РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной (русский) язык»
Уровень общего образования, класс: основное общее образование, 7А,Б классы
Количество часов – 17 часов
Учитель – Абрамова Любовь Фроловна
Программа составлена на основе: Русский язык. Сборник рабочих программ. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [составители Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова]. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2016г.
2019-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»); (в редакции от 31.12.2015) .
учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2018-2019 учебный год;
Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» составлена на основе Сборника рабочих программ. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составители Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова]. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2016г.
Цели: формирование у учащихся знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; представления о языке как составляющей целостной научной картины мира (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи: развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально-культурной ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные на нём тексты в постоянном диалоге с миром и с самим собой; формирование чувства языка;
формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном
Для реализации содержания рабочей программы по родному (русскому) языку используется УМК:
Русский язык 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова]. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2016г.
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет русский язык рассчитан на 17 часов в год – 0,5часа в неделю.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – «Родной (русский) язык» -7
Личностные результаты изучения предмета «Родной (русский) язык и литература на
родном (русском) языке» в 5-7 классах:
1) осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, основ культурного наследия народов России и человечества; осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность
ответственного отношения к учению;
4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку,
8) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне;
9) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты изучения предмета «Родной (русский) язык и литература на
родном (русском) языке» в 5-7 классах:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию;
6) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность;
7) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
8) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
10) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
11) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное
или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с
коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с
различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать
реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно
излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять
коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в
совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать
и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной,
групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к
формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
III. Содержание учебного предмета родной (русский) язык – 7
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Общее кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 | Введение – 1 час | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Осознание богатства, выразительных и художественных возможностей русского языка |
2 | Словарная система русского языка – 5 часов | Слово как единица языка. Многозначные слова. Метафора, метонимия. Омонимы. Синонимы Антонимы | 5 | Осознание слова как основной единицы языка, умение делать его анализ с разных сторон. Умение определять его лексическое значение, знать понятия однозначных и многозначных слов, умение отличать метафору от метонимии. Знать понятия синонимов, омонимов, антонимов, их стилистических окрасок. Уметь пользоваться лексикографическими словарями. |
7 | Происхождение и употребление слов современного русского языка – 3 часа | Исконно русские и иноязычные слова. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Активная и пассивная лексика русского языка. | 3 | Знать понятия исконно русских и заимствованных слов, знать основные их признаки. Разделять общеупотребительную и необщеупотребительную лексику, знать понятия диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, понимать их художественную ценность. Знать устаревшие слова и неологизмы. Понимать отличие историзмов и архаизмов. Понимать их художественную ценность. |
10 | Фразеология русского языка – 6 часов | Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его признаки. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. Системность фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи. Происхождение фразеологизмов русского языка. | 6 | Знать понятие фразеологизма, его разновидности, отличие фразеологизма от свободных сочетаний слов, грамматическое строение фразеологизма. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов. Художественная ценность фразеологизмов. Фразеологические словари. Стилистическая окраска фразеологизмов |
| Повторение и закрепление – 2 часа | Повторение и обобщение | 2 | |
| | | 17 | |
IV. Календарно-тематическое планирование
по родному (русскому) языку- 7
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Даты изучения темы |
7А | 7Б |
план. | факт. | план. | факт. |
1. | Словарное и фразеологическое богатство русского языка. | 1 | | | | |
2. | Слово как единица языка. | 1 | | | | |
3. | Многозначные слова. Метафора, метонимия. | 1 | | | | |
4. | Омонимы. | 1 | | | | |
5. | Синонимы | 1 | | | | |
6. | Антонимы | 1 | | | | |
7. | Исконно русские и иноязычные слова. | 1 | | | | |
8. | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. | 1 | | | | |
9. | Активная и пассивная лексика русского языка. | 1 | | | | |
10. | Фразеология как раздел науки о языке. | 1 | | | | |
11. | Фразеологизм и его признаки. | 1 | | | | |
12. | Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. | 1 | | | | |
13. | Системность фразеологизмов русского языка. | 1 | | | | |
14. | Употребление фразеологизмов в речи. | 1 | | | | |
15. | Происхождение фразеологизмов русского языка. | 1 | | | | |
16. | Повторение и обобщение | 1 | | | | |
17 | Итоговая работа | 1 | | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
контрольных работ:
№ урока | Тема контрольной работы | Дата | Дата |
план. | факт. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Внесенные изменения и дополнения | Основание | Роспись учителя | Согласовано (роспись зам.директора) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |