СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативные коммуникации" (3 класс 2 вариант).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативные коммуникации" разработана для учащихся 3 класса (2 вариант) коррекионной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативные коммуникации" (3 класс 2 вариант).»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;



Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» составлена в соответствии с учебным планом ОГБОУ «ХХХХ школа-интернат для детей сирот и детей, отсавшихся без попечения родителей»  на 2020-2021 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, но реализована будет за 67 часов, в связи с всероссийским праздником 23 февраля.



Дети с глубокой и тяжелой степенью умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.


Цель:


формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.


Задачи:


  • сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;



  • научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;


  • развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;


  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.



        Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». 


Коммуникация


Коммуникация с использованием вербальных средств.


Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой


Коммуникация с использованием невербальных средств.


Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.


Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, .). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.


Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).



Чтение и письмо.


Знакомство с графическими терминами (прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия). Рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала. Звуки и буквы А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н, Р, К, П. Письмо букв А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н, Р, К, П. Составление, чтение, письмо слогов и слов из изученных букв.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.



Личностные результаты.


 В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;

  • проявлять и выражать свои эмоции;

  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;

  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • ступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.



Предметные результаты.


В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;

  • деятельность по подражанию;

  • деятельность по образцу;

  • деятельность по последовательной инструкции;

  • самостоятельная деятельность ученика;

  • умение ребенка исправить допущенные ошибки;

  • умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями;

  • соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;

  • различать изученные буквы (А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н, Р, К, П);

  • находить заданную букву (в слогах и словах).

  • узнавать и различать напечатанные буквы;

  • писать/ печатать изученные буквы, слова;

  • понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



Наименование разделов, тем программ.

Количество часов.

1.

Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя.

1

2.

Слова – приветствия. Слова – прощания. Приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука.

1

3.

Узнавание (различение) имен одноклассников, учителей.

1

4.

Письмо вертикальных и горизонтальных линий.

1

5.

Буква А. Узнавание буквы. Выделение звука А , соотнесение с буквой А, а. Письмо печатной буквы А. Повторение.

1

6

Письмо буквы А по обводке. Повторение.

1

7.

Буква У. Узнавание буквы У. Выделение звука У, соотнесение с буквой У, у. Письмо печатной буквы У. Повторение.

1

8.

Письмо буквы У по обводке. Повторение.

1

9.

Буква М. Узнавание буквы М. Выделение звука М, соотнесение с буквой М, м. Письмо печатной буквы М. Повторение.

1

10

Письмо буквы М по обводке. Повторение.

1

11

Буква О. Узнавание буквы О. Выделение звука О, соотнесение с буквой О, о. Письмо печатной буквы О. Повторение.

1

12

Письмо буквы О по обводке. Повторение.

1

13

Составление и чтение закрытого и открытого слога. «Печатание» изученных букв, слогов и слов.

1

14

Повторение пройденного материала. Диагностика сформированности представлений по пройденному материалу.

1

15

Буква С. Узнавание буквы С. Выделение звука С, соотнесение с буквой С, с. Письмо печатной буквы С. Повторение.

1

16

Письмо буквы С по обводке. Повторение.

1

17

Буква Х. Узнавание буквы Х. Выделение звука Х, соотнесение с буквой Х, х. Письмо печатной буквы Х. Повторение.

1

18

Письмо буквы Х по обводке. Повторение.

1

19

Звук и буква Ш. Выделение буквы Ш. Слова со звуком Ш. Выделение и определение местоположения звука Ш в слове.

1

20

Звук [ш]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

1

21

Письмо буквы Ш по обводке.


1

22

Нахождение буквы Ш среди других букв. Чтение слогов с буквой Ш, ш.

1

23

Письмо печатной буквы Ш.


1

24

Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Ш.

1

25

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

26

Повторение пройденного материала. Диагностика сформированности представлений по пройденному материалу.

1

27

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я».

1

28

Звук и буква Л. Знакомство с артикуляцией звука [л] и графическим образом буквы Л.

1

29

Звук и буква Л . Выделение буквы Л. Слова со звуком [л] . Выделение и определение местоположения звука Л в слове.

1

30

Письмо буквы Л по обводке.


1

31

Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой Л.

1

32

Письмо печатной буквы Л.


1

33

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

34

Рисование прямых линий в разных направлениях.

1

35

Составление альбома «Игрушки».


1

36

Звук [ы]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [ы] по предъявленным предметным картинкам.

1

37

Буква Ы. Конструирование буквы из шнурков, палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

38

Письмо буквы Ы по обводке.


1

39

Работа с разрезной азбукой. Составление и чтение слогов и слов с буквой Ы.

1

40

Письмо печатной буквы Ы.


1

41

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

42

Рисование круга.


1

43

 Рисование овала.


1

44

Звук [н]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [н] по предъявленным предметным картинкам.

1

45

Согласные звуки [Н] [Н’]. Буква Н. Конструирование букв из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

46

Письмо буквы Н по обводке.


1

47

Работа с разрезной азбукой. Составление и чтение слогов и слов с буквой Н.

1

48

Письмо печатной буквы Н.


1

49

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

50

Выделение слова как единицы речи.

1

51

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я».

1

52

Повторение пройденного материала. Диагностика сформированности представлений по пройденному материалу.

1

53

Звук [р]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [р] по предъявленным предметным картинкам.

1

54

Согласные звуки [Р] [Р’]. Буква Р. Конструирование букв из шнурков, палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

55

Письмо буквы Р по обводке.


1

56

Работа с разрезной азбукой. Составление и чтение слогов и слов с буквой Р.

1

57

Письмо печатной буквы Р.


1

58

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

59

Составление альбома «Посуда».


1

60

Звук [к]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [к] по предъявленным предметным картинкам.

1

61

Согласные звуки [К] [К’]. Буква К. Конструирование букв из шнурков, палочек. Нахождение буквы среди других букв.

1

62

Письмо буквы К по обводке.


1

63

Работа с разрезной азбукой. Составление и чтение слогов и слов с буквой К.

1

64

Письмо печатной буквы К.


1

65

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

66

Составление, чтение и письмо слов из изученных букв.

1

67

Повторение изученного за год. Диагностика сформированности представлений по пройденному материалу за год.

1




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



  1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).


  1. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.


  1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.


  1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..


  1. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.


  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.


  1. Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.


  1. Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009


  1. Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.


  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.


  1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 с


  1. Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.


  1. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!