СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Профильный труд, слесарное дело» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Профильный труд, слесарное дело» 8 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ


«Профильный труд, слесарное дело»




Основное общее образование, 8е, 8ж класс

Количество часов – 8 часов в неделю, всего – 288 часов

Учитель – составитель Курбанов Д.Н.







Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

Адаптированная основная образовательная программа ГБПОУ КГТиТ №41,

Учебный план ГБПОУ КГТиТ №41 на 2017-2018 учебный год;

Календарный годовой график на 2017-2018 учебный год;

Программа адаптирована для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Целью программы является обучение и воспитание учащихся с нарушением интеллекта разной степени тяжести, коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

В группу для обучения слесарному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

Учебный материал 5—8 классов знакомит учащихся с основами слесарной обработки металлов. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением и опиливанием, сверлением металла, сборкой деталей в изделия и их отделкой. Приобретаются навыки владения слесарными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном, токарном и фрезерном станках. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется вопросам охраны труда. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Отделка слесарного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

В 7 и 8 классах больше внимания уделяется отработке приемов опиливания материала, изучению устройства станков, инструментов, приспособлений. Непосредственно связаны с последующей подготовкой слесарей-ремонтников, например, темы 7 и 8 классов «Нарезание резьбы» и «Сверление». Последующая специализация учащихся также учитывается темой «Практическое повторение» путем подбора соответствующих работ для каждой группы.

В программу включено машиностроительное черчение. Задача этой темы - научить школьников читать и выполнять несложные чертежи.

Изучение тем токарного дела начинается с теоретических занятий и ознакомительных упражнений. Работают учащиеся на станках в течение года по специальному графику. К самостоятельной работе на токарном станке ребята допускаются только с разрешения врача.

В программе предлагается примерный перечень изделий. Конкретную работу учащихся определяет учитель.


I четверть

Вводное занятие

Задачи обучения на учебный год и план работы на четверть. Правила охраны труда при работе в слесарной мастерской. Ознакомление с образцами изделий, выполненных учащимися 8 класса в мастерской.

Изготовление приспособлений для слесарных и столярных работ

Изделия. Зажимное приспособление к столярному верстаку. Кругорез для сверлильного станка. Комплект опор-прижимов к сверлильному станку.


Теоретические сведения. Изучение чертежей деталей. Технические требования к изделию. Брак при изготовлении деталей и при сборке.


Краска для металлической поверхности: виды, назначение, приемы нанесения. Сохранение кисти. Правила безопасной работы при окраске изделия.


Умения. Работа с краской. Анализ сборочного чертежа на изделие. Содержание сборочного чертежа: спецификация, нумерация составных частей сборочной единицы. Изображение резьбовых и сварных соединений деталей.


Практическая работа. Подбор материала и выполнение заготовок. Изготовление и контроль деталей. Сборка и подгонка. Контроль готовой продукции.

Сверление и зенкование

Объекты работы. Заготовки к изделиям.


Теоретические сведения. Спиральное сверло с коническим хвостовиком, устройство, назначение лапки, ленточек и поперечной кромки, углы резания. Сверла с пластинками из твердых сплавов. Цилиндрические зенковки с торцовыми зубьями: назначение, применение. Кондукторы и другие приспособления, ускоряющие сверление в производственных условиях. Заточка сверла: одинарная (нормальная) и другие виды. Шуруповёрт: назначение, устройство. Правила безопасной работы на сверлильном станке и шуруповёртом.

Умения. Работа шуруповёртом.

Практическая работа. Цилиндрическая деталь: установка и крепление прижимами, сверление. Сверление глубоких отверстий, глухих отверстий и отверстий с уступами. Зенкование цилиндрической зенковкой. Сверление отверстий шуруповёртом.

Изготовление профильных шаблонов

Изделия. Шаблон для разметки изделий. Шаблон для проверки профиля точеного изделия из древесины. Шаблоны для контроля угла заточки зубила, токарных резцов и сверл.


Теоретические сведения. Требования к точности изготовления шаблонов. Угловые градусы и минуты. Универсальный угломер: назначение, устройство, мера отсчета. Малка: назначение и применение.

Умения. Работа с малкой.

Упражнения. Измерение углов транспортиром, малкой и транспортиром. Установка малки на заданный угол. Измерение и разметка углов по универсальному угломеру.


Практическая работа. Опиливание по разметке без накернивания контуров деталей. Маркировка шаблонов цифровыми и буквенными клеймами.

Отделка и защита от коррозии поверхности детали

Объекты работы. Ранее выполненные изделия.

Теоретические сведения. Назначение отделки поверхности деталей. Коррозии черных и цветных металлов: причины (влажность воздуха, шероховатость поверхности изделия, контакт с разнородным металлом), следствия. Способы защиты металла от коррозии. Устойчивые и неустойчивые к коррозии металлы. Краски масляные, эмалевые и на летучих растворителях. Кисти, пистолеты-распылители, шлифовальные шкурки, абразивные порошки и шлифовальные пасты.

Опыт. Воронение детали (показ приема).

Практическая работа. Обработка поверхностей деталей шкурками, абразивными порошками и пастами. Покрытие деталей красками.

Практическое повторение

Вид работ. Изготовления рамки для садовой пилы или ножовочного станка.

Самостоятельная работа

Изготовление гайки-барашка для натяжного винта слесарной ножовки.


II четверть


Вводное занятие

План работы на четверть. Правила охраны труда при работе в слесарной мастерской.

Пространственная разметка и обработка по разметке детали

Изделия. Прижимы для крепления детали на столах фрезерного или сверлильного станков. Призма для разметки цилиндрической детали.


Теоретические сведения. Штангенрейсмус: назначение, устройство, приемы работы. Элемент окружности: хорда. Элемент круга: сегмент. Таблица хорд. Применение таблицы хорд для деления окружности на равные части.

Умения. Работа с штангенрейсмусом.

Упражнения. Деление окружности на равные части циркулем по таблице хорд.

Практическая работа. Разметка наклонных рисок на плоских гранях детали по малке и угломеру. Разметка с помощью штангенрейсмуса.

Фрезерование


Изделия. Детали гибочного приспособления, прижимы и прихваты. Заготовки для молотков, струбцин, призм, оснований рейсмусов.


Теоретические сведения. Виды фрезерных работ. Горизонтально-фрезерный станок: назначение станка, его устройство и органы управления продольной, вертикальной и поперечной подачами. Переключение скоростей. Виды фрез: цилиндрическая, дисковая, торцевая, отрезная. Лимбы (нониусы) продольной и поперечной подачи. Оправка с набором колец. Приспособления для закрепления деталей. Режим резания. Правила чистки и смазки. Охрана труда при работе на станке.

Упражнения. Пуск и остановка станка. Снятие пробной стружки.

Сплавы металлов и термическая обработка стали

Теоретические сведения. Сплавы цветных металлов, их применение и виды: бронза, латунь, дюралюминий. Виды сплавов железа с углеродом: чугун, сталь и их применение. Зависимость свойств от содержания углерода.

Практическое повторение

Виды работ. Изготовление малки простой для слесарных и столярных работ.


Самостоятельная работа

Изготовление торцового ключа к токарному станку.


III четверть


Вводное занятие

План работы на четверть. Правила охраны труда при работе в слесарной мастерской.

Опиливание широкой криволинейной поверхности и сопряжения

Изделия. Струбцина малая подковообразной формы.

Теоретические сведения. Формы поверхности детали: цилиндрическая, плоская, коническая. Элементы поверхности: фаска, галтель, лыска, буртик, паз, торец. Обозначение разреза и. сечения на чертеже.


Практическая работа. Разметка криволинейной поверхности. Подбор напильников. Опиливание цилиндрической поверхности при горизонтальном и вертикальном положении заготовки. Пропиливание полукруглых канавок. Выполнение галтелей при сопряжении плоскости с цилиндрической и конической поверхностью.


Жестяницкие работы

Изделия. Коробка. Ведро детское.


Теоретические сведения. Развертка изделия с припуском на фальцы по кромкам и фальцевые швы. Обработка тонкого металла: деформация, правила безопасности. Фальцевый шов, конструкции (одинарный, одинарный угловой — донный), технические требования, фальцмейсель и оправка для осаживания. Паяние мягким припоем. Электропаяльник: устройство, применение. Припой: назначение, виды. Флюсы: назначение, виды. Правила безопасности и гигиены при паянии.

Упражнение. Выполнение фальцевых швов.

Практическая работа. Разметка развертки по шаблону и чертежу. Выполнение фальцевых швов. Окраска выполненных изделий. Бескислотное паяние деталей. Пропаивание фальцевых швов.

Обработка металла без снятия стружки

Объект работы. Отливка, сварная деталь.

Теоретические сведения. Применение литья в промышленности. Общее представление о литейном производстве. Наиболее распространенные в литейном деле металлы: виды: чугун, сталь, алюминий, бронза и их литейные свойства. Виды обработки металлов давлением: ковка, горячая и холодная, штамповка, прокатка, волочение и их применение. Виды профилей проката.


Сварка металла: виды, применение. Дуговая и контактная электросварка. Газовая сварка и резка металла. Виды слесарной обработки отливок, поверхностей деталей после сварки и резки.


Наглядные пособия. Образцы изделий, обработанных давлением.

Умения. Распознавание вида отработки изделия.

Упражнение. Определение вида обработки изделия по образцу.


Простейший ремонт электронагревательного прибора

Объекты работ. Электроутюг. Соединительный электрошнур. Электроплитка.


Теоретические сведения. Применение электричества в технике и быту. Источники постоянного электрического тока. Проводники и изоляторы. Тепловое действие тока. Понятие сила, напряжение и сопротивление тока. Принципиальная схема прохождения тока в электронагревательном приборе. Напряжение в электросети. Соответствие приемника тока напряжению в электросети. Требования к изоляции проводника тока. Типичные неисправности в электроприборе: обрыв цепи, замыкание на корпус, подгорание мест соединения токоведущих частей, механические неисправности (износ винтовых соединений, поломка ручек). Приемы проверки электрической цепи в приборе. Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь при поражении электротоком.

Умения. Ремонт простых электронагревательных приборов.

Практическая работа. Разборка, ремонт, сборка и испытание электронагревательного прибора.

Практическое повторение

Вид работы. Выполнение жестяницких и других работ по заказу школы.

Самостоятельная работа

Изготовление коробок из кровельной стали.


IV четверть


Вводное занятие

План работы на четверть. Правила охраны труда при работе в слесарной мастерской.

Изготовление контрольных инструментов

Изделия. Угольник контрольный. Линейка лекальная.

Теоретические сведения. Контрольно-измерительный инструмент повышенной точности: виды, устройства. Использование нониуса при измерении. Притирочные материалы: назначение, виды.

Демонстрация опыта. Закалка изделий.


Практическая работа. Определение припуска на доводку. Проверка формы изделия после закалки. Доводка и притирка абразивными материалами.


Личная гигиена рабочего на производстве

Теоретические сведения. Значение личной гигиены на производстве. Быстрое наступление усталости: причины (недостаточный отдых перед работой, неправильная поза работающего, нерациональные приемы труда, отсутствие перерывов в работе для отдыха, заболевание), влияние курения, употребления спиртных напитков, наркотиков. Роль физической культуры и закаливания. Рациональная организация питания. Средства защиты при работе с едкими и летучими веществами (щелочами, красками).

Основные виды обработки металла резанием

Теоретические сведения. Группы металлорежущих станков: токарные, сверлильные, шлифовальные, фрезерные, строгальные. Виды работ, выполняемых на станках каждой группы. Режущий инструмент и его типы: резец, сверло, фреза, шлифовальный круг. Принцип работы. Обычные станки, полуавтоматы, автоматические линии. Основные движения рабочих органов станков: движение резания и движение подачи. Виды движений: прямолинейное и криволинейное, вращательное и поступательное. Правила безопасности на территории завода, цеха.


Комплексная контрольная работа


Натяжной винт для слесарной ножовки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!