СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Родная литература. Литература Красноярского края"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе  «Примерной программы по учебному предмету «родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы  основного общего образования (5 – 9 классы)».  Авторы-составители: Трухина С.В., Хороброва Т.А., Овсянникова Н.Н., Тишакова В.В., 2019. 

Программа по родной литературе для школ Красноярского края составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 85 часов.           

Программа дополнена разделом «Литературное творчество земляков – минусинцев» (всего 11 часов), цель которого  - изучение  литературного  наследия Минусинска - малой Родины.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Родная литература. Литература Красноярского края"»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей №7» г. Минусинска Красноярского края



РАССМОТРЕНО

Предметной кафедрой гуманитарных наук

(протокол от « » мая 2021 г.)

________________/Лалетина Ю.Б./

подпись

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

от « » июня 2021 г.

___________/ Кудренко Е. В./

подпись

УТВЕРЖДАЮ


Директор

МОБУ «Лицей № 7»

_____________________

В.Ю. Сергушкина

Приказ № ____________ от «______» августа 2021 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе,

уровень обучения (классы) 5 – 9 класс.

Количество часов 85 .

Срок освоения программы 5 лет.

Разработчики программы: Васильева Е.Н., учитель русского языка и литературы.

Рабочая программа разработана на основе «Примерной программы по учебному предмету «родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (5 – 9 классы)». Авторы-составители: Трухина С.В., Хороброва Т.А., Овсянникова Н.Н., Тишакова В.В., 2019.


Год составления 2021г.




    1. Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» в 5 – 9 классе (далее – рабочая программа) разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закона Российской Федерации от 25 октября 1991г.

№ 1807-01 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. № 1577) по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

Примерная программа (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373)), а также на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол № 3/15 от 28.10.2015 г.)

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» составлена на основе методических рекомендаций КК ИПК и базируется на ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5 – 9 КЛАССЫ). Авторы-составители: Трухина С.В., Хороброва Т.А., Овсянникова Н.Н., Тишакова В.В., 2019 год.

Учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Литература» и базируется также на авторской программе учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Федюнина, 2006 г.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Родная литература»


Содержание программы ориентировано на сопровождение и расширение основного курса литературы и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели предмета «Родная литература» имеют свою специфику.

Изучение учебного предмета «Родная литература» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей и поэтов Красноярского края;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; потребности в самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края; устной и письменной речи учащихся;

• освоение произведений устного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края в единстве формы и содержания;

• формирование представления о литературном наследии Красноярского края, его своеобразии и неразрывной связи с классической и современной русской литературой, его вкладе в развитие русской литературы;

• осознание языка и речи как формы выражения национальной культуры и культуры Красноярского края.


Изучение учебного предмета «Родная литература» в основной школе (5-9 классы) способствует решению следующих задач:

• расширение читательского кругозора обучающихся через изучение региональных произведений (устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, отдельных произведений писателей и поэтов Красноярского края), формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

• формирование у учащихся осознания значимости литературы региона

в контексте общерусской литературы, гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре);

• осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений литературы своего региона;

  • воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Место учебного предмета «Родная литература» в учебном плане лицея

Программа по родной литературе для школ Красноярского края составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 85 часов.


Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85



Изучение предмета «Родная литература» строится на тематической основе, материал разбит на следующие разделы: «Сибирская природа. Сибиряк на своей земле» (5 кл.), «Сибирская семья» (6 кл.), «Мастера и умельцы родной земли» (7 кл.), «Этика сибиряка» (8 кл.), «Человек – род – память» (9 кл.).

Программа дополнена разделом «Литературное творчество земляков – минусинцев» (всего 11 часов), цель которого - изучение литературного наследия Минусинска - малой Родины.

С целью формирования системного, поэтапного усвоения и применения научных понятий в ходе изучения художественных произведений в программе отражены основные теоретико-литературные понятия, необходимые для сознательного использования в практической и творческой деятельности обучающихся.



Содержание учебного предмета «Родная литература. Литература Красноярского края»



5 класс

Первый год обучения (17 ч)


Сибирская природа. Сибиряк на своей земле.

Введение (1 ч)

Знакомство с курсом 5 класса

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио. Этап первый: творческое задание «Художник- иллюстратор». Анализ демонстрационного варианта творческого задания «Художник-иллюстратор»: «Стрижонок Скрип» - книжка,

проиллюстрированная детьми».

Раздел 1. Фольклор Красноярского края (4 ч)

Легенды, сказки и сказания о сибирской земле.

Легенды о Енисее. «Дочь Байкала Ангара и богатырь Енисей».

Сказки. «Почему олень быстро бегает» (эвенкийская), «Белый медведь и бурый медведь» (ненецкая).

Пословицы народов Сибири.

Отражение в произведениях УНТ традиций, быта, языка народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Народный сибирский календарь. Масленица.

Раздел 2. Поэты Красноярского края о родной природе (3 ч)

Легенда о цветах (в изложении В.П. Астафьева).

И. Д. Рождественский «С лугов приносишь Енисея...», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень».

З.Я. Яхнин «Цветы подо льдом», «Карликовая березка».

К.Л. Лисовский «Березка»

Н.В. Гайдук «В борах и раздольях»

В.Н. Белкин «Белые леса», «Едва прикрыта ветошью ветвей...», «Весна в тайге», «Отчаяннее и грозней.», «Лето».

Б.Д. Туров «Я в лето погружаюсь, как в мечту.», «Светлее дни и радостнее лица.».

Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года.

Раздел 3. Мир детства (4 ч)

В.П. Астафьев «Белогрудка»

М.Х. Валеев «Воробышек»

Истории из жизни детворы, раскрывающие их особый взгляд на мир, психологию, отношения.

Раздел 4. Сибиряк на своей земле (2 ч)

Н.И. Волокитин «Светка - синяя беретка».

Изображение детского характера. Утверждение идеи человеческого великодушия.

Раздел 5. Литературное творчество земляков -минусинцев (2ч)

Тема детства в творчестве поэтов Минусинска.

А. В. Зарубенко. Сборники стихов "Пусть детство не кончается","За окошком вечер".

«Я расту сибиряком» и другие стихотворения.

Ольга Тараканова «Память детства», «Маме» и другие стихи и проза.

Виктория Дружинкина «Берегите матерей», «О, мать!», «Школьный сентябрь».

Виталий Вальков «Тропинка детства», «Наш старый дом».

«Острова Надежды» : стихи, проза, публицистика : альманах /

[сост., предисл. Елена Репина ; худож. Елена Скрипниченко]. - Минусинск : Надежда и Мы, 2009.

Итоговое занятие (1 ч)

Конференция. Защита проектов «Художник-иллюстратор».




