повышенной утомляемости детей в процессе интеллектуальной деятельности;
-применение широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;
- задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий;
-постепенное сокращение помощи со стороны и постепенное повышение трудности предлагаемых для решения задач;
- анализ сложного образца;
- анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;
- определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
- проверка работы: «Сравнение с образцом»;
- речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?».
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | р\р | к\р | Вид контроля |
| Язык – важнейшее средство общения | 3 | 1 | | |
| Повторение изученного в начальной школе | 5 | 2 | 1 | текущий диагностический |
| Фонетика, графика, орфография | 17 | 3 | 1 | текущий тематический |
| Морфемика, словообразование, орфография | 12 | 2 | 1 | текущий тематический |
| Лексика | 44 | 11 | 1 | текущий тематический |
| Морфология | 51 | 9 | 5 | текущий тематический |
| Синтаксис и пунктуация | 43 | 11 | 3 | текущий тематический итоговый |
| итого | 175 | 39 | 12 | |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | тема | д\з |
| | Язык – важнейшее средство общения (3 часа) | |
1 | | Введение. Виды учебной деятельности при изучении русского языка. Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека и общества. Основные единицы языка. | №4 |
2 | | Язык и общение. Разновидности речевого общения (устное, письменное; диалогическое, монологическое). Знакомство с разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), правилами слушания. | №11 |
3 | | Р.р. №1Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, главная мысль. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Устный рассказ-повествование (§ 3. Упр.17) | Устный рассказ |
| | Повторение изученного в начальной школе (5 часов). Исследования: Из истории письма. Речевой этикет разных народов | |
4 | | 1.Состав слова. Орфограммы в корне слова. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова. | карточка |
5 | | 2.Правописание И, У, А после шипящих, Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | карточка |
6 | | 3. к\р№1 Диагностическая контрольная работа: контрольный диктант / тестирование за курс начальной школы (Раб.тетр.1 с.10). | |
7 | | 4.Р.р.№2 Речевая ситуация. Речевые роли. Этикетные правила общения. Жанры разговорной речи: просьба, извинение, отказ, комплимент, поздравление. Бытовые диалоги: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями. | |
8 | | 5.Р.р.№3 Урок-практикум «Этикет разговорной речи. Бытовые диалоги». Изложение с продолжением на основе текста Л. Толстого «Уж и Ёж» (§ 5. Упр.40). | § 5. Упр.40. |
| | Фонетика, графика, орфография (17 часов). Исследования: Почему мы так произносим слово… Из истории русского правописания. Почему мы так пишем? История русской азбуки. | |
9 | | Фонетика как раздел лингвистики. Связь фонетики с графикой и орфографией. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Звук как единица языка. Соотношение звука и буквы. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. | №19 |
10 | | 2.Система гласных и согласных звуков. Гласные ударные и безударные. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Элементы фонетической транскрипции. | №20 |
11 | | 3.Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных. Парные и непарные звонкие и глухие. | №37 |
12 | | 4.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие. Парные и непарные твёрдые и мягкие. Проверочная работа | №43 |
13 | | 5.Р.р.№4 Текст. Признаки текста. Типы заголовков текста. Опорные тематические слова текста (Анализ притчи Эзопа «Паук Анаси» или миниатюры А.Приставкина «Муравей»). | |
14 | | 6.Согласные звуки и буквы. Сонорные согласные, шипящие согласные. Непроизносимые согласные. | №51,52 |
15 | | 7.Гласные звуки и обозначающие их буквы. Изменение качества гласного в безударной позиции. Двойная роль Е, Ё, Ю, Я. Фонетическая транскрипция. | №59 |
16 | | 8.Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль. Трудные случаи ударения в словах. Понятие об орфоэпической норме. Особенности произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств. Орфоэпические словари и их использование. | №64 |
17 | | 9.Основные выразительные средства фонетики. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. | №65 |
18 | | 10.Р.р. №5Подробное и сжатое изложение текста-повествования Е. Малининой «Неожиданная встреча». (Раб.тетр.1 с.9) | |
