Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда
Утверждаю
Директор МБОУ гимназии
г. Зернограда
Приказ от 30 августа 2019 года № 493
________________ / О.А. Мясникова /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Русская родная литература»
основного общего образования
9 «Б» класс
Количество часов по учебному плану: 32 (1 час в неделю)
Программа будет полностью реализована в 9«Б» за 31 ч. 9 1 час – 9.05.20)
Учитель: Постригань Ольга Владимировна.
Рабочая программа по родной русской литературе для 9 «Б» класса построена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, на основе авторской программы по литературе авторов Г.С. Меркина; Москва, «Русское слово», 2017;
2019-2020 уч. год
Планируемые результаты учебного курса.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные со общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения курса литературы учащиеся должны:
знать / понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
•
Содержание учебного предмета «
Родная русская литература.» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Введение.(1час)
Богатство русской классики.Её роль в жизни современного человека.
Фольклор.(1час)
История в произведениях фольклора. Русская историческая песня.
Древнерусская литература.(2 часа)
История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня».
Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем».
Классицизм как литературное направление (2 часа)
Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика»
Сентиментализм.( 1 час)
Н.Карамзин « История государства Российского»
Романтизм.( 1 час)
В.А. Жуковский. Баллада « Светлана».
А.Пушкин ( 2 часа)
Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы»
А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем.
М.Ю. Лермонтов « Беглец».( 1 час)
К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». (1час)
А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». (1час)
Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» (1час)
Н.В.Гоголь.( 2 часа)
Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска».
Образ Петербурга в повести «Невский проспект».
Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского « Доходное место». (1час)
Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». (1час)
Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». (1час)
М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой(1час)
Рассказ А.И.Куприна« Чудесный доктор» (1час)
Творчество Р.Рождественского(1час)
Творчество Е.Евтушенко(1час)
Творчество А. Вознесенского(1час)
Творчество В. Высоцкого(1час)
Тема войны в творчестве поэтов 20 века. (1час)
В.П.Астафьев « Царь- рыба» (1час)
Творчество В.Г. Распутина(1час)
Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». (1час)
Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». (1час)
А.Алексин « Безумная Евдокия» (1час)
Русская литература конца 20 века- начала 21 века:темы, герои. (1час)
Многообразие тем и образов. (1час)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тема урока | Форма контроля |
план | факт |
1 | 1 | 7.09 | | Богатство русской классики. Её роль в жизни современного человека. | Конспект |
2 | 1 | 14.09 | | История в произведениях фольклора.Русская историческая песня. | Конспект |
3 | 1 | 21.09 | | История на страницах проиведений Древней Руси. Русская летопись « Смерть Олега от своего коня». | Индивидуальные задания |
4 | 1 | 28.09 | | Русская воинская летопись. « Повесть о разорении Рязани Батыем». | Беседа |
5 | 1 | 5.10 | | Классицизм как литературное направление | Конспект |
6 | 1 | 12.10 | | Д.И.Фонвизин « Всеобщая придворная грамматика» | Аналитическое чтение |
7 | 1 | 19.10 | | Сентиментализм. Н.Карамзин « История государства Российского» | Беседа |
8 | 1 | 9.11 | | Романтизм. В.А. Жуковский. Баллада « Светлана». | Анализ эпизодов |
9 | 1 | 16.11 | | Романтизм в творчестве А.Пушкина. Поэма « Цыганы» | Анализ эпизодов |
10 | 1 | 23.11 | | А.Пушкин « Маленькие трагедии»: многообразие тем. | Анализ эпизодов |
11 | 1 | 30.11 | | М.Ю. Лермонтов « Беглец». | Анализ стихотворений |
12 | 1 | 7.12 | | К.Н.Батюшков Стихотворения « Мой гений», « Пробуждение». | Анализ стихотворений |
13 | 1 | 14.12 | | А.В.Кольцов Стихотворения «Не шуми ты,рожь..», «Разлука»,« Лес». | Анализ стихотворений |
14 | 1 | 21.12 | | Е.А.Баратынский Стихотворения «Мой дар глубок..»,«Муза», « Разуверение» | Аналитическое чтение |
15 | 1 | 11.01 | | Н.В.Гоголь. Повесть «Коляска». | Аналитическое чтение |
16 | 1 | 18.01 | | Образ Петербурга в повести «Невский проспект». | Аналитическое чтение |
17 | 1 | 25.01 | | Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского « Доходное место». | Анализ сцен |
18 | 1 | 1.02 | | Своеобразие тематики и проблематики рассказа А.Чехова «Скрипка Ротшильда». | Анализ сцен |
19 | 1 | 8.02 | | Рассказы И.Бунина«Сверчок», « Птицы небесные». | Аналитическое чтение |
20 | 1 | 15.02 | | « Чудики» в рассказах М.Зощенко | Анализ образов |
21 | 1 | 22.02 | | М.Булгаков « Мёртвые души». Знакомство с пьесой | Анализ сцен |
22 | 1 | 29.02 | | Рассказ А.И.Куприна« Чудесный доктор» | Анализ сцен |
23 | 1 | 7.03 | | Творчество Р.Рождественского | Чтение наизусть |
24 | 1 | 14.03 | | Творчество Е.Евтушенко | Чтение наизусть |
25 | 1 | 4.04 | | Творчество А. Вознесенского | Чтение наизусть |
26 | 1 | 11.04 | | Творчество В. Высоцкого | Чтение наизусть |
27 | 1 | 18.04 | | Тема войны в творчестве поэтов 20 века. | Чтение наизусть |
28 | 1 | 25.04 | | В.П.Астафьев « Царь- рыба» | Анализ эпизодов |
29 | 1 | 2.05 | | Творчество В.Г. Распутина | Конспект |
30 | 1 | 16.05 | | Гуманистический смысл повести « Деньги для Марии». | Анализ эпизодов |
31 | 1 | 23.05 | | Особенности творчеств Вампилова. Пьеса « Старший брат». | Анализ сцен |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора по УВР
методического совета «30» августа 2019 года
МБОУ гимназии _____________ Т.П. Гапочка/
г. Зернограда
от 29 августа 2019 г. Протокол № 1
Руководитель ШМС
______________/Г. А. Годовикова/