6 класс

Второй год обучения


Сибирская семья (17 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с курсом 6 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап второй: творческое задание «Письмо литературному герою»

Раздел 1. Мы часть природы (4ч)

Р. Х. Солнцев «Воробьи», «Дядя Сеня», «Бродим по лесу, толпа пересмешников».

Человек и природа, их родство. Тревога поэта об утрате человеком чувства родственной связи с природой.

Б.М. Петров «Формула белого гриба».

Поэтика описаний осеннего леса, выразительность пейзажных зарисовок. Этический смысл понятия «грибная охота». Прием контраста как средство раскрытия характеров героев.

Б.М. Петров «Лерка-манерка».

Традиционность темы дружбы человека с собакой. Ответственность за воспитание охотничьей собаки. Мастерство описания поведения и повадок собаки Лерки. Драматизм финала повести. Проблема «вины и ответственности» в рассказе.

Раздел 2. Законы доброты (4 ч)

В.П. Астафьев «Ангел-хранитель» (из повести «Последний поклон»). Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Семья как главная опора в жизни человека. Бабушка Катерина Петровна - ангел-хранитель дома. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Юмор в рассказе.

И.И. Пантелеев «Голубые звезды».

И.И. Пантелеев - мастер лирического повествования. Николка - главный герой рассказа, его друзья и враги. Отношение мальчика к миру природы, ее защитникам и расхитителям. Отец Николки, его сила и слабость. Понятие о сибирском характере. Любовь мальчика

к отцу, отвага и мужество в сопротивлении обстоятельствам жизни. Смысл названия рассказа.

Р.А. Карапетьян «Проценты». Рассказ из цикла «Савушкин и математика». Короткий рассказ о большой любви.

Раздел 3. Братья наши меньшие (5 ч)

Е.А. Крутовская «Были и сказки заповедного леса» Рассказ «Дикси», сказка- быль «Просто “так”».

Е.А. Крутовская - ученый-орнитолог, создатель Живого уголка в красноярском заповеднике «Столбы», художник и писатель.

Герои рассказов - питомцы Живого уголка в заповеднике «Столбы».

Н.С. Устинович «Ради жизни», «Вороны», «Лебединая дружба», «Друзья», «Утки», «Бескрылый», «Волк», «Цена жизни».

Н.С. Устинович - тонкий знаток жизни тайги и сибирского леса. Тема красоты земли, изображение «удивительного мира зверей и птиц» в его многообразии и многозвучии. Человек и природа, их неразрывная связь. Драматизм во взаимоотношениях человека и природы. Гуманизм рассказов, нравственные ценности и утверждение мудрого, доброго отношения к природе.

Раздел 4. Литературное творчество земляков - минусинцев (2ч)

Тема родной природы в творчестве минусинских поэтов и писателей.

Тамара Арчинекова «Осенний дождь»

Виталий Вальков «Вечер», «Мелодии весны», «Утро» и др.

Николай Величко «Певец весны», «Воробей» и др.

Елена Репина «Прирученная синица», «Ода собаке», «Ещё раз о жизни собачьей».

Итоговое занятие (1 ч)

Конференция.

Защита проектов «Письмо литературному герою».

7 класс

Третий год обучения


Мастера и умельцы родной земли (17 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с курсом 7 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап третий: творческое задание «Отзыв о книге»

Раздел 1. История и люди края. Человек и его дело (8 ч)

И.Д. Рождественский «Мой край», «Саяны», «Сибиряки», «Снежница», «Север».

В.Н. Белкин «Начало», «Таежная улица», «Два города в судьбе моей...», «Дивногорск - 1961», «Каменные кони», «В потоке железного гула».

Радость созидания и тревога за завтрашний день природы.

А.И. Щербаков «Душа мастера», «Коси, коса, пока роса.».

Человек и его дело. Талант и мастерство русского человека. Светлая душа деревенского человека.

Н.П. Кончаловская «Дар бесценный» (главы «Черемуха», «Первые рисунки»).

О жизни и творчестве В.И. Сурикова рассказывает его внучка. В художественной прозе воплощен внутренний и внешний образ великого живописца. Показан процесс рождения картины, а также жизнь и быт художника.

Р.А. Карапетьян «Памятник Поздееву»

Миниатюра о художнике А.Г. Поздееве, в которой о серьезном говорится с мягким юмором. И сам художник, и его произведения удивительным образом воздействуют на людей, способных открыто, непосредственно, всей душой воспринимать искусство.

Раздел 2. Портреты тружеников земли. Трагедия и поэзия народной жизни (3 ч)

В.П. Астафьев «Ода русскому огороду».

Человек - род - память. Тема памяти: воспоминания о детстве как источник душевных сил. Образ земли-кормилицы. Портреты тружеников земли. Обретения и утраты на жизненном пути. Обретение героем чувства родства с миром. Трагедия и поэзия народной жизни.

Раздел 3. Литературное творчество земляков - минусинцев (3ч)

Литературные объединения Минусинска. «Зелёная лампа».

Судьбы и творчество поэтов, писателей, журналистов Минусинска.

Виктория Дружинкина «Друзьям».

Тараканова Ольга Семёновна «Славлю друзей».

Итоговое занятие (2 ч)

Конференция.

Защита проектов «Отзыв о книге».



8 класс

Четвертый год обучения

Этика сибиряка (17 ч)


Введение (1 ч)

Знакомство с курсом 8 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап четвертый: творческое задание «Интервью с писателем. Десять вопросов о литературе и жизни».

Раздел 1. Жизнь сибирской деревни (3 ч)

В.П. Астафьев «Бабушкин праздник», «Мальчик в белой рубахе», «Над древним покоем».

Жизнь сибирской деревни. Образ женщины - хранительницы семейного очага. Память как духовная опора в жизни человека

Раздел 2. Тема Дома (3 ч)

И.И. Пантелеев «Чужой».

Тема Дома в повести. Судьба Леньки Сизова. Одиночество среди людей. Сила и слабость детской души.

Раздел 3. Вечные ценности (4 ч)

Э. И. Русаков «Часики и эскимо».

Сложность и противоречивость человеческих чувств. Облагораживающая сила любви.

Любовь - чувство, проверяющее человека, обнаруживающее в нем качества, о которых он сам не подозревал. В.П. Астафьев «Затеси»: «Мелодия Чайковского», «Гимн жизни». Исцеляющая сила искусства.

Н.Н. Еремин «Тайна творчества - жизни тайна...», «Учитель» «Женское сердце», «Стихи

о попугае», «Мы не умеем слушать стариков.»

В.Н. Белкин «Сочинение», «Сначала было слово».

Н.В. Гайдук «Отзвук и отблеск прекрасного прошлого.»

А.И. Третьяков «В Михайловском снега так много.».

А.И. Щербаков «Последняя просьба»

Поэтическим языком о творчестве, любви, дружбе. Пушкинские мотивы в стихотворениях сибирских поэтов

Раздел 4. Человек на войне (2 ч)

Г.К. Суворов «Еще на зорях черный дым клубится.», «Есть в русском офицере обаянье.», «Хоть день один, хоть миг один.», «Мы тоскуем и скорбим.».

  1. И. Щербаков «Иван-чай», «День Победы».

  2. П. Астафьев «Макаронина», «Рукою согретый хлеб».

Беспощадная реальность войны, память о довоенной жизни, вера в победу, взаимопомощь и взаимовыручка

Раздел 5. Литературное творчество земляков - минусинцев (2ч)

Тема войны в творчестве поэтов и писателей Минусинска.

Книга «Минусинцы и Великая Отечественная…», 2005 - 2020 годы.

Галина Георгиевна Ушакова «Памяти матери», «Конец войне», «День Победы».

Александр Ксенофонтович Старыгин «Наша Победа», «Письмо», «Близка Победа».

Тамара Арчинекова «Переправа».

Виктория Дружинкина «Убит на Курской», «Дети войны», «Память».

Надежда Кирсанова «Рассказ фронтовика В.М.Соколова».

Галина Канкеева «Победа», «Ветерану», «Загляни в глаза солдату» и др.

Ольга Тараканова «Две встречи», «Женщинам победной весны», «Наташка».

Итоговое занятие (2 ч)

Конференция. Защита проектов «Интервью с писателем. Десять вопросов о литературе и жизни».



9 класс

Пятый год обучения


Человек - род - память (17 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с курсом 9 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап пятый: творческое задание. Эссе «Моя любимая книга»

Раздел 1. Малая Родина (3 ч)

А.Н. Немтушкин. Стихотворения: «Мой аркан забыл оленьи рога», «Мой край родной! Мне не забыть о том.», «Удаляется детство куда-то.», «Догнала старость деда.».

Повесть «Мне снятся небесные олени».

Проблема изучения и сохранения культуры малых народов Красноярского края. Тема малой родины, отчего дома в повести. Бытовая культура эвенков, их традиции и уклад жизни. Мифы, предания, сказки, легенды эвенкийского эпоса. Природа как живая стихия.

  1. И. Щербаков «Плач по Черному Тому».

Идея солидарности, объединения людей в одно целое на основе взаимопонимания, единства интересов. Юмор, ирония в рассказе.

Раздел 2. Историческая память (2 ч)

Ж.П. Трошев «Словом и примером», глава «Узник тюрьмы без стен и решеток».

Ж. П. Трошев - красноярский писатель, очеркист, краевед. Книга о декабристах, сосланных в Енисейскую губернию. Бытовые отношения декабристов и сибиряков: взаимоотношения Федора Шаховского с жителями Туруханска, с губернатором Степановым.

Раздел 3. Быть человеком. (3 ч)

  1. П. Астафьев «И милосердия...», «Хвостик», «Слезы тигра».

Р.Х. Солнцев «Так ли живу, как надо?», «Женщина плачет в вагонном окне.», «Я вспоминаю темный лог.», «Недвижен лес в блестящей паутине.».

З.Я. Яхнин. «Я нажил себе сто рублей.», «Не гневайтесь.», «Страна Свояси», «Стихи - всегда открытое письмо.»

Доверительный разговор с читателем о жизни, единстве человека и природы, любви, вечных человеческих ценностях

Раздел 4. Время настоящее и будущее (4 ч)

П.А. Веселовский «Утюшок», «Кися»

Научная и философская фантастика как один из методов художественного исследования действительности. «Фантастический реализм новые

технологии, контакты с инопланетными цивилизациями, необычные существа, неизвестные реальной биологии. Проверка реальных ценностей жизни остротой нереальных обстоятельств.

Раздел 5. Литературное творчество земляков - минусинцев (2ч)

Поэты Минусинска о своей малой родине.

Творчество Александры Зарубенко. Сборник «Я – частица земли Минусинской» : стихи / А. Зарубенко. – Минусинск : Офсет-Сервис, 2005.

Творчество Алексея Болотникова. «Ода моей земле».

Стихотворения о Минусинске поэтов:

В. Дружинкиной, Г. Сысолятина, Т. Арчинековой, Г. Веретенникова, О. Таракановой и др.

Минусинский период в жизни и творчестве известных поэтов, писателей и публицистов России.

Итоговое занятие (2 ч.)

Конференция. Защита проекта «Слово родного края». Портфолио: эссе «Моя любимая книга».


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



В результате изучения учебного предмета «Родная литература. Литература Красноярского края» обучающийся научится

  • понимать содержание изученных произведений;

  • характеризовать основные факты жизни и творчества В.П. Астафьева;

  • понимать изученные теоретико-литературные понятия;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • применять разные виды чтения и способы предъявления информации об изученном литературном материале;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания (отзывы) в связи с изученным произведением.

Обучающийся получит возможность научиться

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • определять особенности языка и речи народов, проживающих на территории Красноярского края, на примере литературных произведений;

  • сопоставлять тематически близкие произведения народов, проживающих на территории Красноярского края, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, использовать основные приемы аргументации и способы устранения речевой агрессии;

  • создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров.









Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература» по классам

 

5 класс

Ученик научится:

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

  • пересказывать сюжет, вычленять фабулу, владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом классе);

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • работать с энциклопедиями, словарями, справочниками.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие к разным народам, видеть в них

  • воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор.



6 класс

Ученик научится:

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

  • пересказывать сюжет, вычленять фабулу, владеть различными видами пересказа;

  • выявлять особенности композиции;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства;

  • выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом классе);

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное

  • отношение к произведению;

  • работать с энциклопедиями, словарями, справочниками.

 

Ученик получит возможность научиться:

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии

  •  умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

  • умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

  •  осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

 

7 класс

Ученик научится:

  • выявлять особенности композиции;

  • оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для

  • творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  •  определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом классе);

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную литературную или

  • публицистическую тему;

  • выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное

  • отношение к произведению;

  • работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.

 

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и

  • сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов;

  • для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.




8 класс

Ученик научится:

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • - определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

  • -объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и

  • эстетической проблематики произведений;

  • --пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом классе);

  • --представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • - собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;

  • --выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное

  • отношение к произведению;

  • -работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой;

  • поиска в Интернете.