19 | | 11.Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова. | №71 |
20 | | 12. Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова. Развитие умений правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. Проверочная работа | №74 |
21 | | 13Фонетический разбор слова. | №76 |
22 | | 14.Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | Зад 1,2 |
23 | | 15. №2Контрольный диктант / контрольное списывание / контрольный тест (Раб.тетр. 1 с.25) | |
24 | | 16 Работа над ошибками | Инд зад |
25 | | 17. Р.р. №6 Виды аудирования. Аудирование с выборочным пониманием аудиотекста (на основе познавательного текста о языке, культуре. Притча Эзопа о языках). | |
| | Морфемика, словообразование, орфография (12 часов). Исследования: Приставки и их значения. Суффиксы и их значения Проекты: Древо однокоренных слов. Современный словарь слов, связанных с профессиями (работа по группам) | |
26 | | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. | №78 |
27 | | Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Разбор слова по составу. | №92или 93 |
28 | | Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок. Разбор слова по составу. | №103 |
29 | | Приставки и предлоги. Разбор слова по составу. Проверочная работа | Карточка |
30 | | Р.р. №7 Особенности жанров дистанционного общения: SMS-сообщение. | |
31 | | Суффиксы как словообразовательные морфемы. Значение суффиксов. | №111 |
32 | | Суффиксы. Разбор слова по составу. Морфемные словари русского языка. | №115 |
33 | | Сложные слова. Морфемный анализ слова. Проверочная работа | №118 |
34 | | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | Зад1,2 |
35 | | к\р№3 Контрольный диктант / итоговый тест по теме «Морфемика, словообразование, орфография» (Раб.тетр.1 с.34) ВМ 1 | |
36 | | Работа над ошибками контрольной работы. | Инд зад |
37 | | 12.Р.р. №8 Особенности жанров дистанционного общения: электронное письмо | |
| | Лексика (44 часа). Исследования: История одного слова. История названий улиц нашего города. История географических названий Проект: Словарь имён нашего класса. Паспорт слова. Крылатые слова и выражения (подготовка презентации) | |
38 | | 1.Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика как словарный состав, совокупность слов языка | №127 |
39 | | 2.Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова. | №132 |
40 | | 3.Р.р. №9 Особенности текста-рассуждения. Сочинение-рассуждение по данному началу (Упр.91-93). | |
41 | | 4.Р.р.№10 Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика (§ 18) | №140 |
42 | | 5.Толковые словари русского языка. | №146 |
43 | | 6.Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. Условие выбора. | Карточка |
44 | | 7. Правописание букв О и Ё после шипящих в корне Развитие умений правильно писать слова с выбором букв О и Ё после шипящих в корне слова. Проверочная работа | №149 |
45 | | 8.Однозначные и многозначные слова. | №157 |
46 | | 9.Понятие о лексической сочетаемости. | №163 |
47 | | 10.Прямое и переносное значение. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). | |
48 | | 11. р\р№11Изложение с продолжением (на основе текста о слове…) | |
49 | | 12.Понятие о тематической группе слов. | №174 |
50 | | 13.Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов и их использование. | №181 |
51 | | 14.Синонимы. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте. Проверочная работа | №186 |
52 | | 15.Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. Словари антонимов. | №194 |
53 | | 16.Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Толковые словари и их использование. | №197 |
54 | | 17.Р.р. №12 Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Объявление устное и письменное. | |
55 | | 18.Р.р. №13 Жанры официально-делового стиля. Заявление. | |
56 | | 19.Омонимы. Виды омонимов (омографы, омофоны, омоформы). Различия между омонимами и многозначными словами в речи. | №201 |
57 | | 20. Паронимы. Различие паронимов. Определение лексического значения слов. | №202 |
58 | | 21.Переносное значение слов как основа тропов. Основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет и др.) Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах | Карточка |
59 | | 22.Проверочная работа по теме «Лексика». | |
60 | | 23.Р.р.№14 Особенности публицистического стиля. Жанры газетной публицистики. Информационная заметка: анализ и создание. | |
