Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрена и принята» на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 07.06.2023 г | «Согласована» Зам. директора по УР __________Сергиенко Н.И. | «Утверждаю» Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат » _____________Бабкина Н.Н. Приказ №22/1 от «05» 07.2023г | |
Рабочая программа учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
Учитель: Тарасова Е.А.
Класс: 5 А
Всего часов в год: 168
Всего часов в неделю: 5
Срок реализации: 1 год
пгт. Тёткино, 2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 5А класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;
3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года.
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа -интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом 5 часов в неделю, 34 учебные недели, 168 часов.
Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обучающимися с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму варианту.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации: вербальными и не вербальными.
2. Формирование умения понимать обращенную речь.
3. Вырабатывать умение употреблять в ходе общения слова, строить элементарные предложения.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова
5. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.
6. Индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Возможные предметные результаты:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными средствами.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование графических изображений объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей (либо другим доступным способом).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма
Чтение и письмо
- Начальные навыки чтения и письма.
Предметные результаты определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- выполнение задания полностью (от начала до конца);
- выполнение задания с заданными качественными параметрами;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;
- ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
- использовать знако- символические средства с помощью учителя;
- узнавать и различать образы графем.
3. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Осень пришла – в школу пора! | 01.09 | |
2 | Покажи, где написаны названия картинок. Гласные буквы. | 04.09 | |
3 | Нахождение слов по схемам. | 05.09 | |
4 | По В. Голявкину «Все куда- нибудь идут». | 06.09 | |
5 | Слово. Предмет и слово и называющее предмет. | 07.09 | |
6 | «Первый урок». | 08.09 | |
7 | «Мы рисуем». | 11.09 | |
8 | Предожение. Правила записи предложения. | 12.09 | |
9 | Я. Аким «Грибной лес». | 13.09 | |
10 | Входная контрольная работа. | 14.09 | |
11 | Согласные буквы. Отгадай. | 15.09 | |
12 | По В. Дурову «Слон Бэби».Составление предложений с данным словом. | 18.09 | |
13 | Распространение предложений. | 19.09 | |
14 | Звуки и буквы. Б. Заходер «Птичья школа». | 20.09 | |
15 | Контрольное списывание. | 21.09 | |
16 | По Н. Сладкову «Осенние подарки». | 22.09 | |
17 | «В парке». | 25.09 | |
18 | Составление предложений. | 26.09 | |
19 | Прочитай. Отгадай. | 27.09 | |
20 | Гласные звуки и буквы. | 28.09 | |
21 | М. Ивенсен «Падают, падают листья…». | 29.09 | |
22 | По В. Корабельникову «Осенний лес». | 02.10 | |
23 | Согласные звуки и буквы. | 03.10 | |
24 | По К. Ушинскому «Всякой вещи свое место». | 04.10 | |
25 | Слова, различающиеся одним звуком. | 05.10 | |
26 | Прочитай. | 06.10 | |
27 | Д. Летнёва «Хозяин в доме». | 09.10 | |
28 | Слова, различающиеся последовательностью звуков. | 10.10 | |
29 | По В. Голявкину «Зачем дети ходят в школу?» | 11.10 | |