 

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных

  • народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

 

9 класс

Ученик научится:

  • осознавать значимость и важность чтения разных произведений;

  • понимать, что в литературе отражается менталитет народа, его история, мировосприятие, что литература несет в себе важные для жизни человека смыслы;

  • размышлять над целым рядом общечеловеческих проблем,  высказываться по ним, используя возможности литературного языка;

  •  анализировать и интерпретировать литературное произведение, оформлять выводы словесно, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  •  воспринимать произведения литературы, созданные как на русском языке, так и на иных языках и переведенных на русский;

  • владеть процедурами смыслового и эстетического чтения, воспринимать художественный текст и отличать его от текстов других типов, дополнять и углублять первичное эмоциональное восприятие текста его интеллектуальным осмыслением;

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом классе);

  • работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой ; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  •  сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Формы организации учебной деятельности:

  •   уроки-лекции

  •   уроки-собеседования

  •   урок-практическая работа

  •   уроки-соревнования

  •   уроки с групповыми формами работы

  •   уроки взаимообучения обучающихся

  •   уроки творчества, мастерские

  •   уроки-зачеты

  •   уроки-творческие отчеты

  •   уроки-конкурсы

  •   уроки-игры

  •   уроки-диалоги

  •   уроки-семинары

  •   уроки-концерты

  •   уроки-презентации проектов

  •   урок изучения нового материала

  •   урок закрепления знаний, умений и навыков

  •   комбинированный урок

  •   урок-беседа

  •   повторительно-обобщающий урок

  •   урок-исследование

  •   урок-практикум

  •   урок развития речи.



В процессе изучения учебного предмета «Родная литература» осуществляется формирование и совершенствование следующих видов деятельности:

  • чтения:

  • выразительное чтение художественного текста, в том числе по ролям,

  • правильное, беглое, сознательное чтение текстов других стилей, представленных в курсе,

  • ознакомительное, просмотровое (поисковое), аналитическое (изучающее) чтение;

  • аналитической работы с текстом:

  • определение темы и основной мысли (проблематики) текста,

  • нахождение ключевых эпизодов, анализ причинно-следственных связей между эпизодами,

  • выявление в тексте материала, необходимого для характеристики персонажа, для определении авторского отношения к изображаемому,

  • ответ на вопрос с привлечением и без привлечения цитат,

  • анализ авторской правки текста художественного произведения, разных вариантов одного и того же текста,

  • нахождение языковых средств выразительности, определение их роли,

  • овладение словами-терминами (в объеме программы),

  • пользование справочным аппаратом читаемой книги,

  • самостоятельная постановка вопросов в связи с анализом прочитанного произведения,

  • рисование иллюстраций к произведению, адекватно его отражающих;

  • устной речи:

  • монологическая речь (пересказ подробный или сжатый, выразительное чтение наизусть, выражение впечатлений, вызванных чтением произведений, выступление (с вопросом, презентацией, отчетом о проделанной работе),

  • диалогическая речь (диалог – обмен мнениями: своя и чужая точка зрения, согласие (несогласие), аргументация, инсценирование произведений);

  • письменной речи:

  • написание сочинений различных жанров,

  • написание сочинений различного объема (с ограниченным объемом до 4-6 предложений, без ограничения объема),

  • создание творческих работ (сказки, стихи, рассказы и т.п.),

  • совершенствование написанного,

  • заполнение анкеты,

  • ведение читательского дневника, записной книжки, специальной тетради, использование их при подготовке к сочинению, выступлению и т.п.;

  • поиск информации:

  • поиск нужной информации в словаре, энциклопедии, в периодических изданиях, интернете;

  • составление библиографии.































Календарно – тематическое планирование




раздела

Раздел

Тема и основное содержание урока

Форма урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Кол-во

часов

Дата


5 класс Сибирская природа. Сибиряк на своей земле 17 ч


1

Введение Литература мировая, отечественная и региональная.

Урок №1.

Знакомство с курсом 5 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап первый: творческое задание «Художник-иллюстратор».


Анализ демонстрационного варианта творческого задания «Художник-иллюстратор»: «Стрижонок Скрип» – книжка, проиллюстрированная детьми.


Беседа.

Выдвижение гипотезы о предназначении предмета и его содержании.


- отвечают на вопросы;

- находят и выделяют необходимую информацию;

- создают словесные иллюстрации к тексту.

1


2

Фольклор Красноярского края

Урок №1

Легенды, сказки и сказания о сибирской земле.

Легенды о Енисее. «Дочь Байкала Ангара и богатырь Енисей».


Урок №2.

Сказки

«Почему олень быстро бегает» (эвенкийская),

«Белый медведь и бурый медведь» (ненецкая).



Урок №3.

Пословицы народов Сибири. Отражение в произведениях УНТ традиций, быта, языка народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Народный сибирский календарь. Масленица


Урок №4.

Зачётный урок.

РР Рассказ по пословице.


Экскурсия (в т.ч. виртуальная).

Зал фольклора Литературного музея


- выразительно читают текст, отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;

- сопоставляют легенды, сказки и сказания и формулируют выводы о различиях;

- определяют и характеризуют нравственную проблематику фольклорных произведений;

- пересказывают прозаические произведения или их отрывки
с использованием образных средств русского языка;

- создают словесные иллюстрации к тексту

4


3

Поэты Красноярского края о родной природе

Урок №1.

Легенда о цветах

(в изложении

В.П. Астафьева).


Урок №2. Лирика.

И.Д. Рождественский

«С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень».


З.Я. Яхнин «Цветы подо льдом», «Карликовая березка».


К.Л. Лисовский «Березка».


Н.В. Гайдук «В борах и раздольях».


В.Н. Белкин «Белые леса», «Едва прикрыта ветошью ветвей…», «Весна в тайге», «Отчаяннее и грозней…», «Лето».



Б.Д. Туров «Я в лето погружаюсь, как в мечту…», «Светлее дни и радостнее лица…».

Чувство привязанности

к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года


Урок №3.

Зачётный урок.

Выразительное чтение лирики наизусть.

































Концерт -

конкурс

- осмысленно выразительно читают

(с листа и наизусть) и объясняют значение прочитанного;

- анализируют литературное произведение;

- строят монологическое устное высказывание;

- сопоставляют несколько произведений о природе

3


4

Мир детства

Урок №1.

В.П. Астафьев «Белогрудка».


Урок №2.

М.Х. Валеев «Воробышек»

Истории из жизни детворы, раскрывающие их особый взгляд на мир, психологию, отношения


Урок №3-4

Зачётный урок.

Художественный пересказ фрагмента.


Дискуссия


- участвуют в дискуссии;

- характеризуют героев по цитатному плану;

- дают речевую характеристику героев;

- готовят художественный пересказ (подробный или сжатый) фрагмента или эпизода

4



5

Сибиряк на своей земле

Урок № 1-2

Н.И. Волокитин

«Светка – синяя беретка».

Изображение детского характера. Утверждение идеи человеческого великодушия

Групповая работа


- моделируют монологическое устное высказывание;

- формулируют устные и письменные вопросы по прочитанным произведениям;

- аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

2


6

Литературное творчество земляков -минусинцев

Урок № 1-2.