61 | | 24.Понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов. | №212 |
62 | | 25.Чередование букв е/и в однокоренных словах. Условие выбора. | №217 |
63 | | 26. Чередование букв е/и в однокоренных словах. Развитие умения правильно писать слова с чередованием букв е/и в однокоренных словах. Проверочная работа | №220 |
64 | | 27. Чередование букв а/о в однокоренных словах. Условие выбора. | №223 |
65 | | 28. Чередование букв а/о в однокоренных словах. Развитие умения правильно писать слова с чередованием букв а/о в однокоренных словах. Проверочная работа | №229 |
66 | | 29.Р.р№15. Изложение с продолжением на основе текста проблемной заметки | |
67 | | 30.Суффиксы –ЧИК и –ЩИК, условие выбора. | №234 |
68 | | 31. Суффиксы –ЧИК и –ЩИК. Развитие умений правильно писать слова с выбором суффиксов –ЧИК и –ЩИК. Проверочная работа | №238 |
69 | | 32.Буквы Ы-И после приставок, условие выбора. | №244 |
70 | | 33.Р.р.№16 Риторические фигуры. Особенности выступления на публицистическую тему. | |
71 | | 34.Правописание слов с приставками на З и С. Условие выбора. | №247 |
72 | | 35. Правописание слов с приставками на З и С. Развитие умений правильно писать слова с приставками на З и С. | №249 |
73 | | 36. Развитие умений правильно писать слова с приставками на З и С. Проверочная работа | №254 |
74 | | 37.Практикум по орфографии. Решение тестовых заданий. Работа с текстом. | №256 |
75 | | 38.Р.р. №17Индивидуальные устные выступления на публицистическую тему | |
76 | | 39.Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различие между свободным сочетанием слов и фразеологическими оборотами. | №259 |
77 | | 40.Фразеологические обороты и их толкование. Фразеологические словари и их использование. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова. | №260 |
78 | | 41.Р.р. №18 Афоризмы и крылатые слова, их происхождение. Подробное изложение прочитанного текста (§ 34. Упр.264). | |
79 | | 42. №4 Контрольный диктант / контрольная работа (Раб.тетр.1 с.57) ВМ 2 | |
80 | | 43.Типы ошибок. Работа над ошибками контрольной работы и подробного изложения. | Инд зад |
81 | | 44.Р.р. №19 История и искусство спора. Правила ведения спора. | |
| | Морфология (51 час). Исследования: История падежей (склонений, спряжений) в русском языке. Как считали в старину (из истории числительных). Проект (в рамках уроков развития речи). Создание коллажа, эмблемы, логотипа. | |
82 | | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. | №268 |
83 | | Общая характеристика самостоятельных частей речи. Имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | №270 |
84 | | Имена существительные собственные и нарицательные. | №275 |
85 | | Род как постоянный признак имён существительных. Существительные мужского, женского, среднего рода. Определение рода имён существительных. Имена существительные общего рода. | №284 |
86 | | Р.р.№20 Понятие о поликодовом тексте, его особенностях. Коллаж, эмблема, логотип. | |
87 | | Склонение имён существительных. Типы склонений. Падеж. Число. Имена существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | №291 |
88 | | 7. Практикум. Определение морфологических признаков: рода, склонения, падежа и числа имени существительного. Проверочная работа | Морф разбор |
89 | | 8.Правописание буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Условие выбора. | №299 |
90 | | 9. Правописание буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Развитие умений правильно писать падежные окончания имён существительных с выбором букв Е и И. Проверочная работа | №300 |
91 | | 10.Р.р.№21 Контрольная работа №5по аудированию (см. Поурочные разработки примеры заданий. Текст на публицистическую тему) | |
92 | | 11.Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Условие выбора. | №306 |
93 | | 12. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Развитие умений правильно писать буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Проверочная работа | №307 |
94 | | 13.Правописание НЕ с именами существительными. Условие выбора слитного и раздельного написания. | №311 |
95 | | 14. Правописание НЕ с именами существительными. Развитие умений правильно писать НЕ с именами существительными. Морфологический разбор существительного. | №315 |
96 | | 15. №6 Контрольный диктант / тестирование | |
97 | | 16.Р.р.№22 Описание одного явления в разных стилях (сравнительный анализ текстов художественного и научного стилей). Особенности научного стиля. (Упр.329) | |