30 | Контрольное списывание. | 12.10 | |
31 | «Много у меня друзей…» | 13.10 | |
32 | По А. Тумбасову «Серый вечер». | 16.10 | |
33 | Ударные гласные. | 17.10 | |
34 | Обобщение по теме. Проверь себя! | 18.10 | |
35 | Выделение ударного гласного в слове. | 19.10 | |
36 | По А. Шибаеву «Одна буква». | 20.10 | |
37 | А. Усачёв «Слоги». | 23.10 | |
38 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 24.10 | |
39 | Отгадай. | 25.10 | |
40 | Слог. Деление на слоги. | 26.10 | |
41 | По С. Иванову «Дразнилка». | 27.10 | |
42 | Перенос слов по слогам. | 07.11 | |
43 | К. Чуковский «Черепаха». | 08.11 | |
44 | Перенос слов по слогам. Закрепление. | 09.11 | |
45 | Дж. Ривз «Шумный Ба-Бах». | 10.11 | |
46 | Л. Яхнин «Если плачет кто-то рядом». | 13.11 | |
47 | Письмо по памяти. | 14.11 | |
48 | Загадки. | 15.11 | |
49 | Деление слов со звуками и – й на слоги. | 16.11 | |
50 | Доскажи словечко. | 17.11 | |
51 | «Кто квакает, кто крякает, а кто каркает». | 20.11 | |
52 | Перенос слов с буквами и – й по слогам. | 21.11 | |
53 | Обобщение по теме. Проверь себя! | 22.11 | |
54 | Различение звуков б - п. | 23.11 | |
55 | «Ой, ты зимушка-зима!» | 24.11 | |
56 | Я. Аким «Первый снег». | 27.11 | |
57 | Различение звуков в - ф. | 28.11 | |
58 | По Э. Киселёвой «Большой снег». | 29.11 | |
59 | Письмо по памяти. | 30.11 | |
60 | По Н. Калининой «Снежный колобок». | 01.12 | |
61 | По С. Вангели «Снеговик новосёл». | 04.12 | |
62 | Нахождение звуков г – к в словах. | 05.12 | |
63 | По Е. Шведеру «Воробышкин домик». | 06.12 | |
64 | Различение звуков д - т. | 07.12 | |
65 | Г. Галина «Зимние картинки». | 08.12 | |
66 | Е. Самойлова «Миша и Шура». | 11.12 | |
67 | Различение ж – ш. | 12.12 | |
68 | Ш. Галиева «Купили снег». | 13.12 | |
69 | Нахождение букв ж – ш в словах. | 14.12 | |
70 | По Г. Юдину «Буратиний нос». | 15.12 | |
71 | И. Токмакова «Живи ёлочка». | 18.12 | |
72 | Выбирай буквы з – с в словах. | 19.12 | |
73 | По В. Сутееву «Про ёлки». | 20.12 | |
74 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 21.12 | |
75 | По В. Голявкину «Купили коньки не напрасно». | 22.12 | |
76 | По М. Пляцковскому «Ромашки в январе». | 25.12 | |
77 | Шипящие согласные. | 26.12 | |
78 | «Мороз и Заяц» (русская народная сказка). | 27.12 | |
79 | Нахождение шипящих согласных в словах. | 28.12 | |
80 | «Вьюга» (литовская народная песенка). | 29.12 | |
81 | Нахождение свистящих согласных в словах. | 09.01 | |
82 | По Г. Скребицкому «На лесной полянке». | 10.01 | |
83 | Нахождение свистящих и шипящих согласных в словах. | 11.01 | |
84 | Обобщение по теме. Проверь себя! | 12.01 | |
85 | «Лиса и волк» (русская народная сказка). | 15.01 | |
86 | Буква Е в начале слога. | 16.01 | |
87 | «Гуси и лиса» (русская народная сказка). | 17.01 | |
88 | Буква Ё в начале слога. | 18.01 | |
89 | «Лиса и козёл» (русская народная сказка). | 19.01 | |
90 | По Л. Толстому «Мышка вышла гулять». | 22.01 | |
91 | Буква Ё в начале слога или слова. | 23.01 | |
92 | Прочитай! | 24.01 | |
93 | Контрольное списывание. | 25.01 | |
94 | «Волк и баран» (литовская сказка). | 26.01 | |
95 | По С. Прокофьевой «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка». | 29.01 | |
96 | Буква Ю в начале слога или слова. | 30.01 | |
97 | «Рак и ворона» (литовская сказка). | 31.01 | |
98 | Буква Я в начале слова. | 01.02 | |
99 | «Заяц и черепаха» (казахская сказка). | 02.02 | |
100 | «Благодарный медведь» (мордовская сказка). | 05.02 | |
101 | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова. | 06.02 | |
102 | Прочитай! | 07.02 | |
103 | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.. | 08.02 | |
