СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русская литература" 7 класс в объеме 136 часов (4 часа в неделю) по программе В. Ф. Чертова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе  "Программы литературного образования " под  ред.В.Ф.Чертова,  5 – 9 кл.- М.: Просвещение, 2015. к  учебнику  «Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций»  В 2 ч.;  под ред. В.Ф.Чертова.- М.: «Просвещение», 2017.

Рабочая программа содержит три обязательных раздела: "Планируемые результаты", "Содержание курса", "Тематическое планирование". Дополнительно добавлено календарно - тематическое планирование на 136 часов ( 4 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русская литература" 7 класс в объеме 136 часов (4 часа в неделю) по программе В. Ф. Чертова»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»


Принята на заседании

педагогического совета



Утверждена

приказом директора школы

Рабочая программа

по литературе

на 2019 – 2020 учебный год

7 класс

(углублённый)


Автор УМК:

Литература. Рабочие программы. Программа литературного образования под ред.В.Ф.Чертова, 5 – 9 кл.- М.: Просвещение, 2015.

Учебник:

Учебник «Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций»

В 2 ч.; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: «Просвещение», 2017.





Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

Зуйкова Т.А.
















2019 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы за курс 7-ого класса ученик должен

знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть; повесть; литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение в прозе; лирический


герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение (начальное представление); гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр; литературные традиции;

уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.



Содержание учебного предмета


«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»
(вводный урок)


       Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Повесть временных лет».

Интерес к истории Руси. Жанры древнерусской литературы.

  «Поучение» Владимира Мономаха.

Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». «Поучение»-нравственное завещание предков. Публицистический пафос произведения. Особенности языка.

Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.

Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения» Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.

Связь с другими видами искусства. Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская иконопись.
       Внеклассное чтение. «Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести временных лет»).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

М. СЕРВАНТЕС

Слово о писателе. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса.

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности. Душевное величие и наивная простота героя романа.
       Теория литературы. «Вечный» сюжет. «Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.

Связь с другими видами искусства. Образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.

Внеклассное чтение.  А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...». Интерпретация образа в русской литературе.

У. ШЕКСПИР

       Слово о писателе.«Вечные» проблемы в его творчестве.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Конфликт между чувствами и семейной враждой. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.

Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный» сюжет. Завязка. Кульминация.Развязка.
       Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к трагедии, костюмов и декораций к отдельным сценам.

Связь с другими видами искусства. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи, музыке, кинематографе.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Д. И. ФОНВИЗИН

       Слово о писателе.

Комедия «Недоросль».
       История создания комедии. Понятие о комическом. Сатирическая направленность комедии. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых. Основные стадии развития конфликта. Проблемы воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.

Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.

Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете.

Связь с другими видами искусства. Театральные постановки комедии.



«ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ

В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)


       Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений). Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. Реализация конфликта в сюжете. Основные стадии развития конфликта. Участники конфликта. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Примерный план характеристики конфликта. Подготовка к сочинению об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или самостоятельно прочитанном произведении.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А. С. ПУШКИН

Слово о поэте.

Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар».

Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений.
       Повесть «Станционный смотритель».

Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Нравственная проблематика произведения и обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.

Теория литературы. Антитеза. Параллелизм. Ритм. Стихотворный размер. Строфа. «Вечный» сюжет. Тема «маленького человека». Интерьер.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к библейской истории.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.

Внеклассное чтение. «Притча о блудном сыне» (Евангелие от Луки. 15, 11—32). А. С. Пушкин. «Метель».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».

Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
      Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций устного народного творчества в поэме.

Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Стилизация. Белый стих.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша».

«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 
(практикум)


       Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений. 


Н. В. ГОГОЛЬ

       Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера.

Смысл финала повести.

Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.

Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к повести. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

(практикум)


       Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.


И. С. ТУРГЕНЕВ

       Слово о писателе.

Рассказ «Живые мощи».

Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях. Образ праведника в русской литературе. Сны Лукерьи и их роль в рассказе.

Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.

Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Лес и степь».





Ф. И. ТЮТЧЕВ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...».
       Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.

Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. 

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
      

А. А. ФЕТ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер».
       Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».

Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.

Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»

«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум)


       Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений.


Н. А. НЕКРАСОВ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...».
       Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и ритмики.

Теория литературы. Поэма. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов наизусть. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня М. Н. Волконская»).


М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

       Слово о писателе.

Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».

Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.

Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.

Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.

Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик ».


А. П. ЧЕХОВ

       Слово о писателе.

Рассказ «Смерть чиновника», «Маска»

Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала.

Теория литературы. Художественная деталь. «Говорящая» фамилия.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщение о комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта.

Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Налим», «Пересолил», «Хирургия».


«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ  В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум)


       Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения).


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

И. А. БУНИН

       Слово о писателе.

Рассказ «Подснежник».
       Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия.

Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.

Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.

Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти».



А. И. КУПРИН

       Слово о писателе.

Рассказ «Куст сирени».

Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.

Теория литературы. Конфликт. Ирония.

Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
       Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Храбрые беглецы».



«Изображение исторических событий

в художественной литературе»

(обзор)



И.С. Шмелёв

«Страх ».

Е.И.Замятин

«Дракон».

А.А.Фадеев

«Разгром»(фрагменты).

Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы. Образ исторического события, прототипическая ситуация. Соединение вымысла и правдоподобия, достоверности и художественной условности. История в восприятии и оценке автора и его героев.

Теория литературы. Образ события. Историческое произведение. Прототип.


В. В. МАЯКОВСКИЙ

       Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского.

Теория литературы. Реальное и фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола. Ритм. Словотворчество.

Связь с другими видами искусства. Рисунки В. В. Маяковского.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в искусстве и в разных ситуациях общения.


А. А. АХМАТОВА

       Слово о поэте.

Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком — я открою...».

Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.

Теория литературы. Тема. Фольклорная традиция. Трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о военной теме в лирике поэта.

Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Прошло пять лет, — и залечила раны...»


Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

       Слово о поэте.

Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет».
      Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.

Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.

Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Журавли».


«ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

(практикум)


       Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).


М. А. ШОЛОХОВ

       Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека».

Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
       Теория литературы. Характер. Тип. Герой-рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе».
       Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках Великой Отечественной войны (на основе справочной литературы или семейных архивов). Сочинение о биографии литературного героя. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

Внеклассное чтение. М. А. Шолохов. «Донские рассказы».


В. М. ШУКШИН

       Слово о писателе.

Рассказы «Срезал», «Чудик».

Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.

Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.

Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Микроскоп», «Крепкий мужик», «Мастер», «Гринька Малюгин».


«РЕЦЕНЗИЯ  НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ»

(практикум)


       Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


«ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 

(обзор)


       П. Мериме

«Видение Карла XI ».

Э. А. По

«Низвержение в Мальстрём».

Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения.

Новелла и рассказ как малые эпические жанры.

Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.

Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.


 «СЮЖЕТ В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)


      

Г. К. Честертон

«Лиловый парик».

А.Кристи

«Тайна египетской гробницы»

Ж.Сименон

«Показания мальчика из церковного хора»

Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков (Шерлок Холмс, пастор Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и др.).

Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.

Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.


«СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

(обзор)
       

Дж. Р. Толкиен
       «Хоббит, или Туда и обратно».

А.А.Азимов

«Поющий колокольчик»

Р. Шекли
       «Страж-птица».

Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как цепь испытаний.
       Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Фэнтези. Романтизм.

Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. Взаимные рекомендации книг для чтения. Презентация новых изданий произведений фантастической литературы.



























Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Сюжет как метафора жизни.

1

2

Древнерусская литература.

6

Зарубежная литература эпохи Возрождения (13 ч.)

3

М.Сервантес де Сааведра

7

4

У.Шекспир

6

Русская литература XVIII века (9 ч.)

5

Д.И.Фонвизин

9

Русская литература XIX века (54 ч.)

6

А.С.Пушкин.

7

7

М.Ю.Лермонтов.