98 | | 17.Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. | №329 |
99 | | 18.Правописание окончаний имён прилагательных. | №334 |
100 | | 19. Правописание окончаний имён прилагательных. Развитие умений правильно писать окончания имён прилагательных. Проверочная работа | Карточка |
101 | | 20.Краткие прилагательные. Отличие кратких прилагательных от полных. Морфологические признаки, синтаксическая роль кратких прилагательных. | №339 |
102 | | 21.Р.р.№23 Приёмы сжатия научного текста: план, конспект. (Раб. тетр. 1 с.62) | |
103 | | 22.Правописание НЕ с именами прилагательными. Условие выбора слитного и раздельного написания. | №344 |
104 | | 23. Правописание НЕ с именами прилагательными. Развитие умений правильно писать НЕ с именами прилагательными. Проверочная работа Морфологический разбор прилагательного. | Морф разбор |
105 | | 24.Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное» ВМ 3 | |
106 | | 25.Работа над ошибками контрольного диктанта | Инд зад |
107 | | 26.Р.р.№24 Вопросный план к научному тексту. План-конспект по научному тексту (по параграфу учебника истории, биологии) | |
108 | | 27.Имя числительное как часть речи. Отличие числительного от слов других частей речи. | №356 |
109 | | 28.Числительные порядковые и количественные. Морфологические признаки и синтаксическая роль числительного. Проверочная работа | №361 |
110 | | 29.Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | №368 |
111 | | 30.Местоимение как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль личных местоимений. | №369 |
112 | | 31.Контрольная работа №8 по теме «Части речи. Местоимение». | |
113 | | 32.Р.р. №25 Средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей (см. Поурочные разработки) | |
114 | | 33.Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола. | №373 |
115 | | 34.Инфинитив. Правописание глаголов в неопределённой форме. | №376 |
116 | | 35.Инфинитив. Правописание глаголов в неопределённой форме. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Проверочная работа | Карточка |
117 | | 36.Время глагола: настоящее, прошедшее и будущее. | №381 |
118 | | 37.Р.р.№26 Способы выражения картины времени в предложении и тексте (§ 51) | |
119 | | 38. Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глаголов. Определение спряжений глагола. | №395 |
120 | | 39. Типы спряжения глаголов. Развитие умений определять тип спряжения глагола. Проверочная работа | Карточка |
121 | | 40. Правописание окончаний глаголов. | №401 |
122 | | 41. Правописание окончаний глаголов. Развитие умений правильно писать окончания глаголов. | №404 |
123 | | 42. Правописание окончаний глаголов. Развитие умений правильно писать окончания глаголов. Проверочная работа | №406 |
124 | | 43.Р.р.№27 Отзыв на научно-популярную телевизионную программу. | |
125 | | 44.Наречие как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Использование наречий в речи. Отличие наречий от кратких прилагательных. | №418 |
126 | | 45.Роль наречий в речи. Анализ текста. | №422 |
127 | | 46.Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи, их отличия от самостоятельных частей речи. Предлоги, их роль. Особенности их употребления в речи. | №426 |
128 | | 47.Служебные части речи. Союзы, их роль. Особенности их употребления в речи. | №429 |
129 | | 48.Повторение по теме «Морфология» | Зад4 |
130 | | 49.Контрольная работа №9 по теме «Морфология». | |
131 | | 50. Работа над ошибками контрольной работы | Инд зад |
132 | | 51. Р.р. №28 Рецензия как жанр научного стиля. Практикум написания рецензии на ученическое сочинение. | |
| | Синтаксис и пунктуация (43 часов) Исследования: Когда появились знаки препинания? Этот удивительный знак… | |
133 | | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения. | №438 |
134 | Приказ по школе № 01-05-1/59 от 26.03.2020 | Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. | №444 |
135 | | Виды словосочетаний по главному слову: именные, глагольные, наречные. | №445 |
136 | | Словосочетание. Синтаксический разбор словосочетания. | №447 |
137 | | Р.р. №29 Сжатое изложение по научно-популярному тексту Е.Малининой «Когда медведь опасен?» (Раб.тетр.1 с.24) | razumniki.ru›izlogenie_hitruy_zayac.html |
138 | | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. | №456 |
139 | | Предложение – основная единица речевого общения. Главные и второстепенные члены предложения. Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение». | №457 |