Тема детства в творчестве поэтов Минусинска.

А. В. Зарубенко. Сборники стихов "Пусть детство не кончается","За окошком вечер".

«Я расту сибиряком» и другие стихотворения.

Тамара Арчинекова. «Елочки зеленые» и другие стихи.

Виктория Дружинкина «Берегите матерей», «О, мать!», «Школьный сентябрь».

Виталий Вальков «Тропинка детства», «Наш старый дом».

«Острова Надежды» : стихи, проза, публицистика : альманах /

[сост., предисл. Елена Репина ; худож. Елена Скрипниченко]. - Минусинск : Надежда и Мы, 2009.


Чтение и обсуждение

- осмысленно выразительно читают

(с листа и наизусть) и объясняют значение прочитанного;

- анализируют литературное произведение;

- строят монологическое устное высказывание;

- сопоставляют несколько произведений.

2


7

Итоговое занятие

Урок № 1.

«Художник-иллюстратор»

Конференция


- представляют результаты первого этапа проекта в устной / письменной форме как культурно оформленный текст;

- оценивают выступления по критериям

1




6 класс Сибирская семья 17 ч


1

Введение

Урок № 1.

Знакомство с курсом 6 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.


Этап второй: творческое задание «Письмо литературному герою»


Игра

Диагностика

- участвуют в коллективном диалоге об изученном в прошлом учебном году;

- работают с рефлексивной таблицей;

- формулируют цели

на новый учебный год

1


2

Мы часть природы

Урок № 1.

Р. Х. Солнцев «Воробьи», «Дядя Сеня», «Бродим по лесу, толпа пересмешников»

Человек и природа, их родство. Тревога поэта

об утрате человеком чувства родственной связи

с природой.


Урок № 2.

Б.М. Петров «Формула белого гриба».

Поэтика описаний осеннего леса, выразительность пейзажных зарисовок. Этический смысл понятия «грибная охота». Прием контраста как средство раскрытия характеров героев.


Урок № 3.

Б.М. Петров «Лерка-манерка». Традиционность темы дружбы человека

с собакой. Ответственность за воспитание охотничьей собаки. Мастерство описания поведения и повадок собаки Лерки. Драматизм финала повести. Проблема «вины и ответственности» в рассказе


Урок № 4.

Зачетный урок.

РР Ответ на проблемный вопрос.



Диспут

Квест


- выразительно читают,

в т.ч. по ролям;

- формулируют вопросы

к прочитанным произведениям/эпизодам произведений;

- определяют конфликт произведения;

- совершенствуют умения исследовательской работы

с текстом;

- рассуждают о произведениях, используя изученные теоретико-литературные понятия;

- характеризуют авторское отношение к изображаемому в произведении;

- сравнивают близкие по тематике и проблематике произведения;

- участвуют в диспуте и отстаивают свою позицию




4


3

Законы доброты

Урок № 1.

В.П. Астафьев

«Ангел-хранитель»

(из повести «Последний поклон»).

Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Семья как главная опора
в жизни человека. Бабушка Катерина Петровна – ангел-хранитель дома. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Юмор
в рассказе.


Урок № 2.

И.И. Пантелеев «Голубые звезды».

И.И. Пантелеев – мастер лирического повествования. Николка – главный герой рассказа, его друзья и враги. Отношение мальчика к миру природы, ее защитникам
и расхитителям. Отец Николки, его сила и слабость. Понятие
о сибирском характере. Любовь мальчика к отцу, отвага и мужество

в сопротивлении обстоятельствам жизни. Смысл названия рассказа.


Урок № 3.

Р.А. Карапетьян «Проценты». Рассказ

из цикла «Савушкин
и математика».

Короткий рассказ

о большой любви


Урок № 4.

Зачётный урок.

РР Рассказ о герое.


Музейный урок (Музейный комплекс В.П. Астафьева в Овсянке)

Мультимедийный урок

- анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность

к одному

из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев;

- используют справочную литературу и словари для устного рассказа о писателе;

- подбирают материал для литературно-художественной выставки;

- включают в слайдовую презентацию фото, рисунки учащихся и иллюстрации художников;

- выразительно читают

по ролям;

- самостоятельно сопоставляют изучаемое произведение с ранее прочитанными и формулируют выводы в форме письменного текста;

- пишут отзывы о прочитанном


4


4

Братья наши меньшие

Урок № 1-2

Е.А. Крутовская «Были и сказки заповедного леса», рассказ «Дикси», сказка-быль «Просто “так”».

Е.А. Крутовская – ученый-орнитолог, создатель Живого уголка

в красноярском заповеднике «Столбы», художник и писатель. Герои рассказов – питомцы Живого уголка



Урок № 3-4

Н.С. Устинович «Ради жизни», «Вороны», «Лебединая дружба», «Друзья», «Утки», «Бескрылый», «Волк», «Цена жизни».

Н.С. Устинович – тонкий знаток жизни тайги и сибирского леса. Тема красоты земли, изображение «удивительного мира зверей и птиц» в его многообразии
и многозвучии. Человек и природа, их неразрывная связь. Драматизм во взаимоотношениях человека и природы. Гуманизм рассказов, нравственные ценности и утверждение мудрого, доброго отношения к природе.


Урок № 5.

Зачётный урок.

Устное сочинение с описанием животного.


Экскурсия

(в т.ч. виртуальная)

Диспут

Учебный театр







- выразительно читают, инсценируют;

- устно рецензируют выразительное чтение одноклассников;

- устно отвечают

на проблемные вопросы
с использованием цитирования;

- характеризуют тропы и фигуры в тексте и выявляют их художественную роль;

- составляют ассоциативные ряды;

- пишут сочинение-зарисовку




5


5

Литературное творчество земляков -минусинцев

Урок № 1-2.

Тема природы в творчестве минусинских поэтов и писателей.

Тамара Арчинекова «Осенний дождь»

Виталий Вальков «Вечер», «Мелодии весны», «Утро» и др.

Николай Величко «Певец весны», «Воробей» и др.

Елена Репина «Прирученная синица», «Ода собаке», «Ещё раз о жизни собачьей».




- осмысленно выразительно читают

(с листа и наизусть) и объясняют значение прочитанного;

- анализируют литературное произведение;

- строят монологическое устное высказывание;

- сопоставляют несколько произведений.

2


6

Итоговое занятие

Урок № 1.

РР «Письмо литературному герою».

Конференция

- представляет результат второго этапа проекта в устной / письменной форме как культурно оформленный текст;

- оценивают выступления по критериям

1




7 класс Мастера и умельцы родной земли 17 ч


1

Введение

Урок № 1.

Знакомство с курсом 7 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап третий: творческое задание «Отзыв о книге»

Игра

Диагностика

- участвуют в коллективном диалоге

об изученном в прошлом учебном году;

- работают с рефлексивной таблицей;

- формулируют цели

на новый учебный год

1


2

История и люди края. Человек и его дело.