9

8

Н.В.Гоголь

13

9

И.С.Тургенев

5

10

Ф.И.Тютчев

3

11

А.А.Фет

4

12

Н.А.Некрасов

5

13

М.Е.Салтыков-Щедрин

6

14

А.П.Чехов.

3

Русская литература XX века (26 ч.)

15

И.А.Бунин

3

16

А.И.Куприн.

3

17

И.С.Шмелёв

1

18

Е.И.Замятин

1

19

В.В.Маяковский.

2

20

А.А.Ахматова

2

21

Н.А.Заболоцкий

4

22

М.А.Шолохов

6

23

В. М. Шукшин.

3

Зарубежная литература (11 ч.)

24

Жанр новеллы в зарубежной литературе

3

25

Сюжет в детективных произведениях

3

26

Сюжет в фантастических произведениях

5

27

Уроки-практикумы

13

28

Входная диагностическая работа

1

29

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

1

30

Промежуточная аттестация

1

Итого

136 ч.


Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Введение. Сюжет как метафора жизни.

1



Древнерусская литература.


2

«Повесть временных лет». Интерес к истории Руси. Жанры древнерусской литературы.

1



3

«Поучение» Владимира Мономаха. Художественный образ и личность Владимира Мономаха.

1



4

Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения»

1



5

События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека.

1



6

«Поучение» - нравственное завещание предков. Публицистический пафос произведения. Особенности языка.

1



7

Вн/ чт. «Завещание Ярослава Мудрого»(из «Повести временных лет» ). Нравственные уроки древнерусской литературы.

1



Зарубежная литература эпохи Возрождения.

Классические сюжеты в мировой литературе

8

М. Сервантес де Сааведра. История жизни писателя. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса.

1



9

«Дон Кихот» - старые традиции и новые идеи в романе. Социальная, философская, нравственная проблематика романа.

1



10

История Дон Кихота. Комментированное чтение 1-2 глав. Проблема выбора жизненного идеала.

1



11

Конфликт иллюзии и реальной действительности. Анализ фрагментов романа.

1



12

Душевное величие и наивная простота героя романа. Анализ фрагментов романа.

1



13

«Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой. Дон Кихот как «вечный» образ.

1



14

Вн/ чт. А.С.Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный…». Интерпретация образа в русской литературе.

1



15

У.Шекспир. «Вечные» проблемы в его творчестве. Трагедия «Ромео и Джульетта»

1



16

«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом.

1



17

Тема судьбы, трагической предопределённости. Судьба влюблённых в жестоком мире. Трагическая ошибка.

1



18

Конфликт между чувствами и семейной враждой в трагедии «Ромео и Джульетта».

1



19

Всепобеждающая сила чувств в трагедии «Ромео и Джульетта».

1



20

Вечная тема любви в трагедии. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.

1



21

Входящая диагностическая работа.

1



Русская литература 18 века

22

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». История создания, социальная и нравственная проблематика.

1



23

Понятие о комическом. Понятие о драматургическом конфликте и его развитии.

1



24

«Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия. Анализ эпизода «Утро в доме Простаковых»

1



25

Средства создания образов персонажей в драматургическом произведении. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики. Диалог. Монолог.

1



26

Основные принципы построения жизни в мире простаковых и скотининых. Анализ эпизодов.

1



27

Чтение по ролям отдельных сцен комедии. Анализ эпизодов.

1



28

Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых.

1



29

История Митрофана. Проблема воспитания, образования будущего гражданина.

1



30

«Недоросль» как сатирическая комедия. Смысл финала комедии.

1



31

Практикум. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

1



32

Практикум. Особенности конфликта в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1



Русская литература 19 века.

33

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей в стихотворениях «Туча». «Узник».

1



34

Своеобразие сюжета в стихотворении «Анчар». Символические образы.

1



35

Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести.

1



36

Образ Самсона Вырина и тема «маленького» человека в русской литературе.

1



37

Образ повествователя в повести. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.

1



38

Нравственная проблематика произведения и мотивы обращения писателя к библейской истории.

1



39

Вн/чт. Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.

1



40

М.Ю. Лермонтов. Тема свободы и судьбы, мотив одиночества и смирения в стихотворениях «Три пальмы» , «Тучи». Образы-символы в стихотворениях.

1



41

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». История Руси в «Песне». Своеобразие сюжета поэмы.

1



42

Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения.

1



43

Внутренний мир и поступки героев. Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания.

1



44

Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета.

1



45

Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти» в «Песне».

1



46

Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Сопоставление зачина и концовки поэмы.

1



47

Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю.Лермонтова. Развитие фольклорных традиций в поэме.

1



48

Вн/чт. Развитие идеи мужества и протеста в произведении М.Ю.Лермонтова «Боярин Орша»

1



49

Практикум. Характеристика сюжета литературного произведения.

1



50

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1



51

Картины природы и картины народной жизни в повести. Символический образ степи.

1



52

Картины жизни запорожского казачества. Образ Запорожской Сечи.

1



53

Изображение героического характера, сильных ,мужественных защитников Отечества. Анализ эпизода «Бой под Дубно»

1



54

Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Анализ эпизода «Второй бой под Дубно»

1



55

История Андрия. Анализ эпизода «Убийство изменника Андрия».

1



56

История Остапа. Анализ эпизода «Казнь Остапа».

1



57

Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев.

1



58

Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев.

1



59

Тарас Бульба - народный герой. Анализ эпизода «Героическая смерть Тараса». Смысл финала повести.

1



60

Идейное содержание повести и её художественные особенности. Роль детали в раскрытии характера героев.

1



61

Вн/чт. Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Анализ центральных образов и символов в повести Н. В. Гоголя.

1



62

Вн/чт. «В чем смысл человеческого существования? Для чего и ради чего живет человек?»

1



63

Практикум. Анализ эпизода эпического произведения.

1



64

Практикум. Анализ одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.

1



65

Итоговая контрольная работа за 1

полугодие

1



66

И.С.Тургенев. История создания цикла «Записки охотника». Сочетание лирического и эпического начал .Образ охотника.

1



67

«Как стать счастливым, несмотря на трудные обстоятельства?» (по рассказу «Живые мощи»).

1



68

Образ праведника в русской литературе. История Лукерьи.

1



69

Вн/чт. Мастерство пейзажной живописи в очерке «Лес и степь».

1



70

Вн/чт. Картины русской жизни и русской природы в рассказах цикла «Записки охотника» (по выбору).

1



71

Ф.И.Тютчев. Философская проблематика стихотворения «Фонтан».

1



72

Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека в стихотворении «Ещё земли печален вид…»

1



73

Природные образы и средства их создания в стихотворении «Неохотно и несмело…»

1



74

А.А.Фет. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека в стихотворении «Кот поёт, глаза прищуря…»

1



75

Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги…»

1



76

Особенности сюжета в лирических произведениях Фета. Анализ стихотворения «Вечер».

1



77

Практикум. Пейзаж в лирическом и эпическом произведении.

1



78

Практикум. Анализ пейзажа в одном из произведений.

1



79

Н.А.Некрасов. Проблема социальной несправедливости в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

1



80

Изображение тяжёлой доли русской крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…»

1



81

Поэма «Русские женщины». Историческая основа сюжета поэмы. Тема нелёгкой судьбы русской женщины.

1



82

Образ русской дворянки в главе «Княгиня Трубецкая». Художественная функция диалога в поэме.

1



83

Вн/чт. Изображение величия духа русской женщины в главе «Княгиня М.Н. Волконская».

1



84

М.Е.Салтыков -Щедрин. Особенности жанра и герои сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки.

1



85

Обличение нравственных пороков общества в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1



86

Обличение крепостничества в сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» 

1



87

«Бояться надо не смерти, а пустой жизни». Анализ сказки С-Щедрина «Премудрый пискарь».

1



88

Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказке «Медведь на воеводстве»

1



89

Проблема взаимоотношений народа и власти в сказке «Медведь на воеводстве» .

1



90

А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции.

1



91

Рассказ «Маска». Способы выражения авторской позиции.

1



92

Вн/чт. «Входя в мир Чехова…» Ранние юмористические рассказы «Налим», «Пересолил», «Хирургия».

1



93

Практикум. Трагическое и комическое в литературном произведении.

1



Русская литература 20 века

94

И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе.

1



95

«Масленичные дни в рассказе И. Бунина «Подснежник». Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя.

1



96

Вн/чт. Смерть ради жизни (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»)

1



97

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе.

1



98

Представление о любви и счастье в семье (по рассказу «Куст сирени»)




99

Вн/чт. Смысл названия рассказа Куприна «Храбрые беглецы».

1



100

Практикум. Изображение исторического события в литературном произведении.

1



101

И.С.Шмелёв. Особенности изображения реальных исторических событий в рассказе «Страх»

1



102

Е.И.Замятин. Изображение революции в рассказе «Дракон».

1



103

А.А.Фадеев. «Разгром». Соединение вымысла и правдоподобия. История в восприятии и оценке автора и его героев.

1



104

В.В.Маяковский. Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения «Необычайное приключение…»

1



105

Жизнеподобие и фантастика в произведении. Словотворчество Маяковского.

1



106

А.А.Ахматова. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком - я открою…» События военного времени в восприятии поэта.

1



107

Вн/чт. Тема памяти в стихотворении А.А.Ахматовой «Прошло пять лет,- и залечила раны…»

1



108

Н.А.Заболоцкий. Философская проблематика стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…»

1



109

Стихотворение «В этой роще берёзовой…» Трагические события в истории человечества и их отражение в произведении поэта.

1



110

Стихотворение «Гроза идёт». Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека.

1



111

Вн/чт. Тема гармонии с природой, любви и смерти в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Журавли».

1



112

Практикум. Тропы и поэтические фигуры.

1



113

Практикум. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).

1



114

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». История создания. Изображение трагедии народа в военные годы. Смысл названия рассказа.

1



115

Судьба Андрея Соколова. Образ простого русского человека, труженика и воина .

1



116

Проблема нравственного выбора в рассказе. Анализ эпизодов. Андрей Соколов как цельный характер.

1



117

История Вани как типичная история военного времени.

1



118

Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин природы в рассказе.

1



119

Вн/чт. Изображение трагедии Гражданской войны в цикле «Донские рассказы» (на примере одного рассказа)

1



120

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера.

1



121

Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей.

1



122

Вн/чт. Мы – люди, потрясённые Шукшиным. Анализ рассказов "Крепкий мужик", "Мастер", "Микроскоп", "Гринька Малюгин". 

1



123

Практикум. Рецензия на литературное произведение.

1



124

Практикум. Написание рецензии на прочитанное произведение.

1



125

Промежуточная аттестация.

1



Зарубежная литература

Жанр новеллы в зарубежной литературе

126

Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы.

1



127

П.Мериме. «Видение Карла ХI». Особая роль необычного сюжета.

1



128

Э.А.По. «Низвержение в Мальстрём». Драматизм действия. Сочетание смирения, покорности высшим силам и стремления найти выход из положения.

1



Сюжет в детективных произведениях

129

Г.К.Честертон «Лиловый парик». Особый тип построения сюжета в детективах. Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке.

1



130

А. Кристи. «Тайна египетской гробницы». Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта.

1



131

Ж.Сименон «Показания мальчика из церковного хора». Роль случайности в раскрытии преступления.

1



Сюжет в фантастических произведениях

132

Дж.Р.Р.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно». Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Сюжет как цепь испытаний.

1



133

Дж.Р.Р.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно». Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа.

1



134

Дж.Р.Р.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно». Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности.

1



135

А.А.Азимов «Поющий колокольчик». Традиции прогностической и социально-философской фантастики.

1



136

Р.Шекли «Страж-птица». Ответственность учёных за результаты своей работы.

1



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!