140 | | Предложение – основная единица речевого общения. Анализ текста. | №458 |
141 | | №10 Контрольный диктант. | |
142 | | 10.Работа над ошибками. Практикум по орфографии, пунктуации. | Инд зад |
143 | | 11. Р.р.№30 Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (пар. 60) | №470 |
144 | | 12.Р.р.№31 Наши эмоции и их отражение в предложении (пар. 61) | №476 |
145 | | 13.Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая основа предложения. | №479 |
146 | | 14.Простое двусоставное и односоставное предложение. Грамматическая основа предложения. | №482 |
147 | | 15.Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения | №488 |
148 | | 16. Подлежащее и сказуемое. Развитие умений находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены. Проверочная работа. | №493 |
149 | Приказ по школе № 01-05-1/59 от 26.03.2020 | 17.Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении, способы их выражения. | №505 |
150 | | 18.Р.р.№32 Жанровые особенности диспута. Написание подробного изложения по тексту «Как подготовить и провести диспут». | |
151 | | 19.Определение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам. | №509 |
152 | | 20.Дополнение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам. | №513 |
153 | | 21.Обстоятельство как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам. Проверочная работа. | №516 |
154 | | 22.Предложение с однородными членами предложения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. | №525 |
155 | | 23. Знаки препинания в предложении с однородными членами. | №533 |
156 | | 24. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Развитие практических умений постановки знаков препинания в предложении с однородными членами. Проверочная работа | №540 |
157 | | 25.Р.р.№33 Диспут на научную тему: Нужны ли знаки препинания? | |
158 | | 26.Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями. | №544 |
159 | | 27.Знаки препинания в предложениях с обращением. Проверочная работа. Синтаксический разбор простого предложения. | Разбор предложения |
160 | | 28.Предложения с прямой речью. Знаки препинания. | №551 |
161 | | 29.Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при диалоге. | №553 |
162 | | 30.Практикум постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении. Работа с текстом. Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». | Карточка |
163 | | 31. Р.р.№34 Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ГИА (см. Поурочные разработки) к\р№11 | |
164 | | 32. Р.р.№35 Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ОГЭ (см. Поурочные разработки). ВМ 4 | |
165 | | 33.Сложное предложение. Средства связи частей сложносочинённого предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Запятая в сложном предложении. | №559 |
166 | | 34.Запятая в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения. | Зад3 с 152 |
167 | 13.05 | 35. Промежуточная аттестация в форме контрольной работы с грамматическим заданием | |
168 | | 36. Работа над ошибками контрольной работы. | Инд зад |
169 | | 37.Р.р.№36 Жанровые опыты. Юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа. | Раб тетр |
170 | | 38.Р.р. №37 Жанровые опыты на основе текстов-описания. Сочинение-зарисовка по картине. Пейзаж (Раб.тетр. 2 с.12) | Раб тетр |
171 | | 39. Р.р. №38 Жанровые опыты. Сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом. | |
172 | | 40. Р.р№39. Жанровые опыты. Сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям. (Упр.384-386) | Упр.384-386 |
173 | | 41 Повторение. Знаки препинания в предложении с однородными членами | карточка |
174 | | 42 Повторение. Запятая в сложном предложении | карточка |
175 | | 43 Повторение. Запятая в сложном предложении | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет
Класс
Учитель
2019-2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
157,158 | 25.Р.р.№33 Диспут на научную тему: Нужны ли знаки препинания? 26.Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями | 2 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Уплотнение программы |
163,164 | Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ОГЭ | 2 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Объединение тем |
168,169,170, 171,172 | Жанровые опыты | 5 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем |
173,174,175 | Повторение. | 3 | 1 | Карантин Приказ МОУ Ломовской СОШ от 27.04.2020 № 01-05-1/65 | Тема вынесена на самостоятельное обучение с последующим контролем |
| | | | | |