Урок № 1.

И.Д. Рождественский «Мой край», «Саяны», «Сибиряки», «Снежница», «Север».


Урок № 2.

В.Н. Белкин «Начало», «Таежная улица», «Два города в судьбе моей…», «Дивногорск – 1961», «Каменные кони»,

«В потоке железного гула».

Радость созидания и тревога за завтрашний день природы.


Урок № 3.

А.И. Щербаков «Душа мастера», «Коси, коса, пока роса…».

Человек и его дело. Талант
и мастерство русского человека. Светлая душа деревенского человека.


Урок № 4.

Н.П. Кончаловская «Дар бесценный» (главы «Черемуха», «Первые рисунки»).

О жизни и творчестве
В.И. Сурикова рассказывает его внучка.

В художественной прозе воплощен внутренний и внешний образ великого живописца. Показан процесс рождения картины, а также жизнь и быт художника.


Урок № 5.

Р.А. Карапетьян «Памятник Поздееву».

Миниатюра о художнике
А.Г. Поздееве, в которой

о серьезном говорится

с мягким юмором. И сам художник, и его произведения удивительным образом воздействуют

на людей, способных открыто, непосредственно, всей душой воспринимать искусство



Урок № 6-8.

Зачётный урок.

Представление продукта проекта (презентаций).


Музейный урок (посещение краеведческого музея, музея ремесел, народных промыслов и т.п.)


Коллективный (индивидуальный) учебный проект


































- определяют в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимают их роль

в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- выразительно читают

с листа и наизусть;

- выявляют разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета);

- находят в тексте незнакомые слова и определения, определяют их значения с помощью словарей и справочной литературы;

- самостоятельно

и с помощью интернет-ресурсов находят необходимый материал

об авторах и истории создания произведений;

- участвуют в создании проекта с использованием компьютерной слайдовой презентации;

- представляют проекты;

- оценивают проекты

по критериям

8


3

Портреты тружеников земли.

Трагедия и поэзия народной жизни

Урок № 1-2.

В. П. Астафьев. Судьба и творчество писателя – земляка с мировым именем.

РР Устные рассказы о писателе.




Урок № 3.

В.П. Астафьев «Ода русскому огороду».

Человек – род – память. Тема памяти: воспоминания о детстве как источник душевных сил. Образ земли-кормилицы. Портреты тружеников земли. Обретения и утраты на жизненном пути. Обретение героем чувства родства

с миром. Трагедия и поэзия народной жизни



Игра

Мультимедийный урок


- составляют устный рассказ

о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов сети Интернет;

- составляют лексический

и историко-культурный комментарий;

- формулируют устный или письменный ответ на вопрос (в том числе

с использованием цитирования);

- анализируют различные формы выражения авторской позиции

в произведении, обосновывают свои выводы текстом произведения

3


4

Литературное творчество земляков -минусинцев.

Урок № 1-2.

Литературные объединения Минусинска. «Зелёная лампа».

Судьбы и творчество поэтов, писателей, журналистов Минусинска.

Виктория Дружинкина «Друзьям».

РР Выразительное чтение наизусть (по выбору учащихся).




- осмысленно выразительно читают

(с листа и наизусть) и объясняют значение прочитанного;

- анализируют литературное произведение;

- строят монологическое устное высказывание;

- сопоставляют несколько произведений.

3


5

Итоговое занятие

Урок № 1-2.

РР «Отзыв о книге».

Конференция


- представляют результат третьего этапа проекта

в устной / письменной форме как культурно оформленный текст;

- оценивают выступления
по критериям

2



8 класс Этика сибиряка 17 ч


1

Введение

Урок № 1.

Знакомство с курсом 8 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап четвертый: творческое задание «Интервью

с писателем. Десять вопросов о литературе

и жизни»

Игра

Диагностика

-участвуют в коллективном диалоге об изученном
в прошлом учебном году;

- работают с рефлексивной таблицей;

- формулируют цели

на новый учебный год

1


2

Жизнь сибирской деревни

Урок № 1-2.

В.П. Астафьев «Бабушкин праздник», «Мальчик

в белой рубахе»,

«Над древним покоем».

Жизнь сибирской деревни. Образ женщины – хранительницы семейного очага. Память как духовная опора в жизни человека.


Урок № 3.

Зачётный урок.

РР Сочинение в формате 9.2. ОГЭ по тексту В. П. Астафьева.


Учебный театр

- выразительно читают

и пересказывают;

- характеризуют образы центральных и второстепенных персонажей;

- анализируют различные формы выражения авторской позиции;

- пишут сценарий спектакля;

- разыгрывают спектакль;

- составляют сложный план

к сочинению;

- пишут сочинение


3


3

Тема Дома

Урок № 1-2

И.И. Пантелеев «Чужой».

Тема Дома в повести. Судьба Леньки Сизова. Одиночество среди людей. Сила и слабость детской души



Урок № 3.

Зачётный урок.

РР Характеристика героя.

Проект

- составляют устный рассказ о писателе

на основе самостоятельного поиска материалов о нём

с использованием справочной литературы и ресурсов сети Интернет;

- дают нравственную оценку поступкам героев повести;

- указывают важнейшие средства создания образа героя;

- выделяют ключевые эпизоды в тексте произведения;

- определяют личное отношение

к изображаемым событиям;


3


4

Вечные ценности

Урок № 1

Э.И. Русаков «Часики и эскимо».

Сложность и противоречивость человеческих чувств. Облагораживающая сила любви. Любовь – чувство, проверяющее человека, обнаруживающее в нем качества, о которых он сам не подозревал.


Урок № 2.

В.П. Астафьев «Затеси»: «Мелодия Чайковского», «Гимн жизни». Исцеляющая сила искусства


Урок № 3. Лирика.

Н.Н. Еремин «Тайна творчества – жизни тайна…», «Учитель» «Женское сердце», «Стихи
о попугае», «Мы не умеем слушать стариков…»


В.Н. Белкин «Сочинение», «Сначала было слово».


Н.В. Гайдук «Отзвук и отблеск прекрасного прошлого…»


А.И. Третьяков

«В Михайловском снега так много…».


А.И. Щербаков «Последняя просьба»


Поэтическим языком о творчестве, любви, дружбе. Пушкинские мотивы

в стихотворениях сибирских поэтов



Урок № 4.

Зачётный урок.

РР Выразительное чтение лирики

(с листа) с элементами анализа.

Диспут/

дискуссия



Исследовательский проект












Конкурс

- выявляют конфликт

в произведении;

- характеризуют образ главного героя;

- проводят исследовательскую работу с текстом (определение тематики и проблематики, выявление важнейших средств создания образа героя и языковых особенностей произведения и пр.);

- участвуют

в диспуте/дискуссии;

- создают исследовательский проект «Музыка в «Затесях» В.П.Астафьева»;

- представляют проект, оценивают его

по критериям

- выразительно читают поэтические тексты наизусть и с листа;

- анализируют стихотворения в единстве формы и содержания;

- устно рецензируют выразительное чтение одноклассников.

4


5

Человек на войне

Урок № 1-2

Г.К. Суворов

«Еще на зорях черный дым клубится…»

«Есть в русском офицере обаянье…»

«Хоть день один, хоть миг один…»

«Мы тоскуем и скорбим…».


А.И. Щербаков «Иван-чай», «День Победы».


В.П. Астафьев «Макаронина», «Рукою согретый хлеб».


Беспощадная реальность войны, память о довоенной жизни, вера в победу, взаимопомощь и взаимовыручка

Концерт «Дорогами войны»





- понимают связь литературных произведений с эпохой их написания;

- анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность

к одному из литературных родов и жанров; понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризуют его героев;

- владеют литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- выразительно читают поэтические и прозаические тексты

о войне (в том числе наизусть), устно рецензируют выразительное чтение одноклассников;

- составляют письменный отзыв о прочитанном


2


6

Литературное творчество земляков -минусинцев.

Урок № 1-2

Тема войны в творчестве поэтов и писателей Минусинска.

Тамара Арчинекова «Переправа»

Виктория Дружинкина «Убит на Курской», «Дети войны», «Память».

Надежда Кирсанова «Рассказ фронтовика В.М.Соколова»

Елена Репина «День Победы 9 мая».




- осмысленно выразительно читают

(с листа и наизусть) и объясняют значение прочитанного;

- анализируют литературное произведение;

- строят монологическое устное высказывание;

- сопоставляют несколько произведений.

2


7

Итоговое занятие

Урок № 1-2

«Интервью с писателем. Десять вопросов о литературе и жизни»


Конференция

- представляют результат четвертого этапа проекта

в устной / письменной форме как культурно оформленный текст;

- оценивают выступления
по критериям

2




9 класс Человек – род – память 17 ч


1

Введение

Урок № 1.

Знакомство с курсом 9 класса.

Установка на создание итогового творческого проекта «Слово родного края»: формируем портфолио.

Этап пятый: творческое задание. Эссе «Моя любимая книга»

Игра

Диагностика

-участвуют в коллективном диалоге об изученном
в прошлом учебном году;

- выявляют «сквозные» темы и мотивы

в литературе;

- работают с рефлексивной таблицей;

- формулируют цели

на новый учебный год

1


2

Малая Родина

Урок № 1-2

А.Н. Немтушкин.

Стихотворения: «Мой аркан забыл оленьи рога», «Мой край родной! Мне не забыть о том…», «Удаляется детство куда-то…», «Догнала старость деда…». Повесть «Мне снятся небесные олени».

Проблема изучения и сохранения культуры малых народов Красноярского края. Тема малой родины, отчего дома в повести. Бытовая культура эвенков, их традиции и уклад жизни. Мифы, предания, сказки, легенды эвенкийского эпоса. Природа как живая стихия


А.И. Щербаков «Плач

по Черному Тому»

Идея солидарности, объединения людей в одно целое на основе взаимопонимания, единства интересов.

Юмор, ирония в рассказе.






Урок № 3.

Зачётный урок.

РР Сообщения по предложенным темам.


Межпредметный проект.


Историко-литературная композиция

«Моя малая родина»










Исследование




- готовят историко-литературную композицию (подбирают историко-литературный материал

с использованием различных источников информации, устанавливают внутрипредметные

и межпредметные связи; оформляют

и представляют проект)



- проводят исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем):

выявляют особенности языка писателя, способы создания юмористического эффекта, художественно-значимые изобразительно-выразительные средства, определяют их функцию

в произведении, используют необходимую литературоведческую литературу, ссылаются на источники;

- выступают с развернутыми сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения


3


3

Историческая память

Урок № 1-2

Ж.П. Трошев

«Словом и примером», глава «Узник тюрьмы без стен
и решеток».

Ж. П. Трошев – красноярский писатель, очеркист, краевед. Книга о декабристах, сосланных

в Енисейскую губернию. Бытовые отношения декабристов и сибиряков: взаимоотношения Федора Шаховского с жителями Туруханска, с губернатором Степановым


Музейный урок

- определяют тематику

и проблематику произведения, его идейно-эмоциональный смысл;

- формулируют вопросы

по публицистическому тексту;

- подбирают цитатный материал для аргументированного ответа на вопрос

2


4

Быть человеком

Урок № 1.

В.П. Астафьев

«И милосердия…», «Хвостик», «Слезы тигра».


Урок № 2 Лирика.

Р.Х. Солнцев

«Так ли живу, как надо?», «Женщина плачет в вагонном окне…»,

«Я вспоминаю темный лог…», «Недвижен лес в блестящей паутине…».


З.Я. Яхнин.

«Я нажил себе сто рублей…», «Не гневайтесь…», «Страна Свояси», «Стихи – всегда открытое письмо…»


Доверительный разговор

с читателем о жизни, единстве человека и природы, любви, вечных человеческих ценностях



Урок № 3.

Зачётный урок.

РР Сочинение в формате 9.3. по теме «Жизненные ценности»


Дискуссия

Видеоблог

- устно рецензируют прочитанные произведения при консультативной помощи учителя

по алгоритму выполнения задания;

- подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие авторскую позицию,

с последующей взаимопроверкой;

- характеризуют жанры;

- участвуют в обсуждении проблемного вопроса;

- включают в рассуждение о произведении отзывы критиков и читателей-современников;

- владеют теоретико-литературными понятиями и используют их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказываний;

- подбирают эпиграф

к сочинению;

- пишут сочинение в одном

из предложенных жанров;

- создают видеоблог


3


5

Время настоящее и будущее

Урок № 1-2

П.А. Веселовский

«Утюшок», «Кися»

Научная и философская фантастика как один

из методов художественного исследования действительности. «Фантастический реализм»: новые технологии, контакты
с инопланетными цивилизациями, необычные существа, неизвестные реальной биологии. Проверка реальных ценностей жизни остротой нереальных обстоятельств.


Урок № 3-4.

Зачётный урок.

РР Отзыв о прочитанном.


Видеосюжет

Квест

Круглый стол


- работают с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока;

- письменно и устно отвечают на проблемные вопросы

с последующей взаимопроверкой;

- определяют роль фантастических произведений в формировании системы ценностей современного человека;

- сравнивают сюжеты разных литературных произведений;

- создают видеосюжеты;

- аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности


4


6

Литературное творчество земляков -минусинцев.

Поэты Минусинска о своей малой родине.

Творчество Александры Зарубенко. Сборник «Я – частица земли Минусинской» : стихи / А. Зарубенко. – Минусинск : Офсет-Сервис, 2005.

Алексей Болотников «Ода моей земле»

Стихотворения о Минусинске поэтов: В. Дружинкиной, Г. Сысолятина, Т. Арчинековой, Г. Веретенникова, О. Таракановой и др.



- осмысленно выразительно читают

(с листа и наизусть) и объясняют значение прочитанного;

- анализируют литературное произведение;

- строят монологическое устное высказывание;

- сопоставляют несколько произведений.

2


7

Итоговое занятие

Защита проекта «Слово родного края».

Эссе «Моя любимая книга».

Конференция


- представляют готовый проект в устной / письменной форме как культурно оформленный текст;

- оценивают выступления
по критериям

2

















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности



Список литературы


  1. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5 – 9 КЛАССЫ). Авторы-составители: Трухина С.В., Хороброва Т.А., Овсянникова Н.Н., Тишакова В.В., Красноярск, 2019 год.

  2. Методические рекомендации по введению учебного предмета «Родная литература» на уровне основного общего образования. Авторский коллектив: Руководитель: Трухина С.В. (ст. преподаватель ДГЦМП КК ИПК), Хороброва Т.А. (преподаватель ДГЦМП КК ИПК), Овсянникова Н.Н. (зам. директора по УВР КГБОУ «Красноярский кадетский корпус им. А.И. Лебедя), Тишакова В.В. (заместитель директора Красноярской краевой детской библиотеки), Красноярск, 2019 год.

  3. Сборник примерных программ учебных предметов национально-регионального компонента образовательного стандарта Красноярского края/ под общей редакцией С.Ю. Андреевой. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования. Красноярск: издательство «Гротеск», 2007. – 108 с. Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (5-7 классы).

  4. ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (5-7 КЛАССЫ). Составители: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Федюнина.



Дополнительная литература



Хороброва Т.А. Мой край – мой дом: Книга для чтения в 5 классе. – Красноярск, 2006.- 77 с.

Хороброва Т.А. Мой край – мой дом: Книга для чтения в 6 классе. – Красноярск, ОАО «ПИК «Офсет», 2007.- 111 с.

Хороброва Т.А. Мой край – мой дом: Книга для чтения в 7 классе. – Красноярск, ОАО «ПИК «Офсет», 2008.- 175 с.


1. Астафьев, В.П. Стрижонок Скрип / Сост. Н.Я. Сакова. – Красноярск : Платина, 2004. – 16 с.

2. Ермаков, В.И. Почему Олень быстро бегает [Текст] // В. И. Ермаков // Ермаков В.И. Малая медведица : сказки народов Севера / В.И. Ермаков ; худож. Л. Егорова, В. Егоров. – Красноярск, 2001. – С. 17-18

3. Легенды и сказания Красноярского края [Текст] / Сост. Т.В. Привалова.- Красноярск : Амальгама, 2004. – 48 с.

4. Белый медведь и бурый медведь // Сказки народов Сибири / Сост. Г.А. Смирнова. – Красноярск, 1992. – С. 147-149

5. Белкин, В.Н. Весна в тайге [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В.Н. Кто ты на этом свете? : стихи / В.Н. Белкин. – Красноярск, 1989. – С. 15.

6. Белкин, В.Н. Белые леса [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В Н. Кто ты на этом свете? : стихи / В.Н. Белкин. – Красноярск, 1989. – С. 65.

7. Белкин, В.Н. Едва прикрыта ветошью ветвей… [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В.Н. Кто ты на этом свете? : стихи / В.Н. Белкин. – Красноярск, 1989. – С. 65.

8. Белкин, В.Н. Лето [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В.Н. И век, и вечность… : поэтическая быль о стране Дивногории. – Красноярск, 1996. – С. 41.

9. Лисовский, К.Л. Берёзка [Текст] / К.Л. Лисовский // Лисовский, К.Л. Гостеприимство : книга стихов / К.Л. Лисовский. – М., 1979.- С. 168.

10. Рождественский, И.Д. Осень [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу : Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 69.

11. Рождественский, И.Д. Цветы тундры [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу : Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 106.

12. Рождественский, И.Д. Полярный мак [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу : Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 118.

13. Рождественский, И.Д. С лугов приносишь Енисея… [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу : Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 204.

14. Яхнин, З.Я. Цветы подо льдом [Текст] / З.Я. Яхнин // Яхнин, З.Я. Ступени : стихотворения и поэмы / З.Я. Яхнин; предисл. М.Д. Сергеева. – Красноярск, 1988. – С. 128.

15. Яхнин, З.Я. Карликовая берёзка [Текст] / З.Я. Яхнин // Яхнин, З.Я. Ступени : стихотворения и поэмы / З.Я. Яхнин; предисл. М.Д. Сергеева. – Красноярск, 1988. – С. 129.

16. Астафьев, В.П. Белогрудка [Текст] / В. П. Астафьев // Астафьев, В.П. Далёкая и близкая сказка : рассказы, затеси /
В.П. Астафьев ; предисл. В. Курбатова.- Иркутск, 2008.- С. 51-57.

17. Валеев, М. Воробышек [Текст] / М. Валеев // Валеев, М. Воробышек : очерки, рассказы. – Красноярск, 2016. – С. 85-90.

18. Волокитин, Н.И. Светка – синяя беретка [Текст] / Н. И. Волокитин // Волокитин, Н.И. Светка – синяя беретка : рассказы и повести / Н.И. Волокитин; худож. В. Л. Довбышев. – Красноярск, 1992. – С. 22-31.

19. « Слово родного края». Книга для чтения в младших классах. Составители В. К. Размахнина, А. И. Алехин. Красноярское книжное издательство, 1997.

20. « Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока». Составитель Владимир Санги. Красноярское книжное издательство, 1989.

21. « Люблю и верую». Стихотворения. Составитель З. Я. Яхнин. Красноярское книжное издательство, 1991. .

22. «Отсветы лет». Стихи. Тамара Арчинекова. Алексей Щука. Хакасское книжное издательство. Абакан. 1993. 23. « Пусть детство не кончается». А. В. Зарубенко. Стихи и сказки для детей дошкольного возраста.

ООО « Офсет-сервис». г. Минусинск.

24. «За окошком вечер…», А.В. Зарубенко. Стихи разных лет. Минусинск, 2005г



Интернет-ресурсы

1. Материалы Системы «Образование» URL: https://vip.1obraz.ru/

2. Писатели Красноярья – детям [Электронный ресурс] : [мультимедийная хрестоматия] // Красноярская краевая детская библиотека : [web-сайт]. 2008.. – Режим доступа: http://kkdb.ru/pisateli-krasnoyarya (13.03.2019)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!