104 | «Как белка и заяц друг друга не узнали» (якутская сказка). | 09.02 | |
105 | «Волк и ягненок» (армянская сказка). | 12.02 | |
106 | Гласные Ы – И после твёрдых и мягких согласных. | 13.02 | |
107 | «Умей обождать» (русская народная сказка). | 14.02 | |
108 | Выделение твёрдых и мягких согласных перед Ы – И. | 15.02 | |
109 | Обобщение по теме. Проверь себя! | 16.02 | |
110 | Животные рядом с нами. Беседа по картинке. | 19.02 | |
111 | Выделение твёрдых и мягких согласных перед О – Ё. | 20.02 | |
112 | «Умная собака» (индийская сказка). | 21.02 | |
113 | Гласные У – Ю после твёрдых и мягких согласных. | 22.02 | |
114 | И. Гамазкова «Петух увидел радугу». | 26.02 | |
115 | Выделение твёрдых и мягких согласных перед У – Ю. | 27.02 | |
116 | В. Лунин «Вышел слон на лесную дорожку». | 28.02 | |
117 | Гласные А – Я после твёрдых и мягких согласных. | 29.02 | |
118 | По Э. Шиму «Я домой пришла!» | 01.03 | |
119 | «Лошадка» (русская народная присказка). | 04.03 | |
120 | Гласная Е после мягких согласных. | 05.03 | |
121 | По Е. Чарушину «Кролики». | 06.03 | |
122 | Нахождение согласных перед гласной е. | 07.03 | |
123 | В. Лифшиц «Баран». | 11.03 | |
124 | Различение твёрдых и мягких согласных. | 12.03 | |
125 | Отгадай. | 13.03 | |
126 | Нахождение твёрдых и мягких согласных в словах. | 14.03 | |
127 | По Б. Житкову «Храбрый утёнок». | 15.03 | |
128 | По Э. Шиму «Все умеют сами». | 18.03 | |
129 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 19.03 | |
130 | М. Бородицкая «Котёнок». | 20.03 | |
131 | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 21.03 | |
132 | Прочитай! | 22.03 | |
133 | По В. Сутееву «Три котёнка». | 01.04 | |
134 | Письмо по памяти. | 02.04 | |
135 | По К. Ушинскому «Петушок с семьёй». | 03.04 | |
136 | Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. | 04.04 | |
137 | «Упрямые козлята». | 05.04 | |
138 | По К. Ушинскому «Петушок с семьёй». | 08.04 | |
139 | Словарь. | 09.04 | |
140 | В. Лифшиц «Пёс». | 10.04 | |
141 | Слово. Предмет и его название. | 11.04 | |
142 | По А. Митту «Коля заболел». | 12.04 | |
143 | Д. Летнёва «Подружки рассорились». | 15.04 | |
144 | Название предметов, отвечающие на вопрос что? | 16.04 | |
145 | По В. Голявкину «Вязальщик». | 17.04 | |
146 | Письмо по памяти. | 18.04 | |
147 | Г. Ладонщиков «Самокат». | 19.04 | |
148 | По Э. Киселёвой «Скамейка, прыгуны – гвозди и Алик». | 22.04 | |
149 | Названия частей предмета. | 23.04 | |
150 | По Е. Пермяку «Торопливый ножик». | 24.04 | |
151 | Различение сходных предметов и их названий. | 25.04 | |
152 | По В. Сухомлинскому «Вьюга». | 26.04 | |
153 | По И. Бутмину «Трус». | 27.04 | |
154 | Контрольное списывание. | 02.05 | |
155 | По В. Голявкину «Как я под партой сидел». | 03.05 | |
156 | Б. Заходер «Петя мечтает». | 06.05 | |
157 | Обобщающее слово к группе однородных предметов. | 07.05 | |
158 | По В. Витка «Мёд в кармане». | 08.05 | |
159 | По И. Соколову – Микитову «Светляки». | 13.05 | |
160 | Название предметов, отвечающие на вопрос кто? | 14.05 | |
161 | По Г. Цыферову «Петушок и солнышко». | 15.05 | |
162 | Годовая проверочная работа. | 16.05 | |
163 | И. Гамазкова «Прошлым летом». | 17.05 | |
164 | С. Матохин «Поход». | 20.05 | |
165 | Обобщающее слово к группе однородных предметов. | 21.05 | |
166 | По Е. Пермяку «Раки». | 22.05 | |
167 | Постановка вопросов к названиям предметов. | 23.05 | |
168 | В. Викторов «В гости к лету». | 24.05 | |
5. Методические материалы
1. «Чтение» 2 класс-учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях (1 часть). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2017
2. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы.